ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Мамура Таировна Махмудова
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В этой статье рассказывается о теме музыки в изобразительном искусстве Узбекистана, а также об истории возникновения и развитии музыкальной тематики в живописи; о влиянии истории, традиций и обычаев в данный предмет обсуждения, о вкладе узбекских художников в формирование и дальнейший рост в живописи на тему музыки.
Ключевые слова: Культура Узбекистана, Центральная Азия, Кошук, Лапар Улан, дастаны, маком, эпоха Возрождения Востока, Камолиддин Бехзод, поэма «Сабаи Саёр», «Бахром в Белом дворце», «Возвращение Дилорома к Бахрому», изобразительное искусство, музыка.
INTERPRETATION OF A MUSICAL THEME IN THE NATIONAL FINE
ARTS
ABSTRACT
This article talks about the theme of music in the visual arts of Uzbekistan. And also about the history of the emergence and development of musical themes in painting. About the influence of history, traditions and customs in this subject of discussion. The contribution of Uzbek artists to the formation and further growth of painting on the theme of music.
Keywords: culture of Uzbekistan, Central Asia, Koshuk, Lapar Ulan, dastans, makom, the Renaissance of the East, Kamoliddin Behzod, the poem "Sabai Sayor", "Fringe in the White Palace", "Return of Dilorom to Bakhrom", fine arts, music.
ВВЕДЕНИЕ
Узбекская культура очень красочна и неповторима. Она формировалась тысячелетиями и вобрала в себя традиции и обычаи многих этнических групп проживавших когда-либо на территории нынешнего Узбекистана. Основной вклад в развитие внесли древние иранцы, тюркские кочевые племена, арабы,
китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана отражены в музыке, танцах, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, языке, кухне и одежде. Население Республики, в особенности сельское, почитают традиции, глубоко укоренившиеся в истории страны. Великий Шелковый Путь сыграл большую роль в развитии культуры Узбекистана. Будучи торговым путем, он брал свое начало в Китае и расходился в двух направлениях: первый путь пролегал через Ферганскую долину и казахские степи, второй путь вел через Бактрию к Парфии, Индии и Ближнему Востоку до Средиземного моря.
Великий Шелковый Путь благоприятствовал не только обмену товаров, но также обмену технологий, языков, идей, религий. Таким образом, Великий Шелковый Путь привел к распространению буддизма на территории Центральной Азии.
Музыка и музыкальные инструменты пришли к нам вместе с бродячими музыкантами, странствующими с караванами. Также с торговыми караванами до нас дошли секретные знания о производстве бумаги и чеканке железа.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Культура Узбекистана является одной из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неповторимая национальная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и жанров. Песни и музыкальные инструменты в зависимости от их функции и формы использования могут быть разделены на две группы: песни, связанные с обычаями и традициями, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми, относятся к первой группе. Узбекский народ известен своими песнями. «Кошук» - бытовая песня с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строки поэтического текста. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. «Лапар» это песня-диалог. В некоторых районах термин - «лапар» применялся к свадебным песням. "Улан" (исполняется как диалог мужчины и женщины). Жанр "Ялла" включает в себя два вида песен: мелодия узкого диапазона, и исполнение соло одновременно с танцем. Народные и профессиональные стихи поэтов Востока, используются в качестве текстов для песен. Особое место в узбекском музыкальном наследии занимают "дастаны" (эпическое сказание
лирико-героического содержания). Кроме того, "маком" - составляет основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.
Традиционные узбекские танцы отличаются мягкостью, плавностью и выразительностью движений, это легкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу.
Развитие национальной живописи началось на территории нынешнего Узбекистана много веков назад. В 16-17 веках, значительных успехов достигают искусство рукописи и переплетного дела в Бухаре и некоторых других городских центрах. Художественное оформление манускриптов включало в себя изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонких орнаментов на полях. В Самарканде, и особенно в Бухаре, Центрально-Азиатская школа миниатюрной живописи добилась больших успехов, было разработано множество различных стилевых направлений. Одно из таких направлений, например, связано с традициями Бехзода, которые характеризуется своим нежным стилем написания письма и архитектурными элементами. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. В ней развивалось несколько стилевых направлений. Оно характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов. В XIV-XV веках в эпоху Возрождение Востока, во времена А.Навои, жил и творил основатель восточной миниатюры Камолиддин Бехзод. На полотне художника мы видим дух того времени, восточную музыку, исполнение и танцы. Например, возьмем иллюстрированный миниатюру к эпической поэме «Сабаи Саёр», по названию «Бахром в Белом дворце» и «Возвращение Дилорома к БахромУ». Мы увидим, что каждый герой оригинален, музыканты, которые исполняют удивительную и прекрасную музыку во дворе замка. Дворец представляет собой гармоничную музыкальную симфонию, художественную работу по каллиграфии и стены, разрисованные восточными узорами в сочетании с архитектурой. Живописец легко и просто овладел художественной композицией своим превосходным мастерством.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Одна из самых ярких и самобытных культур Востока - это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования
можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.
Узбекский народ популярен своими песнями. «Газал» - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих черт с «кошуком» имеют «лапар» и «ялла» - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин - лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев - соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока. Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны -эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы - составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.
Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты). Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В XVI-XVII веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. Внутренний мир выдающихся Восточных музыкантов, многогранность их личности и глубину творческих исканий раскрывают портреты Ю.Ражабий(соз.шошмакома) (художникН.Кузибаев, художник С.Рахметов),
A.Икрамова (художник Р.Чориев), М.Ашрафыйа (художник Р.Абдуллаев, художник Р. Худойберганов), композитор дирижер З.Хакназарова (художник
B.Бурмакин, художник Ч. Бекмиров) и др.
Таковы картины восточных художников. На картинах Р.Ахмедова изумительная по поэтическому мироощущению, эмоционального состояния,
вся глубина переживаемого образа редкостной душевной гармонии картина «Утро. Материнство». По-своему музыкальна живопись У. Тансыкбаева -музыкальность настроений, как будто берущая начало в «живописном» цикле времена года, поэтике настроений природы. В полотнах Б. Джалалова ощущаем своеобразный виртуальный парк, где свежий глоток воздуха, воздушностью единение и гармонию с ним. Творчества Ж. Умарбекова одухотворены особой красотой, рождаемой из игры красок и бликов, особого ритма мазков, наполненные солнечным светом, красотой окружающего мира. Его композиции, подобно композициям музыкальным, как будто приобретают своё волшебное единство из неповторимого сочетания «первоэлементов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В живописи же музыка увядания природы, музыка нежного и прозрачного колорита, мягких и плавных линий, нежного сочетания цветовых гармоний как будто обрела вторую жизнь. Многообразие в музыкальном искусстве, которой богата наша родина не могла отразиться и в работах многих художников. Каждый художник в своих полотнах обращается к тематике музыке в открытой, а порой в закрытой форме связывая ее с ритмическими мазками.
Насыщенная цветовая гамма и ритмическая организация полотен художников глубоко национальны по своей сути и уходят корнями в народное орнаментальное и музыкальное искусство.
REFERENCES
1. Баженова Л.М. «Комплексное использование искусства в эстетическом воспитании» - М., 1984.
2. Галеев Б.М. «Свет и музыка в системе искусства» - Казань, 1991.
3. История изобразительного искусства Том Н. М. Сокольникова Московский издательский центр.
"Академия" 2007 стр.133
4. Махмудова, М. Т. (2020). МУСЩАНИНГ ТАСВИРИЙ САНЪАТ АСАРЛАРИДАГИ УРНИ ВА АДАМИЯТИ. Academic Research In Educational Sciences, 1 (4), 80-84.
5. История изобразительного искусства Том 2 Московский издательский центр Н.М. Сокольникова
"Академия" 2007 стр.41
6. Издательство «История искусства Узбекистана» Национального общества философов Узбекистана - Ташкент 2007 стр. 199.
7. Визер, В. В. Живописная грамота : система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - Спб. : Питер, 2006. - 191 с.
8. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М. : Просвещение, 1989. - 188 с
9. Паниотова, Т.С. История искусств [Текст]: учеб. Пособие / Т.С. Паниотова. -Москва: Кнорус, 2012. - 680 с
10. Верман, К. — История искусства всех времен и народов (Европейское искусство средних веков) [Текст]: монография в 3т. Т.2 / К. Верман. - Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 944 с. .
11. Прокофьев В.Н. Портреты Жерико и романтический идеал [Текст] // Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании: сб. ст. / В.Н. Прокофьев. — Москва: Советский художник, 1985. — С. 81 — 100.
12. Ирбутаева, М. Т., Махмудов, М. Ж., & Махмудов, М. Э. (2020). ЖИВОПИСЬ И ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ. Ученый XXI века, 6-1(65), 31-34.
13. Искусство Древнего Египта [Электронный ресурс]. - Москва: Новый диск, 2004.
14. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества [Текст] / Д.С. Лихачев. - Санкт Петербург: Блиц, 1999. - 191 с.
15. Ma'mura Irbutayeva The importance of the teacher-student system in teaching the fine arts. Academic Research In Educational Sciences Vol.1 No. 2. 2020 ISSN 21811385 Page 399-404
16. Saidazimovich, B. I., Turgunovich, A. R., Jabbarovich, M. M., & Tairovna, I. M. (2020). THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE LANDSCAPE GENRE IN THE FINE ARTS. EPRA International Journal of Research and Development, 5(3), 423-424.
16. Мугаллим хэм узликсиз билимлендириу,№ 2/3 2021жыл.Махмудова М.Т. Развитие музыкальной тематики и ее актуальность в изобразительном искусстве Узбекистана, 48-52