Научная статья на тему 'Интерпретация мифотворчества Г. Ф. Лавкрафта в графическом романе Алана Мура «Неономикон»'

Интерпретация мифотворчества Г. Ф. Лавкрафта в графическом романе Алана Мура «Неономикон» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАН МУР / ГОВАРД ЛАВКРАФТ / ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН / ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ALAN MOORE / HOWARD LOVECRAFT / GRAPHIC NOVEL / HORROR LITERATURE / INTERPRETATION / CREATIVE APPROACH / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилов Д. Д.

В статье рассмотрены особенности интерпретации творчества Говарда Лавкрафта в графическом романе Алана Мура «Неономикон». Внимание уделяется определению графического романа, деконструкции лавкрафтовского мифа, сравнению творческого подхода писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE MYTH-MAKING OF H. P. LOVECRAFT IN THE ALAN MOORE''S GRAPHIC NOVEL «NEONOMICON»

This article studies interpretation features of H.P. Lovecraft’s work in the graphic novel «Neonomicon» by Alan Moore. The definition of graphic novel, the deconstruction of Lovecraft’s mythos, and the comparison of creative approach of each writer are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Интерпретация мифотворчества Г. Ф. Лавкрафта в графическом романе Алана Мура «Неономикон»»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82-312.9

Д.Д. Данилов

магистрант, кафедра перевода, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»,

г. Якутск

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФОТВОРЧЕСТВА Г.Ф. ЛАВКРАФТА В ГРАФИЧЕСКОМ РОМАНЕ АЛАНА МУРА «НЕОНОМИКОН»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности интерпретации творчества Говарда Лавкрафта в графическом романе Алана Мура «Неономикон». Внимание уделяется определению графического романа, деконструкции лавкрафтовского мифа, сравнению творческого подхода писателей.

Ключевые слова: Алан Мур, Говард Лавкрафт, графический роман, литература ужасов, интерпретация, творческий подход, постмодернизм.

D.D. Danilov, North-Eastern Federal University, Yakutsk

INTERPRETATION OF THE MYTH-MAKING OF H. P. LOVECRAFT IN THE ALAN MOORE'S GRAPHIC

NOVEL «NEONOMICON»

Abstract. This article studies interpretation features of H.P. Lovecraft's work in the graphic novel «Neonomi-con» by Alan Moore. The definition of graphic novel, the deconstruction of Lovecraft's mythos, and the comparison of creative approach of each writer are analyzed in this article.

Keywords: Alan Moore, Howard Lovecraft, graphic novel, horror literature, interpretation, creative approach, postmodernism.

Творчество американского писателя Говарда Лавкрафта стало известно широкому читателю только после его смерти. К началу XXI столетия его влияние на мировую литературу распространилось далеко за пределы американского континента. Прежде всего этому влиянию подверглась Великобритания, столь любимая Лавкрафтом при его жизни. Колин Уилсон, Нил Гейман, Рэмси Кэмпбелл - многие знаменитые британские писатели оставили свой след в истории лавкрафтовских «Мифов Ктулху».

Равно как и наоборот: мифотворчество Лавкрафта повлияло на авторский почерк многих из них. Некоторые авторы интерпретировали его канон по-своему: например, американец Август Дер-лет первым применил по отношению к нему традиционный христианский подход, разделяя мир на добро и зло. Сам Лавкрафт, как известно, такого подхода не разделял. Согласно концепции его «Мифов Ктулху», во Вселенной нет абсолютного добра и зла. Она вообще представляет собой хаос, в котором человек может надеяться лишь на милость судьбы. И далеко не всегда судьба бывает к нему благосклонна, награждая безумием, а то и смертью. Дерлет же, ввиду своего христианского воспитания, ставил во главу угла надежду, которая неизменно присутствует в его рассказах и в конечном итоге помогает героям побороть неведомое зло.

Подобный подход позднее применил британский писатель Брайан Ламли, автор повестей о детективе-оккультисте Титусе Кроу и его друге Анри де Мариньи. Здесь герои активно сражаются с миньонами лавкрафтовского божества Ктулху. Ламли прежде всего верит в человека, который сам творит свою судьбу и выходит победителем, и однажды признавался в письме журналу «Склеп Ктулху», что ему «сложно с людьми, которые падают в обморок от малейших проблем. Меня не испугать криками и шорохами <...> В этом главное отличие моих рассказов... и лавкрафтовских. Мои герои сражаются за свою жизнь. Более того, они еще и довольно оптимистичные» [4, с. 57].

Такие подходы разделяли и разделяют поклонников писателя на два лагеря до сих пор. Одни выступают за сохранение канонов мифотворчества Лавкрафта, другие совершенно не

против его модернизации в угоду веяниям современности.

Но именно сейчас, в начале XXI века, идеи писателя становятся предметом совершенно новой интерпретации. Одним из ее образцов является творчество британского автора Алана Мура. Прославленный писатель, сценарист, музыкант, художник и оккультист, он прежде всего работает в сфере графического романа. Это своеобразная разновидность комикса - роман, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. По содержанию такие произведения обращены больше к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту (англ. adult content). Графические романы отличаются от традиционных комиксов не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. В настоящее время термин «графический роман» часто используется авторами для того, чтобы отделить своё творчество от основной массы комиксов [1].

Алана Мура прославили такие графические романы, как «Хранители», «V - значит Вендетта», «Лига выдающихся джентльменов» и многие другие. Такие писатели, как Джордж Хури и Лэнс Паркин, называют его лучшим автором графических романов в истории. И такое мнение не лишено основания. Творчество Мура - яркий образец постмодернистской традиции в литературе. Его тексты обладают массой подтекстов и отсылок к популярной английской литературе, новаторскими находками, отличаются глубиной повествования и оригинальной философией.

Как отмечает биограф Мура Лэнс Паркин, был ли писатель поклонником литературы ужасов - доподлинно не известно. Зато в детские годы Алан Мур был буквально очарован древними легендами и мифами, а в юношестве он познакомился с книгами Денниса Уитли и Говарда Лавкраф-та. Тогда же будущий писатель увлекся оккультизмом и начал создавать стихи и рисунки, вдохновленные творчеством Лавкрафта [5]. Любовь к произведениям американского классика ужасов писатель пронес через всю жизнь, что в итоге привело к созданию собственных «лавкрафтовских» произведений. Хотя таких в творчестве Мура немало, именно в графическом романе «Неономикон» (2010) впервые проявляется характерный подход Мура к мифотворчеству Лавкрафта.

По сюжету «Неономикона», агенты ФБР Меррилл Брирс и Гордон Лэмпер продолжают расследовать загадочное дело об убийствах в нью-йоркском районе Ред-Хук. В ходе расследования уже сошел с ума их предшественник, агент Элдо Сакс. Герои обнаруживают целый подпольный культ, основанный на мифах Говарда Лавкрафта, и невольно запускают цепь фатальных событий. Этот сюжет, в свою очередь, является продолжением рассказа Мура «Задний двор» (1994), в котором фигурирует расследование Элдо Сакса, приведшее его сначала к загадочному наркотику Акло как причине убийств, а в конечном итоге - к безумию.

В своем графическом романе британский писатель деконструирует определенные каноны американского предшественника. Мур словно намеренно добавляет в нее темы и образы, которых Лав-крафт в своем творчестве старательно избегал. Например, один из его главных персонажей - женщина, агент Брирс. У Лавкрафта же заглавными персонажами традиционно являлись мужчины. Женщины в его рассказах присутствуют либо в качестве общего фона, либо играют сугубо отрицательную роль, как в рассказах «Тварь на пороге» или «Ужас в Данвиче». Факт присутствия протагониста женского пола в романе Мура свидетельствует о том, насколько изменилось общество со времен Лавкрафта. В современную эпоху женщины уже не просто хранительницы домашнего очага. Они занимают традиционно считавшиеся мужскими должности - в данном случае полевого агента, следователя и т.п.

Кроме того, изменилось и отношение женщин к сексуальной жизни, которое стало более раскованным и свободным. В «Неономиконе» агент Брирс и вовсе страдает нимфоманией. В этом вновь обнаруживается расхождение с авторской манерой Лавкрафта, согласно которой его персонажи подчеркнуто асексуальны. Они не то что не обладают сексуальными отклонениями, но даже не испытывают любовного влечения в какой-либо форме.

Известно также, что Лавкрафт продолжительное время обладал расистскими взглядами. В «Неономиконе» же напарником Брирс выступает афроамериканец Лэмпер, причем в качестве положительного персонажа. В оригинальном мифотворчестве Лавкрафта (например, в рассказе «Зов Ктулху») разного рода туземцы изображались скорее отсталыми дикарями, поступки и верования которых непременно несли в себе зло. Мур в своем романе поступает на-

оборот, наделяя подобными «сектантскими» качествами именно героев европеоидной расы.

Все вышеперечисленные отличия наглядно свидетельствуют об изменениях в обществе со времен Лавкрафта. Они восходят прямиком к эпохе грандиозных социальных перемен 1960-х годов - времени, когда женщины, национальные и иные меньшинства активно боролись за гражданские права. Без всего этого современная западная культура была бы совершенно иной, и никакие новые интерпретации не только лавкрафтовских, но и других сюжетов в литературе были бы невозможны. Толерантность - один из столпов современного космополитичного мира - нашла в романе Алана Мура свое отражение, пусть и достаточно своеобразное.

Также для «Неономикона» характерно то, что Мур не использует топонимику Лавкрафта. Он намеренно помещает своих героев в обстановку реального мира, в котором не существует вымышленных городов вроде Аркхема или Инсмута. Как утверждал писатель в интервью интернет-изданию The Skinny, «здесь как бы само собой разумеется, что эти города существуют лишь в рассказах Г. Ф. Лавкрафта. <...> Признавая связь с творчеством Лавкрафта, можно поверить в то, что это происходит либо в нашем мире, либо очень на него похожем, нежели в традиционном мире Лавкрафта» [3].

Однако здесь выясняется, что Мур, с одной стороны, произвел внешнюю деконструкцию сюжетных элементов «Мифов Ктулху», с другой, он все же остается верен их основной философии. Так, попытки агента Брирс бороться с негативным самовосприятием и невозможностью контролировать свое сексуальное поведение безжалостно пресекаются, когда она становится не чем иным, как сексуальным объектом коварных сектантов, и жестоким образом лишается возможности выбора [2]. Наконец, она убеждается в существовании так называемого рыбочеловека - Глубоководного из рассказов Лавкрафта, которого сектанты почитали за полубожество. Встреча женщины с ним является одним из самых шокирующих эпизодов романа. Существо совершает акт изнасилования, в результате которого Брирс беременеет. И здесь Мур отвечает на свой вопрос о гуманоидной природе божества Ктулху. Ведь все остальные сущности в мифотворчестве Лавкрафта, как справедливо замечает писатель, бесформенные или даже бесплотные.

Таким образом, сам Лавкрафт присутствует в мире Алана Мура как своего рода пророк, а его книги становятся некими скрижалями, в которых описана неизбежная судьба человечества. Согласно этой теории, само мифотворчество Лавкрафта обращается в тот самый «Неоно-микон». Это предсказание конца света, начало которому положил Ктулху, рожденный человеческой матерью от Глубоководного против ее воли. Следует добавить, что воля в романе отсутствует и у пленивших Брирс сектантов. Они на самом деле такие же пешки в игре высших сил, а потому к финалу, выполнив нужную работу, гибнут от рук (лап) собственного божества.

Таким образом, Мур пересказал классические лавкрафтовские сюжеты на новый лад. Об этом говорит даже название романа, обыгрывающее название магической книги «Некрономикон» из «Мифов Ктулху». В постмодернистском видении Мура фантастика Лавкрафта сливается с реальностью, образуя тем самым реальность совершенно новую - или даже новый миф, но уже в декорациях современности.

Список литературы:

1. Графический роман [Электронный ресурс] / Википедия. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Графический роман (дата обращения: 26.11.2016).

2. Derie, R., Linton, J. The Horror of Rape: Alan Moore, Lovecraft, and Neonomicon [Электронный ресурс] / Facts in the Case of Alan Moore's Providence. URL: https://factsprovidence. wordpress.com/moore-lovecraft-comics-annotation-index/the-horror-of-rape-alan-moore-lovecraft-and-neonomicon/ (дата обращения: 26.11.2016).

3. Gieben, B. Choose Your Reality: Alan Moore Unearthed [Электронный ресурс] / The Skinny. URL: http://www.theskinny.co.uk/music/interviews/choose-your-reality-alan-moore-unearthed (дата обращения: 26.11.2016).

4. Lumley, B. Mail-Call of Cthulhu // Crypt of Cthulhu. 1989. Vol. 9, № 1. P. 57.

5. Parkin, L. Magic Words: The Extraordinary Life of Alan Moore. London: Aurum Press Ltd, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.