5. Автоматизированная система обеспечения законодательства. Законопроект № 485143-6 // Государственная Дума РФ : официальный сайт. — URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=485143-6 (дата обращения: 14.08.2014).
References:
1. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti regulirovanija dejatel'nosti nekommercheskih organizacij, vypolnjajushhih funkcii inostrannogo agenta : federal'nyj zakon RF ot 20 ijulja 2012 g. № 121-FZ // Rossijskaja gazeta. — 2012. — 23 ijulja.
2. Zakon ob «inostrannyh agentah» vstupil v silu v Rossii // Oficial'nyj sajt radiostancii «Golos Ameriki». — URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/amnesty-international-on-foreign-agents-law/1550411.html (data obrashhenija: 02.01.2014).
3. Prokuror upreknul Picunovu v razvitii grazhdanskogo aktivizma // Vzgljad-info. — URL: http://www.vzsar.ru/news/2014/08/08/prokyror-ypreknyl-picynovy-v-razvitii-grajdanskogo-aktivizma.html (data obrashhenija: 10.08.2014).
4. O vnesenii izmenenij v federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam uporjadochenija obmena informaciej s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnyh setej : federal'nyj zakon RF ot 5 maja 2014 g. № 97-FZ // SPS «Garant».
5. Avtomatizirovannaja sistema obespechenija zakonodatel'stva. Zakonoproekt g № 485143-6 // Gosudarstvennaja Duma RF : oficial'nyj sajt. — URL: http://asozd2.duma. * gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=485143-6 (data obrashhenija: 14.08.2014).
m
□l А.И. Чернявский, A.I. Chernyavsky,
c аспирант Post-graduate Student,
< кафедры политических наук Russian Academy of National Economy
g Российской академии народного and State Service under the President
fe: хозяйства и государственной службы of the Russian Federation
при Президенте РФ [email protected]
Интерпретация концепта «политическое
о лидерство» в дискурсивном пространстве
т „ „
<: современной отечественной
с и зарубежной политической науки
88 Аннотация: в статье анализируются институциональные и неформальные характеристики
- политического лидерства в современной России. Изучаются его исходные типы и возможные модели
трансформаций в зависимости от изменяющейся политической конъюнктуры. Определяется зави-Ю симость эволюции политического лидерства в контексте осуществляемых государством политико-О правовых реформ. Проводятся аналогии в понимании политического лидерства в экономической и N политической сферах жизни общества. Выделяются «рыночные параметры» политического имиджа, П которые имеют не только социально-политическое значение, но и маркетинговую функциональность (узнаваемость, динамичность, возможность быстрого изменения ключевых параметров). Интерпретируется взаимосвязь имиджевых компонентов политических деятелей с ключевыми трендовыми характеристиками их лидерских качеств.
Сравниваются традиции объяснения феномена политического лидерства в европейской, американской и российской школах политической науки. Описывается специфика отечественных подходов к конструированию концепта «политическое лидерство» в научных дискурсивных практиках. В процессе интерпретации феномена политического лидерства в статье использовались методики
контент-анализа, интент-анализа, дискурс-анализа, ивент-анализа для систематизации и обобщения разнородной теоретической и эмпирической информации по изучаемой тематике. Цель статьи — проанализировать отражение феномена «политическое лидерство» в общественно-научных дискурсивных практиках отечественной, европейской и американской школах политических исследований.
Ключевые слова: политическое лидерство, политический лидер, политический руководитель, команда политического лидера, управленческая команда, модели политического лидерства, пространство региональной политической власти. s
н
е
The interpretation of the concept «political g
leadership» in the discursive space а
of modern domestic and foreign political science i
Abstract: the article analyzes the institutional and informal characteristics of political leadership in ц
modern Russia. Study his original types and possible model transformations based on changing political situ- о ф
ation. Is determined by the dependence of the evolution ofpolitical leadership in the context of the government .g ¿
for political and legal reforms. Are analogies in understanding political leadership in economic and political | «
spheres of society. There are market parameters"political image, which have not only the socio-political H л
significance, and marketing functionality (awareness, agility, quick changes of key parameters). Interpreted § т
the relationship of image components politicians with a key trend characteristics of their leadership qualities. s ' 4
Compared with the traditional explanations of the phenomenon of political leadership in the European, е о
Фе
7s
American and Russian schools of political science. Describes the specifics of the domestic approaches to the 0 о
design of the concept "political leadership" in scientific discursive practices. In the process of interpretation в 3
of the phenomenon of political leadership in the article used techniques of content analysis, intent-analysis, ф g
discur analysis, event analysis for systematization and generalization of the diverse theoretical and empirical о
information on the studied subject. The purpose of this article is to analyze the reflection of the phenomenon s ' в
of "political leadership in the public scientific discursive practices of domestic, European and American s »
schools of political studies. 8
Keywords: political leadership, political leader, a political leader, a team leader, management команда. б ш модели political leadership, the space of the regional political authorities.
Феномен политического лидерства занимает особое место в со- л
® и ж к о -5
временной политическом жизни. К концепту «политическое лидерство», за- и 2 ключающему в себе различные ценности и идеи, апеллируют исследователи, С О а также политики в своих программах, речах и обращениях. Изучение дан- о Ч
ного концепта позволяет исследовать специфику изменений, происходящих в современном обществе, т. к. здесь концентрируются властные интересы к й граждан, механизмы сотрудничества или противоборства политических ли-
89
деров, качественные и количественные характеристик и дискурса политического лидерства. Во многих современных государствах политическое лидерство является существенным элементом в панораме общественной жизни. Цель настоящей статьи — провести сравнительный анализ моделей политического лидерства, представленных в дискурсивном пространстве современной политической науки.
В политической науке, при наличии общности исходных позиций, по- | нятия «лидерство» и «лидер» характеризуются неоднозначно. Это можно £ доказать, выделив следующие подходы к их трактовке. Согласно американской школе политической науки лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
Иначе говоря, это «власть, это процедура лидерства, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям» [1, с. 46]. Данный концепт является наиболее общим способом интерпретации феномена лидерства. Он основан на принципе господства-подчинения, присущего любому социально-политическому институту.
Еще один общий подход к концепту «политическое лидерство» также представлен в американской школе политической науки. Его автором является О. Тид. Согласно его теории лидер должен обладать следующими идеальными качествами: острым умом, твердой волей, целеустремленностью, энергичностью, незаурядными организаторскими способностями, готовностью брать на себя ответственность, компетентностью, способностью внушать доверие [2, с. 55]. Другими словами, сущность этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися характеристиками человека, которые при определенном сочетании делают возможным его политическое лидерство в социуме.
Более конкретизированный характер носит структурно-функциональный подход к политическому лидерству. В его основе лежит положение, выдвинутое немецкими политологами, согласно которому лидерство — это, прежде всего, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, руководящая должность. Такая трактовка лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных § позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» [3, с. 18].
Органическим дополнением к структурно-функциональному подходу ° исследования политического лидерства служит «теория влияния», разрабо-к танная американскими и немецкими политологами (В. Кац, Л. Эдингер). т Ученые полагают, что лидерство — это влияние на других людей. При этом ш необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны [4, с. 24]. Обозначенная дд модель политического лидерства тесно связана с другим подходом, ин-
- терпретирующим сущность данного феномена с точки зрения концепции
менеджмента. В его контексте политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают ^ свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (при этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага).
Такая интерпретация политического лидерства, по оценкам большинства специалистов, применима к большинству современных институтов. Однако ее
к
с
с
о
сч
наибольшая эффективность может быть достигнута только в демократических организациях: государстве, партии и т. п. В политических же системах, где лидер представляет собой системообразующий институт, указанная модель лидерства будет неэффективна. В обозначенной ситуации лидер будет символом общности и образцом политического поведения группы. Он будет выдвигаться снизу, преимущественно стихийно, и приниматься
последователями. В европейской школе политической науки такая модель н
политического лидерства получила название «теория замещения» [5, с. 12]. р
Еще в одной концептуальной модели объяснения политического лидер- §
ства делается акцент на отличиях лидерства от руководства. Так, израиль- Ц
ский политолог И. Идизес считает, что политическое руководство, «в от- §
личие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную о
систему отношений» [6, с. 25]. В данном контексте политическое лидерство о §
представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одно- § а
го или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, м «
Ф ^
организацию или группу. Сам же феномен лидерства — это, прежде всего О И
человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа О и
или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, Ч С
необходимых политическому деятелю, стремится и способен консолиди- с §
ч
®
ш
ровать усилия окружающих и активно воздействовать на этот процесс для достижения обозначенных и выдвинутых им целей [6, с. 24.].
Одной из современных теорий политического лидерства является концепция немецких политологов, в частности Ц. Ритси и С. Шкаал. Они считают, что проблема политического лидерства возникает лишь при на- у личии определенных политических свобод, т. е. в условиях демократии. Явлению демократического лидерства немецкие ученые уделяют особое внимание, т. к. лидерство как особый институт наиболее эффективен при условии, что политические желания, предпочтения, интересы граждан находят свое отражение в политических решениях лидера, а это возможно только в демократических условиях [7, с. 3]. Указанное утверждение можно К С обосновать следующими положениями. Во-первых, феномен «политическое о лидерство», по мнению современных ученых, выступает гарантом реализа-
СЛ д
е и
ж К
И
X =1
У т
ции политических решений, а также является атрибутом представительной и § демократии. Во-вторых, особое внимание уделяется гендерному подходу, которому посвящено большое количество теоретических работ. Для совре- д^
менной России проблема «женского» политического лидерства является наи- -
более актуальной [7, с. 25], что отражает зависимость образа политической жизни социума от моделей политического лидерства, существующих в нем. ^ Одной из вариаций демократической модели лидерства является теория х «групповой культуры». Согласно ее положениям лидерство понимается Ц через феномен групповой культуры. Одним
ступает канадский ученый Э. Берн. С его точки зрения, существует три | компонента, формирующих единую лидерскую модель: ответственный лидер, выполняющий роль лидера в политической структуре; эффективный лидер — принимает решения, может иметь или не иметь своей роли в
политическом структуре, но при этом является самой значимом личностью в индивидуальной структуре; психологический лидер — имеет наибольшее влияние на частную структуру политической организации и занимает нишу лидерства в своей институциональной группе [8, с. 43]. Все три компонента лидерства должны быть сосредоточены в одном индивиде, полагает ученый.
Противоположностью указанных подходов к объяснению политического лидерства является его ситуационная модель. В ее рамках политическое лидерство рассматривается исключительно как функция определенной ситуации. Как отмечал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях» [9, с. 47]. При этом общество, в котором происходит «смена ситуаций» может быть как демократическим, так и недемократическим. Главное — не внешние факторы, а то, как лидер способен к ним адаптироваться. Чтобы точно оценить ситуацию, лидер должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу, задачи, потребности, полномочия и качество информационного поля.
В рамках личностно-ситуативной концепции лидерства ряд европейских i исследователей, в частности Е. Холландер, вводят понятие «кредит доверия» ^ (Idiosyncrasy Credit), или право лидера на нестандартность поведения в к определенных рамках [10, с. 22]. Согласно указанному принципу лояльность gj и доверие к действиям лидера общество проявляет при условии соответствия § поведения лидера нормам, принятым в обществе, и его компетентности. ti В зависимости от правильности или ошибочности своих действий лидер может полностью соответствовать ожиданиям общества или потерять его уважение и быть им смещен. Данная теория политического лидерства в западной школе политической науки, в частности европейской, относится к инструментальным теориям менеджмента. ° В американской же школе наметилась тенденция различения понятий к «менеджер» и «лидер» в публичном поле политики. Различие идет по линии, с m одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой — стан-m дартизированного, шаблонного и инновационного, творческого поведения. По мнению американского политолога П. Коттера, менеджер-лидер должен заботиться о том, чтобы общество эффективно выполняло порученные им 92 задачи. Лидер-политик, напротив, призван своевременно понимать вызовы
- и требования времени, развивать инновационные идеи, необходимые для
успешного решения важнейших проблем будущего [11, с. 213].
Ряд американских исследователей проводят различие между менеджером-политиком и лидером-политиком по линии формального и неформального ^ лидерства соответственно. Как отмечает известный американский практик Л. Дженсон, для современной политической системы США «характерна тенденция искать не столько менеджеров, сколько политических лидеров. Менеджеры делают дело так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры — это люди, которые выявляют все лучшее в других» [12, с. 303].
IZ
с
о
OJ
Общие направления интерпретации феномена «политическое лидерство» в американской, европейской и российской школах политической науки следующие: во-первых, политическое лидерство понимаемся как часть политического процесса, связанного с политическими институтами, т. е. абстрактные модели объяснения лидерства практически отсутствуют; во-вторых, политический лидер — это одновременно и менеджер, и политик, т. е. и «технологический» субъект политического процесса, и «творческий»; Т в-третьих, феномен политического лидерства в большинстве концептов о представляет собой сложное, многосоставное явление, которое имеет ряд ТТ взаимозависимых друг от друга и от «окружающей среды» параметров; Ц в-четвертых, в значительной части проанализированных концептов на первом * плане выступают личностные качества политических лидеров, а затем их ° социальные характеристики. о §
Отличительные особенности интерпретации феномена лидерство» в американской, европейской и российской школах политиче- § § ской науки состоят в следующем: во-первых, европейские концепты «политическое лидерство» в большинстве случаев связывают данное явление с демократическим процессами, протекающими в социуме. Проблематика
° Т 1
®
п
о
лидерства в недемократическом социальном пространстве рассматривает- с ® ся как «негативное отклонение» от нормы. В американской и российской
школах политической науки, напротив, «внешней среде» уделяется не такое О С
подробное внимание, больший акцент делается на прикладных аспектах | О функциональности системы «лидер-социум». Во
российской школах политического лидерства к поведению политика выдви- у ш
гаются определенные требования и нормы (отклонение от которых означает ® С
«кризис доверия» к лидеру), имеющие достаточно формальный, свободный 0 р
для интерпретаций характер. В-третьих, несмотря на все попытки провести § В
различия между менеджером-лидером и менеджером-политиком, амери- | О
канская и российская школы исследования политического лидерства, по Ч §
сравнению с европейской, характеризуются отождествлением этих явлений. с "О
5 о
Список литературы: Н Н
1. Такер, Р.С. Политическое лидерство / Р.С. Такер. — М.: Ино-Пресс, 1981. — уТ
-> л -> ГО
343 с. |®
2. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации /
Дж. Шелдрейк. — СПб.: Питер, 2001. — 260 с. 93
3. Шварценбернг, Н.С. Политическое лидерство: функциональный подход / -
Н.С. Шварценбернг. — М.: Логос, 2008. — 310 с.
4. Эйдингер, С. Инструментальное лидерство / С. Эйдингер. — М., 2005. — 220 с.
5. Грохх, С. К пониманию российского и американского политического лидерства (очерки политического анализа) / С. Грохх. — М.: РАПН, 2006. — 290 с. .<£
6. Горбачев, М.В. Особенности трансформации моделей регионального полити- | ческого лидерства в общественно-политическом дискурсе современной России // о Правовая политика и правовая жизнь. — 2013. — № 4. — С. 23—25.
7. Шкаал, С. Политические роли современных партийных лидеров / С. Шкаал. — М.: Логос, 2008. — 290 с.
8. Ковей, Р. Принципы политического лидерства (электоральное пособие) / Р. Ковей. — М.: Алетейя, 2009. — 92 с.
9. Берн, Е. Структура и динамика в организованных группах / Е. Берн. — М.: Наука, 2003. — 340 с.
10. Стогдилл, Р. Политическое лидерство в современном обществе / Р. Стогдилл.
— М.: Ин. литература, 2004. — 345 с.
11. Горбачев, М.В. Политический лидер в дискурсивном пространстве СМИ (на примере кризисной риторики Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 2008—2009 годов) // Вестник Саратовской государственной юридической академии.
— 2012. — № 6. — С. 211-215.
12. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк. — СПб.: Питер, 2001. — 230 с.
References:
1. Taker, R.S. Politicheskoe liderstvo / R.S. Taker. — M.: Ino-Press, 1981. — 343 s.
2. Sheldrejk, Dzh. Teorija menedzhmenta: ot tejlorizma do japonizacii / Dzh. Sheldrejk.
— SPb.: Piter, 2001. — 260 s.
3. Shvarcenberng, N.S. Politicheskoe liderstvo: funkcional'nyj podhod / N.S. Shvarcenberng. — M.: Logos, 2008. — 310 s.
4. Jejdinger, S. Instrumental'noe liderstvo / S. Jejdinger. — M., 2005. — 220 s.
5. Grohh, S. K ponimaniju rossijskogo i amerikanskogo politicheskogo liderstva (ocherki politicheskogo analiza) / S. Grohh. — M.: RAPN, 2006. — 290 c.
x 6. Gorbachev, M.V. Osobennosti transformacii modelej regional'nogo politicheskogo
s liderstva v obshhestvenno-politicheskom diskurse sovremennoj Rossii // Pravovaja politika ^ i pravovaja zhizn'. — 2013. — № 4. — S. 23-25.
< 7. Shkaal, S. Politicheskie roli sovremennyh partijnyh liderov / S. Shkaal. — M.: Logos, g 2008. — 290 c.
8. Kovej, R. Principy politicheskogo liderstva (jelektoral'noe posobie) / R. Kovej. — £ M.: Aletejja, 2009. — 92 s.
s 9. Bern, E. Struktura i dinamika v organizovannyh gruppah / E. Bern. — M.: Nauka,
<£ 2003. — 340 s.
s 10. Stogdill, R. Politicheskoe liderstvo v sovremennom obshhestve / R. Stogdill. —
s M.: In. literatura, 2004. — 345 s.
О 11. Gorbachev, M.V. Politicheskij lider v diskursivnom prostranstve SMI (na primere
K krizisnoj ritoriki Prezidenta Rossijskoj Federacii D.A. Medvedeva 2008-2009 godov) //
< Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. — 2012. — № 6. — S. 211-215. О 12. Sheldrejk, Dzh. Teorija menedzhmenta: ot tejlorizma do japonizacii / Dzh. Sheldrejk. <C — SPb.: Piter, 2001. — 230 s.
i-о
N
CO