Научная статья на тему 'Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела "Троя"'

Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела "Троя" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
323
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЭВИД ГЕММЕЛ / ТРИЛОГИЯ "ТРОЯ" / МИФЫ / АНТИЧНЫЕ ОБРАЗЫ / ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА / DAVID GEMMELL / THE TRILOGY TROY / MYTHS / ANCIENT GREEK CHARACTERS / TROJAN WAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анисимов А. Б.

Статья посвящена рассмотрению образов античных персонажей в трилогии «Троя» британского писателя Дэвида Геммела. Сюжет трилогии, как следует из самого названия цикла, строится вокруг событий и героев легендарной Троянской войны. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что сейчас происходит оживление интереса к античности, в частности, возрастает интерес к различным литературным интерпретациям мифологического сюжета о Троянской войне. К тому же, отечественная наука до сих пор не уделяла должного внимания творчеству Д. Геммела. Интерпретация античных образов в трилогии «Троя» не была еще предметом специального исследования, система персонажей не подвергалась всестороннему литературоведческому анализу. Цель статьи -исследование интерпретации образов античных героев в трилогии Дэвида Геммела «Троя» на основе рассмотрения образов главных героев и второстепенных персонажей в их связи с античной традицией.Материалом исследования являются три романа Дэвида Геммела из цикла «Троя». В ходе исследования были использованы сравнительно-сопоставительный метод,методы цитирования и целостного анализа литературного произведения. В отличие от сюжета «Илиады» Гомера, где повествование начинается в самом конце военных действий, у Дэвида Геммела происходит деконструкция сюжета, смещающая акцент на начальный период войны между троянцами и греками. Писатель уделяет большое внимание причинам и деталям военных действий, при этом богато раскрывая внутренний мир героев, мотивы и результаты их поступков. Дэвид Геммел устраняет из древнего предания фактор божественного вмешательства. В трилогии искажение известных мифологических сюжетов сделано сознательно и полностью соответствует замыслу автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interpretation of ancient Greek characters in David Gemmell’s trilogy ‘Troy’

The article focuses on the images of ancient Greek characters in the trilogy Troy written by the British novelist David Gemmell. The plot of the trilogy, as the title of the cycle implies, refers to the events and heroes of the legendary Trojan War. The relevance of this article depends on the current revival of interest in classical mythology and literature. In particular, there is an increasing interest in various literary interpretations of the myth of the Trojan War. In addition, Russian literary criticism has not paid sufficient attention to the study of David Gemmell’s novels. The interpretation of ancient Greek characters in the Troy trilogy has not yet been the subject of special study and comprehensive literary analysis. The purpose of the article is to study the interpretation of ancient Greek characters in the trilogy of David Gemmell’s Troy based on the inquiry of the main and minor characters’ imagery in the nexus between them and the ancient Greek traditions. In the article, we applythe comparative methodand the holistic analysis of literary works along withthe citation method. However, unlike the plot of Homer’s Iliad which tells about the events during the last months of the ten-year siege of the city of Troy by a coalition of Greek states, the deconstruction of the plot takes place in Gemmell’s novels, shifting the emphasis to the initial period of war between the Trojans and Greeks. The writer pays great attention to the reasons and details of war, while profoundly revealing the inner world of the characters, the motifs and the results of their actions. David Gemmell removes the factor of divine intervention from the hoary legend. In the trilogy, the distortion of well-known mythological plots is made consciously in keeping with the author’s intention.

Текст научной работы на тему «Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела "Троя"»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

LITERARY STUDIES

Оригинальная статья УДК 82.091

DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-152-158

Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела «Троя»

А.Б. Анисимов

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация ORCID ID:0000-0002-0804-9l03; Researcher ID: G-3298-20l9;e-mail:anis_and@mail.ru

Получена: 19.04.2019 /Принята: 30.04.2019 /Опубликована онлайн: 25.06.2019

Резюме. Статья посвящена рассмотрению образов античных персонажей в трилогии «Троя» британского писателя Дэвида Геммела. Сюжет трилогии, как следует из самого названия цикла, строится вокруг событий и героев легендарной Троянской войны. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что сейчас происходит оживление интереса к античности, в частности, возрастает интерес к различным литературным интерпретациям мифологического сюжета о Троянской войне. К тому же, отечественная наука до сих пор не уделяла должного внимания творчеству Д. Геммела. Интерпретация античных образов в трилогии «Троя» не была еще предметом специального исследования, система персонажей не подвергалась всестороннему литературоведческому анализу. Цель статьи -исследование интерпретации образов античных героев в трилогии Дэвида Геммела «Троя» на основе рассмотрения образов главных героев и второстепенных персонажей в их связи с античной традицией.Материалом исследования являются три романа Дэвида Геммела из цикла «Троя». В ходе исследования были использованы сравнительно-сопоставительный метод,методы цитирования и целостного анализа литературного произведения.

В отличие от сюжета «Илиады» Гомера, где повествование начинается в самом конце военных действий, у Дэвида Геммела происходит деконструкция сюжета, смещающая акцент на начальный период войны между троянцами и греками. Писатель уделяет большое внимание причинам и деталям военных действий, при этом богато раскрывая внутренний мир героев, мотивы и результаты их поступков. Дэвид Геммел устраняет из древнего предания фактор божественного вмешательства. В трилогии искажение известных мифологических сюжетов сделано сознательно и полностью соответствует замыслу автора. Ключевые слова: Дэвид Геммел, трилогия «Троя», мифы, античные образы, Троянская война. Для цитирования: Анисимов А.Б. Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела «Троя» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 2: 152-158. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-152-158.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-152-158

The interpretation of ancient Greek characters in David Gemmell's trilogy 'Troy'

Andrei B. Anisimov

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russian Federation ORCID ID: 0000-0002-0804-9103; Researcher ID: G-3298-2019; e-mail:anis_and@mail.ru

Received: 19.04.2019 /Accepted: 30.04.2019 /Publishedonline: 25.06.2019

Abstract: The article focuses on the images of ancient Greek characters in the trilogy Troy written by the British novelist David Gemmell. The plot of the trilogy, as the title of the cycle implies, refers to the events and heroes of the legendary Trojan War.

The relevance of this article depends on the current revival of interest in classical mythology and literature. In particular, there is an increasing interest in various literary interpretations of the myth of the Trojan War. In addition, Russian literary criticism has not paid sufficient attention to the study of David Gemmell's novels. The interpretation of ancient Greek characters in the Troy trilogy has not yet been the subject of special study and comprehensive literary analysis. The purpose of the article is to study the interpretation of ancient Greek characters in the trilogy of David Gemmell's Troy based on the inquiry of the main and minor characters' imagery in the nexus between them and the ancient Greek traditions. In the article, we applythe comparative methodand the holistic analysis of literary works along withthe citation method.

However, unlike the plot of Homer's Iliad which tells about the events during the last months of the ten-year siege of the city of Troy by a coalition of Greek states, the deconstruction of the plot takes place in Gemmell's novels, shifting the emphasis to the initial period of war between the Trojans and Greeks. The writer pays great attention to the reasons and details of war, while profoundly revealing the inner world of the characters, the motifs and the results of their actions. David Gemmell removes the factor of divine intervention from the hoary legend. In the trilogy, the distortion of well-known mythological plots is made consciously in keeping with the author's intention. Keywords: David Gemmell, the trilogy Troy, myths, ancient Greek characters, the Trojan War. For citation: Anisimov A.B. The interpretation of ancient Greek characters in David Gemmell's trilogy 'Troy'. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 2: DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-152-158 (In Russ.).

Введение

Древнегреческие мифы испокон веков являли собой мощный источник вдохновения для писателей и поэтов, начиная от Гомера до современных авторов. «Художники слова» погружают читателей в удивительный сказочный мир, сформированный мировоззрением древнейшей цивилизации, приближая к неподвластным времени культурным ценностям.

Своеобразные интерпретации весьма оживили интерес к мифу в рамках модернистских течений и постмодернизма. Несмотря на колоссальные объёмы новых знаний и стремительное развитие культур народов мира, тенденция модернизировать древние сюжеты и интерпретировать образы является очень популярной для литературы конца ХХ - начала XXI века.

Признанный мастер жанра героического фэнтези британский писатель Дэвид Геммел (1948-2006) на страницах своей трилогия «Троя» (Troy) предлагает собственную трактовку легендарной войны. Трилогия включает в себя три романа: «Повелитель Серебряного лука» (Lord of the Silver Bow, 2005), «Грозовой щит» (The Shield of Thunder, 2006), «Падение царей» (Fall Of Kings, 2007). Третий роман уже был дописан вдовой писателя Стэллой Геммел. В романах писателя акценты расставлены несколько иначе, чем в «Илиаде». Так, в отличие от бессмертной поэмы Гомера большее внимание Геммел уделяет другим героям. Объектом исследования в данной статье является трилогия Дэвида Геммела «Троя».

Цель статьи

Цель данной статьи заключается в исследовании интерпретации образов античных героев в трилогии Дэвида Геммела «Троя». Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучениеобразов главных героев и рассмотрение второстепенных персонажей в их связи с античной традицией. В своеобразной трактовке героев и персонажей троянского мифа в романах Д. Геммела прослеживается переплетение древнегреческой мифологии и сознания современного человека, что, в свою очередь,"осовременивает" легендарные образы.

Обзор литературы

В качестве основных источников выступают романы трилогии «Троя» («Повелитель Серебряного лука», «Грозовой щит», «Падение царей»), а также поэма Гомера «Илиада». Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных литературоведов, в которых рассматриваются базовые для данного исследования проблемы гомеровского эпоса и образы троянской мифологии (Р.В. Гордезиани, А. Кравчук, Н.А. Кун, В.Н. Топоров, М. Элиаде, П. Ауэрбах, Дж. Берджесс, М. Вуд и др.).

Методы исследования

С помощью сравнительно-сопоставительного метода и метода целостного анализа литературного произведения исследуется специфика интерпретации образов главных героев и второстепенных персонажей в трилогии Д. Геммела «Троя». Также нами широко применяется метод цитирования.

Результаты и дискуссия

Легендарная Троянская война запечатлелась в памяти потомков как крупнейшее событие античного мира, как самое известное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря. Хотя датировка Троянской войны до сих пор вызывает ожесточенные споры, большинство исследователей относят её к рубежу XIII-XII вв. до н. э. Эта война поражает своими масштабами. Так, результаты исследования, проведенного современными греческими учеными, показали, что в «Илиаде» в общей сложности описываются 230 случаев боевых столкновений, из которых 5 случаев приходятся на дуэли, 170 сражений между пешими воинами, 26 битв между пехотой и всадниками, 4 дальних столкновений, 2 конные битвы и 23 сражения с участием конницы и кораблей [10, с. 71].

Главным героем трилогии «Троя» является «повелитель Серебряного лука» - царевич Геликаон, который войдет в историю под именем Эней. Согласно древнегреческой мифологии, Эней был героем Троянской войны, который после падения Трои привёл спасшихся троянцев в Италию. Античная традиция называет Энея предком легендарных основателей Рима Ромула и Рема.

От Гомера до Вергилия судьбы Энея описывались, пересказывались и интерпретировались неоднократно. О его плавании на запад впервые упоминает в VI в. до н. э. поэт Стесихор, о его прибытии в Италию - историк Гелланик (V в. до н. э.). Первым римским автором, писавшим о нем, был, насколько нам известно, Невий (III в. до н. э., эпическая поэма «Пуническая война»), затем Квинт Энний (II в. до н. э., «Анналы»), историк Тит Ливий (I в. до н. э.) и другие.

Что касается трактовки образа Энея в трилогии Д. Геммела, то нужно отметить, что герой проходит долгий путь от неуверенного, закрытого и забытого всеми царевича до настоящего воителя и правителя. Но, бесспорно, здесь возникает следующий вопрос: Почему писатель выбирает для великого троянского героя совершенно иное имя? Известно, что Геликаон в античной традиции был троянцем, сыном Антенора, одного из советников троянского царя Приама. Геликаон был женат на царевне Лаодике, одной из дочерей Приама. Примечательно, что в мифах Эней и Геликаон - одни из немногих выживших мужчин, которые сражались на стороне Трои. Оба героя были женаты на дочерях Приама, именно поэтому в трилогии «Троя» и Креуса, и Лаодика проявляют к Геликаону любовный интерес, хотя сердце героя занимает только Андромаха. Таким образом, Д. Геммел ремифологизирует и сочетает два этих образа. Когда-то мать Энея, царица, имя которой не называется, дала ему второе имя - Геликаон, которое стало потом его прозвищем. В последующем Геликаон превращается в высокого, крепкосложенного молодого мужчину. Несмотря на благородный характер и доброту, когда речь заходит о жизни его друзей и товарищей, Геликаон проявляет хладнокровную жестокость к врагам.

В трилогии примечательна фигура Одиссея, которая также является центральной. Определяющие черты Одиссея в классической литературе по-разному интерпретируются разными авторами: он изображается в роли героя в «Одиссее» Гомера, в трагедиях Софокла «Филоктет» и «Аякс» предстает

злодеем, который в достижении поставленной цели не стесняется в выборе средств, изображается лжецом в «Энеиде» Вергилия и негодяем в «Гекубе» Еврипида. Каждая из этих различных интерпретаций опирается на различные черты характера Одиссея и в совокупности раскрывает сложность и универсальность этого классического героя [16, с. 1].

Дэвид Геммел в своей трилогии показывает Одиссея до событий непосредственного военного конфликта. Здесь он выступает в роли царя, торговца, рассказчика. Такие его качества, как хитроумность и дар рассказчика являются главными чертами персонажа, а его внешность далека от идеальной, он уже не молод. «Руки царя Итаки были слишком длинными, запястья угловатыми, а ноги кривыми, как у фес-салийского наездника. Даже зубы были неровными <...>Одиссей мог сочинить историю невероятной сложности и рассказать ее слушателям так же хорошо - если не лучше - как предсказать перемены в делах торговли» [1, с. 103].

В трилогии Геммела на уровне сюжета Одиссей является посредником между всеми героями произведений, что позволяет увидеть каждого героя с новой стороны. Именно Одиссей спасает юного Геликаона от его же отца, который хотел ему смерти; именно он первым знакомится с Андромахой в Бухте Голубых Сов; именно Одиссей вынужден встать на сторону царя Агамемнона в Троянской войне, несмотря на крепкую дружбу с Геликаоном, Гектором и Андромахой; именно он перевозит Аргуриоса, а затем и Каллиадеса с Баноклом в Трою; именно он проникается симпатией к Ахиллу как к человеку, а не как к воину, и т.д. Дэвид Геммел своеобразно объясняет причину того, почему Одиссей не хотел сразу вставать на сторону ахейцев: он был дружен с троянцами.

В «Илиаде» прекрасная и благородная Андромаха была образцом любящей жены и заботливой матери и жила счастливо до того дня, когда на берегах Троады высадилось ахейское войско, осадившее Трою. Трагическая судьба верной жены троянского принца послужила сюжетом для ряда произведений: древнегреческая поэтесса Сапфо с острова Лесбос посвятила ей поэму «Свадьба Гектора и Андромахи» (нач. VI в. до н. э.); крупнейший древнегреческий драматург Еврипид сделал ее главной героиней своих трагедий «Андромаха» и «Троянки» (V в. до н. э.); один из трех выдающихся драматургов Франции XVII века Жан Расин написал трагедию «Андромаха» (1667); у Фридриха Шиллера есть стихотворение «Прощание Гектора» (1801).

В отличие от своего мифологического прототипа, Андромаха в трилогии «Троя»выступает не просто женой Гектора, а женщиной, обладающей сильным характером, острым умом и отличающейся необычной красотой.«Андромаха была высокой, с дерзкими зелеными глазами - пугающими, по словам ее отца, и отталкивающей внешности. Когда ее представляли жениху, она тотчас гасила огонь желания в его глазах» [1, с. 90]. Она не боится отстаивать свое мнение и сохраняет чувство собственного достоинства перед лицом недоброжелательного окружения. У Геммела в образе и судьбе Андромахи в полной мере воплотилось значение ее имени, которое с древнегреческого дословно переводится как «воюющая с мужем». Разумеется, речь идет не о Гекторе-муже, а о любом мужчине, встречающемся на ее пути. После случайной встречи с Андромахой в Бухте Голубых Сов, Геликаон сразу понимает - перед ним необычная женщина, полная спокойствия и царственного величия.Ее личная драма как героини выражается, прежде всего, в том, что она вынуждена выйти замуж за человека, которого никогда не видела. В её сердце навсегда поселяется другой герой - Геликаон, с которым они вместе путешествовали в Трою.

На острове Тера Андромаха знакомится с другой царевной - сестрой Ахилла, Каллиопой, и между девушками вспыхивает чувство. Хоть Андромаха и думала, что это лишь баловство, во второй книге «Грозовой щит» она понимает, что Каллиопа всегда была ее любовью, ее «Луной», согласно пророчеству «о трех любовях Андромахи». Известно, что, в Древней Греции однополые сексуальные отношения были весьма распространенным явлением, а сексуальная ориентация не воспринималась в качестве социального идентификатора, как это принято в современных обществах. Однополые отношения между женщинами (сапфизм), воспетые древнегреческой поэтессой Сапфо, были характерны для представительниц прекрасного пола в основном творческих профессий, которые не признавали власть мужчин над собой (своего рода прародительницы современных феминисток). В русской литературе гомосексуальный мотив начинает звучать достаточно громко уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. Что касается, литературы начала XXI века, то в эпоху политкорректности и толерантности гомосексуальные отношения уже не вызывают отвращение и брезгливость и не являются признаком нравственного разложения общества, как мы это видим, например, у Льва Толстого в «Анне Карениной» и «Воскресении».

В трилогии Дэвида Гэммела характеры многочисленных второстепенных персонажей раскрываются ярко, выпукло и в мельчайших деталях, а иногда - даже без оглядки на сложившийся веками образ в «Илиаде», «Одиссее» и других античных произведениях. Так, например, Елена у Гомера - спартанская царица, прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, красота которой становится причиной войны. Образ Елены нашел широкое отражение в литературе: Еврипид в трагедии «Троянки» осуждал Елену за то, что та избежала наказания, хотя и была причиной гибели Трои; Софокл в трагедии «Свадьба Елены», которая не сохранилась, изобразил Елену любящей женой; И.В. Гете как истинный представитель романтизма нашел в образе Елены Прекрасной символ гармонии. Дэвид Геммел предлагает весьма своеобразную трактовку образа античной красавицы. Писатель не только отрицает похищение Елены как причину Троянской войны, но и наделяет ее самой заурядной внешностью и склонностью к полноте. «Рядом с ним склонилась над какими-то старыми пергаментами коренастая молодая женщина с простым честным лицом и светло-рыжими волосами» [1, с. 340]. Однозначно, что женщину с «простым честным лицом» вряд ли бы называли «Прекрасной».

Трагический образ троянской царевны Кассандры, пожалуй, один из самых волнующих и потрясающих в античности. Пленив сердце Аполлона и получив от него дар предсказания, девушка не ответила ему взаимностью, отчего оскорбленный «златокудрый бог света» сурово наказал ее - словам несчастной прорицательницы никто не верил. Этот образ запечатлен Гомером в «Илиаде», Эсхилом в «Агамемноне», Еврипидом в «Троянках», где отразилась древнейшая версия мифа о дочери Приама и Гекубы, сестре Париса. Немецкая писательница Криста Вольф предлагает свою интерпретацию образа троянской царевны в повести «Кассандра» (1983). Раскрывая глубинную психологию женского сознания, К. Вольф исследует экзистенциальный мотив в образе героини [17, с. 37]. В романе Дэвида Геммела «Повелитель серебряного лука» Кассандра еще ребенок - ей всего лишь одиннадцать лет. Она тоже обладает даром, но происходит этот дар не от божественного вмешательства, а из-за болезни головного мозга, от которой она едва не умирает в трехлетнем возрасте. Большинство людей ей не верит, когда она говорит о том, кто и как умрет, и когда предрекает скорую гибель Трои. Но, в отличие от мифической проклятой Кассандры, героине Дэвида Геммела не верят из-за ее юного возраста и странного поведения, когда ребенок может думать и говорить что угодно.

Трагически ремифологизирован образ матери Энея, которая, согласно мифу, являлась богиней Афродитой. У Геммела мать Энея - простая женщина, которая вследствие помутнения рассудка выбросилась со скалы.

С другой стороны, иронически ремифологизирован образ Кирки (Цирцеи). Согласно «Одиссее», во время своих блужданий по морю Одиссей был занесён на её остров, где часть его спутников была превращена Киркой в свиней. У Геммела в романе «Грозовой щит» встречается героиня по имени Кирка. Здесь она появляется в образе старухи. «Каллиадес повернулся. Всего в двухстах шагах он увидел толстую старую женщину в бесформенном одеянии из выцветшего желтого льна, которая привела на берег стадо черных свиней» [2, с. 48]. Будучи уже давно знакомой с Одиссеем, она просит его перевезти ее свиней на продажу на другой остров. «Путешествие свиней» является одной из самых смешных глав в трилогии. Дэвид Геммел принадлежит к числу тех современных авторов, которые помимо увлекательного и захватывающего повествования предлагают своим читателям сбросить напряжение и погрузиться в атмосферу искрометного юмора.

Интересен образ египтянина Гершома, который находится как бы «на задворках» всего повествования: в романе «Повелитель серебряного лука» он путешествует с Одиссеем, скрывая тайну - убийство стражников; в «Грозовом щите», чтобы спасти Геликаону жизнь, встречается с египетским целителем, который за услугу берет с Гершома обещание вернуться в Египет, когда придет время. Последняя глава романа «Падение царей» начинается с эпизода, где мы можем без труда увидеть в Гершоме образ библейского Моисея.

Заключение

В заключение следует отметить, что Дэвид Геммел предлагает своеобразную интерпретацию знаменитого мифа о Троянской войне. В событиях, описываемых в трилогии, легко угадываются известные сюжеты древнегреческих мифов. Автор подробно описывает быт, нравы, политическую обстановку, характеры героев и мотивации их поступков. Геммел как никто умеет совмещать жестокий натурализм, героический пафос и проникновенный лиризм. Автор стремится очеловечить легендарных героев древнего эпоса, максимально убрав из этой истории «влияние богов». Излюбленным приемом писателя

является сочетание нескольких образов в одном, как это произошло, например, с Геликаоном. Можно также заключить, что второстепенные герои в романах Геммела важны для общего повествования, их поступки насыщают событийную и эмоциональную составляющую трилогии.В трилогии искажение известных мифологических сюжетов сделано сознательно и полностью соответствует замыслу автора. Дэвид Геммел умело выстраивает события, держит читателя в напряжении внезапными поворотами сюжета и оригинальной трактовкой древнегреческих мифов.

Список литературы

1. Геммел Д. Повелитель серебряного лука / пер. с англ. Е. Довженко. М.: АСТ, 2007. 512 с.

2. Геммел Д. Грозовой щит / пер. с англ. Е. Довженко. М.: АСТ, 2008. 576 с.

3. Геммел Д. Падение царей / пер. с англ. А. Овчинникова. М.: АСТ, 2008. 544 с.

4. Гомер. Илиада / пер. с др.-греч. Н. Гнедича. СПб.: Азбука, 2008. 576 с.

5. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1978. 395 с.

6. Кравчук А. Троянская война: Миф и история. М.: Наука, 1991. 224 с.

7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб.: Азбука, 2011. 215 с.

8. Топоров В.Н. Эней - человек судьбы. К «средиземноморской» персонологии. М.: Радикс, 1993. 193 с.

9. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. М.: Академический проект: Парадигма, 2005. 222 с.

10. Asimoglou P., Petmezas S., Flouris A.D. Analysis of the Trojan War combat fighting // In Journal in Science and Medicine in Sport. November 2017. Volume 20, Supplement 2. Pp. 71-75. DOI: 10.1016/j. jsams.2017.09.136.

11. Auerbach P. Ancient Greece: Greek Gods, Spartans, Greek mythology and the Trojan horse. Create Space Independent Publishing Platform, 2017. 230 p.

12. Burgess J. The tradition of the Trojan War in Homer and the epic cycle. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. 320 p.

13. Carpenter Т.Н. Art and myth in Ancient Greece: A handbook. L.: Thames & Hudson, 1991. 256 p.

14. Pan J. Research on the influence of Greek mythology on Anglo-American language and literature // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 119. 3rd International Conference on Economics, Social Science, Arts, Education and Management Engineering (ESSAEME 2017). Huhhot: Atlantis Press, 2017. Pp. 1437-1440.D0I: 10.2991/essaeme-17.2017.297.

15. Rose C. The concept of Troy after antiquity //The Archaeology of Greek and Roman Troy. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. Pp. 277-288. DOI: 10.1017/CB09781139028080.014.

16. Tartell H.E. The many faces of Odysseus in classical literature //Inquiries Journal. Social Sciences. Arts and Humanities. 2015. Vol. 7, № 3. Pp. 1-2.

17. Weingartz G. Rewriting Kassandra: Christa Wolf's re-visioning of the myth //Myth & Symbol. 2009. Vol. 5,issue 2. Pp. 37-57. DOI: 10.1080/10223820902723239.

18. WoodM. In search of the Trojan War. L.: BBC Books, 1985. 272 p.

References

1. Gemmell, D. (2007). Lord of the silver bow, Moscow: AST, 512 p. (In Russ.).

2. Gemmell, D. (2008). Shield of thunder, Moscow: AST, 576 p. (In Russ.).

3. Gemmell, D. (2008). Fall of kings, Moscow: AST, 544 p. (In Russ.).

4. Homer (2008). The Iliad, St. Petersburg: Azbuka, 576 p. (In Russ.).

5. Gordeziani, R.V. (1978). The issues of Homer's epic poem, Tbilisi: Publishing House of Tbilisi University, 395 p. (In Russ.).

6. Kravchuk, A. (1991). The Trojan War: Myth and history, Moscow: Science, 224 p. (In Russ.).

7. Kun, N.A. (2011). The legends and myths of Ancient Greece, St. Petersburg: Azbuka, 215 p. (In Russ.).

8. Toporov, V.N. (1993). Aeneas as a man of fate. The issue of "Mediterranean" personology, Moscow: Radiks, 193 p. (In Russ.).

9. Eliade, M. (2005). The aspects of myth, Moscow: Academic project: Paradigm, 222 p. (In Russ.).

10. Asimoglou, P., Petmezas, S., Flouris, A.D. (2017). Analysis of the Trojan War combat fighting, Journal in Science and Medicine in Sport, november, vol. 2, supplement 2, pp. 71-75. DOI: 10.1016/jjsams.2017.09.136.

11. Auerbach, P. (2017). Ancient Greece: Greek Gods, Spartans, Greek mythology and the Trojan horse. Create Space Independent Publishing Platform, 230 p.

12. Burgess, J. (2001). The tradition of the Trojan War in Homer and the epic cycle, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 320 p.

13. Carpenter, Т.Н. (1991). Art and myth in Ancient Greece: A handbook, L.: Thames & Hudson, 256 p.

14. Pan, J. (2017). Research on the influence of Greek mythology on Anglo-American language and literature, Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 119. 3rd International Conference on Economics, Social Science, Arts, Education and Management Engineering (ESSAEME 2017), Huhhot: Atlantis Press, pp. 1437-1440. DOI: 10.2991/essaeme-17.2017.297.

15. Rose, C. (2013). The concept of Troy after antiquity, The Archaeology of Greek and Roman Troy, Cambridge: Cambridge University Press, pp. 277-288. DOI: 10.1017/CB09781139028080.014.

16. Tartell, H.E. (2015). The many faces of Odysseus in classical literature, Inquiries Journal. Social Sciences, Arts and Humanities, vol. 7, no 3, pp. 1-2.

17. Weingartz, G. (2009). Rewriting Kassandra: Christa Wolf's revisioning of the myth, Myth & Symbol, vol. 5, issue 2, pp. 37-57. DOI: 10.1080/10223820902723239.

18. Wood, M. (1985). In search of the Trojan War, L.: BBC Books, 272 p.

Анисимов Андрей Борисович, кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, кафедра перевода Института зарубежной филологии и регионоведения; 677000, г. Якутск, Российская Федерация, ул. Белинского, 58.

Andrei B. Anisimov, Candidate of Philology, Associate Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Institute of Moodern Languages and International Studies; 58 Belinsky Str., 677000, Yakutsk, Russia; e-mail: anis_and@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.