Научная статья на тему 'Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства'

Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
463
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОЗНАНИЕ / HISTORY OF REVIVAL / ОПЕРА / КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ / CLAUDIO MONTEVERDI / ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ / ЗАПАДНЫЙ ТЕАТР / WESTERN THEATRE / РОССИЙСКИЙ ТЕАТР / RUSSIAN THEATRE / СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / CONTEMPORARY INTERPRETATION / ИСТОРИЧЕСКИ ИНФОРМИРОВАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / HISTORICALLY INFORMED PERFORMANCE / ART EDUCATION / ОPERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фомина Валентина Павловна

Центральной проблемой является проблема постановки и исполнения оперных произведений гениального итальянского композитора XVII века Клаудио Монтеверди в российских театрах, связанная с исторически информированным исполнительством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The central problem of the article deals the problem of staging and performing of the operas by a great Italian composer of the XVII century Claudio Monteverdi in Russian theatres in connection with historically informed performance

Текст научной работы на тему «Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства»

Примечания

1. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф. Владышевская.

- М., 2006.

2. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Иоанн Дамаскин; пер. с греческого А. Бронзова; редакция В.А. Крохи. - СПб., 2008.

3. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VШ-X столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья) / Н.И. Ефимова. - М., 1998.

4. Мейендорф И. [протоиерей] Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / И. Мейендорф, [протоиерей]; пер. с английского В. Марутика.

- Минск, 2007.

5. Флоровский Г. [протоиерей] Византийские отцы V-VШ веков / Г. Флоровский, [протоиерей]. - Минск, 2006.

6. Фрагменты из стихиры цитируются по: Служба Святой Пасхи. - М., 1982. - [репринтное издание].

7. Холопов Ю. Н. Итоги трехтысячелетнего развития / Ю.Н. Холопов; редактор Т.С. Кюрегян // Музыкально-теоретические системы. - М., 2006.

8. Шейнэ Ж.-К. История Византии / Ж.-К. Шейнэ; пер. с французского В.Б. Зусевой.

- М., 2006.

В. П. Фомина

ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОПЕР КЛАУДИО МОНТЕВЕРДИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Центральной проблемой является проблема постановки и исполнения оперных произведений гениального итальянского композитора XVII века Клаудио Монтеверди в российских театрах, связанная с исторически информированным исполнительством. Ключевые слова: искусствознание, опера, Клаудио Монтеверди, история Возрождения, западный театр, российский театр, современная интерпретация, исторически информированное исполнительство.

The central problem of the article deals the problem of staging and performing of the operas by a great Italian composer of the XVII century Claudio Monteverdi in Russian theatres in connection with historically informed performance. Keywords: art education, оpera, Claudio Monteverdi, history of revival, Western theatre, Russian theatre, contemporary interpretation, historically informed performance.

В последние десятилетия наблюдается возрастающий интерес музыкантов к музыке Ренессанса и барокко. Увеличивается число солистов и коллективов, исполняющих западноевропейские произведения, написанные до середины XVIII века. Н. Симакова, известный музыковед, согласна с таким мнением: «Обращение к ней (старинной музыке. — В. Ф.) — не просто дань уважения высочайшим культурным ценностям прошлого, но и результат духовной потребности современного человека ... Несомненно и то, что исполнение старинной музыки во многом стало возможно благодаря успехам музыкальной науки 20 века.» (7).

К сожалению, в современной вокальной практике не существует исторической традиции исполнения музыки, которой больше чем 150-200 лет. Преемственность была утеряна. И единственными «свидетелями» существующих тогда исполнительских школ, традиций, эстетических принципов являются для нас ноты, музыкальные трактаты и воспоминания современников. Из всех способов

интерпретации «аутентичное», то есть подлинное исполнение старинной музыки, является единственным, основанным на научных музыковедческих знаниях. Именно поэтому одним из определений музыкальной «аутентичности» является «исторически информированное исполнительство».

Датой возникновения «исторического исполнительства» считается 11 марта 1829 года, когда под руководством молодого композитора Ф. Мендельсона-Бартольди в первый раз после столетнего перерыва в Берлине прозвучали «Страсти по Матфею» И. С. Баха (1).

Однако активно и массово направление «исторического исполнительства» стало развиваться с 1953 года, после создания Н. Арнонкуром, выдающимся австрийским дирижером, и Г. Леонхардтом, широко известным клавесинистом и музыковедом, первых стабильно концертирующих ансамблей, одним из которых был «Concentus musicus Wien». Такого рода деятельность в то время считалась уделом немногих энтузиастов, тщательно работавших с музыкальными текстами, рукописями, изучавших историю, опровергавших устоявшиеся академические и привычные романтические подходы, реконструируя подлинное звучание старинных сочинений.

По словам выдающегося исследователя западноевропейской музыки В. Д. Ко-нен, громадный культурно-исторический пласт, включающий в себя работы композиторов эпохи Возрождения и породивший творчество Клаудио Монтеверди, великого итальянского композитора - новатора XVI-XVII веков, был незаслуженно забыт в течение почти трехсот лет. Музыковедческая наука заинтересовалась этой музыкой только в 80-х годах XIX века. В 1881 году была опубликована партитура оперы «Орфей» под редакцией Р. Эйтнера (5).

В монографии о жизни и творчестве Клаудио Монтеверди В. Конен отмечает: «По-видимому, какие-то глубокие общие причины, связанные с художественной психологией далекого прошлого и нашей современности, обусловили "смерть и возрождение" всего музыкального творчества ренессансной эпохи» (5). Главной причиной был «великий эпохальный перелом», связанный с внедрением в музыку фундаментально новых принципов, недоступных ренессансной психологии, связанных с тональным, мелодическим и инструментальным мышлением. «...Эти три ведущих принципа послеренессансного музыкального мышления ... образовали единую систему, в рамках которой развивались и расцветали самые разнообразные стили, включая полифонический». Внедрение этой системы привело к полной утрате у европейцев художественной восприимчивости музыкального языка, который ей не подчинялся. Таким образом, вся богатейшая композиторская культура «дотональной», «домелодической», «досимфонической» эпохи, оказалась чуждой и невостребованной (5).

Но в последней четверти девятнадцатого века в европейской музыке появились тенденции, постепенно изменившие слуховую настройку слушателей. Огромную роль сыграли в этом процессе национальные школы, резко «вторгшиеся» в европейскую музыку (5).

Возрождение «Орфея» (премьера в г. Мантуя в 1607 году) в XX веке на театральных подмостках связано с экспериментами французского композитора и дирижера д'Энди. Опера, поставленная в концертном варианте в 1904 году, представляла попытку интерпретации с позиций модернизма. Выделяются также постановки в Мангейме (1924 год), Мюнхене (1929 год), Перудже, Риме (1934 год) и других городах Европы и Америки вплоть до 1973 года (8).

Вторая опера К. Монтеверди «Возвращение Улисса на Родину» (премьера в

Венеции, 1640 год) была восстановлена в мае 1942 года в рамках Флорентийского музыкального фестиваля. С 1960-х годов она активно шла в различных редакциях в Милане (1964 год), в Лондоне и Гамбурге (1965 год), в Берлине (1966 год), Вене (1971 год) (8).

И, наконец, возрождение музыкальной драмы в трех действиях с прологом «Коронация Поппеи» (премьера в Венеции, 1642 год) состоялось в 1888 году в Венеции. Неполнота партитуры обусловила целый ряд интерпретаций. Особенно известны Флорентийский (1936 год) и Венский (1963 год) спектакли (5). Однако не стоит говорить об исторически достоверной интерпретации во всех упомянутых спектаклях.

Поворотным пунктом стала постановка Николауса Арнонкура. Он был первым дирижером, представившим одновременно все три оперы величайшего композитора-новатора начала XVII века в Цюрихской Опере (Zurich Opera House) в 1974 году. Эти спектакли, обращенные к оригиналу (аутентичный оркестр, слияние декоративности и психологизма), богатые культурными аллюзиями, поставленные совместно с известным французским режиссером Жаном Пьером Поннелем, означали, что аутентизм пришел в оперный театр, и доказали, что «историческое исполнительство» может быть жизненным и конкурентоспособным. Став классикой, эти спектакли шли с тех пор на сценах Лондонской королевской Академии, Баварской, Парижской опер, на сцене древнегреческого театра в Афинах и т.д., а исторически информированное исполнительство стало неотъемлемой частью западноевропейского музыкального искусства.

В России «исторически информированное оперное исполнительство» стало развиваться значительно позже. В 1991 году при Московской консерватории была организована Коллегия старинной музыки. Созданная одним из ведущих специалистов в области старинной музыки М. А. Сапоновым совместно с известным дирижером О. Чернышовым, Коллегия была самым крупным и стабильно работающим российским коллективом, занимающимся аутентичным исполнением опер XVII-XVIII веков. Первой работой этого уникального коллектива стала премьера оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи», состоявшаяся в том же году на сцене Учебного театра ГИТИСа (6). Опера была исполнена в концертном варианте и представляла собой первую в России попытку реализации идей инструментального и вокального «исторического исполнительства». За десять лет работы Коллегией было поставлено 16 старинных опер, многие из которых были представлены в стране впервые. К сожалению, в настоящее время Коллегия прекратила свое существование.

Следующая постановка оперы «Коронация Поппеи» была осуществлена в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского 17 октября 1997 года, после премьеры в 1994 году «Эвридики» итальянского композитора Якоба Пери, которая считается первой в истории полномасштабной оперой.

Но в России нет традиций постановок ранних опер. Музыковед и музыкальный критик Ю. Бройдо отмечает: «Попытки прикоснуться к наследию XVII века можно пересчитать по пальцам. "Эвридика" Пери ставилась в Московском камерном музыкальном театре Бориса Покровского в 1994 году, как и "Коронация Поппеи" Монтеверди. Однако ни о каком аутентизме в этих спектаклях не могло быть и речи: в театре Покровского для таких изысков нет ни материальной базы (прежде всего — исторических инструментов), ни исполнителей, владеющих стилем» (2). По мнению критика, эксперименты в этой области, которые проводились Коллегией старинной музыки Московской консерватории, также имели

локальный характер, как и Петербургский проект Эдуарда Сорина под названием «Орфей сквозь века», который не имел успеха и прекратил свое существование в 2002 году. Это было «полуконцертное» исполнение «Орфея» Монтеверди в Большом зале Филармонии. Причина, по мнению музыковеда в том, что «органика в обращении со старинными текстами возникает не с наскока: этим надо заниматься планомерно, что достигается только в условиях постоянно действующего коллектива с соответствующим репертуаром» (2).

Следующая постановка «Орфея» была осуществлена Пермским оперным театром в 2007 году. В состав оркестра ввели аутентичные инструменты - лютни, сделанные современными мастерами по старинным образцам, а также воссоздали камерное пространство зала. Но вокальная интерпретация сольных партий, в целом, имела мало общего с исторически информированным исполнительством. По словам исполнителя партии Орфея Дмитрия Боброва, общий характер звучания был близок к бетховеновскому. В интервью Пермской государственной телевизионной и радиовещательной компании солист признается: «Когда я прослушал запись этой оперы в разных вариантах, то это была обычная барочная музыка (курсив наш. - В. Ф.), я не ожидал, что это вырастет в подобный проект. Когда я смотрел вчера репетицию спектакля, я удивился, насколько сильно это было сделано, это была такая бетховеновская мощь (курсив наш. - В. Ф.)» (3).

Таким образом, в отличие от Западной Европы, оперы Клаудио Монтеверди, еще не стали важной частью современной музыкальной жизни России. Частота и уровень их исполнения значительно отстают от западноевропейского. Российские оперные театры не готовы к «исторически информированному исполнительству».

Такой вывод подтверждается недавними событиями в театральной жизни. В 2009 году пермская версия «Орфея» была представлена в рамках Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска». И хотя постановка была выдвинута сразу в девяти номинациях, но стала лауреатом только в двух номинациях: «Опера/Работа режиссера», режиссер-постановщик Георгий Исаакян, и «Работа художника в музыкальном театре», художник-постановщик Эрнст Гей-дебрехт (Германия), не получив поощрения в области вокального исполнительства (4).

Примечания

1. Арнонкур Н. Музыка языком звуков [Электронный ресурс] / Н. Арнонкур. -Режим доступа: www.opentextnn.ru/music/interpretation

2. Бройдо Ю. Обретенная Эвридика / Ю. Бройдо // Петербургский театральный журнал. - 2003. - № 33.

3. Гурина А. В Перми впервые в России поставлена опера Монтеверди «Орфей» [Электронный ресурс] / А. Гурина // Государственный Интернет-канал «Россия» 2001-2009. -Режим доступа: perm.rfn.ru/rnews.html?id=29683 <http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=29683>

4. Карась А. Кто сорвал маску / А. Карась // Российская газета. - 2009. - 20 апреля.

5. Конен В. Д. Клаудио Монтеверди / В.Д. Конен. - М.: Советский композитор, 1971. - 324 с.

6. Садовников И. Коллегия Старинной музыки: семь лет / И. Садовников // Старинная музыка. - 1998. - № 1. - С. 2-4.

7. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н.А. Симакова. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. - 362 с.

8. Хроника мировой оперы. 1600-2000. - Екатеринбург.: У-фактория [при участии изд-ва Гуманитарного университета], 2005. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.