Interobject «magic» and «metaphor» in a sociomateriality of Internet of Things Chekletsov V. (Russian Federation)
Интеробъектная «магия» и «метафора» в социоматериальности Интернета Вещей1 Чеклецов В. В. (Российская Федерация)
Чеклецов Вадим Викторович / Chekletsov Vadim - кандидат философских наук, старший научный сотрудник, кафедра философии,
Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), г. Москва
Аннотация: статья посвящена социоантропологическим измерениям конвергентных технологий, в частности, элементам магического и метафорического сознания, вызванных развитием киберфизических систем Интернета Вещей.
Abstract: the paper deals with socioanthropological dimensions of convergent technologies, in particular with elements of magic and metaphoric mind, induced with development of cyberphysical systems of Internet of Things.
Ключевые слова: конвергентные технологии, NBICS, человеко-машинное взаимодействие, Интернет Вещей, философия техники.
Keywords: convergent Technologies, NBICS, human-computer interaction, Internet of Things, philosophy of technology.
Рассмотрим взаимовлияния конвергентных технологий Интернета Вещей2 с социогуманитарной сферой:
В мире новых разумных - смарт сред, больших данных, всепроникающей межсвязности, вещи учатся чувствовать за счет сенсоров, коммуницировать друг с другом и с людьми за счет идентификации и выхода в Сеть, а также воздействовать друг на друга самым нелинейным и программно-опосредованным способом. Кроме того, в связи с широко известным законом Мура, удешевление и миниатюризация процессоров и компьютерной памяти ведет к тому, что в обозримом будущем каждый производимый артефакт - вплоть до пластиковых стаканчиков - будет возможным делать сразу как миникомпьютер. Это лишь на первый взгляд абсурдно. Сложные артефакты (например, смартфоны) просто нуждаются в разумных компонентах и деталях — для их автоматизированного «разложения».
Напомним, что способность запоминать, а также вычислительные, рецепторные и семиотические свойства молекулярных наномашинок — к примеру, рибосом, их возможности взаимодействовать с «облаками» нуклеотидной информации, именно все эти их способности, наряду с общей сложностью биосистем, обеспечивают свойства живого к самопроизводству и саморазвитию. И, главное, это помогает создавать циклы синтеза и утилизации. Как известно, наиболее сложно организованные биоценозы очень эффективно используют вещества, требуя совсем немного притока извне и производя совсем немного неутилизируемой т. н. мортмассы. А вся биосфера в идеале работает лишь за счет притока солнечной энергии.
Не только отдельно взятой материальной вещи или системе может присваиваться ее уникальный адрес (который затем используется для идентификации и выхода в Сеть). В концепции глубокой адресации [1] IP-адрес может иметь любая конфигурация системы, любое событие, что отсылает нас к идеям цифровой
-3
вселенной .
Обозначенные выше векторы технологического развития усиливают и без того существующий процесс социо-культурной ревитализации на некоем новом уровне элементов архаического и мифопоэтического сознания [2. С. 164]. Эта тема ждет отдельного исследования; перечислим лишь несколько отдельных моментов:
А. возможность коммуницировать с помощью отправки фотографий и видео со смартфонов и далее -непосредственно, «невербально» подключаясь к потоку образов и ощущений Другого за счет носимых сенсоров и устройств, интенсивное использование геолокации и картографических сервисов - все это стимулирует пространственно-образное мышление, присущее архаике; 1 2 3
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации, проект № МК-1739.2014.6 «Человек в технической среде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей».
2 Интернет Вещей (Internet of Things, IoT) - наиболее широко используемый сейчас в экспертной среде зонтичный термин для обозначения эмерджентных технологий взаимодействия сложных систем материального и цифрового миров (RFID, сенсорные сети, дополненная реальность, GPS, веб-картография, 3D-печать и т. д.). Термин многим кажется неудачным - сейчас используются (гораздо менее широко) такие термины, как Интернет Всего (Internet of Everything, IoE), Всепроникающий компьютинг (UbiComp), Распределенный Интеллект (Ambient Intelligence, AmI), а также -обычно в более узком смысле - Разумные Среды (Smart Environments, SmE), Облачные Вычисления (Cloud Computing), взаимодействие машина/машина (M2M).
3 См. подробнее работы Konrad Zuse, Edward Fredkin, Jurgen Schmidhuber, Stephen Wolfram, Seth Lloyd и др.
Б. новоприобретенная способность вещей «говорить» (RFID-метки, коды...), «чувствовать» (сенсоры) и «мыслить» (проникающий компьютинг) отсылает нас к одушевленным предметам анимизма;
В. новый уровень удаленной связности, возможности коммуникации объектов на расстоянии, «псевдонекаузальных» киберфизических алгоритмов взаимодействия с виртуальной средой в Интернете Вещей способствует появлению современных аналогов практически всех видов «магии» [3]. Отметим, что основные типы магических действий (гомеопатические - по подобию, контагиозные - по близости и контакту) соответствуют одним из основных инструментов смыслообразования - метафоре и метонимии. Примем во внимание метафоричность воплощенного сознания (Дж. Лакофф). В интернете вещей «метафора» и «магия» становятся интеробъектными, соединяя фрагменты реальности потоками данных и программными интерфейсами4. В свою очередь, разумная среда становится распределенным интеллектом (Ambient Intelligence);
Г. «сплавление» физического и виртуального миров в новых типах гибридных реальностей актуализирует особенности восприятия (персонификация объективного, онтологизация субъективного и др.), характерные для мифопоэтического и магического мышления.
В целом, инструментальная доступность обращения цифрового и символического в материальное и наоборот способствует расцвету новой «технометафоричности», «техномагичности» мира и появлению современных адаптаций синкретических практик (к примеру - алхимии [4] ), мистических ритуалов, острому поиску новых опытов трансценденции и адекватной картины Мироздания на пороге глобальных трансформаций.
С помощью киберфизической интеробъектной «магии», материально-виртуальной интеробъектной «метафоры» нового витка эволюции социоматериальности Интернета Вещей, городская среда способна преобразиться в интерактивную и перцептивную гибридную среду. Среду-тело, среду-субъект. С возможностью не символического, но - реального, телесно тактильного прикосновения к Другому во времени и пространстве. За счет обогащения именно этого поворота улицы, этого проулка и сквера временными слоями персонализированных историй, открывающих передо мной потаенную жизнь ландшафта, предлагающих для меня целую вселенную расходящихся троп. И тогда амбивалентный прежде город становится для меня по-настоящему живым, теплым, чувствующим, понимающим, разумным.
Литература
1. Bratton B. Deep address. [Электронный ресурс!: The Center for Design and Geopolitics URL: http://designgeopolitics.org/proiects/deep-address-ipv6-ecology/ (дата обращения: 02.07.2015).
2. Савчук В. В. Топологическая рефлексия. Москва, 2012.
3. Токарев С. А. Сущность и происхождение магии. Типы магии. // Ранние формы религии. М., 1990 С. 426432.
4. Miller S. Transforming Transformation: Background to an Alchemical Cybernetics [Электронный ресурс]: Spirit Alchemy URL: http://elements.spiritalchemy.com/articles/pdf/Transforming Transformation.pdf (дата обращения: 05.07.2015).
4 На аналогию некоторых аспектов проекта IoT со стиховещью А. Бретона мне указал Дмитрий Соловьев (http://www. soloveev.ru/).