ББК 74.202.4 УДК 371
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Ю.А. Веселовская, Н.Г. Кузина, Н.В. Сидорова
Аннотация. В статье рассмотрены основные возможности сети Интернет для реализации учебного процесса и построения методической системы интернет-обучения, исследована специфика организации образовательного процесса в условиях использования информаци-онно-коммуникационных технологий, описаны особенности трансформации компонентов методической системы при переходе от традиционной организации обучения к интернет-обучению. В статье рассмотрены различные тракт овки понят ия - методическая система, Взятое за основу традиционное общепринятое определение этого понятия, претерпевает изменения во всех своих характеристических компонентах, в зависимости от условий функционирования, Цели и содержание обучения при переходе в интернет-пространство в своем сущностном смысле преобразуются незначительно, методы и формы в условиях организации интернет-обучения трансформируются в большей степени, Отпдельное внимание в статье уделяется традиционным формам обучения, которые в границах интернет-обучения имеют свои особые характеристики,
Ключевые слова: интернет-технологии, интернет-обучение, образовательная интернет-среда, методическая система обучения,
INTERNET TECHNOLOGIES: FEATURES OF CONSRTUCTING METHODICAL SYSTEM OF TRAINING
Y.A. Veselovskaya, N.G. Kuzina, N.V. Sidorova
Abstract. The article describes the main features of the In ternet for the implementation of the educational process and the construction of methodical system of e-learning. The features of the organization of educational process in the conditions of the use of in formation and communication technologies are investigated, and the peculiarities of the transformation of the components of methodical system in the transition from the traditional organization of training to online learning are described, The article discusses vari-
ous interpretations of the concept - methodical system. Taken as a basis the traditional definition of this concept is changing in all its characteristic componen ts, depending on the operating conditions. The goals and the content of the education in the transition to the online space in its essential sense are changed slightly, but methods and forms of organization in the conditions of e-learning are transformed in a greater degree. Special attention is paid to the traditional forms of learning that have their own peculiar characteristics within the online learning.
Keywords: Internet technology, online learning, online educational environment, methodical training system.
Одним из направлений модернизации образования является внедрение в учебный процесс интернет-технологий, которые открывают новые возможности для современной системы обучения, отвечающей потребностям развития н саморазвития личности в условиях новой социокультурной модели организации общества [1].
Современный учебный процесс в информационно-образовательных пространствах учебных заведений характеризуется широким использованием информационных-коммуни-кационных технологий, в частности сети Интернет, и приводит к изменению содержания образования, а также роли, статуса и функций всех участников образовательного процесса и, как следствие, требует новой его организации.
Глобальная сеть Интернет, изначально не проектировалась специально для использования ее возможностей в образовательном процессе, но поскольку она удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к техническим средствам обучения, то представители учебных заведений выявили ее полезные дидактические свойства: публикация учеб-
но-методической информации (мультимедийные энциклопедии), интернет-общение (обмен информацией между субъектами и объектами учебного процесса в Интернет, например, с помощью конференций off-line (форум) н on-line (Chat)), видеоконфе-ренцсвязь (которая позволяет участникам образовательного процесса вести диалог и обмениваться мнениями), дистанционный доступ к информационным ресурсам (удаленным файловым системам электронных библиотек, к пользовательским файлам) и др. [2].
По определениею A.M. Пышкало, методическая система обучения представляет собой структуру, компонентами которой являются цели, содержание, методы, формы и средства обучения» [3, с. 7]. Лидирующим компонентом системы являются цели обучения, а функционирование методической системы происходит в соответствии с закономерностями, которые предполагают зависимость всех компонентов системы между собой, а также от внешнего социального н культурного фона [3, с. 12].
Г.И. Саранцев считает, что методическая система обучения А.М. Пышкало в современных условиях не-
сколько не соответствует задачам учебно-воспитательного процесса. На современном этапе развития образования определяющее значение для формирования методической системы обучения должны иметь особенности структуры личности, закономерности ее развития» [4, с. 10]. Таким образом, Г.И. Саранцев добавляет в методическую систему обучения результаты обучения и индивидуальность учащегося (рисунок).
При переходе от традиционной организации обучения к интернет-обучению заметно трансформируется методическая система обучения. Так, например, цели обучения в содержательном смысле остаются неизменными, однако, изменяются способы нх трансляции, а также степень их индивидуализации. В условиях интернет-обучения цели могут формулироваться не для всего класса, а индивидуально для каждого учащегося. Кроме того, режим обучения в сети Интернет часто характеризуется отсутствием жесткого графика учебного процесса, следовательно, постановка целей интернет-обучения должна предполагать временные границы
Цель
Средства
структура личности, закономерности ее развития
Содержание
Формы
Методы
Рис. Методическая система
освоения учебного содержания, регламентирующие темп работы обучающихся [5].
Содержание обучения при переходе в интернет-пространство в своем сущностном смысле преобразуется незначительно, однако изменяются принципы его структурирования, а также подходы к выделению вариативной н инвариантной части.
Методы и формы в условиях организации интернет-обучения трансформируются в большей степени. При этом в известных методах обучения (объясннтельно-илтюстратнвный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения идо.), прежде всего, изр меняется нх организационная составляющая. Методы обучения, связанные с устной передачей учебного содержания, преобразуются в письменную форму, а методы, предполагающие организацию диалога, пролонгируются во времени. Кроме того, часто диалог «преподаватель — учащийся» заменяется диалогом «преподаватель — обуя чающая среда».
В границах интернет-обучения традиционные формы (лекции, семинары, экзаменационные или зачетные мероприятия и др.) имеют свои особые характеристики, в частности трансформируется их организация. В виртуальной образовательной среде интернет-лекции могут быть представлены в виде текстового или аудио-, видео-файла. Они могут проводиться в реальном (on-line) и «отложенном» времени (off-line), фронтально н индивидуально. Ин-тернет-консультацни — одна из разновидностей форм обучения, при реализации которой происходит устранение возникших в процессе
обучения вопросов. Консультации могут быть проведены в письменной нлн устной форме, с применением различных технических средств (электронная почта ндр.). Организационно они могут быть проведены в соответствии с расписанием (online или off-line). Организация ин-тернет-семинара, в отличие от традиционного, предполагает распределение участников семинара во времени и в пространстве. При этом межличностная вербальная коммуникация заменяется интернет-общением, которое реализуется средствами интернет-технологий (форумы, чаты, переписка по электронной почте). Индивидуальные интернет-задания — одна из форм работы по учебным дисциплинам, результаты которой могут быть выполнены в виде реферата, эссе и др. Интернет-проект (исследовательский, творческий, информационный, практи-ко-ориентированный) представляет собой замысел создания какого-либо объекта, выполненный в виде документа или модели. Практические и лабораторные работы при интернет-обучении организовать достаточно сложно, однако такая практика существует. Следует отметить, что современное развитие интернет-технологий позволяет использовать возможности ннтернет-ком-муннкацин, а также компьютерного моделирования в процессе организации виртуальных лабораторных и практических работ. Существуют две модели организации такого рода деятельности: удаленный доступ учащихся посредством сети Интернет к лабораторной установке нлн имитация (моделирование) процесса с помощью компьютерной
модели непосредственно на рабочем месте [6].
В основе реализации описанных форм обучения лежат технические возможности сервисов сети Интернет, которые в контексте данного исследования рассматриваются как средства поддержки обучения в сети Интернет. Преподаватель, реализующий интернет-обучение, может разработать и создать свой учебный интернет-курс в виде сайта (например, на сервере www.narocl.ru ндр.) н наполнить его содержимым, а также организовать интернет-занятия. Однако в масштабе учебного заведения, когда достаточно много учебных курсов и обучающихся, создавать такие интернет-курсы неэффективно и приходится применять специальные образовательные оболочки, предназначенные для разработки обучающих курсов н управления обучением (например, СДО МоосПе и др.).
При этом, можно выделить следующие основные принципы работы преподавателя в образовательных интернет-оболочках: опора на самостоятельную работу учащихся, поддержка их активности и творчества, а также ответственности учащегося в процессе обучения, формирование мотивации к непрерывному учению.
Таким образом, специфика интернет-обучения, основанного на новейших технологиях, интернет-ресурсах и услугах, значительным образом влияет на механизмы выбора целей обучения, отбора и структуризации содержания, способы реализации методов и организационных форм обучения, что оказывает заметное воздействие на функционирование методической системы обучения в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Якутова, Ю.А. Интернет-культура: сущность, структура, основы формирования [Текст] / Ю.А. Якутова // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2011. - № 9. - С. 235-241.
2. Чучкова, Г.С. Интернет-коммуникация как фактор личностного развития: на примере общения в чатах: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Г.С. Чучкова. - М.: РГГУ, 2008.
3. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание ... д-ра пед. наук [Текст] / А.М. Пышкало. - М.: Академия пед. наук СССР, 1975. - 60 с.
4. Саранцев, Г.И. Методология и методика обучения математике [Текст] / Г.И. Саранцев. - Саранск, 2001. - 144 с.
5. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование. Учебное пособие [Текст] / А.А. Андреев. - М.: Логос, 2003. - 45 с.
6. Батищев, А.В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций [Текст] / А.В. Батищев. - Орел: Орел ГТУ, 2008. - 69 с.
REFERENCES
1. Yakutova Y.A., Internet kultura: suwnost, structura, osnovy formirovaniy, Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij, 2011, No. 9, 235-241.
2. Chuchkova G.S., Internet kommunikatcija kak faktor lichnostnogo razvitija: na primere obwenija v chatah, PhD dissertation (Psychology), Moscow, 2008.
3. Pyshkalo A.M., Methodiceskay sistema obu-cheniy geometrii v nachalnoj shkole, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 1975, 60 p.
4. Sarantsev G.I., Metodologiy i metodika obu-cheniy matematike, Saransk, 2001, 144 p.
5. Andreev A.A., Vvedenie v Internet-obra-zovanie, Moscow, 2003, 45 p.
6. Batishchev A.V., Osnovw organiacii obu-cheniy v seti Internet, Orel, 2008, 69 p.
Веселовская Юлия Александровна, заместитель декана, физико-математический факультет, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]
114 Veselovskaya N.A., Deputy Dean, Methods of Teaching Mathematics and Informatics Department, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected]
Кузина Наталья Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан, физико-математический факультет, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, [email protected] Kuzina N.G., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Methods of Teaching Mathematics and Informatics Department, Dean, Physics and Mathematics Faculty, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University,
Сидорова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания математики и информатики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, [email protected] Sidorova N.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Chairperson, Methods of Teaching Mathematics and Informatics Department, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected]