Научная статья на тему 'Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании'

Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
238
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лобачев С. Л., Попов А. Э., Семенихин И. Н.

В статье рассматриваются подходы к созданию технологии и среды интернет-образования. Приводятся рекомендации по выбору инструментальных средств. Сформулированы некоторые требования к гипертекстовым учебным пособиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании»

Educational Technology & Society 4(2) 2001 ISSN 1436-4522

Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании

С Л. Лобачев1, А.Э. Попов2, И.Н. Семенихин3,

Vt.h., первый заместитель директора,

Российский государственный институт открытого образования Министерства образования РФ http://domino. distera. ru, [email protected]

2

к.т.н., доцент, заместитель директора,

Институт дистанционного и заочного образования Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса http://www.do.sssu.ru/, [email protected] 3к.ф.-м.н., доцент кафедры «Радиотехника»,

-

www.sssu.ru,[email protected]

АННОТАЦИЯ

-

..

.

Одним из перспективнейших направлений развития системы образования является широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, в первую очередь - технологий глобальной сети Интернет.

,

доступ к информации, расположенной в различных регионах и странах, высокая опе-

--

.-

,

.

--

,.

.

положения изучаемых дисциплин, но и иметь понятие о физических процессах, про,

. , -

.

-

,.

,-

,-

,, использовать их в рамкой единой образовательной программы. Кроме этого, полно-

-

.

,

применения Интернет в системе образования РФ:

- разработка гипертекстовых учебно-методтесгах пособий с близким (в идеале - с единым) интерфейсом пользователя и с учетом реальных технических возможностей студента;

- -

;

- разработка технологической среды для системы дистанционного или от-

,

-

.

, , -

чающих мнений по вопросу о том, как должен выглядеть электронный (компьютерный) ^ебник. Здесь рассматривается один из возможных подходов к методическому и программно-технтеско^ построению электронного учебника - гипертекстовый

.,

( ) , -

.риала ГУ осуществляется с помощью языка разметки текстовых документов HTML и его вариантов, языка программирования JAVA-Script и некоторых других WEB. HTML , ,

студенту информации в виде, удобном д®1 ее усвоения. Использование JAVA-Script

« » ,

.

,

.ного пользователя в большинстве регионов России составляет 12...28 кБ/сек, очень редко - до 36,6 кБ/сек. В этих условиях основное внимание при разработке ГУ должно быть уделено его оптимизации по размеру загружаемых на клиентскую сторону .

Flash, VRML, мультимедиа (тем более - real-video и real-audio) и некоторых других.

-

.,

,

возможность использования ГУ в дистанционном образовании на современном этапе

.

,.

Информация представляется разбитой на главы, параграфы и т.д., иллюстрируется

( ) . -.

,

учитывать при создании ГУ. Можно сформулировать условный набор правил, со:

- ,

превышает одной минуты, на скорости соединения 12000Б/сек;

- ,

;

- ;

- -( WinWord, ).

Конечно, ^иведенные давила не претендуют на полноту, однако они обеспе-

, , .

В принципе, ГУ представляет собой обычный гипертекстовый документ, по-

Web- .

,

, , HTML -

щью специализированных редакторов, тагах как HomeSite или Arachnophilia. Использование очень удобных WisyWig -редакторов ведет к очень большой избыточности конечного кода. Например, одна станица созданная с помощью FrontPage Express имеет размер почти втрое больший, чем такая же страница созданная в HomeSite. Использование ввдео и аудио фрагментов в ГУ, как указывалось выше,

.

выполняются в форматах GIF и JPEG, причем выбор формата и степень сжатия опре.ся на самые распространенные параметры мониторов и программных средств: MSIE 4.xx, NN4.xx , разрешение монитора 600x800 пикселов при 16-ти разрядной палитре.

,20.40 , -

.

,-

.,

, JAVA- .

(-

) , .

Одним из наиболее удобных инструментальных средств создания тестовых

Hot Potatoes. -

-

. HotPot

:

http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/. Данный пакет предоставляет возможность создания раз,. ,-

-

HTML. Даннад ^облема легко решается в современных HTML-редакторах, таких HomeSite Arachnophilia.

.-

, JAVA- -

ты, элементы управления (навигации) и контроля правильности ответов.

Другим возможным подходом для организации промежуточного и итогового

.

,-

ность сопоставления сложности контрольных мероприятий и уровней подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.

,-

, , -

кретного разработчика, так и согласовать дизайн теста с общим дизайном ГУ. Последняя версия пакета использует новые возможности спецификации HTML4.0 -динамический HTML.

-

,, другой носитель - дискет или компакт-диск.

Некоторые примеры построения ГУ можно посмотреть в «Библиотеке» Виртуального факультета ЮРГУЭС http://www.do.sssu.ru/idzo/lib/index.shtml. Необходимо ,. версия будет размещена в сентябре-октябре 2001г.

--

.-

.

-

.-

,-

.,

.

,

, , -

.:

1.

1.1. online-pe^M с использованием CGI. Интерфейс выполнен в виде

,

.,

,-

ные. Полученная странща нажатием кнопки "Выполнить эксперимент" отсылается на сервер, где обрабатывается CGI-скриптом, пе-

,

HTML- ;

1.2. опИпе-ре^м на основе JAVA-aпплeтoв. Интерфейс выполнен в виде измерительных приборов с элементами управления, необходимыми

.-, , -нения и достаточно мощного компьютера у студента. (л/р по курсу « Э лектродинамика»);

1.3. опИпе-ре^м на основе JAVA-cкpиптoв. Интерфейс выполнен в виде

,

.-

, , -сокой скорости соединения и достаточно мощного компьютера у студента. (л/р по курсу «Элещюника»);

1.4. оШше-режим 1. Интерфейс аналогичен online-CGI, однако запол-

-

.-

-.

.

1.5. оШше-режим 2. С^дент за^ужает себе исполняемую программу, которая и позволяет провести эксперимент. При необходимости, ре-

-

тору ресурса (л/р по курсу "Основы телевидения")

2. . -,-ся через Web-интepфeйc.

-

,

(www.do.sssu.ru/rcdo/labor/lab.shtml), реализующие имитационное моделирование в

1.2, 1.3 1.5 .

-

, , -( « »).

Рис. 1

Данный практикум реализован на основе JAVA-script, при этом модели и моделирующие функции собраны в библиотеку и вызываются из файлов HTML. В файлах НТМЬ содержится необходимая разметка, включая тэги таблиц и их оформления,

.

,-

.

схемы эксперимента (рис.1). Кроме этого, станица содержит форму для записи ре,-ной почте. Библиотека скриптов представляет собой файлы java-script, содержащие:

- наборы функций, описывающих поведение объекта исследования,

- наборы функций описывающих поведение измерительных приборов,

- ,

- наборы служебных программ, необходимых в процессе работы (калькулятор и т.д.).

-

,

.

-

-

( ) -

зона. Качественна особенность этого диапазона состоит в том, что нарушаются условия квазистационарности, на которых основана традиционная радиотехника. Рабо-

-

,-

.

,

-

. , -,-.-

.-(-тромагнитного поля, и т.д.), что способствует более быстрому и качественному ус. , , -ся студентами в процессе самостоятельной работы посредством распределенного доступа через внутривузовскую сеть и 1Ш:ете1

:

- регулярная линия передачи, работающая на нагрузку;

- ;

- ,;

- ;

- .

,-

,-

.

±“ t-¥ U41"'! СіХ^Р

J : ■ _d J Л -j

ijl^icquu рнЬвіа Vj ' ~ JІ чи [■ —г ни.» — і і п^илпыгии лі І її 'Г 1

ДЕЬйд| г_- £ _J ь’ >* І ^г»ц-:-і ! г-'іАи-і І г ■»!■■ 11 _Jk ПВ і.яіа

Рис. 2

На рисунке 2 представлен вид модели лабораторной установки для исследования параметров электромагнитных волн в нагруженной регулярной линии передачи и измерения полных сопротивлений на СВЧ. Генератор СВЧ имеет два элемента управления типа «полоса прокрутки» (scrollbar), с помощью которых задается часто.

.ся в помощью элемента управление «выбор» (choice). Из выпадающего списка типа ComboBox можно выбрать нагрузку, обеспечивающую малый, средний и большой

( ) . -противления нагрузки устанавливается при помощи генератора случайных чисел в ,.

,-

грузку, и режим стоячей волны, выбрав короткое замыкание. Дга исследования распределенных реактивностей на основе отрезков регулярной линии передачи имеется возможность в качестве нагрузки установить короткозамыкающий поршень в виде

.

По заданной частоте и сопротивлению нагрузки рассчитывается и выводится

.

.-

«»

(drag&drop). Кроме этого, имеется возможность точной установки зонда с помощью двух кнопок, перемещающих головку с шагом 0.1 мм. При изменении положения

-

, , , .

.

-.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взяты из библиотеки САПР PSpice. Индикация тока детектора производится микро-.-

-

,

.,

.

Для исследования параметров волноводных волн используется модель измерительной линии на отрезке прямоугольного волновода. Она аналогична описанной выше модели на основе регулярной линии, однако в ней учитывается дисперсия вол.

высших типов волн, амплитуды которых в данной точке превосходят 1% от амплиту-

.

.

-

ных волн Н10.

Вынужденные колебания в объемном резонаторе

-

.

Q

ComboBox . Q -

.-

.

точке с помощью измерительной головки и микроамперметра. Тагам образом, дан-

-

.

, , Java

--.-

-

.Web- -

Java- .

Лабораторная работа «Демонс^ацм матрицирования сигналов» по курсу «Основы телевидения» выполнена в ввде исполняемого файла, который должен быть загружен пользователем на свой компьютер и, затем, запущен на выполнение. Дан-

-

бражения и соответствующие уровни цветовых сигналов (рис.3).

LzU:

Рис. 3

Студент, получив задание должен расчитать необходимые уровни, а затем ус.

осциллограмм сигналов, с указанием их числовых значений, так и в ввде изображе-

.

.-

вие одного из цветоразностных сигналов, отсутствие сигнала яркости, неверная на..

Программа написана на языке С++, имеет размер около 60 Кб, что позволят

.

,,

. - , ,-

на. Альтернативой является разработка приложений в средах, позволяющих обеспе-

,

.

,-

.

-

.

проблему уже предпринимались, опыт накоплен достаточный, настало время дейст-.

,

,, образования. Он характеризуется созданием консорциума учебных заведений - Российского Открытого Университета (РГОУ) и формированием межвузовской научнотехнической программы “Создание системы открытого образования”.

В последние 2 года появились работы по использованию Интернет в учебном процессе (МЭСИ, МИЭМ, МИЭТ), но они, по ряду причин, не получили распростра-

. , -

,,

этих технологий факторов являлось отсутствие координации работ на региональном .-

.

Данной ситуацией успешно воспользовались отечественные и зарубежные ,-ментальной среды дистанционного или открытого образования. Очевидно, что в подобной ситуации есть реальная угроза появления “зоопарка” систем, никак не интег-

.

, 2000 -

“-

”, -

.

,

средств способных удовлетворить реальные потребности вузов в технологиях ДО и

,-

.

,-

”.

,-

,

в роли интеграционной среды интеллектуальных ресурсов системы образования в .-ды для ДО решают в той или иной степени только первую задачу и совершенно не

.

-

, , -туре является распределенной и однородной, а кроме того должна обеспечивать:

- единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возмож-

,

,-

альности через их виртуальные представительства;

- универсальный набор сервисных служб, используемых преподавателями

,

изучения каждой конкретной дисциплины;

-

,

- -

ционным ресурсам, учебным заведешвш и специальностям, предлагае-

;

- -

,

- .

В данной среде все учебные заведения должны быть равноправны и любое

,

учебно-методтесгае разработки различного уровня, задать условш: их распростра-

-

.

- , -

2000 . -тами можно познакомиться на сервере http ://domino. distera. ru.

Данная среда соединяет в себе:

- , ;

- ;

- интеллектуальные ресурсы профессорско-^еподавательского состава,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

;

- -

-

;

- материальную заинтересованость каждого участника (от автора учебно-

);

- распределенную систему мониторинга и статистики.

Рис. 4

При разработке технологии работы учебного заведения со своим виртуальным

-

,

.

задача обеспечения учебным заведениям равных возможностей по ведению учебного

.

Решение поставленной задачи - построение информационно-образовательной ,, программного обеспечения “Региональный Виртуальный университет”, наложенного на транспортную среду Интернет (рис.4). Оно размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (на^имер, в узлах сети RUNNET), образуя регио-

( ). “ -верситет” представляет собой программный комплекс функционирующий в среде СУБД Lotus Domino v. 4.6. и выше. Координация работ региональных виртуальных университетов организуется на основе задаваемого системой распределения функций ,-

,.

( ) -( ) . -тельство учебного заведения это программный комплекс обеспечивающий полный

-

.-

,

обеспечивается ПО “В^^альный Университет”. Администрирование ВП ведет ба,

.

-

-

.

регламентируются типовым (в рамках все среды) договором. Виртуальше предста-

(-

), , ,

.

-

( ) , ( ) -

( ),

.

-

,:

- ;

- ;

- -.

,-

.

работы по инвентаризации существующего задела и формированию на его основе .

сервере http://mrc.distera.ru.

Построенная таким образом среда имеет в своем составе распределенную

-

,.

,

( ),

.

“”

-

,

--, - -

. , -

,,

.

, - -

-

. , , -

.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.