Educational Technology & Society 4(2) 2001 ISSN 1436-4522
Интернет-технологии в дистанционном и открытом образовании
С Л. Лобачев1, А.Э. Попов2, И.Н. Семенихин3,
Vt.h., первый заместитель директора,
Российский государственный институт открытого образования Министерства образования РФ http://domino. distera. ru, [email protected]
2
к.т.н., доцент, заместитель директора,
Институт дистанционного и заочного образования Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса http://www.do.sssu.ru/, [email protected] 3к.ф.-м.н., доцент кафедры «Радиотехника»,
-
www.sssu.ru,[email protected]
АННОТАЦИЯ
-
..
.
Одним из перспективнейших направлений развития системы образования является широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, в первую очередь - технологий глобальной сети Интернет.
,
доступ к информации, расположенной в различных регионах и странах, высокая опе-
--
.-
,
.
--
,.
.
положения изучаемых дисциплин, но и иметь понятие о физических процессах, про,
. , -
.
-
,.
,-
,-
,, использовать их в рамкой единой образовательной программы. Кроме этого, полно-
-
.
,
применения Интернет в системе образования РФ:
- разработка гипертекстовых учебно-методтесгах пособий с близким (в идеале - с единым) интерфейсом пользователя и с учетом реальных технических возможностей студента;
- -
;
- разработка технологической среды для системы дистанционного или от-
,
-
.
, , -
чающих мнений по вопросу о том, как должен выглядеть электронный (компьютерный) ^ебник. Здесь рассматривается один из возможных подходов к методическому и программно-технтеско^ построению электронного учебника - гипертекстовый
.,
( ) , -
.риала ГУ осуществляется с помощью языка разметки текстовых документов HTML и его вариантов, языка программирования JAVA-Script и некоторых других WEB. HTML , ,
студенту информации в виде, удобном д®1 ее усвоения. Использование JAVA-Script
« » ,
.
,
.ного пользователя в большинстве регионов России составляет 12...28 кБ/сек, очень редко - до 36,6 кБ/сек. В этих условиях основное внимание при разработке ГУ должно быть уделено его оптимизации по размеру загружаемых на клиентскую сторону .
Flash, VRML, мультимедиа (тем более - real-video и real-audio) и некоторых других.
-
.,
,
возможность использования ГУ в дистанционном образовании на современном этапе
.
,.
Информация представляется разбитой на главы, параграфы и т.д., иллюстрируется
( ) . -.
,
учитывать при создании ГУ. Можно сформулировать условный набор правил, со:
- ,
превышает одной минуты, на скорости соединения 12000Б/сек;
- ,
;
- ;
- -( WinWord, ).
Конечно, ^иведенные давила не претендуют на полноту, однако они обеспе-
, , .
В принципе, ГУ представляет собой обычный гипертекстовый документ, по-
Web- .
,
, , HTML -
щью специализированных редакторов, тагах как HomeSite или Arachnophilia. Использование очень удобных WisyWig -редакторов ведет к очень большой избыточности конечного кода. Например, одна станица созданная с помощью FrontPage Express имеет размер почти втрое больший, чем такая же страница созданная в HomeSite. Использование ввдео и аудио фрагментов в ГУ, как указывалось выше,
.
выполняются в форматах GIF и JPEG, причем выбор формата и степень сжатия опре.ся на самые распространенные параметры мониторов и программных средств: MSIE 4.xx, NN4.xx , разрешение монитора 600x800 пикселов при 16-ти разрядной палитре.
,20.40 , -
.
,-
.,
, JAVA- .
(-
) , .
Одним из наиболее удобных инструментальных средств создания тестовых
Hot Potatoes. -
-
. HotPot
:
http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/. Данный пакет предоставляет возможность создания раз,. ,-
-
HTML. Даннад ^облема легко решается в современных HTML-редакторах, таких HomeSite Arachnophilia.
.-
, JAVA- -
ты, элементы управления (навигации) и контроля правильности ответов.
Другим возможным подходом для организации промежуточного и итогового
.
,-
ность сопоставления сложности контрольных мероприятий и уровней подготовки
.
,-
, , -
кретного разработчика, так и согласовать дизайн теста с общим дизайном ГУ. Последняя версия пакета использует новые возможности спецификации HTML4.0 -динамический HTML.
-
,, другой носитель - дискет или компакт-диск.
Некоторые примеры построения ГУ можно посмотреть в «Библиотеке» Виртуального факультета ЮРГУЭС http://www.do.sssu.ru/idzo/lib/index.shtml. Необходимо ,. версия будет размещена в сентябре-октябре 2001г.
--
.-
.
-
.-
,-
.,
.
,
, , -
.:
1.
1.1. online-pe^M с использованием CGI. Интерфейс выполнен в виде
,
.,
,-
ные. Полученная странща нажатием кнопки "Выполнить эксперимент" отсылается на сервер, где обрабатывается CGI-скриптом, пе-
,
HTML- ;
1.2. опИпе-ре^м на основе JAVA-aпплeтoв. Интерфейс выполнен в виде измерительных приборов с элементами управления, необходимыми
.-, , -нения и достаточно мощного компьютера у студента. (л/р по курсу « Э лектродинамика»);
1.3. опИпе-ре^м на основе JAVA-cкpиптoв. Интерфейс выполнен в виде
,
.-
, , -сокой скорости соединения и достаточно мощного компьютера у студента. (л/р по курсу «Элещюника»);
1.4. оШше-режим 1. Интерфейс аналогичен online-CGI, однако запол-
-
.-
-.
.
1.5. оШше-режим 2. С^дент за^ужает себе исполняемую программу, которая и позволяет провести эксперимент. При необходимости, ре-
-
тору ресурса (л/р по курсу "Основы телевидения")
2. . -,-ся через Web-интepфeйc.
-
,
(www.do.sssu.ru/rcdo/labor/lab.shtml), реализующие имитационное моделирование в
1.2, 1.3 1.5 .
-
, , -( « »).
Рис. 1
Данный практикум реализован на основе JAVA-script, при этом модели и моделирующие функции собраны в библиотеку и вызываются из файлов HTML. В файлах НТМЬ содержится необходимая разметка, включая тэги таблиц и их оформления,
.
,-
.
схемы эксперимента (рис.1). Кроме этого, станица содержит форму для записи ре,-ной почте. Библиотека скриптов представляет собой файлы java-script, содержащие:
- наборы функций, описывающих поведение объекта исследования,
- наборы функций описывающих поведение измерительных приборов,
- ,
- наборы служебных программ, необходимых в процессе работы (калькулятор и т.д.).
-
,
.
-
-
( ) -
зона. Качественна особенность этого диапазона состоит в том, что нарушаются условия квазистационарности, на которых основана традиционная радиотехника. Рабо-
-
,-
.
,
-
. , -,-.-
.-(-тромагнитного поля, и т.д.), что способствует более быстрому и качественному ус. , , -ся студентами в процессе самостоятельной работы посредством распределенного доступа через внутривузовскую сеть и 1Ш:ете1
:
- регулярная линия передачи, работающая на нагрузку;
- ;
- ,;
- ;
- .
,-
,-
.
±“ t-¥ U41"'! СіХ^Р
J : ■ _d J Л -j
ijl^icquu рнЬвіа Vj ' ~ JІ чи [■ —г ни.» — і і п^илпыгии лі І її 'Г 1
ДЕЬйд| г_- £ _J ь’ >* І ^г»ц-:-і ! г-'іАи-і І г ■»!■■ 11 _Jk ПВ і.яіа
Рис. 2
На рисунке 2 представлен вид модели лабораторной установки для исследования параметров электромагнитных волн в нагруженной регулярной линии передачи и измерения полных сопротивлений на СВЧ. Генератор СВЧ имеет два элемента управления типа «полоса прокрутки» (scrollbar), с помощью которых задается часто.
.ся в помощью элемента управление «выбор» (choice). Из выпадающего списка типа ComboBox можно выбрать нагрузку, обеспечивающую малый, средний и большой
( ) . -противления нагрузки устанавливается при помощи генератора случайных чисел в ,.
,-
грузку, и режим стоячей волны, выбрав короткое замыкание. Дга исследования распределенных реактивностей на основе отрезков регулярной линии передачи имеется возможность в качестве нагрузки установить короткозамыкающий поршень в виде
.
По заданной частоте и сопротивлению нагрузки рассчитывается и выводится
.
.-
«»
(drag&drop). Кроме этого, имеется возможность точной установки зонда с помощью двух кнопок, перемещающих головку с шагом 0.1 мм. При изменении положения
-
, , , .
.
-.
взяты из библиотеки САПР PSpice. Индикация тока детектора производится микро-.-
-
,
.,
.
Для исследования параметров волноводных волн используется модель измерительной линии на отрезке прямоугольного волновода. Она аналогична описанной выше модели на основе регулярной линии, однако в ней учитывается дисперсия вол.
высших типов волн, амплитуды которых в данной точке превосходят 1% от амплиту-
.
.
-
ных волн Н10.
Вынужденные колебания в объемном резонаторе
-
.
Q
ComboBox . Q -
.-
.
точке с помощью измерительной головки и микроамперметра. Тагам образом, дан-
-
.
, , Java
--.-
-
.Web- -
Java- .
Лабораторная работа «Демонс^ацм матрицирования сигналов» по курсу «Основы телевидения» выполнена в ввде исполняемого файла, который должен быть загружен пользователем на свой компьютер и, затем, запущен на выполнение. Дан-
-
бражения и соответствующие уровни цветовых сигналов (рис.3).
LzU:
Рис. 3
Студент, получив задание должен расчитать необходимые уровни, а затем ус.
осциллограмм сигналов, с указанием их числовых значений, так и в ввде изображе-
.
.-
вие одного из цветоразностных сигналов, отсутствие сигнала яркости, неверная на..
Программа написана на языке С++, имеет размер около 60 Кб, что позволят
.
,,
. - , ,-
на. Альтернативой является разработка приложений в средах, позволяющих обеспе-
,
.
,-
.
-
.
проблему уже предпринимались, опыт накоплен достаточный, настало время дейст-.
,
,, образования. Он характеризуется созданием консорциума учебных заведений - Российского Открытого Университета (РГОУ) и формированием межвузовской научнотехнической программы “Создание системы открытого образования”.
В последние 2 года появились работы по использованию Интернет в учебном процессе (МЭСИ, МИЭМ, МИЭТ), но они, по ряду причин, не получили распростра-
. , -
,,
этих технологий факторов являлось отсутствие координации работ на региональном .-
.
Данной ситуацией успешно воспользовались отечественные и зарубежные ,-ментальной среды дистанционного или открытого образования. Очевидно, что в подобной ситуации есть реальная угроза появления “зоопарка” систем, никак не интег-
.
, 2000 -
“-
”, -
.
,
средств способных удовлетворить реальные потребности вузов в технологиях ДО и
,-
.
,-
“
”.
,-
,
в роли интеграционной среды интеллектуальных ресурсов системы образования в .-ды для ДО решают в той или иной степени только первую задачу и совершенно не
.
-
, , -туре является распределенной и однородной, а кроме того должна обеспечивать:
- единые средства навигации, обеспечивающие пользователю возмож-
,
,-
альности через их виртуальные представительства;
- универсальный набор сервисных служб, используемых преподавателями
,
изучения каждой конкретной дисциплины;
-
,
- -
ционным ресурсам, учебным заведешвш и специальностям, предлагае-
;
- -
,
- .
В данной среде все учебные заведения должны быть равноправны и любое
,
учебно-методтесгае разработки различного уровня, задать условш: их распростра-
-
.
- , -
2000 . -тами можно познакомиться на сервере http ://domino. distera. ru.
Данная среда соединяет в себе:
- , ;
- ;
- интеллектуальные ресурсы профессорско-^еподавательского состава,
;
- -
-
;
- материальную заинтересованость каждого участника (от автора учебно-
);
- распределенную систему мониторинга и статистики.
Рис. 4
При разработке технологии работы учебного заведения со своим виртуальным
-
,
.
задача обеспечения учебным заведениям равных возможностей по ведению учебного
.
Решение поставленной задачи - построение информационно-образовательной ,, программного обеспечения “Региональный Виртуальный университет”, наложенного на транспортную среду Интернет (рис.4). Оно размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (на^имер, в узлах сети RUNNET), образуя регио-
( ). “ -верситет” представляет собой программный комплекс функционирующий в среде СУБД Lotus Domino v. 4.6. и выше. Координация работ региональных виртуальных университетов организуется на основе задаваемого системой распределения функций ,-
,.
( ) -( ) . -тельство учебного заведения это программный комплекс обеспечивающий полный
-
.-
,
обеспечивается ПО “В^^альный Университет”. Администрирование ВП ведет ба,
.
-
-
.
регламентируются типовым (в рамках все среды) договором. Виртуальше предста-
(-
), , ,
.
-
( ) , ( ) -
( ),
.
-
,:
- ;
- ;
- -.
,-
.
работы по инвентаризации существующего задела и формированию на его основе .
сервере http://mrc.distera.ru.
Построенная таким образом среда имеет в своем составе распределенную
-
,.
,
( ),
.
“”
-
,
--, - -
. , -
,,
.
, - -
-
. , , -
.