УДК 070.1
Э.А.М. Абдель Вахед
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА (К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИИ ТУРИЗМА)
В статье рассматриваются преимущества культурно-информационных технологий в рамках социальной сети Facebook в формировании динамичного развития туризма. Социальная сеть Facebook позволяет загружать, просматривать и обсуждать информацию и видеоматериалы. Благодаря простоте и удобству использования, Facebook стал одним из самых популярных социальных сетей в современном обществе. В социальной сети представлены любительские видеозаписи, видеоблоги, и профессионально снятые фильмы и клипы.
Ключевые слова: социальная сеть, Facebook, культура, туризм, средства массовой информации, информационные технологии, сетевые медиа, Интернет.
EAM. Abdel Wahed. INTERNET TECHNOLOGY SOCIAL NETWORK FACEBOOK IN THE DEVELOPMENT OF CULTURAL TOURISM INDUSTRY (TO THE PROBLEM OF TOURISM KULTUROLOGIZATION).
This article discusses the benefits of cultural and information technology within the social network Facebook in the formation of the dynamic development of tourism. Social network Facebook allows you to upload, view and discuss information and videos. Due to the simplicity and ease of use, Facebook has become one of the most popular social networks in the modern society. amateur videos, video blogs, and professionally filmed movies and videos are presented in a social network.
Keywords: social network, Facebook, culture, tourism, media, information technology, network media, the Internet.
В XXI веке социальные сети стали неотъемлемой частью культуры современного общества. Большая часть всего общения переместилась в измерение Интернет. Это говорит о том, что социальные сети стали играть определяющую роль в формировании коммуникативной культуры, духовной среды современного общества.
В специальной культурологической литературе точных определений и определенных границ у социальных сетей нет. Так, В.М. Сазанов определяет социальные сети как «результат развития информационных технологий, часть социальной структуры общества, интересный социотехнический объект» [6].
Социальная сеть - интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети [1].
Сегодня социальные сети имеют трансграничный охват аудитории, который ежедневно возрастает. Его масштабы можно сравнить с населением страны, входящих в тройку лидеров по численности.
История развития социальных сетей динамично пополняется все новыми открытиями и сегодня социальные сети являются мощным инструментом в развитии не только социальной коммуникации, то также и во многих других областей. Особо важную роль они играют в контексте задач укрепления культурных начал в обществе. Публичная информация, которую пользователи оставляют о себе в социальных сетях, чаще используется в научных, маркетинговых, журналистских и культурологических исследованиях.
С. Кваша утверждает, что пользователи социальных сетей выступают в роли очевидцев, от которых аудитория может получить информацию из первых рук, «не обращая внимания на потерявший остатки доверия телевизор, купленные-перекупленные и стремительно устаревающие газеты и агентства, славные тем, что черпают информацию из сомнительных источников» [5].
В этом отношении интересны исследования ДАГубанова, касающиеся разработки моделей информационного влияния в социальных сетях. «Социальные сети (СС) - социальные структуры, состоящие из множества агентов (субъектов - индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп, организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например: знакомства, дружбы, сотрудничества, влияния, коммуникации» [2].
Таким образом, социальная сеть представляется как некая социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), а также связей
между ними (социальных взаимоотношений).
Социальные сети позволяют обмениваться информацией о себе и своих интересах с друзьями, коллегами и другими. Большинство из этих инструментов позволяет создать профиль, а затем публиковать содержание (текст, видео, аудио, фото) или ссылки на вещи, которые соответствуют сфере интересов. Возможности маркетинга и рентабельности социальных сетей в том, что в социальных сетях все зависит от трафика, если он высокий, то и успех зависит лишь от количества участников, посетивших сайт социальных сетей. В этой категории, существуют известные типичные сайты, такие как Faсebook, Myspae и В Контакте (www.vkontaktB.ru).
Faсebook («Феисбук>) как важнейшее достижение культуры (мышления) является одним из самых крупных социальных сетей в мире на сегодняшний день. Она была основана в 2004 году студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом. Первоначально свой веб-сайт Марк Цукерберг назвал The Faсebook В 2005 году артикль The был удален после приобретения доменного имени faсebook.сom. В 2006 году сайт стал доступен для всех пользователей глобальной сети, имеющих электронный адрес. Позже был открыта официальная штаб-квартира в Дублине и объявлено о получении первой прибыли. В 2008 году была запущена русскоязычная версия Faсebook Однако в России социальная сеть Faсebook уступает свою популярность отечественным социальным сетям «Одоклассники» и «Вконтакте». Такая позиция среди российского общества превращает Faсebook в нишевую или локальную соцсеть, которые нацелены на определенный сегмент пользователей. Проблемы Faсebook в России также связаны культурологическими, языковыми и социальными особенностями российского общества. Также Faсebook уступает российским соцсетям в плане интерфейса, устройства френдленты и большим количеством рекламной продукции.
В 2010 году согласно статистическим данным SerondMarket 1пс. социальная сеть Faсebook стала третьей по величине интернет-компанией в США, уступив место только Google и Amazon.
В 2011 году был запущен видеочат на платформе Skype, позднее было объявлено о звонках из платформы аудио- и видеозвонков в социальную сеть. В 2012 году на сайте Faсebook появилась возможность пользователям мобильной версии использовать кнопку Share (Поделиться). Через год на сайте была представлена новая функция поиска Graph Search, позволяющая эффективно и быстро находить мультимедийные материалы внутри самой социальной сети, в последствии была запущена платформа для Android-смартфонов. По данным 2013 года аудитория Faсebook увеличилась до 1,2 миллиарда пользователей.
Международная социальная сеть «Faсebook» в отличие от «Twitter» предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных - виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения. Пользователь имеет возможность контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.
В социальных сетях процесс распространения информации идет не традиционно сверху вниз, а, наоборот, снизу вверх. Главной особенностью социальных сетей является то, что пользователем может стать каждый вне зависимости от пола, возраста, религиозной и этнической принадлежности, а главное - вне зависимости от уровня культуры и образования.
Однако свободное участие в распространении информации понижает ее качество, степень достоверности и целостности. Например, любой пользователь социальной сети Faсebook может поделиться статусом или информацией, которую он прочитал на странице своего друга. Но достоверность его информации остается под вопросом и ответственности за распространяемую информацию он не несет.
Среди сетевых ресурсов все большую роль играют онлайновые социальные сети, которые помимо выполнения функций поддержки общения обмена мнениями и получения информации их членами в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства [3].
Таким образом, социальные сети являются ключевым элементом для дальнейшего развития сообществ и в скором времени они будут неотъемлемым инструментом для любой деятельности [4].
Мы хотим выделить следующие важные характерные черты социальной сети Facebook
1. Досягаемость: любой человек получает возможность достигнуть глобальную аудиторию.
2. Доступность: социальная сеть не требует больших вложений.
3. Простота: нет необходимости в обладании специальных навыков и профессиональных курсах подготовки.
4. Мобильность: связь может осуществляться практически мгновенно.
5. Гибкость: в социальной сети информация может быть изменена практически мгновенно по комментариям или редактирования.
В современном глобализационном мире с его возможностями трансграничного охвата аудитории социальные сети играют определяющую роль не только в плане развития массовых коммуникаций, а также становятся важным компонентом в туризме.
Современный туризм является интенсивно развивающимся социокультурным феноменом, актуальной сферой человеческой деятельности, образования, потребления, времяпрепровождения, обусловленной системой взаимодействия человека с миром. Туризм активно взаимодействует со сферами культуры, образования, досуга, масс-медиа. Интернет-ресурсы о туризме, как и соответствующие телепередачи, обладают свойством наглядности, а по степени информативности превосходят возможности телевидения, предлагая разнообразнейшую информацию о туристских объектах и услугах. В этом плане роль социальной сети Facebook в продвижении туристского продукта значительно возрастает. Более того это осуществляется не только со стороны частного бизнеса, сегодня в этот процесс вовлечено и государство. Органы государственного управления активно используют площадку социальной сети Facebook для рекламирования национального туристского продукта. Выкладывая на сайт сети видеоматериалы в форме документальных фильмов и видеозарисовки о достопримечательностях и культурно-историческом наследии городов тем самым привлекают потенциальных туристов. Через социальную сеть туристический рынок «виден как на ладони», поскольку в данном формате отсутствует цензор, контролирующий правила предоставления информации. Таким образом, посредством социальной сети новое поколение туристов получает информацию что называется «из первых рук» достоверную и точную.
Сегодня в туристской индустрии при взаимодействии с Facebook появилась возможность прямой коммуникации, которая отодвигает роль посредника в лице турфирмы. Турист самостоятельно может организовать свой отдых, используя для этого лишь приложение Facebook, поскольку многие авиакомпании и отели имеют свои страницы в сети РасеЬоок Турист в режиме он-лайн может получить ответы на свои вопросы. Более того РасеЬоок это не только инструмент для организации желаемого отдыха, это также расширение сознания о культуре туризма. Социальная сеть РасеЬоок располагает следующими возможностями:
- Отправка файлов;
- Размещение видеоматериалов;
- Размещение рекламы и организация маркетинга.
В современном глобализационном мире с его возможностями трансграничного охвата аудитории социальные сети играют определяющую роль не только в плане развития массовых коммуникаций, а также становятся важным компонентом повышения культуры туризма.
Литература
1. Влияние через социальные сети / Под ред. Н.В. Крыгиной. - М., 2010. - С. 13.
2. Губанов ДА. Модели информационного влияния в социальных сетях. Дис. канд. техн. наук. - М.,
2009. - С. 3.
3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - 2-е изд., М.: Издательство физико-математической литературы,
2010. - С. 3.
4. История теории и практики социальных сетей//Электронный ресурс^йр://шшш.кеер-intouçh.ru/ апа-1уйс5/Ы51шу/Ы51шу-о1:'-1:Ье-1:Ьеогу-ап^ ргасйсе-оЁ-БослаЬпе^огкз.Ыт (дата обращения: 15.03.2016)
5. Кваша С. Цивилизация очевидцев//Электронный ресурс: Ы1р://шшш^е1а.ги/2005/09/05/оа_169667 .shtml (дата обращения 12.12.2015).
6. Сазанов В. М. Социальные сети и технологии. - М., 2010. - С.7.
1. Vlijanie cherez social'nye seti / Pod red. N.V. Kryginoj. - M., 2010. - S. 13.
2. Gubanov D.A. Modeli informacionnogo vlijanija v social'nyh setjah. Dis. kand. tehn. nauk. - M., 2009. - S. 3.
3. Gubanov D.A., Novikov D.A., Chhartishvili A.G. Social'nye seti: modeli informacionnogo vlijanija, upravlenija i protivoborstva - 2-e izd., M.: Izdatel'stvo fiziko-matematicheskoj literatury, 2010. - S. 3.
4. Istorija teorii i praktiki social'nyh setej//Jelektronnyj resurs:http://www.keep-intoush.ru/ ana-lytiss/history/history-of-the-theory-and-prastise-of-sosial-networks.htm (data obrashhenija: 15.03.2016)
5. Kvasha S. Civilizacija ochevidcev//Jelektronnyj resurs: http://www.gazeta.ru/2005/09/05/oa_169667 .shtml (data obrashhenija 12.12.2015).
6. Sazanov V. M. Social'nye seti i tehnologii. -M., 2010. - S.7.