Научная статья на тему 'Интернет-присутствие как концептуальная основа современного маркетинга'

Интернет-присутствие как концептуальная основа современного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1318
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИЙ / E-COMMERCE / RELATIONSHIP MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валько Д. В.

Рассмотрены основные аспекты и проблемы маркетинга на рынке электронной торговли в Интернете. Показана необходимость концептуально нового подхода, введен в теорию и практику маркетинга термин "Интернет-присутствие".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-PRESENCE AS A FRAMEWORK OF MODERN MARKETING

Described the basic aspects and problems of domestic marketing in the market of ecommerce on the Internet. In this context, showed the necessary of conceptually new approach and an introduction to the theory and practice of marketing of the term "Internet-presence".

Текст научной работы на тему «Интернет-присутствие как концептуальная основа современного маркетинга»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.004 JEL: F14, F15

ИНТЕРНЕТ-ПРИСУТСТВИЕ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА*

Д.В. Валько, преподаватель ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и

экономики», e-mail: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены основные аспекты и проблемы маркетинга на рынке электронной торговли в Интернете. Показана необходимость концептуально нового подхода, введен в теорию и практику маркетинга термин "Интернет-присутствие".

Ключевые слова: электронная коммерция, маркетинг отношений.

Сеть Интернет, как комплекс технологий связи между людьми, подняла на новый уровень способы обмена информацией путем создания нового поля как для человеческой деятельности в целом, так и экономической деятельности в частности. Все больше отечественных компаний, организаций и обычных российских граждан используют коммуникационные возможности интернета в своих экономических интересах. Интернет, вытесняя старые способы взаимосвязи между различными участниками коммерческой деятельности, становится основным источником информации о продавце, товаре, услуге, покупателе, а также позволяет наладить взаимоотношения между ними [3].

Стремительное увеличение числа пользователей сети Интернет, их активность, повышение доверия и интереса к получению информации посредством интернета, равно как и отток аудитории у старых средств коммуникации вынуждает компании, как на федеральном, так и местном рынке заботиться о своем присутствии в Интернет.

На рисунке 1 показаны в сравнении четыре основных показателя развития интернета по округам РФ на февраль 2013 года, по данным Яндекс [1]:

1. Развитие региональных ресурсов - отношение числа новых сайтов в данном регионе к общему числу региональных сайтов в России.

2. Доля бизнес-сайтов - отношение количества сайтов бизнес-тематики к общему числу сайтов.

3. Присутствие организаций в интернете - отношение числа организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе.

4. Охват социальных сетей - отношение совокупной месячной аудитории трёх

Научный руководитель: М.А. Пестунов, к.т.н., д.э.н.; материал рекомендован к публикации: И.А. Сергеичева, к.э.н.

крупнейших социальных сетей рунета (ВКонтакте, Одноклассники и Мой@мир) в регионе к месячной аудитории интернета в регионе.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

<?

О

Развитие региональных ресурсов

С

«г

^ / , В Доля бизнес-сайтов ^

«Я

Присутствие организаций в Интернет Ш Охват социальных сетей

Рисунок 1 - Сравнение показателей развития интернета по округам РФ, % Информационные и коммуникационные технологии преодолевают расстояние и время, являясь, таким образом, одной из основных движущих сил глобализации. В этих условиях изменению подвергаются модели поведения и факторы мотивации самих людей, а вместе с ними трансформируется вся совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Высокая степень интенсивности данных процессов обусловливает высокую сложность и неопределенность принятия экономическими субъектами эффективных управленческих решений. Чтобы выжить компании оказываются, вынуждены переходить на новые, электронные, рынки, а потребители оказываются в условиях влияния множества разнонаправленных факторов [2].

В этой связи, исследование мотивации и вопросов управления поведением потребителей на современном рынке - важнейшая область фундаментальных и прикладных исследований, важность которой общепризнана во всем мире.

Как известно, компания на рынке вообще и на рынке электронной торговли в частности, всегда имеет свой актуальный «образ» для потребителя. Этот образ, будучи целостным, во многом определяет отношение потребителей к компании и её товарам,

поведение потребителей на рынке, и, в конечном счёте, рыночные позиции данной компании.

В широком понимании в образ компании можно включить: имидж, репутацию, бренды, нематериальные активы, отождествляемые с компанией, её товарами, а также другие компоненты «впечатления» потребителя. Также к составляющим образа компании можно отнести широко известные отзывы и авторизованные мнения, материалы и факты в СМИ, иными словами всё то, что, так или иначе, формирует представление потребителя.

Безусловно, этот образ формируется не только благодаря маркетинговым усилиям, зачастую он формируется стихийно на фоне маркетинговой среды в целом, а маркетинговая деятельность имеет своей целью посильными средствами предопределить его формирование.

Современная компания может быть представлена на рынке электронной торговли в трех принципиальных ипостасях. Во-первых, компания может предлагать свои товары и услуги на традиционном «материальном» рынке и лишь частично использовать потенциал рынка электронной торговли, осуществляя через него долю продаж.

Во-вторых, компания может, полностью реализовывать своё «материальное производство» в Интернет. И, в-третьих, компания может быть виртуальной, либо предлагающей исключительно цифровые услуги и товары, а значит - быть полностью представленной лишь в сетевом пространстве рынка электронной торговли.

Важно отметить, что вне зависимости от своей ипостаси, любая компания на сегодняшний день, так или иначе представлена в Интернет (например, для банков и кредитных организаций Интернет-сайт - обязательный, законодательно закрепленный, атрибут). Даже если у компании нет Интернет-сайта, в сети всё равно существуют отзывы о ней и её товарах и услугах на специальных агрегаторах, в СМИ, или на частных страницах Интернет-блогов. В конечном счете, любая компания, как минимум, представлена в ОТ8-системах, где к аннотации о ней имеется глобальный доступ.

В результате, с точки зрения рыночной парадигмы, на сегодняшний день существует не только неразрывное информационное пространство, но и маркетинговое пространство в информационной среде. Это маркетинговое пространство детерминируется рассмотренным выше образом компании; в известной мере, определяет поведение потребителей; и опосредованно формируется за счёт последнего.

Может показаться, что в такой трактовке, понятие образа компании схоже по механизму функционирования с понятием институциональной среды и институционального механизма в рамках неоинституциональной теории.

В действительности, институты и институциональная среда, есть ни что иное как регуляторы отношений между людьми и такая аналогия может быть признана верной.

Между тем, рыночная конкурентная среда с точки зрения маркетинга не может быть полностью описана лишь в институциональной парадигме, ввиду, как минимум, инерционности институциональной механики, и как следствие - институциональная трактовка блокирует прикладной инструментарий маркетинга.

В сущности, следует говорить об очевидном взаимовлиянии маркетинговой и институциональной среды в условиях любого рынка. При этом в условиях динамичного рынка электронной торговли это взаимовлияние приобретает ключевую роль.

Интернет, является глобальной и весьма динамичной средой, имеющей свои особенности и закономерности. Он уже давно не является просто средой коммуникации или ещё одним каналом продаж. Традиционные законы маркетинга и его инструменты в условиях динамичной среды Интернета претерпевают закономерные изменения. При сохранении традиционного восприятия маркетинга, переход к рынку электронной торговли в Интернет, приводит к непредсказуемым и, зачастую, бессмысленным издержкам, не приносящим прибыли компаниям.

Поскольку, постоянно возрастающий объем маркетинговой информации достигающей потребителей в современном сетевом пространстве приводит к инертности восприятия потребителей, и к скептицизму относительно маркетинговых мероприятий со стороны продавцов - потребители всё чаще принимают решение о покупке независимо от подобной маркетинговой информации.

Возникающие и расширяющиеся Интернет-сообщества создают условия для непосредственного обмена информацией между потребителями, не связанного с их прямой экономической выгодой. При этом каждый потребитель делится информацией исходя из сугубо социальных потребностей.

Это приводит к необходимости, концептуальных изменений в восприятии маркетинга на рынке электронной торговли. К сожалению, концептуальному изменению должны подвергнуться не только подходы компаний на рынке, но и подходы маркетинговых агентств, предлагающих «современные» маркетинговые услуги.

По-нашему мнению, всё вышесказанное предопределяет новую маркетинговую категорию под названием «Интернет-присутствие». В общем смысле, под Интернет-присутствием следует понимать тот образ, через который компании представлены в Интернет. В узком смысле, под Интернет-присутствием, следует понимать взаимовлияние маркетинговой, институциональной и социальной среды (в той мере, в которой они представлены в информационно-коммуникационном пространстве Интернет) на поведение потребителей на рынке электронной торговли. При этом под средой понимается совокупность условий и факторов, действующих в пространстве отношений субъектов.

На современном этапе развития постиндустриального общества, в условиях высокой динамичности поведения потребителей и реакции рынка, а также смещении «центра тяжести» маркетинга в сторону конечного потребителя, вопрос синтеза новой комплексной модели поведения потребителей и управления процессом принятия ими решения о покупке является весьма актуальным.

И по нашему мнению, введение в теоретический и прикладной оборот категории «Интернет-присутствие» позволяет найти концептуальное решение названных проблем.

Список литературы

1. Развитие интернета в регионах России: информационный бюллетень Яндекс. -URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ya_internet_regions_2013.xml

2. Сергеичева, И.А. Факторы и особенности поведения потребителей на российском рынке электронной торговли / Д.В. Валько, И. А. Сергеичева / Междисциплинарный диалог: современные тенденции в социогуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов. -Челябинск: «Полиграф-мастер», 2013. - 400 с. - С. 42-53.

3. Щеглов, К.Ю. Интернет-бизнес в России / Предпринимательский климат в городах России: Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 мая 2013) / ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»; науч. ред. Р.И. Гарипов, А.Г. Палкин. - Челябинск: «Центр оперативной полиграфии», 2013. - 115 с. - С. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.