Научная статья на тему 'Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории'

Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2348
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / MEME / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / "ИДУ НА ВЫ!" / "I AM GOING TO WIN YOU!" / "ПРОШАРЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ" / "ADVANCED GENERATION" / VIRUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугин Анатолий Михайлович

В статье раскрывается когнитивный потенциал мемов, которые способствуют формированию интереса у учащихся к уроку истории в средней школе. Мем новое явление, подобно вирусу проникающее во все сферы деятельности современного общества, педагогику в том числе. В статье раскрывается понятие мема в теории коммуникации, выясняется необходимость его использования на уроках истории в средней школе, обосновывается выбор мемов для фокусировки внимания, выявляется степень их влияния на формирование мотивации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории»

представления о ценностно-патриотической тематике (конспективный ответ, слабая аргументация); случайные, отрывочные, разрозненные знания, размытые, приблизительные представления (альтернативные суждения, типа: «может быть», «я слышал, что», «мне кажется»); неверные знания и представления (неправильные ответы); отсутствие знаний и представлений (прочерк, или ответы типа: «не знаю», «не имею понятия») [1].

В рамках проведения анкетирования, были заданы следующие вопросы: Что такое в твоем понимании общечеловеческая ценность? Что для тебя означает слово «Ценность», вне его отношения к деньгам и богатству? Что такое любовь к Родине? Что значит труд во имя Родины? Почему люди совершают подвиги во имя Родины?

В соответствии с целью экспериментальной методики, которая заключалась в формировании ценностно-патриотических ориентаций учашдхся в процессе патриотического воспитания и обучения посредством углубления и расширения знаний и представлений о патриотизме, было разработано экспериментальное тематическое планирование. В основу Программы эксперимента был положен интегрированный курс «Патриот», объединяющий гуманитарный цикл предметов, раскрывающий смысл и содержание понятия патриотизма, куда включались исторические знания о ценностно-патриотических ориентациях кадет царской России, основанных на представлениях тех лет о любви к Богу, царю и Отечеству, воинском долге, товариществе и братстве, достоинстве и чести [2].

В процессе исследования были выработаны подходы к определению тематики занятий по формированию глубоких и всесторонних знаний и верных представлений о патриотизме, расстановке акцентов и выбору конкретных тем. Были определены оптимальные формы методов и средств подачи материала, отобраны темы и вопросы, соответствующие возрастным особенностям и потребностям воспитанников, где внимание кадетов сосредотачивалось на знаниях патриотической тематики, способствующей формированию ценностно-ориентированной личности кадета.

Содержание экспериментальной программы включало в себя три основных блока знаний и представлений о патриотических ценностях: Любовь к Родине; Служение Отечеству, понятие подвига и героизма; патриотизм. Каждый блок был рассчитан на один из триместров школьного учебного года. В процессе преподавания курса «Патриот» теоретические знания и представления совмещались с практическими заданиями с целью лучшего закрепления пройденного материала, его осмысления и осознания у учащихся, преломления основополагающих моментов через собственное мировоззрение кадетов.

На конец опытно-экспериментальной работы нами была прослежена ярко выраженная динамика в повышении уровня формированиях ценностно-патриотических ориентаций. Это подтверждает гипотезу исследования.

Список литературы / References

1. АроновA.A. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

2. Живейнова Ю.А. Патриотическое воспитание: цели, задачи, перспективы // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. М.: МГУКИ, 2004.

3. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир. СПб., 1995. № 1.

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ИСТОРИИ Калугин А.М. Email: [email protected]

Калугин Анатолий Михайлович — студент магистратуры, специальность: инновационные процессы в образовании и гуманитарных науках, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье раскрывается когнитивный потенциал мемов, которые способствуют формированию интереса у учащихся к уроку истории в средней школе. Мем - новое явление, подобно вирусу проникающее во все сферы деятельности современного общества, педагогику в том числе. В статье раскрывается понятие мема в теории коммуникации, выясняется необходимость его использования на уроках истории в средней школе, обосновывается выбор мемов для фокусировки внимания, выявляется степень их влияния на формирование мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мем, мотивация, коммуникация, педагогическая технология, интерактивность, «иду на вы!», «прошаренное поколение».

INTERNET-MEMES AS A MEANS TO INTEREST STUDENTS IN THE

LESSONS OF HISTORY Kalugin A.M.

Kalugin Anatoliy Mikhailovich — Master Student, SPECIALTY TRAINING IN INNOVATION PROCESSES IN EDUCATION AND HUMANITIES PERM STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY, PERM

Abstract: the article reveals the cognitive potential of memes that contribute to student involvement in the lessons of History in Secondary school. A meme is a new phenomenon which, as a virus, is permeating every walk of life of modern society, including Pedagogics. The article shows the concept of a meme in communication theory, clarifies the need for its use in the lessons of History in Secondary school, proves the usefulness of memes for focusing attention and identifies their impact on the development of students' motivation.

Keywords: a meme, a virus, motivation, communication, pedagogical technology, interactivity, "I am going to win you! ", "advanced generation ".

УДК 37.002

В настоящее время сложно представить себе коммуникацию без интернет-мемов, особенно в среде молодежи. Они быстро «внедрились» в повседневное общение, стали неотъемлемой его частью, повысили интерес и красочность. В школьной среде учащимися они активно используются. Чем креативней мем, тем он востребованней к употреблению. Поэтому, на наш взгляд, интерес учащихся к уроку истории повысится, если применить систему интернет-мемов.

С началом XXI века расширяются возможности информационного общества. Об этом свидетельствуют процессы глобализации, информационно-коммуникационные изменения в мире, развитие специфического вида коммуникации - массовая коммуникация [5, с. 3-5]. Благодаря этим процессам, создается новое пространство, с обновленными средствами передачи информации, происходит общение на различных уровнях коммуникации. Эти процессы существуют во всех социальных институтах, в том числе в школьной среде.

Исследователь Моисеева А.П. понимает под коммуникацией - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и не вербальных коммуникативных средств [5; с. 4]. Одним из средств массовой коммуникации являются интернет-мемы. Нас интересует передача и восприятие информации на уроке истории в средней школе с их использованием. Попытаемся ответить на вопрос, действительно ли мемы обладают широкими когнитивными возможностями?

Термин meme ввёл в 1976 году английский биолог Р. Докинз в книге «Эгоистичный ген», в русской транскрипции фигурировал как «мим», но закрепился как «мем», - единица хранения и передачи информации в сфере культуры. При воспроизведении для мемов важны плодовитость и относительная точность [3]. В настоящее время термин приобрел новый смысл. Исследователь Т.Е. Савицкая пишет, что мем переживает фазу становления глобальной культуры постмодерности. Он включает в себя отредактированные фотографии, фотомонтажи, видеоролики [7]. Благодаря социальным сетям, и другим программам для общения людей, мемы мгновенно распространяются, имеют возможность для дальнейшего редактирования и безграничного тиражирования. Таким образом, под «мемом» подразумевается короткая информация любого содержания, ставшая популярной, воспроизводящаяся в интернете в различных авторских контекстах, с возможностями неограниченного транслирования. Так как в большинстве случаев мемы попадают в Интернет, то в литературе к ним добавилась приставка «интернет». Благодаря современному оборудованию с выходом в Интернет, любой интересный рисунок, ролик и др., мгновенно попадают в «сети». Поэтому использование терминов «мем» и «интернет-мем» одно и тоже.

Человек не мыслим вне общения, вне коммуникативного пространства. Он хочет говорить, и хочет быть услышанным, поэтому коммуникация всегда выполняла связующую функцию в обществе, наполняя жизнь человека смыслом, способствуя передаче опыта от одного человека к другому, от поколения к поколению, формируя, утверждая и транслируя традиции [5, с. 6]. Как

известно, в школе обучающиеся осваивают базовую программу, приобретают качества, которые помогут в будущем. Например, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность, способность к самостоятельному принятию решений, и др. [6, с. 2-4]. На всем пути обучения, школьников сопровождают учителя, которые используют педагогические технологии обучения для усвоения курсов по предметам. Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов, приемов обучения, воспитательных средств. С началом XXI века расширился спектр педагогических технологий, служащих для концентрации внимания учащихся, и все же не всегда учителю удается обратить достаточное внимание к теме, чтобы материал урока был усвоен. Нужно подобрать такие средства подачи материала, чтобы обучающиеся не просто понимали, но и запоминали, смогли воспроизвести полученные знания, например, при актуализации материала на уроке. Таким средством сможет послужить мем.

Учебное занятие, безусловно, запомнится обучающимися: если после выхода из аудитории у них в мыслях будет всплывать информация, которую они изучали; если они будут обсуждать ее после урока; если понравится; если затронет чувства, вызовет эмоции. Заложенная в мем «интерактивность» (способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером)) способствует успешному запоминанию и распространению. Мем «вцепляется» в память, заостряет на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой [4].

Исходя из тех характеристик, которые заключает в себе мем, он будет хорошим союзником учителя на уроке истории, особенно при правильной подаче. «Мем ничего не говорит напрямую, иносказательно намекает на важные проблемы, имея при этом несерьезную, полушутливую, провокационную, легкую для запоминания форму» [4]. Если впервые увидеть его, то порассуждав, каждый сам может прийти к той информации, на которую мем указывает. Его легко запомнить еще и потому, что обучающийся получит необходимую информацию до этого, а с помощью мема он ее переосмысливает. Таким образом, используя мемы, учитель сможет фокусировать сознание учащихся к теме урока.

Чтобы показать насколько велико влияния мемов на мотивацию (осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели [2, с. 97]) детей, мы приведем пример урока истории, связанный с правлением Святослава, Великого князя древней Руси конца X века, прославившегося как полководец. На века в историю вошли его слова «Иду на вы!» [1]. Он всегда заранее объявлял народам войну, отправляя гонца. Неважно было количество врагов и развитость их оружия, стиль ведения военных походов Святослава был неизменен. Эта фраза подразумевает определенный вызов не просто сопернику, но и себе самому. «Древнерусский мем» является аналогом современных фраз, «забивать стрелку», «назначить свидание», «назначить встречу», и др., на что горазды фантазии учителя, и конечно рамки приличия. Контекст мема получится такой: «Святослав забивает стрелку Хазарскому каганату», или «Великий князь назначает свидание Вятичам». Данные мемы сфокусируют внимание обучающихся, закрепятся в сознании, и возможно видоизменятся под их авторством, после чего попадут в социальные сети. Если же применить несколько мемов одновременно, например «Святослав Игоревич назначил стрелку Хазарам», и показал им «где раки зимуют», в этом случае увеличатся когнитивные возможности, будут наблюдаться изменения в эмоциях и чувствах. В большей степени акцентируется внимание, понимание, и будет получен ряд новых «положительных впечатлений».

Те учащиеся, чье внимание притупилось, выключились на какое-то время, проснутся, а те, кто внимательно слушал, скорее всего, засмеются. И учитель еще раз заострит внимание на используемых мемах. Понимание и интерес обучающихся повысится, а сложные формулировки исторических процессов, событий, решений известных личностей, превратятся в осознаваемый текст, вроде простой на первый взгляд для понимания, но как мы можем заметить, заключающий в себе широкие когнитивные возможности. Один из исследователей мемов писал о том, что мемы вездесущи, это вирус, который прокрадывается в подсознание, это самый верный способ передачи идей в современном маркетинге, как средство конкурентной борьбы в бизнесе [8]. Использование мемов в этой сфере говорит нам о том, что они актуальны, на них люди зарабатывают миллионы. Если в средней школе умело пользоваться когнитивными возможностями мемов, умело вставлять их в контекст учебного занятия, интерес учащихся к нему будет высокий, и как следствие мотивация к уроку истории повысится. Кто знает, насколько «прошареное поколение» (общность людей с широким кругозором, разбирающихся во многих вопросах, следующих в ногу с технологическим прогрессом) детей в будущем

добьется в жизни поставленных целей, высот в карьере, если использовать мемы в обучении учеников, начиная со средней школы.

Список литературы / References

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Глава 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digteh.ru/history/Karamzin/01_07/ (дата обращения: 7.12.2017).

2. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности. М.: Директ-медиа, 2014.

3. КронгаузМ. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. № 10, октябрь 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/21327/ (дата обращения: 04.12.2017).

4. Мемы - мифы или реальность? // Школа жизни.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193/ (дата обращения: 7.12.2017).

5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. Томск, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctl.tpu.ru/files/teorcommup.pdf/ (дата обращения: 04.12.2017).

6. Профессиональный стандарт педагога. С. 2-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html 3071/ (дата обращения: 04.12.2017).

7. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 07.12.2017).

8. Тирон Е. Мем - это «вирус ума». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article72035.htm/ (дата обращения: 07.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.