Интернет как средство повышения качества обучения иностранному языку в вузе
Т.А. Гордеева, А.О. Булатова, Н.А. Куликова, П.Б. Тишулин Пензенский государственный университет, Пенза
The Internet as means to improve the quality of foreign language teaching in a high school
Интеграция интернета в образовательный процесс. Внедрение интернеттехнологий в процесс обучения иностранным языкам. Разработка спецкурса в ПГУ.
The Internet integration into educational process. Introduction of Internet technologies in the process of foreign language teaching. A special course worked out in Penza State University.
Ключевые слова: интернет, интернет-технологии, обучение, методика, иностранный язык
Keywords: Internet, Internet technologies, education, training, language teaching methods, foreign language
В современных условиях поступательного прогресса в области новых информационных технологий особую актуальность приобретает вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в процессе обучения иностранным языкам. Это связано прежде всего с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения, а также создаются оптимальные условия для реализации когнитивно-компетентностного взаимодействия преподавателя и студентов.
Процесс интеграции России в международное экономическое и политическое сообщество предполагает наличие проблем информационнотехнологического и культурологического характера. В этих условиях обучение иностранному языку приобретает особый смысл и ставит ряд стратегических задач, среди которых приоритетным является обучение, обеспечивающее наряду с языковыми знаниями успешное вхождение в иноязычную культуру и в информатизированную среду мирового сообщества.
Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал резко возросший уровень потребности в
2
овладении иностранными языками, что во многом связано с интеграцией России в международное сообщество, с формами и способами практической деятельности, которые сегодня применяются в этом сообществе. Эти формы и способы определяются развитием компьютеризации и информатизации в профессиональной деятельности, образовании, науке, быту.
Компьютеризация сферы коммуникации, получившая распространение в последние годы в России, продемонстрировала нашему обществу необходимость высокого уровня владения иностранными языками в новых условиях.
Не отрицая значимости традиционных путей овладения языком и культурой, необходимо обратить особое внимание на то, что в новом тысячелетии мы должны по мере возможности наиболее полно учесть современное состояние науки и новых технологий, позволяющих получить, эффективно отразить и передать факты и события сегодняшнего дня. В связи с этим особое значение для изучения языков и культур народов мира приобретают компьютерные и мультимедийные подходы, новейшие информационные технологии, которые позволяют оптимизировать накопление, фиксацию и передачу культурной и языковой информации.
В самой типологии современных подходов к обучению языкам с помощью компьютерных технологий воплощены идеи когнитологии, психологии, психолингвистики, методики и педагогики, искусственного интеллекта. Особое значение придается программам, которые, во-первых, эксплицитно содержат правила о языке, его системе и подсистемах и, во-вторых, включают когнитивные и творческие аспекты функционирования естественного языка.
Интернет - инфраструктура цифрового будущего, средство информации, обеспечивающее большую прозрачность в межкультурной коммуникации. Он играет важную роль в общественном, экономическом и профессионально-образовательном развитии, создает информационный
3
поток, свободно переходящий все существующие национальные и культурные границы.
Конечной целью обучения иностранному языку является формирование языковой личности, способной вступать в межкультурную коммуникацию, участвовать в разнообразных международных программах, учиться за границей, грамотно осуществлять профессиональное общение. Современный специалист, востребованный в условиях стремительно развивающихся технологий, должен владеть всей полнотой информации в своей области, уметь работать с ней и не только на родном языке.
Внедрение в процесс обучения иностранному языку в вузе различных Интернет-технологий предоставляет множество возможностей как общих, так и частных для преподавателей и студентов. Так, например, к общим возможностям Интернет-технологий можно отнести следующие:
- доступ к информационным ресурсам (электронным библиотекам, словарям, энциклопедиям);
- получение страноведческой и культурологической информации о странах изучаемого языка;
- повышение информационной культуры личности;
- интерактивное (дистанционное) обучение;
- отсутствие пространственных и временных ограничений для осуществления коммуникации.
Среди частных возможностей, используемых преподавателем, назовем следующие:
- знакомство с новыми методиками обучения иностранным языкам, новыми аутентичными учебниками и учебными комплексами, обмен опытом с коллегами;
- внедрение в учебный процесс различных Интернет-технологий (форум, веб-проекты и др.);
- доступность учебных материалов и возможность их применения на занятиях по иностранному языку.
4
Трудно переоценить значение Интернета для студента. Студент получает следующие возможности:
- реальное общение на иностранном языке с носителями иноязычной культуры, преодоление языкового барьера;
- наглядность и вариативность изучаемого материала, индивидуализацию усвоения;
- дополнительные информационные ресурсы для проверки и оценки своих знаний;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- повышение мотивации к изучению иностранного языка.
В целях повышения эффективности обучения иностранному языку в Пензенском государственном университете на базе кафедры романогерманской филологии и при участии отдела информатизации разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Интернет как средство обучения иностранному языку» на основе web-сайтов, электронной почты и сети Интернет с видеотехнологическими основами действия. Мультимедийнолингафонный класс Rinel-Lingo с программным обеспечением «Норд-2008» является функциональной базой для решения задач данного спецкурса. Компьютерный лингафонный кабинет «Норд» представляет собой лингафонную лабораторию нового поколения, которая открывает неограниченные возможности для обучения иностранному языку, особенно для преподавателей, работающих творчески. Он обеспечивает индивидуальную работу преподавателя со студентом в режиме «Диалог», самостоятельную работу студентов (индивидуальное прослушивание, просматривание обучающих программ любых форматов, свободный и неограниченный выход в Интернет), подключение дополнительных видеоисточников (документ камера, web-камера, спутниковое ТВ и др.).
В ходе проведения спецкурса решаются следующие задачи.
1. Реализация социокультурной и коммуникативно-деятельностной основ изучения иностранного языка в аспекте формирования готовности
5
студентов к когнитивно-компетентностному проявлению в сфере лингвистической деятельности.
2. Творческое решение познавательных задач в процессе изучения иностранного языка.
3. Использование учебного алгоритма взаимодействия преподавателя и студентов, включающего мотивационный, деятельностный, оценочнорезультирующий и коррекционный компоненты.
4. Повышение мотивации в процессе обучения.
5. Обеспечение возможности наглядного представления языкового материала и лучшего его усвоения.
6. Повышение самооценки обучающихся.
В основу создания спецкурса «Интернет как средство обучения иностранному языку» положена концепция, основанная на том, что современные информационные технологии - это инновационные современные средства, интегрированные в процесс традиционного обучения, эффективные в случае готовности преподавателя вуза к их реализации. Они способствуют осуществлению инновационных концепций и моделей взаимодействия преподавателя и студентов в соответствии с быстро меняющимися требованиями к виду и содержанию образования, его цели и направленности и, прежде всего, к структуре и содержанию деятельности специалистов.
Список литературы
1. Т.А. Гордеева, А.О. Булатова, Л.М. Абанина, Тишулин П.Б., Таньков Н.Н., Кукина Н. М., Луценко Р.С. Интернет как средство организации учебного процесса по иностранному языку в вузе / Учебное пособие к спецкурсу. -Пенза, 2011.
2. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М., 2007.
3. Потапова Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. 3-е доп. изд. - М., 2007.
4. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. Редактор В. И. Солдаткин. - М., 2003.
6
5. Халеева И. И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия? (Из опыта подготовки переводчиков). // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1999.