ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД молодых УЧЕНЫХ
V.V. Kolpakov
The Internet as a New Technology of Authorities
and Civil Society Political Culture
The influence of the political culture on social processes is studied. Various approaches to the definition of "political culture" are analyzed. Different types and classification of political culture are considered. The focus is on the increasing role of the Internet and its influence on political processes and political culture.
Key words and word-combinations: political culture, political process, the Internet, civil society.
Исследуется влияние политической культуры на общественные процессы. Анализируются различные подходы к определению понятия «политическая культура», рассматриваются различные ее типы и классификация. Подчеркивается возрастающая роль Интернета, его влияние на политические процессы и культуру.
Ключевые слова и словосочетания: политическая культура, политический процесс, Интернет, гражданское общество.
DOI 10.22394/1682-2358-2017-1-112-117
УДК [316.75:32]:004.738.5 ББК 66.05+32.973.202
В.В. Колпаков ИНТЕРНЕТ
КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
По
шлитическая культура является одной из составных частей общей культуры, предметом изучения научного сообщества, направлением государственной политики Российской Федерации. Сосуществуя с духовной культурой, политическая определяет вектор развития политических процессов, а также поведение политических масс. Политическая культура представляет интерес, так как влияет на формы, функционирование и развитие институтов власти и политических акторов.
Политическая культура развивается веками, являясь итогом познания происходящих политических процессов. Это междисциплинарное явление с многоуровневой структурой, в которой присутствуют следующие элементы: познавательный (полити-
112
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
ческие знания и образованность, политическое сознание и способы мышления), нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, убеждения), поведенческий (политические установки, виды, формы, стили, шаблоны поведения) [1].
В политической науке нет единой трактовки понятия «политическая культура». Введенное в научный оборот немецким исследователем И. Гердером, в политическую науку оно было интегрировано американцем Г. Алмондом и рассматривалось как образец ориентации на политические действия, в который встроена всякая политическая система [2]. Позже Г. Алмонд и С. Верба в труде «Гражданская культура» определили ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Одно из классических определений политической культуры сформулировано также Г. Алмондом и Г. Пауэллом: политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение [3, с. 293].
Данные определения американских ученых концентрируются на следующих особенностях: во-первых, под политической культурой понимается совокупность ориентаций на политическую деятельность. В данном случае это не сама деятельность, а только субъективный ориентир на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которой содержатся знания о политической системе и ее функциях; чувства по отношению к политической системе и политическим деятелям (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации) [4].
В научной литературе приводятся различные определения политической культуры. Так, одна группах ученых (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов) политическую культуру соотносит со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под этим совокупность духовных явлений.
Вторая группа ученых акцентирует внимание на проявлении нормативных требований в политической культуре, как, например, С. Байт. Дж. Плейно пишет, что политическая культура есть совокупность типичных образцов поведения человека в политике. М. Даглас определяет политическую культуру как некую матрицу поведения человека, которая ориентирует субъекта на часто встречающиеся в обществе нормы и правила поведения так, чтобы приблизиться к устоявшимся стандартам и формам взаимодействия с институтами власти [5, с. 372].
Третья группа исследователей (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум) политическую культуру понимает как способ (стиль) политической деятельности субъекта, который предполагает воплощение его ценностных ориентаций в практическом поведении. Данная трактовка раскрывает практические формы взаимодействия человека с государством в качестве выражения им своих наиболее глубинных представлений об институтах власти, политических целях и приоритетах.
К.С. Гаджиев определяет политическую культуру следующим образом. Особенность политической культуры заключается в том, что она представляет не политику или политический процесс, а комплекс представлений определенного общества о политической жизни, политическом мире, а также правилах, которые там приняты [6, с. 158]. По мнению М.Х. Фарукшина, политическая культура является качественной характеристикой политической жизни [7].
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1
По определению Л. Пая «политическая культура — совокупность ориентаций, убеждений и мнений, которые упорядочивают и наделяют смыслом политические процессы, поставляющие основные представления и нормы, посредством которых управляется поведение в политической системе» [8].
Обратимся к классификации политической культуры. Так, Г. Алмонд и С. Верба указывают, что политическую культуру можно классифицировать по трем политическим ориентациям, которые преобладают в определенном обществе и выступают основой следующих типов:
— патриархальный (ориентация на местные ценности, патриотизм, семейственность);
— подданнический (ориентация на традиции, политический субъект подчиняется институтам власти и находится в ожидании благ);
— культура участия (ориентация на политическую активность, заинтересованность и рационализм, которая выражается с помощью методов влияния, таких как выборы, демонстрации).
В зависимости от цивилизационного устройства следует также выделить западный (ориентация на право и закон, преобладание консенсусных технологий) и восточный (ориентация на обычаи, а не на законы; превосходство общества над личностью) типы политической культуры.
Согласно А.С. Панарину политическая культура подразделяется на эко-номикоцентризм (ценностные ориентиры, «мораль успеха»), социоцентризм (обязанность общества перед природой, социальная самодеятельность, низовое «политическое творчество») и этноцентризм (этническая «самостийность», отказ от универсального в угоду локальным нормам общества и опыту), образующие впоследствии единое целое нормативных, мотивационных и проективных установок [9, с. 318].
Текущее состояние информационных технологий в Российской Федерации позволяет формировать объемные массивы данных политического характера. Систему источников политической информации образуют прежде всего научные библиотеки, архивы, а также средства массовой информации, которые транслируют свою позицию посредством телевидения и радиоканалов, периодической прессы и Интернета [10, с. 173].
Из множества современных информационных технологий Интернет является безусловным лидером, представляя определяющий фактор в информационной инфраструктуре. Возникнув более тридцати лет назад, сегодня он стал многофункциональным инструментом формирования информационного пространства и политической культуры.
В настоящее время Российская Федерация относится к странам — лидерам по количеству активных интернет-пользователей. Так, по данным, компании GfK, которая осуществляет социологические исследования, в России в последние годы наблюдается увеличение числа граждан в возрасте от 18 лет и старше, использующих интернет-ресурсы: в 2008 г. — 25,4%; в 2009 г. — 32,6%; в 2010 г. — 37,1%; в 2011 г. — 44,0%; в 2012 г. — 52,6%; в 2013 г. — 57,1%; в 2014 г. — 67,5%; в 2015 г. — 70,4% [11]. Согласно результатам исследования Левада-Центра в 2016 г. количество граждан, активно пользующихся Интернетом, достигло 73% [12]. Вместе с тем наблюдается увеличение числа россиян, для которых интернет-источ-
114 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
ники выступают основным средством получения информации: август 2009 г. — 9%; июнь 2013 г. — 21%; март 2014 г. — 24%; ноябрь 2015 г. — 21%; июль 2016 г. — 33% [13]. Стала развиваться сфера оказания государственных услуг через Интернет. Мощный импульс этому процессу придало принятие в 2010 г. Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», установившего правовые и организационные основы такой деятельности [14]. 7 мая 2012 г. вышел Указ Президента РФ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором установлены меры повышения информационной открытости и подконтрольности гражданам государственных органов, утверждена концепция «Российской общественной инициативы» [15].
Интернет активно влияет на политическую культуру и гражданское общество и постепенно превращается в инструмент борьбы за власть, предоставляет широкие возможности осуществлять политическое воздействие. Кроме того, Интернет формирует новую политическую культуру власти и гражданского общества, задавая тон политическим взаимоотношениям, определяет публичную сферу, в которой происходит взаимодействие между властью и населением. Интернет уместно рассматривать как виртуальное пространство, сочетающее вербальные и невербальные формы коммуникации для привлечения граждан к политической жизни через распространение информации политического характера и приглашение к участию в политических процессах, происходящих в обществе. Сеть также оказывает влияние на процессы политической социализации самой активной части российских пользователей — молодежи [16, с. 156].
При этом современное развитие информационных технологий предопределяет ключевую роль информации в системе властных отношений. Ее аккумулирование и использование является главным компонентом процесса управления на всех уровнях власти. Публичная политика характеризуется переходом к использованию интернет-ресурсов: электронной демократии, электронного правительства и т.д. Использование Сети государственным аппаратом и гражданским обществом обусловливается действующим политическим режимом и состоянием политической культуры. Информационные технологии способны обеспечить прозрачность политического процесса, построение транспарентной и эффективной системы управления, в которой центральное место занимает обратная связь гражданского общества и государства. Внедрение и использование Интернета в политической системе является приоритетным направлением информационной политики многих иностранных государств, так как интернет-технологии влияют на взаимоотношения населения и государства, способствуя сокращению дистанции, и создают условия для формирования конструктивного диалога.
Развитие политической культуры является ключевой задачей российского общества, так как ее низкий уровень может иметь ряд негативных последствий. В частности, в результате аполитичного поведения избирателей результаты выборов могут вызывать недовольство в обществе, что обостряет политический кризис, снижает доверие к институтам власти, увеличивает социальную напряженность в обществе и недовольство сложившимся обстоятельствами. Возрастание числа недовольных политическими изменениями может приводить к акциям протеста, сопровождающимся нарушениями действующего законодательства [17, с. 180].
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 115
Итогом низкой политической активности становится дискредитация властных структур как субъекта общественного развития, в обществе формируется правовой нигилизм к нормативно-правовым актам, а в общественном мнении преобладает представление о незащищенности населения, в результате социальная напряженность только усиливается. Получение должностей по протекции, отсутствие возможности замещения ключевых позиций во власти усугубляет ситуацию, ведет к поляризации и конфронтации в обществе.
Таким образом, политическая культура является одним из показателей, характеризующих развитие российского общества и требует дальнейшего исследования. Представляя собой развивающееся явление, политическая культура изменяется вместе со своими носителями — различными общественными объединениями. Институтами власти должны приниматься меры по мотивированию населения участвовать в политической жизни общества. Наиболее очевидным направлением деятельности становится информирование граждан через систему коммуникаций [18].
Существенна роль Интернета в формировании политической культуры. Использование Сети в повседневной политической жизни российских граждан стало обычным явлением, что подтверждается научными и социологическими исследованиями. Интернет выступает оппонентом таким традиционным источникам политической информации, как телевидение и пресса, с перспективой в будущем стать основным информационным ресурсом в жизни человека и общества. Его интенсивное развитие в последние десятилетия не позволяет представить современное общество вне информационного пространства. Интернет как новая технология политической культуры власти и гражданского общества стал коммуникационной платформой, где политика приобретает сетевую форму. Кроме того, он является ресурсом, стимулирующим образование общественных объединений разного уровня, которые более активно и эффективно используют возможности виртуального пространства для политической коммуникации, решая таким образом политические, экономические, социальные и другие проблемы.
Библиографический список
1. Ишманова Г.Д. Нравственно-оценосный компонент политической культуры // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11, № 4. С. 159-169.
2. УсиковаЛ.Ф. Политическая культура // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2010. № 1. С.90-101.
3. Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология: учебное пособие. М., 2005.
4. ВасиликМ.А. Политология. URL: http://uchebnik-online.com/133/1613.html
5. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: учебник. М., 2000.
6. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. М., 2001.
7. ФарукшинМ.Х. Политическая система общества. URL: http://www.politnauka.org/library/ teoria/farukshin.php
8. Pye L. Political culture // International encyclopedia of social sciences. N.Y., 1968. Vol. 12.
9. Политология: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2016.
10. Машенцева А.В. Телевизионная новостная информация региона как инструмент воздействия на политическую культуру общества // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6. С. 173-179.
116
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1
11. Исследование GfK: за 2015 год интернет-аудитория в России увеличилась еще на 4 млн. человек. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uveHchüas-eshche-na-4-mln-chelovek/
12. Использование Интернета [от 29.09.2016] / АНО Левада-Центр. URL: http://www. levada.ru/2016/09/29/ispolzovanie-interneta-2/
13. Доверие СМИ и готовность высказать свое мнение [от 12.08.2016] / АНО Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/2016/08/12/14111/
14. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г № 210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
15. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
16. АкаевД.В. Трансформация политической культуры молодежи: роль интернет-коммуникаций // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6. С. 153-157.
17. Несмашный А.О. Интернет-технологии молодежных отделений парламентских партий России: сравнительный анализ // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6. С. 179-184.
18. Фомин О.Н. Политическая культура как фактор политического процесса // Власть. 2012. № 3 С. 86-89.
M.E. Shestakov
The Role of Information
and Communication Technologies
in the Evolution of the Poster Forms
of Political Propaganda
The form of the political poster and its propaganda potential are analyzed. A greater propaganda value of the poster when it is used with other means of propaganda is noted. A conclusion is drawn that in modern conditions the propaganda technologies are upgraded with the active use of information and technical possibilities, which affects the development of poster formats.
Key words and word-combinations: political propaganda, political ideology, propaganda poster.
Анализируется форма политического плаката и его пропагандистский потенциал. Отмечается возросшее пропагандистское значение плаката при его использовании вместе с другими средствами пропаганды. Формулируется вывод о том, что в современных условиях пропагандистские технологии модернизируются при активном использовании информационно-технических возможностей, что влияет на развитие плакатных форматов.
Ключевые слова и словосочетания: политическая пропаганда, политическая идеология, пропагандистский плакат.
DOI 10.22394/1682-2358-2017-1-117-123
УДК 005.521:32 ББК 66.06
М.Е. Шестаков
роль ИНФОРМАЦИОННО-коммуникАционных
ТЕХНОЛОГИЙ В ЭВОЛЮЦИИ ПЛАКАТНЫХ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
В
трудах теоретиков пропаганды плакатная форма воспринимается как единая политико-идеологическая система с детерминированными задачами и функциями, способная оказать информационно-психологическое воздействие на человека. На фоне целенаправленного распространения политических идей современными государствами с различной идеологией актуальным является
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1
117