150
ИНТЕРНЕТ: ИНФРАСТРУКТУРА, ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
Михаил Дорошевич, Марина Соколова
Резюме
К концу 2014 года в Беларуси насчитывалось более 5 млн пользователей сети интернет, что составило 70% населения в возрасте от 15 до 74 лет. Интернет вошёл не только в жизнь граждан, но и в деятельность государственных и частных предприятий и организаций. Развитие инфраструктуры (в частности широкополосного доступа в интернет) остаётся основным элементом стратегии информационного общества. В Беларуси скорость загрузки данных из Глобальной сети ниже, чем в соседних странах, стоимость услуги - выше.
По-прежнему нерешённой остаётся проблема обеспечения доступа всех граждан к сети интернет, что особенно важно в связи с развитием сервисов электронного правительства. Только половина домашних хозяйств имеет доступ к услугам сети интернет с домашнего компьютера. Удельный вес таких семей в сельской местности гораздо ниже, чем в городах.
В Беларуси расширяется использование различных технологий надзора и цензуры в сети интернет, чему способствует специфический правовой режим в сфере обмена информацией.
Тенденции:
• замедление роста числа пользователей на фоне активного развития инфраструктуры доступа в интернет;
• сохранение государственной монополии на телекоммуникационные сети и внешние каналы;
• географическое и возрастное неравенство граждан в отношении доступа в Глобальную сеть;
• многочисленные нарушения прав пользователей Глобальной сети как следствие установившегося правового режима в сфере свободного обмена информацией.
Интернет в жизни граждан и деятельности предприятий и организаций
К концу 2014 года в Беларуси насчитывалось более 5 млн пользователей сети интернет (70% населения в возрасте от 15 до 74 лет). Большинство из них (примерно 4.2 млн чел.)
Общество
151
выходят в сеть каждый день. В сети ищут информацию (90% пользователей), пользуются сетевыми социальными (70%) и видеосервисами (55%), читают новости (50%), осуществляют платежи (20%). Совершали онлайн-покупки хотя бы раз 65% белорусских пользователей интернета.1
Наиболее посещаемыми по-прежнему остаются зарубежные ресурсы: google.com (охват аудитории — 67.81%), vk.com (57.24%), mail.ru (53.61%), yandex.by (50.20%). В пятёрку наиболее посещаемых ресурсов вошёл tut.by (охват аудитории — 47.89%), onliner.by (28.50%) занял седьмую позицию.2
Интернет прочно вошёл не только в жизнь граждан, но и в деятельность предприятий и организаций. Почти все субъекты хозяйствования представляют онлайн налоговые декларации (91.0%) и ведомственную отчётность (80.6%). Таможенные документы заполняют онлайн 29.7% организаций; 18.6% субъектов хозяйствования прошли электронную регистрацию.3 По данным Белстата, опубликованным в 2014 году, наибольший процент организаций с веб-сайтами зафиксирован среди финансовых учреждений (95.7%). Больше половины (67%) организаций, предоставляющих коммунальные, социальные и персональные услуги, также присутствуют онлайн; 40.9% организаций получают и 53.6% размещают заказы онлайн.4
В ближайшие год-полтора белорусское правительство планирует существенно расширить сферу оказания
1
2
3
4
«Какие тренды на белорусском рынке E-commerce в этом году.» Data Insight. 15 Oct. 2014. Web. 17 Mar. 2015. <http://probusiness.by/ markets/154-kakie-trendy-na-belomsskom-rynke-e-commerce-v-etom-godu.html>.
“GemiusAudience Study Results / Belarus.” Gemius. Jan. 2015. Web. 17 Mar. 2015. <http://en.audience.gemius.com/2046.html>.
Зиновский, Владимир. «Информационное общество в Республике Беларусь, 2014.» Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 17 Sept. 2014. Web. 17 Mar. 2015. <http://belstat.gov.by/bgd/ public_compilation?id=520>.
Соколова, Марина. «Доступ к информации и приватность онлайн. Беларусь 2014.» Центр правовой трансформации. 1 Jan. 2014. Web. 3 Mar. 2015. <https://www.academia.edu/11004000/Дocтуп_к_ информации_и_приватность_онлайн._Беларусь_2014>.
152
белорусский ежегодник 2014
электронных услуг. В частности, к 1 января 2016 года все госорганы, а также юридические лица с долей государства должны будут подключиться к единой системе электронного документооборота. В настоящее время в государственных органах менее половины документов получают (42.35%) и отправляют (31.4%) в электронном виде.5
В 2014 году нововведения в регулирование доступа к информации государственных органов, с одной стороны, более чётко регламентировали возможности получения такой информации, а с другой — установили нормы, значительно ограничивающие право на доступ к ней граждан. Анализ результатов мониторинга официальных сайтов 180 республиканских и местных органов государственного управления показал, что ни один из этих сайтов не соответствует требованиям национального законодательства.6
Двадцать лет домену .by
В 2014 году исполнилось 20 лет существования домена .by. В настоящее время в нём зарегистрировано более 116 000 доменов. В последние годы доменная зона .by занимает первое место в Европе по темпам роста: 55% всех доменов в белорусской зоне зарегистрировано в 2013—2014 годах. Лидерами по количеству зарегистрированных доменов остаются Минск и Минская область.
В августе ICANN сообщила об одобрении заявки на кириллический домен .бел для Республики Беларусь в дополнение к латинскому .by. Регистрировать доменные имена можно будет на русском и белорусском языках (при наличии поддержки апострофа, букв «ў» и «і»). Окончательное решение о делегировании домена Оперативноаналитическому центру при президенте (администратор доменной зоны) и УП «Надёжные программы» (hoster.by, технический администратор) принято в феврале 2015 года.7
5
6 7
Соколова, указ. ресурс.
Там же.
«Байнет ожидает введения кириллических доменов.» Naviny.by. 10 Oct. 2015. Web. 17 Mar 2015. <http://naviny.by/rubrics/computer/2013/10/10/ ic_articles_128_183284>; “DomainWire. Domain Name Stat Report.”
Общество
153
Развитие инфраструктуры
Как и в предыдущие годы, развитие инфраструктуры (в частности широкополосного доступа в интернет) остаётся основным элементом стратегии информационного общества (табл. 1). Планируется, что к концу 2015 года 70% существующих абонентских линий широкополосного доступа обеспечат пропускную способность не менее 10 М6ит/с.
Таблица 1. Типы доступа в интернет, 2010—2014 гг., %8
Тип доступа 2010 2012 2013 2014
Широкополосный (broadband) 52.40 69.68 70.78 73.15
Стационарный, модемное соединения (dial-up) 18.70 4.90 4.60 4.86
Мобильная линия (GPRS/ edge/cdma) 5.60 11.97 10.53 8.52
Другое, не знаю 23.03 14.29 14.12 13.47
Несмотря на активное развитие инфраструктуры доступа в интернет (ёмкость внешнего шлюза в сеть интернет в 2014 году по сравнению с 2010-м увеличилась более чем в 15 раз)9, рост числа пользователей сети замедлился. В 2013 году белорусская интернет-аудитория за год увеличилась на 223 тыс. чел. (рост составил 4.8%), в 2014 рост за год составил 2.7% (157 тыс. чел.).
В Беларуси скорость загрузки данных из Глобальной сети ниже, чем в соседних странах, а вот стоимость услуги — выше (рис. 1). Средний показатель качества услуг * 12
Centr.org. Council of European National Top Level Domain Registries.
12 Dec. 2014. Web. 17 Mar. 2015. <https://centr.org/system/files/share/ domainwire_stat_report_2014_4.pdf>.
8 “GemiusAudience Study Results.” Gemius. Jan. 2015. Web. 17 Mar. 2015. <http://en.audience.gemius.com/2046.html>.
9 «Белтелеком: ёмкость внешнего интернет-шлюза за пять лет увеличилась в 15 раз.» Providers.by. 10 Feb. 2015. Web. 17 Mar. 2015. <http:// providers.by/2014/10/provajdery-minska/beltelecom/beltelekom-emkost-vneshnego-internet-shlyuza-za-pyat-let-uvelichilas-v-15-raz/#more-18446>.
154
белорусский ежегодник 2014
передачи данных 45 крупнейших интернет-провайдеров Беларуси оценён пользователями в 3.3 баяла по пятибалльной шкале.10 11 12
Рис. 1. Доступ в интернет: скорость и стоимость11
46.9
43.6 ----
Беларусь Латвия Литва Польша Россия Украина
I | Скорость загрузки данных (мегабайт в секунду)
Н Стоимость услуги (евро)
Как и ранее, обеспечение необходимого качества доступа наталкивается на препятствия, связанные с государственной (РУП «Белтелеком» и Национальный центр обмена трафиком) монополией на телекоммуникационные сети и внешние каналы. Симптоматичным в этом отношении является постоянное уменьшение числа провайдеров доступа в интернет в Беларуси: в 2010 году насчитывалось 237, в 2011 году — 213, в 2013 — 177 лицензированных провайдеров.12
10 «Анализ состояния рынка услуг передачи данных.» Оперативноаналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Web. 17 Маг. 2015. <http://oac.gov.by/print/ikt/regulator/analysis.html>.
11 “Real-time global broadband and mobile data.” Ookla.com. Web. 17 Маг. 2015. <http://www.netindex.com>; Дорошевич, Михаил. «Стоимость оптического интернета в Беларуси и странах-соседях». Information Policy Biz. 3 Маг. 2015. W;b. 5 Маг. 2015. <http://www.infopolicy.biz/?p=6943>.
12 Там же.
Общество
155
По-прежнему нерешённой остаётся проблема обеспечения доступа в сеть интернет всех граждан, что особенно важно в связи с развитием сервисов электронного правительства. Половина домашних хозяйств имеет весьма ограниченные возможности доступа в интернет. Доля пользователей интернета, которые выходят в сеть дома, составляет 86.3% (по месту работы/учёбы — 5.8%). Но только половина домашних хозяйств (51.9%) имеет доступ к услугам сети интернет с домашнего компьютера. Удельный вес таких семей в сельской местности гораздо ниже, чем в городах (31.8 и 59.5% соответственно). В то же время число пунктов коллективного пользования, предоставляющих услуги по доступу в сеть, снизилось до уровня 2009 года.13
Сохраняется «цифровой разрыв» между городскими и сельскими населёнными пунктами и между столицей и другими территориями по числу интернет-пользователей. Конкуренция на рынке услуг стационарного широкополосного доступа в сеть интернет наблюдалась в 18 городах, преимущественно в крупных. В остальных населённых пунктах эти услуги оказывает только РУП «Белтелеком». При этом 45% доходов от оказания услуг передачи данных получены от коммерческой деятельности в Минске.14
Пользователи старше 55 лет составляют 10.7% интернет-аудитории. Доля пользователей интернета старше 65 лет — всего лишь 1.7%.15 В целом доля пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляет 5.56%.16
Правовой режим в сфере обмена информацией
Изменения, внесённые в 2014 году в законы и ряд постановлений и приказов органов исполнительной власти,
13 Зиновский, указ. источник.
14 «Анализ состояния рынка услуг передачи данных.» Оперативноаналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Web. 17 Маг. 2015. <http://oac.gov.by/print/ikt/regulator/analysis.html>.
15 Зиновский, указ. источник.
16 “GemiusAudience Study Results.” Gemius. Jan. 2015. Web. 17 Mar. 2015. <http://en.audience.gemius.com/2046.html>.
156
белорусский ежегодник 2014
значительно ограничивают свободный обмен информацией онлайн:
• ограничения права на информацию, установленные законом «Об информации, информатизации и защите информации», а также законодательством о государственных секретах, являются чрезмерно широкими, при этом список ограничений не является закрытым, а сами ограничения могут устанавливаться нормативными правовыми актами различного уровня;
• введённый в 2014 году институт комиссий по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма может стать инструментом предварительной цензуры;
• поправки, принятые в Уголовный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы, предусматривают наказание за размещение «в интернете» клеветы, призывов к захвату власти либо к её насильственной смене; отдельно определяется наказание за клевету на президента страны, при этом не конкретизируется, будет ли это авторская статья на сайте или анонимный комментарий под ней;
• в законодательстве до сих пор отсутствуют нормы, определяющие порядок принятия решений о блокировке сайтов за пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещённых законом.17
Иными словами, расхождение между международными обязательствами Республики Беларусь и национальным законодательством углубляется.
Правовой режим в сфере свободного обмена информацией, установившийся в стране, обусловливает многочисленные нарушения прав пользователей глобальной сети интернет. Расширяется использование различных технологий надзора и цензуры в сети интернет.18 Указ № 60 и последующие нормативные акты напрямую постулируют необходимость контроля и технической фильтрации сети интернет. Провайдеры должны за свой счёт приобретать,
17 Соколова, указ. источник.
18 Там же.
Общество
157
устанавливать и обслуживать системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). 19 Весной 2012 года предприятие «Белтеле-ком» реализовало проект СОРМ для сети передачи данных byfly, а уже летом обновило программное обеспечение для фильтрации. В стадии завершения находится разработка «программно-аппаратного комплекса для исследования и мониторинга информационных ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети интернет».20
По данным ежегодного отчёта «Свобода в сети» (май 2013 — май 2014), Беларусь имеет статус несвободной страны.21 Этот статус как нельзя лучше подтверждают события конца 2014 года: 19 декабря были заблокированы наиболее популярные белорусские независимые информационные интернет-ресурсы — belapan.com и belapan.by, charter97. org, naviny.by, belaruspartisan.org, udf.by, 21.by, gazetaby.com, zautra.by, racyja.com. Большинство из этих ресурсов оставались недоступными на территории страны до 23 декабря. Девятнадцатого декабря якобы из-за DDoS-атаки несколько часов не работали tut.by и onliner.by. Юрий Зиссер, владелец tut.by, напрямую связал блокировку независимых сайтов и атаку на tut.by. В распространённом 22 декабря заявлении правления Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) указано, что «блокирование ряда общественно-политических сайтов, за которое никто до сих пор не взял на себя ответственность, — это правовой беспредел. Нет никаких юридических оснований ограничивать доступ граждан Беларуси к информации о событиях в стране».22
19 СОРМ — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи. СОРМ-1 — система прослушивания телефонных переговоров, СОРМ-2 — система протоколирования обращений к сети интернет.
20 Соколова, указ. источник.
21 “Freedom on the Net. 2014.” Freedom House. 4 Dec. 2014. Web. 17 Mar. 2015. <https://freedomhouse.org/report/freedom-net/freedom-net-2014#.VP_51vmsXzc>.
22 «БАЖ: Блокировка сайтов — правовой беспредел.» Naviny.by. 22 Dec. 2014. Web. 17 Mar. 2015. <http://naviny.by/rubrics/society/2014/12/22/ ic_news_116_451208/>.
158
белорусский ежегодник 2014
Заключение
На фоне активного развития инфраструктуры и увеличения количества пользователей сети интернет в Беларуси, половина домашних хозяйств имеет весьма ограниченные возможности доступа в интернет. Обеспечение необходимого качества и возможностей доступа наталкивается на препятствия, связанные с государственной монополией на телекоммуникационные сети и внешние каналы. Ввиду отсутствия информации о разработке программ, направленных на устранение цифрового неравенства, снижение стоимости доступа в интернет, развитие медиаграмотности, нет и оснований полагать, что в ближайшие годы эта ситуация существенно изменится.
Изменения, внесённые в 2014 году в законы и ряд постановлений и приказов органов исполнительной власти, а также правовой режим в сфере свободного обмена информацией, установившийся в стране, свидетельствуют о том, что расхождение между международными обязательствами Республики Беларусь и национальным законодательством продолжает углубляться.