ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
<°0
Оригинальное исследование
УДК 37.015.3
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-1
Лазарева Л.В* ,
Интернационализация высшего образования и социализация студенческой молодёжи
Куц А.В.,
Лыгина М.А.
Пензенский государственный университет, ул. Красная, д. 40, Пенза, 440026, Россия [email protected]*
Статья поступила 25 июля 2023; принята 15 декабря 2023; опубликована 30 декабря 2023
Аннотация. Введение. В современных условиях развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования является актуальной задачей большинства стран, поскольку именно социализация студенческой молодежи играет ведущую роль в процессе культурного сближения народов и интеграции мирового сообщества. Целью исследования является: выявление условий и психологических особенностей иностранных студентов, обеспечивающих эффективность процесса социализации в поликультурной образовательной среде вуза. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 иностранных студентов Пензенского государственного университета (этнический состав респондентов: русские, арабы, индийцы, казахи, туркмены, таджики; возрастная структура респондентов: от 18 до 24 лет, средний возраст - 21; гендерный состав респондентов: муж. - п = 30, жен. -п = 30). Диагностика уровня социализированности иностранных студентов проведена на основании ряда показателей: когнитивного («Индекс толерантности», Г.У. Солдатова и др.), деятельностно-поведенческого («Адаптация личности к новой социокультурной среде», Л.В. Янковский) и рефлексивно-оценочного показателей (экспертный опрос в форме качественного неформализованного фокусированного интервью). Представлены результаты эмпирического исследования процесса социализации студенческой молодёжи в условиях интернационализации образовательной среды университета. Обоснована целесообразность реализации авторской модели социализации иностранных студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Полученные в исследовании результаты могут быть применены для разработки комплексной программы социализации студенческой молодежи в условиях интернационализации высшего образования.
Ключевые слова: интернационализация высшего образования; социализация; студенческая молодёжь; поликультурная образовательная среда; социокультурная идентичность личности
Информация для цитирования: Лазарева Л.В., Куц А.В., Лыгина М.А. Интернационализация высшего образования и социализация студенческой молодёжи // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №4. С. 3-17.
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-1.
L.V. Lazareva* , A.V. Kuts, М.А. Lygina
The education environment internationalization and student youth socialization process
Penza State University, 40 Krasnaya Str., Penza, 440026, Russia [email protected]*
*
Received on July 25, 2023; accepted on December 15, 2023; published on December 30, 2023
Abstract. Introduction. In modern conditions, the development of international cooperation in the field of higher education is an urgent task for most countries. The socialization of student youth plays a leading role in the process of cultural rapprochement of peoples and integration of the world community. The purpose of the study is to identify the conditions and psychological characteristics of international students that ensure the effectiveness of the socialization process in the university's multicultural educational environment. Materials and methods. The research involved 60 students of Penza state university (the ethnical composition of the respondents - the Arabs, the Indians, the Kyrgyz, the Turkmen, the Tajiks; the average age of the respondents -21; the gender structure of the respondents -male - n=30, female - n=30). A set of diagnostic methods was employed to find out social and psychological peculiarities of students' socialization. The analysis of cognitive component formation was carried out by means of the method "Tolerance index" (G.U. Soldatova and others). To determine the action-behavior component formation the method "The adaptation of a person to a new sociocultural environment" (L.V. Yankovskii). To determine the reflexive-valuation component formation an expert inquiry in the form of a qualitative nonformalized focused personal interview was carried out. Research results are presented an empirical study of the process of student youth' socialization in the conditions of internationalization of the university educational environment. It was substantiated the feasibility of implementing the author's model of socialization of international students in the university' multicultural educational environment. The results of the study can be applied to develop a comprehensive program for the socialization of students in the context of the internationalization of higher education. Keywords: education environment internationalization; socialization; student youth; multicultural education environment; sociocultural identity
Information for citation: Lazareva, L.V., Kuts, A.V. and Lygina, М.А. (2023), "The education environment internationalization and student youth socialization process", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 9 (4), 3-17, DOI: 10.18413/23138971-2023-9-4-0-1.
Введение (Introduction). Современ- ется масштабностью процесса интернацио-
ный период развития общества характеризу- нализации. Интернационализация затронула
все направления, в том числе и сферу образования. Отечественные учёные, например, Л.А. Габитова и др., считают, что интернационализация подразумевает под собой сохранение и развитие национальной системы высшего образования в международном контексте. «Интернационализация высшей школы может реализовываться только при наличии национальной системы образования, в рамках которой осуществляется разработка и использование образовательных программ с опорой на национальные особенности. Именно эти программы являются привлекательными для иностранных студентов, т.к. аккумулируют в себе специфику образовательной системы отдельной страны» - отмечает Л.А. Габитова (Габитова, 2021: 64). Зарубежные исследователи называют интернационализацию высшего образования «стратегической повесткой дня и ключевым аспектом программы реформ» (H.de Wit, Ph.G.Altbach, 2021: 28). Некоторые авторы даже увидели в интернационализации высшего образования возможность объединить интеллектуальные усилия студенческой молодёжи и молодых учёных в борьбе с изменением климата (Proctor, D., Rumbley, L., 2023). В связи с этим возрастает роль международного сотрудничества в образовательной сфере как на государственном, так и на региональном уровне. Такое сотрудничество является одним из важнейших направлений международной политики многих стран мира, в том числе и России. Это актуализирует вопрос создания особых условий для успешной социализации иностранных студентов в иноязычной образовательной среде российского вуза.
Обучение в вузах другой страны существует со времён средневековья, имеет долгую историю. Ранее это была инициатива самого студента, он принимал на себя ответственность за весь процесс. Но в условиях интернационализации сферы образования ответственность вуза как принимающей стороны выросла многократно. Университетам разных стран и культур пришлось столк-
нуться с различными аспектами социализации иностранных студентов, что нашло отражение в научных публикациях.
При изучении проблемы были проанализированы труды зарубежных ученых, исследователей и специалистов в области социализации иностранных студентов. В результате выявлено, что опубликован ряд исследований зарубежных авторов, отражающих особенности социализации иностранных студентов, обучавшихся в разных странах мира. Проблемам быстрой и эффективной социализации молодёжи в стране временного пребывания посвящены работы таких современных исследователей, как Meisel, S. (2012), Cohen, E. (2007), Furnham, A. (2011), Ward, Bochner, Furnham (2001), Kocak, M. (2014), Matsumoto, D., Hwang, H. (2013), McLaren, L., Paterson, I. (2019). В статье S. Meisel сам автор с иронией пишет, что это «.. .исследование вечно популярной концепции культурного шока и связанных с ней идей» (Meisel, 2012). Исследователи из разных сфер науки (антропологии, образования, психиатрии, психологии, социологии) пытались реализовать эту концепцию, оценить ее и понять процесс, стоящий за понятием культурного шока, а также разработать стратегии, чтобы помочь тем, кто с ним столкнулся. Автором S. Meisel также рассматриваются вопросы, связанные с измерением уровня адаптации у различных категорий путешественников, в том числе студентов «по обмену», которые могут испытывать серьезные трудности в связи с «культурным шоком». В этом комплексном обзоре автором обобщается ряд идей о безопасной регулярной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе посредством реализации плановой и хорошо управляемой миграционной политики. Помимо этого, автором представлены практические результаты - как измерить уровень адаптации студента в стране временного пребывания, как работать со студентами, испытывающими культурный шок, интересны практикующим врачам-психотерапевтам, работающим с образовательными мигрантами, педагогам, и самим студентам (Meisel, 2012).
L. McLaren и I. Paterson поднимают проблему отношения коренного населения страны к миграции вообще и иностранным студентам конкретно. Авторы отмечают, что антимиграционные настроения, ксенофобия существует в основном среди старшего поколения правых европейцев. Образованная молодёжь более лояльно относится к мигрантам, особенно к иностранным студентам (McLaren, L., Paterson, I., 2019).
Других исследователей интересует, какие личностные качества позволяют иностранцу стать лидером в своей диаспоре (Engle, Dimitriadi, Sadrieh, 2012; Lauring, Selmer and Kubovcikova, 2017), как помогает социализации проживание студентов в стране пребывания в семьях либо неформальное общение с местными жителями (McGhee, 2006; Valenzuela Rogers, 2018). Ряд статей связан с изучением влияния "gap year" на физическое и психологическое состояние молодёжи (Furuya-Kanamori, Mills, Sheridan, Lau, 2017). Изучалось вовлечение иностранных студентов во внеучебную деятельность с целью социализации в новых образовательных условиях (Wang, Li, Noltemeyer, Wang, Zhang, and Shaw, 2018), спорт как элемент социализации студентов-иностранцев (Allen, Byon, Drane, Monhn, 2010).
Международный коллектив авторов (Wang, Li, Noltemeyer, Wang, Zhang, and Shaw, 2018) отметил повсеместное увеличение числа иностранных студентов. Соответственно, адаптация этих студентов является важной проблемой в межкультурных исследованиях. Используя данные опроса, собранные среди 169 иностранных студентов, обучающихся в университетах за рубежом, исследователи изучили временные закономерности психологической и социокультурной адаптации студентов. Результаты предполагают двухфазный U-образный процесс психологической адаптации, причем наиболее очевидный культурный шок происходит в течение первых девяти-24 месяцев проживания студента в новой стране. Авторы утверждают, что социокультурная адаптация со
временем неуклонно возрастает без существенного снижения. Такие выводы внушают оптимизм.
В результате анализа зарубежных публикаций были определены основные проблемы иностранных студентов в стране временного пребывания: материально-бытовые, психоэмоциональные, коммуникативные (языковой барьер).
Особый интерес для нашего исследования представляют работы отечественных авторов, которые рассматривают социализацию иностранных студентов в советских и российских вузах за довольно большой исторический период, так как обучение студентов из стран так называемого социалистического лагеря и освободившихся от колониальной зависимости стран Азии, Африки и Латинской Америки, было распространённой практикой в СССР. Фактически для этого создавался нынешний РУДН. Отечественными учёными рассматривались вопросы образовательной миграции (Лако-мова, Хусяинов, 2012; Полетаев, Дементьева, Зурабишвили, 2014), этносоциологиче-ские аспекты социализации (Налчаджян, 1988), социокультурной адаптации (Сухарев, Степанов и др.,1997), мигрантофобии (Муко-мель, 2014). В рамках изучения миграционных процессов рассматривались соотношения понятий «социализация» и «адаптация» иностранцев в новых условиях. Т.Г. Стефа-ненко на материалах социально-психологических исследований определяла межкультурную адаптацию как «процесс вхождения личности в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной» (Стефа-ненко, 2004: 234). Более того - социализация иностранных студентов будет более успешной при оказании необходимой психологической поддержки, если «...четко представлять такую характеристику личности иностранного студента, как эмоционально-ценностный компонент этнической идентично-
сти. ...Средством является... консультирование, позволяющее учесть национальные и культурные традиции и способствовать более успешной межкультурной коммуникации» (Лазарева, 2019: 175). Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев анализируют потенциал российской высшей школы в экспорте образовательных услуг (Арефьев, Шереги, 2014). Современная интернационализация образовательной сферы и её риски оценивают в своих работах другие исследователи (Колесникова, 2014; Понарина, 2012).
Иностранные студенты - выпускники российских вузов сами становятся исследователями, их статьи посвящены вопросам интернационализации российского высшего образования, мобильности иностранных студентов и проблемам аккультурации иностранных студентов (Атсйор, 2023). Иностранные студенты, продолжающие обучение в российских вузах, публикуют любопытные исследования об актуальных проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в новой образовательной среде - гендерные стереотипы, психологический стресс. Так, арабские студенты-юноши демонстрируют ярко выраженную маскулинность в поведении, что «.необходимо учитывать при организации обучения, общения и всех видов взаимодействия иностранных и российских студентов. Для этого предлагается организовать ... консультирование в клубной форме по запросу иностранных студентов, в котором будут принимать участие и их российские друзья по учёбе и досугу» (Абдмариам и др., 2022: 46). Рассматривается социализация иностранных студентов и её успешность через понятие субъективного благополучия: «Членство в группах выступает.. .фактором субъективного благополучия. Прежде всего это относится к малым группам... В зависимости от значимости членства в них, удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, отношениями, групповыми феноменами и процессами является важным параметром в структуре благополучия. Иностранные студенты . создают свои землячества по этническому признаку, стараются
вместе снимать жильё, отмечать национальные праздники» (Ханфар и др., 2021: 137).
Анализ работ отечественных авторов позволил выделить объективные факторы, которые обеспечивают успешную социализацию иностранных студентов в российской системе образования и в социокультурной жизни того региона, где они обучаются. Называются следующие средства социализации в вузах России: языковые курсы, кураторство, вовлечение в культурную и спортивную жизнь вуза.
Несмотря на огромное количество отечественных и зарубежных исследований, они, на наш взгляд, часто носят узкий прикладной характер. Теоретический анализ проблемы позволил констатировать отсутствие педагогической модели успешной социализации иностранных студентов в российском вузе. Мы предполагаем, что поликультурная среда вуза обладает большими потенциальными возможностями социализации иностранных студентов, однако проблема состоит в недостаточном методическом обеспечении реализации этих возможностей.
Цель научного исследования состоит в разработке и обосновании трёхкомпонент-ной психолого-педагогической модели социализации иностранных студентов в образовательном пространстве российского вуза и проверки её эффективности экспериментальным путем.
В условиях интернационализации сферы образования успешная социализация иностранных студентов будет гарантией привлекательности образовательных услуг данного вуза в конкретном российском регионе.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Исследование организовано и проведено на базе институтов и факультетов Пензенского государственного университета. В исследовании приняли участие 60 иностранных студентов: представители арабских государств - 20 человек, представители Индии - 20 человек, представители стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан) -
20 человек. Из них 30 в составе экспериментальной группы (ЭГ) и 30 в составе контрольной группы (КГ). Выборки сбалансированы по полу, возрасту и другим социально-демографическим характеристикам.
Изучение проблемы социализации иностранных студентов в образовательной среде вуза проходило на основе анализа уровней со-циализированности иностранных студентов.
Эксперимент проходил в период с сентября 2021 по июнь 2023 г. и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез науч-
ной литературы, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, личностное, интервью, экспертный опрос, тестирование, эксперимент.); методика «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова и др., 2002); методика «Опросник адаптации личности к новой культурной среде» (Тест Л.В. Янковского, адаптированный В.В. Константиновым, 2005); методы математической статистики (t-критерий Стью-дента).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). С целью решения исследовательских задач, была реализована разработанная модель социализации иностранных студентов в поликультурной образовательной среде вуза (рис. 1).
Цель: создание педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза_
^ Подходы: личностно-ориентированный, гуманистический, кросс-культур-
^ ный, деятельностный_
)5 Принципы: принцип социальной направленности, принцип индивидуализа-
м ции, принцип субъектности, принцип системности_
2 Задачи: формирование системы знаний в области социального взаимодей-^ ствия; формирование готовности к социальному взаимодействию в поликультурной среде вуза; формирование оптимальной самооценки и потребно__сти самореализации._
Содержательный блок Содержание поэтапного процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза
Программа тьюторского сопровождения и менторинга по национальным группам
Программа адаптационных и профилактических мероприятий
Мониторинг удовлетворенности социально-бытовыми условиями проживания и обучения в университете
Организация проектной деятельности (социально-значимые, культурные, научно-исследовательские и спортивные проекты)
I этап - адаптация II этап - интеграция III этап - самореализация
I
Операционно-деятельностный блок Формы социализации Методы социализации Средства социализации
Формы управления и самоуправления жизнью иностранных студентов (собрания, митинги, кураторские часы, заседания органов студенческого самоуправления); Методы развития самосознания личности (взглядов и убеждений); методы организации деятельности, общения, опыта общественного по- Знаковые символы, средства материальной и духовной культуры; социальная группа как фактор развития культурных ценностей и среды жизнедеятельности студента.
познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, студии, секции, выставки); развлекательные формы.
ведения; методы стимулирования и мотивации; методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
I
Оценочно-результативный блок Критерий и показатели социализированности иностранных студентов в поликультурной среде вуза
Когнитивный компонент Деятельностно-пове-денческий компонент Рефлексивно-оценочный компонент
Система знаний в области социального взаимодействия в поликультурной среде вуза Практическая готовность к социальному взаимодействию в поликультурной среде Оптимальный уровень самооценки и потребность в самореализации
Уровни сформированности социальных навыков иностранных студентов в процессе социализации
1 1 1
Пассивный уровень Нейтральный уровень Активный уровень
1
Результат: успешная социализация иностранных студентов в поликультурной среде вуза
Рис. 1 Модель социализации иностранных студентов в поликультурной
образовательной среде вуза Fig. 1 Model of international students' socialization in a multicultural educational environment
of a university
Остановимся подробнее на компонентах и соответствующих им критериях оценки показателей социализированности иностранных студентов:
1) когнитивный (знания в области социального взаимодействия в новой поликультурной среде вуза), диагностировался методикой Г.У. Солдатовой «Индекс толерантности»;
2) деятельностно-поведенческий (навыки социального взаимодействия в поликультурной среде вуза), диагностировался методикой Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»;
3) рефлексивно-оценочный (здоровый
уровень самооценки и потребность в самореализации в студенческой жизни вуза), использовалось неформализированное фокусированное личностное интервью.
В результате констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) были получены следующие данные.
В соответствии с предложенной трёх-компонентной моделью социализированно-сти иностранных студентов различия в контрольной и экспериментальной группах выявлялись по трём критериям: когнитивному, деятельностно-поведенческому и рефлексивно-оценочному (табл. 1).
Таблица 1
Уровни социализированности иностранных студентов на контрольном этапе эксперимента (контрольная и экспериментальная группы)
Table 1
Levels of socialization of international students at the control stage of the experiment
(control and experimental groups)
Уровни Критерии социализированности иностранных студентов
Когнитивный, % Деятельностно-пове-денческий, % Рефлексивно-оценочный, %
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Активный 14,2% 17,5% 36,3% 47,2% 60% 75%
Нейтральный 66% 69,3% 49,5% 39,6% 33% 19%
Пассивный 19,8% 13,2% 13,2% 13,2% 7% 6%
Видны положительные изменения - вы- Подробные результаты (в %) представлены на
рос уровень социализированности иностран- рис. 2-4.
ных студентов в экспериментальной группе.
80 72,6 69,3 69,3 66
60
40 20 0
10 91
16,5 10,9 19,8 17,5
14,2 J98
I Активный | Нейтральный I Пассивный
ЭГ КГ Э Г КГ
Рис. 2 Сформированность когнитивного компонента социализированности
иностранных студентов ЭГ и КГ Fig. 2 The formation of the cognitive component of international student socialization
of the experimental and control groups
На рис. 2 видно, что в экспериментальной группе произошли изменения с положительной динамикой: сформированность когнитивного компонента выросла по двум уровням социализированности: с 10,9% до 17,5% (активный уровень); с 16,5% до 19,8%
60 50 40 30 20 10 0
(пассивный уровень). В контрольной группе изменения менее выраженные: с 10,9% до 14,2% (активный уровень), и с 16,5% до 19,8% (пассивный уровень). Изменения по нейтральному уровню носят отрицательную динамику.
46,2 50,5 47,2
37,3 33
16,5 16,5
49,5
39,6 39,6 36,3
16,5 13,2 13,2 13,2
Активный Нейтральный I Пассивный
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
Рис. 3 Сформированность деятельностно-поведенческого компонента социализированности
иностранных студентов ЭГ и КГ Fig. 3 The formation of the activity-behavioral component of international student socialization
in experimental and control groups
На рис. 3 видно, что в экспериментальной группе вновь произошли изменения с положительной динамикой: сформированность деятельностно-поведенческого компонента выросла по активному уровню социализиро-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
75
ванности с 37,3% до 47,2%. В случае пассивного уровня социализированности значимых изменений не произошло ни в одной из групп. Изменения по нейтральному уровню носят отрицательную динамику в обеих группах.
I Активный
I Нейтральный
I Пассивный
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
Рис. 4 Сформированность оценочно-рефлексивного компонента социализированности
иностранных студентов ЭГ и КГ Fig. 4 The formation of the reflexive-evaluative component of international student socialization
in the control and experimental group
На рис. 4 видно, что в экспериментальной группе сформированность оценочно-рефлексивного компонента выросла по активному уровню с 62% до 75%. Отмечается отрицательная динамика в обеих группах по нейтральному уровню: с 30,1% до 19% в экспериментальной группе и с 35% до 33% в контрольной. Изменения по пассивному уровню социализированности так же носят отрицательную динамику в обеих группах.
Для определения достоверности результатов исследования мы использовали t-крите-рий Стьюдента. Была проверена статистическая значимость изменения когнитивного компонента. Парный t-критерий Стьюдента равен 2.677, изменения признака «Когнитивный компонент социализации» статистически значимы.
Аналогично проверялась значимость статистических различий между экспериментальными группами по деятельностно-поведенче-скому компоненту. В зоне незначимости оказалась шкала депрессивности (парный t-критерий Стьюдента равен 1,998), остальные шкалы - в зоне значимости. При проверке статистической значимости деятельностно-по-веденческого компонента в зоне значимости оказались 5 компонентов из 6, что говорит о достоверности результатов.
Достоверность значимых изменений сформированность оценочно-рефлексивного компонента была проверена аналогично.
Далее представим интерпретацию полученных результатов.
Результаты эксперимента позволяют оценить эффективность содержания программы социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Разработанная в Пензенском государственном университете программа социализации иностранных студентов включает:
1) программу тьюторского сопровождения иностранных студентов;
2) профилактические мероприятия, в т.ч. психологическое консультирование с учётом культурных и национальных особенностей обратившихся студентов;
3) программу мониторинга удовлетворенности получения образования в университете.
После реализации программы в экспериментальной группе иностранных студентов была проведена повторная диагностика уровней социализированности по когнитивному, деятельностно-поведенческому и оценочно-рефлексивному компонентам. Из табл. 1 видно, что в экспериментальной группе респонденты показали более высокие
результаты по все трём вышеуказанным критериям. Когнитивный компонент, хотя и выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, но преобладает нейтральный уровень социализации. Возможно, это связано с определёнными стереотипами и установками. Деятельностно-пове-денческий компонент показывает рост активного уровня социализации, особенно в ЭГ по сравнению с КГ (47,2% против 36,3%). Рефлексивно-оценочный критерий даёт самый высокий результат по активному уровню со-циализированности (60% в КГ и 75% в ЭГ). Здесь же мы видим самый низкий результат по пассивному уровню социализации (7% в КГ и 6% в ЭГ). Предполагаем, что рефлексивно-оценочный компонент позволяет иностранным студентам критически осмыслить содержание своей деятельности и более адекватно оценить результаты индивидуальной социализации.
Обсудим результаты по каждому компоненту социализированности более подробно.
Когнитивный компонент оценивался через выявление уровня толерантности по методике «Индекс толерантности» (Г.У Сол-датова и др.). При повторной диагностике уровня толерантности иностранных студентов надо заметить, что у ЭГ уменьшился низкий уровень толерантности и увеличился высокий. Этнический уровень толерантности в ЭГ показали 56,1% опрошенных (17 студентов). Показатель «Социальная толерантность» в обеих группах одинаковый - 66%. Толерантность здесь - черта личности (23 из 30 респондентов ЭГ, или 75,9%; 21 из 30 респондентов КГ, или 69,3%), которая в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Таким образом, можно говорить о сформированности когнитивного компонента социализации личности иностранных студентов.
Деятельностно-поведенческий компонент рассматривался по методике «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л.В. Янковский, 2005). Отметим, что у иностранных студентов из ЭГ по сравнению с КГ преобладает интерактивный (11,2%
против 9,2% и адаптивный (10,8% против 8,1%) типы адаптации. Следовательно, студенты ЭГ активны в новых контактах, чувствуют себя защищёнными. Т.е. деятель-ностно-поведенческий компонент сформировался.
Сформированность оценочно-рефлексивного компонента после экспериментальной работы подтверждает повторный экспертный опрос в форме личностного интервью. Были получены следующие результаты.
Большинство студентов (73%) отметили, что им понравился город обучения, природа (49,9%). И только 5% студентов (3 чел.) отметили, что у них сложились негативные отношения с местными жителями.
К факторам, облегчающим обучение, иностранные студенты отнесли проведение дополнительных консультаций с преподавателями (67%). К удивлению, оказалось невостребованным сверхнормативное изучение языка страны пребывания - лишь незначительное количество опрошенных (11,7%) высказалось «за». Вероятно, иностранные студенты восприняли это как ещё одно «сверхурочное» занятие.
Большинство иностранных студентов в целом позитивно относятся к местным жителям и университету, где они проходят обучение. Часть студентов экспериментальной группы сменила установку с нейтральной на положительную.
Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод о взаимосвязи результатов успешной социализации иностранных студентов в социокультурной среде вуза с содержанием экспериментальной программы социализации, реализованной в ходе эксперимента. Положительные изменения в экспериментальной группе получены по всем трём компонентам модели социализации иностранных студентов: когнитивному, оценочно-рефлексивному, деятельностно-поведенческому.
Важность этих компонентов в успешной социализации студентов подтверждают исследования зарубежных (Furnham, 2011;
Bamberger, Yan and Morris, 2021) и отечественных учёных (Nefedova, 2021; Понарина, 2012).
Хотелось бы подчеркнуть, что основное внимание в данной экспериментальной работе уделено не адаптации иностранных студентов (как в большинстве отечественных и зарубежных исследованиях), а именно социализации. Поликультурная среда вуза представляет значительный потенциал для этого. Интерес представляет дальнейшее сравнительное изучение особенностей социализации иностранных студентов разных этнических групп.
Заключение (Conclusion). Проведённое исследование доказало эффективность и целесообразность реализации предложенной модели социализации иностранных студентов.
В ходе исследования выявлено содержание процесса социализации иностранных студентов и его критерии. При диагностике уровней социализированности по всем трём компонентам: когнитивному, деятель-ностно-поведенческому и оценочно-рефлексивному выявлены следующие особенности:
- когнитивный компонент: у иностранных студентов преобладает тип толерантности как черта личности (67,6% респондентов экспериментальной группы), которая в значительной степени определяет отношение человека к окружающему миру;
- деятельностно-поведенческий компонент: преобладает интерактивный (51,2%) тип адаптации к новой социокультурной среде, то есть студенты экспериментальной группы активно входят в новую среду, открыты к новым знакомствам и расширению социальных связей;
- оценочно-рефлексивный компонент: позитивное и нейтральное отношение к стране временного пребывания сложилось у 95% опрошенных иностранных студентов.
Это согласуется с проведенными авторским коллективом ранними исследованиями (В. Куц, К.И. Воробьевой, М.А. Лыгиной), а также, по нашему мнению, ещё раз подтверждает эффективность предложенной модели
социализации иностранных студентов в региональном вузе в условиях интернационализации образовательной среды (Куц и др., 2020). Материалы исследования могут применяться при организации учебно-воспитательной работы с вновь прибывающими в Россию на обучение иностранными студентами.
Список литературы
Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 4. М.: Центр социологических исследований. 2014. 360 с.
Атсйор Г.А. Библиометрический обзор исследований об иностранных студентах в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. N° 3. С. 153-166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-153-166.
Габитова Л.А. Интернационализация и глобализация в образовании: сущность и соотношение понятий // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 62-65.
Гендерные стереотипы и их влияние на адаптацию иностранных студентов в новой социокультурной среде / Б.А. Абдмариам, Х.А. Эль-барбари, А.С. Осман [и др.] // Межкультурная коммуникация в современном мире: сборник научных статей по материалам XI Международной научно-практической конференции иностранных студентов. Пенза. 05 декабря 2022 года. Пенза: Пензенский государственный университет. 2022. С. 42-47.
Колесникова И.А. Глобальное образование: тенденции развития и риски // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет. 2014. С. 163-166.
Куц А.В., Воробьева К.И., Лыгина М.А. Социализация студентов в инокультурной среде: определение, структура и содержание // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С.131-136.
Лазарева Л.В. Влияние социально-психологической адаптации студентов-иностранцев на эмоционально-ценностный компонент их этнической идентичности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конфе-
ренции. 2019. Издательство: Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван). С. 175-178.
Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. C. 36-50.
Мукомель В. И. Ксенофобии россиян VS ксенофобий мигрантов // Защитим будущее. Материалы Второй Московской международной конференции по противодействию антисемитизму, ксенофобии и расизму. Москва, 29-30 октября 2018 г. Москва. Калейдоскоп. 2020. С. 182-191.
Налчяджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. 1988. 263 с.
Опросник адаптации личности к новой культурной среде (Тест Л.В. Янковского, адаптированный В.В. Константиновым). Пенза // Адаптация личности: теория и диагностика: учебно-методическое пособие / В.В. Константинов. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2005. С. 23-31.
Полетаев Д.В., Дементьева С.В., Зураби-швили Т.З. Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации в контексте новой миграционной политики // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. 2014. Т. 324. № 6: Социально-гуманитарные технологии. С. 118-125.
Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42-46.
Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции. Информационно-аналитический бюллетень Российского общества Красного креста. 2002. № 4. С.59-65.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. 5-е изд.М.: Аспект Пресс. 2004. 352 с.
Сухарев A.B., Степанов А.Н. и др. Эт-нофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №6. С. 64-72.
Ханфар Я., Лазарева Л.В. Субъективное благополучие как показатель психологического здоровья иностранных студентов // Межкультурная коммуникация в современном мире: Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции иностранных студентов. Пенза. 17 февраля 2021 года. Пенза: Пензенский государственный университет. 2021.С. 133-138.
Allen J.T. «Sport as a Vehicle for Socialization and Maintenance of Cultural Identity: International Students Attending American Universities». 2009. Dissertations. 1050. https://aq-uila.usm.edu/dissertations/1050.
Bamberger A., Morris P. Critical perspectives on internationalization in higher education: commercialization, global citizenship, or postcolonial imperialism? Critical Studies in Education. 2023. DOI: 10.1080/17508487.2023.2233572.
Cohen E. Surviving the Culture Shock. 2007.
De Wit H., Deca L. Internationalization of Higher Education, Challenges and Opportunities for the Next Decade. In: Curaj, A., Deca, L., Pricopie, R. (eds) European Higher Education Area: Challenges for a New Decade. Springer, Cham. 2020. P. 3-11.
Engle R., Dimitriadi N., Sadrieh F. Cultural Intelligence: Antecedents and Propensity to Accept a Foreign-Based Job Assignment // Journal of Applied Management and Entrepreneurship. 2012. Vol. 17. P. 63-79.
Furnham A. Culture Shock: Literature Review, Personal Statement and Relevance for the South Pacific // Journal of Pacific Rim Psychology.
2011. Vol. 4. P. 87-94.
Furuya-Kanamori L., Mills D., Sheridan S., Lau C. Medical and Psychological Problems Faced by Young Australian Gap Year Travelers // Journal of Travel Medicine. 2017. Vol. 24. P. 1-5.
Kocak M. Management of Culture Shock. Amsterdam: De Gruyter Open. 2014.
Lauring J., Selmer J. and Kubovcikova A. Personality in context: effective traits for expatriate managers at different levels // The International Journal of Human Resource Management. 2017. P. 10101035.
https://doi.org/10.1080/09585192.2017.1381137.
Matsumoto D., Hwang H. Assessing Cross-Cultural Competence // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. P. 849-873.
Meisel S. The Culture Shock of Thinking and Learning // Organizational Management Journal.
2012. Vol. 9. P. 112-113.
McGhee D. Getting "Host" Communities on Board // Journal of Ethic and Migration Studies. 2006. Vol. 32. P. 111-127.
McLaren L., Paterson I. Generation Change and Attitudes to Immigration // Journal of Ethic and Migration Studies. 2019. P. 665-682. https://doi.org/10.1080/1369183X.2018.1550170.
Nefedova A. Why international students choose to study at Russia's leading universities. Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25. № 5. P. 582-597.
Proctor D., Rumbley L. Environmental Sus-tainability and Internationalization in Higher Education: A New Frontier in Research, Policy and Practice // Journal of Studies in International Education. 2023. https://doi.org/10.1177/10283153231187138.
Valenzuela M., Rogers S. Strategizing Personality Traits: An Acculturation Approach to PersonEnvironment Fit and Expatriate Adjustment. International // Journal of Human Resource Management. 2018.
https://doi.org/10.1080/09585192.2018.1526201.
Wang Y., Li T., Noltemeyer A., Wang A., Zhang J. Shaw K. Cross-Cultural Adaptation of International College Students in the United States // Journal of International Students. 2018. Vol. 2. P. 821-842.
Ward C., Bochner S., Furnham A. The Psychology of Culture Shock. London: Routledge. 2001.
References
Arefiev, A.L. and Sheregi, A.F. (2014), Jek-sport rossijskih obrazovatel'nyh uslug. Statistich-eskij sbornik. [Export of Russian educational services], Statistical collection. Issue 4. Center for Sociological Research. Moscow. Russia.
Atsyor, G.A. (2023), "Bibliometric Review of Research on International Students in Russia". Higher Education in Russia, 32(3), 153-166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-153-166 (In Russian).
Gabitova, L.A. (2021), "Internationalization and globalization in education: subject matter and the correlation of the concepts", Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 5, 62-65. (In Russian).
Abdmariam, B.A., Al'barbari, H.A. and Osman, A.S. [et al.] (2022), "Gender streotypes and their impact on the adaptation of international students in a new socio-cultural environment", Mezhkul'turnaja kommunikacija v sovremennom mire, [Intercultural communication in the modern world], Penza, Russia, 42-47.
Kolesnikova, I.A. (2014), "Global Education: Development Trends and Risks", Klassicheskiy uni-versitet v prostranstve transgranichnosti na Severe Yevropy: strategiya innovatsionnogo razvitiya, [Classical University in the Transboundary Space in the North of Europe: Strategy for Innovative Development], Petrozavodsk, Russia, 163-166.
Kuts, A.V., Vorobieva, K.I., Lygina, M.A. (2020), "Socialization of students in a foreign cultural environment: definition, structure and content", Pedagogical education and science, 5, 131-13. (In Russian).
Lazareva, L.V. (2019), "The influence of social and psychological adaptation of foreign students on the emotional and value component of their ethnic identity", Problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh globalizatsii: psikhologo-pedagogicheskiye aspekty [Problems of personality development in the context of globalization: psychological and pedagogical aspects], Yerevan, Armenia, 175-178.
Lakomova, A.A., Khusyanov, T.M. (2015), "Educational migration: reasons and features of obtaining higher education abroad", Pedagogy and education, 1,36-50. (In Russian).
Mukomel, V.I. (2020), "Xenophobia of russians VS xenophobia of migrants", Zashchitim bu-dushcheye [Protect the Future], Moscow, Russia, 182-191.
Nalchyadzhan, A.A. (1998), Social'no-psihicheskaja adaptacija lichnosti (formy, me-hanizmy i strategii. [Social and mental adaptation of the personality (forms, mechanisms and strategies)], Armenian Publishing House. Yerevan, Armenia.
Konstantinov V.V. (2005), "Questionnaire of personality adaptation to a new cultural environment" (Test by L.V. Yankovsky, adapted by V.V. Konstantinov), Personality adaptation: theory and diagnostics: teaching aid, PGPU named after V.G. Belinsky, Penza, Russia.
Poletaev, D.V., Dementyeva, S.V. and Zura-bishvili, T.Z. (2014), "Potential of educational migration to professional educational organizations in the context of the new migration policy", Bulletin of the Tomsk Polytechnic, Social and humanitarian technologies, 324 (6), 118-125. (In Russian).
Ponarina, N.N. (2012), "Globalization of higher education and problems of internationalization of educational systems", Society: sociology, psychology, pedagogy. 1, 42-46. (In Russian).
Soldatova, G.U., Kravtsova, O.A., Khukhlaev O.E. and Shaigerova, L.A. (2002), "Psychodiagnostics of tolerance", Psychologists about migrants and migration. Information and analytical bulletin of the Russian Red Cross Society, 4, 9-65. (In Russian).
Stefanenko, T.G. (2014), Jetnopsihologija [Ethnopsychology], Textbook, 5th ed., Aspect Press, Moscow, Russia.
Sukharev, A.B., Stepanov, A.N. et al. (1997), "Ethno-functional approach to psychological indicators of human adaptation", Psychological journal, 18 (6), 64-72. (In Russian).
Hanfar, Ja. and Lazareva, L.V. (2021), "The Subjective Well-Being as a Characteristic of Psychological Health of PGU' International Students", Mezhkul'tumaja kommunikacija v sovremennom mire [Intercultural communication in the modern world], Penza, Russian, 133-138.
Allen, J.T. (2009), "Sport as a Vehicle for Socialization and Maintenance of Cultural Identity: International Students Attending American Universi-ties"Abstract of Ph.D. Dissertation. 1050. https://aq-uila.usm.edu/dissertations/1050. (In USA).
Bamberger, A. and Morris, P. (2023), "Critical perspectives on internationalization in higher education: commercialization, global citizenship, or postcolonial imperialism?", Critical Studies in Education, DOI: 10.1080/17508487.2023.2233572. (In UK).
Cohen, E. (2007), Surviving the Culture Shock. (In UK).
de Wit, H. and Deca, L. (2020), "Internationalization of Higher Education, Challenges and Opportunities for the Next Decade". In: Curaj, A., Deca, L., Pricopie, R. (eds.), European Higher Education Area: Challenges for a New Decade, Springer, Cham, 3-11. (In Germany).
Engle, R., Dimitriadi, N., and Sadrieh, F. (2012), "Cultural Intelligence: Antecedents and Propensity to Accept a Foreign-Based Job Assignment". Journal of Applied Management and Entrepreneur-ship, 17, 63-79. (In UK).
Furnham, A. (2011), "Culture Shock: Literature Review, Personal Statement and Relevance for the South Pacific". Journal of Pacific Rim Psychology, 4, 87-94. (In UK).
Furuya-Kanamori, L., Mills, D., Sheridan, S., and Lau, C. (2017), "Medical and Psychological Problems Faced by Young Australian Gap Year Travelers". Journal of Travel Medicine, 24, 1-5. (In UK).
Kocak, M. (2014), Management of Culture Shock. Amsterdam: De Gruyter Open. (In Netherlands).
Lauring J., Selmer J. and Kubovcikova A. (2017), "Personality in context: effective Journal of Ethic and Migration Studies traits for expatriate managers at different levels", The International Journal of Human Resource Management, 1010-1035. https://doi.org/10.1080/09585192.2017.1381137. (In UK).
Matsumoto, D., Hwang, H. (2013), "Assessing Cross-Cultural Competence". Journal of Cross-Cultural Psychology, 44, 849-873. (In UK).
Meisel, S. (2012), The Culture Shock of Thinking and Learning. Organisational Management Journal, 9, 112-113. (In UK).
McGhee, D. (2006), Getting "Host" Communities on Board, 32, 111-127. (In UK).
McLaren, L. and Paterson, I. (2019), "Generation Change and Attitudes to Immigration". Journal of Ethic and Migration Studies. 665-682. https://doi.org/10.1080/1369183X.2018.1550170. (In UK).
Nefedova, A. (2021), "Why international students choose to study at Russia's leading universities". Journal of Studies in International Education, 25(5), 582-597. (In USA).
Proctor, D. and Rumbley, L. (2023), "Environmental Sustainability and Internationalization in Higher Education: A New Frontier in Research, Policy and Practice", Journal of Studies in International Education.
https://doi.org/10.1177/10283153231187138. (In USA).
Valenzuela, M. and Rogers, S. (2018), "Strategizing Personality Traits: An Acculturation Approach to Person-Environment Fit and Expatriate Adjustment", International Journal of Human Resource Management. https://doi.org/10.1080/09585192.2018.1526201. (In UK).
Wang, Y., Li, T., Noltemeyer, A., Wang, A., Zhang, J., and Shaw, K. (2018), "Cross-Cultural Adaptation of International College Students in the United States". Journal of International Students, 2, 821-842. (In the USA).
Ward, C., Bochner, S., and Furnham, A. (2001), The Psychology of Culture Shock. London: Routledge. (In UK).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Лазарева Лана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный университет.
Куц Анна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный университет. Лыгина Марина Аркадьевна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогика и психология», Пензенский государственный университет.
About the authors:
Lana V. Lazareva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Penza State University.
Anna V. Kuts, Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Penza State University. Marina A. Lygina, Doctor of Philosophy, Associate Professor, The Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Penza State University.