УДК 316
Н. М. Семенова
магистрант
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Процесс глобализации в настоящее время носит всеобъемлющий характер. Изменениям подвергаются все сферы жизни общества, затрагивая также высшее образование. Глобализация - это своеобразное развитие процесса модернизации, современная стадия интеграции мира и формирование целостной человеческой цивилизации. В настоящее время важно отметить воздействие этого процесса на образование. В статье рассматривается проблема взаимодействия глобализации и интернационализации, влияния этих явлений на образовательное пространство. Автор раскрывает понятия интернационализации и глобализации; описывает изменения образовательной структуры мировой системы; отображает новые формы образования в глобальном обществе; а также выявляет проблемы, которые влечет за собой процесс интернационализации.
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, Болонская декларация, виртуальный университет, дистанционное обучение, корпоративный университет, бакалавриат, магистратура, социальный институт, индустрия, цифровой барьер.
N. M. Semenova
Master student
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION UNDER GLOBALIZATION
Abstract. The process of globalization is now comprehensive. Changes are made in all areas of society, affecting also higher education. Globalization is a kind of development of the modernization process, the modern stage of integration of the world and the formation of an integral human civilization. At present, it is important to note the impact of this process on education. The article deals with the problem of interaction of globalization and internationalization, the impact of these phenomena on the educational space. The author reveals the concepts of internationalization and globalization; describes the changes in the educational structure of the world system; displays new forms of education in a global society; and identifies the problems that the process of internationalization entails.
Key words: globalization, internationalization, Bologna Declaration, virtual University, distance learning, corporate University, bachelor's degree, master's degree, social Institute, industry, digital barrier.
В современном обществе глобализация является одним из наиболее значимых процессов, так как она охватывает весь современный мир и оказывает существенное влияние на все сферы общества: экономическую, духовную, политическую и социальную. Данный процесс ведет к преобразованию всего мирового пространства в единую зону, с единым капиталом, торговлей, мировым порядком, культурными ценностями, приводит к появлению всевозможных способов культурного, информационного обмена между разными частями земного шара [2].
Другими словами, глобализация - это своеобразное развитие процесса модернизации, современная стадия интеграции мира и формирование целостной человеческой цивилизации. В настоящее время важно отметить воздействие этого процесса на образование. Глобализация образования - это особая мегасистема,
где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемирное расширение возможности развития личности [5]. Глобализация образования - это единое мировое образовательное пространство, которое использует все современные технологии для создания и передачи знаний.
В связи с трансформациями в образовании отдельно следует отметить термин «интернационализация» - процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающих потребностям мирового сообщества. Это понятие употребляется в политических науках уже на протяжении нескольких столетий, однако в сфере образования «интернационализация» стала распространяться сравнительно недавно - с 80-х гг. XX столетия [4].
До того, как интернационализация стала актуализироваться в образовании, наиболее популярным термином было «международное образование», которое включало в себя такие аспекты, как «сравнительное образование», «глобальное образование» и «мультикультурное образование». В начале XXI в., в связи с распространением глобализации, понятие интернационализации стало широко использоваться при изучении образования современного общества.
И.В. Налетова выделяет два подхода, рассматривающих взаимовлияние процессов интернационализации и глобализации. Первый подход, которого придерживается большинство исследователей, заключается в том, что глобализация образования является основой межкультурных взаимодействий национальных систем высшего образования. Интернационализация представляет собой процесс, влекущий рост вузов всего мирового пространства, целью которых является расширение международного сотрудничества в условиях глобализации.
Другая точка зрения заключается в том, что эти два термина абсолютно противоположны, а процессы, их обозначающие, функционируют и развиваются обособленно друг от друга. В то время как интернационализация заключается во взаимодействии национальных культур, глобализация приводит к унификации национальных систем образования, формирует единое образовательное пространство и мировой рынок образовательных услуг [3, с. 30].
В любом случае необходимо подчеркнуть, что интернационализация функционирует в условиях глобализации, которые делают ее более явной в мировой системе образования. Поэтому необходимо рассмотреть интернационализацию как одно из проявлений глобализации в условиях космополитического общества.
Одним из примеров распространения интернационализации можно назвать Болонский процесс. Болонская декларация была подписана 19 июня 1999 г. Основная цель декларации заключается в создании единого европейского пространства высшего образования посредством объединения систем высшего образования стран Европы. На сегодняшний момент участниками Болонского процесса являются 47 стран, в число которых входит и Россия.
Благодаря информационно-коммуникативной революции, которая устранила невидимые границы между вузами и странами, появились новые формы организации образования, такие как виртуальные университеты, центры дистанционного обучения, корпоративные университеты [1, с. 46].
Основной целью виртуальных университетов является увеличение возможностей и способов получения образования. Примером таких учебных организаций можно считать «University of the People» («Университет для народа»), который был открыт в октябре 2015 г. в рамках Глобального альянса ООН за информационно-коммуникационные технологии и развитие (GAID). Поступить в «University of the People» могут те, кто имеют аттестат об окончании средней школы и свободно владеют английским языком. Каждую неделю в «University of the People» по Интернету проводятся лекции, семинары, а в конце обучения экзамены. На данный
момент около 200 человек из 52 стран подали заявки на поступление в университет [7].
Частным случаем виртуальных университетов является дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателями и учащимися. Формами дистанционного образования являются чат-занятия, веб-занятия и телеконференции. Основным материалом при проведении дистанционного обучения являются электронные библиотеки, видео-аудиокниги и другие компьютерные информационные источники.
В условиях глобализации большое значение приобретают корпоративные университеты. Корпоративные университеты представляют собой систему развития и подготовки персонала в рамках определенной организации. Основная цель этих организаций заключается в передаче знаний и навыков одного сотрудника другому, обучении индивидов именно тем способностям, которые необходимы данной организации. Обучение в корпоративных университетах проходит посредством лекционных занятий, собеседований, тренингов, семинаров.
Таким образом, с развитием глобализации происходит развитие образовательной структуры, меняются программы университетов, появляются новые формы обучения, и так далее. Несмотря на очевидные преимущества, которые влечет за собой процесс интернационализации, перед студентами и преподавателями встает целый ряд трудностей, в число которых входят утрата аксиологической составляющей высшего образования (образование как ценность уступает место образованию-услуге); несоответствие квалификационных структур в различных странах мира; проблема межкультурного взаимодействия преподавателей и студентов; наличие цифрового барьера между отдельными странами и социальными группами.
В первую очередь необходимо отметить, что в последнее время высшее образование начинает рассматриваться в обществе не как социальный институт, а как индустрия, что идет от американской культурно-образовательной традиции. Социальный институт включает в себя такие задачи, как формирование системы статусно-ролевых взаимоотношений, а также воспитание и развитие определенных нравственных и моральных норм студентов. Индустрия имеет другие задачи, которые заключаются в подготовке студентов к жесточайшей конкуренции на рынке труда и обучении тому, как следует себя вести, чтобы противостоять этой конкуренции. «Университеты превращаются в организации по производству знаний, образовательных услуг, проведения прикладных исследований» [3, с. 242].
Основная цель высшего образования как элемента современной индустрии заключается в создании имиджа учащихся на рынке труда, при этом в вузах происходит утрата нравственного воспитания, заботы о людях, общественной и гражданской позиции людей, что негативно может сказаться на формировании личностных качеств индивидов.
Кроме этого в связи с переходом к двухуровневым программам и квалификациям высшего образования (бакалавр, магистр) наблюдаются несоответствия квалификационных структур различных стран мира. В то время как в США и Великобритании квалификационная структура включает в себя бакалавров и магистров, в России, например, она выглядит следующим образом: бакалавр, магистр и дипломированный специалист. Несмотря на то, что в результате Болонской декларации происходит объединение образовательных стандартов всех стран-участниц, в современной российской квалификационной структуре пока не сформирована полноценная система бакалавриата.
Неполное формирование степени бакалавра на рынке труда порождает низкий спрос на выпускников, закончивших бакалавриат. Большинство российских работодателей разделяют точку зрения, что специалисты имеют более
полноценную подготовку и обладают большей квалификацией, чем выпускники со степенью бакалавра [6, с. 301].
В связи с развитием международных образовательных программ по обмену студентов и преподавателей начинает прогрессировать взаимодействие представителей разных стран. С одной стороны, это взаимодействие положительно влияет на социализацию индивидов, так как расширяются знания о культуре разных стран. С другой стороны, возникают трудности восприятия материала во время занятий, связанные с особенностями межкультурного взаимодействия. «Если студент происходит из одной культурной среды с преподавателем, то он имеет преимущество перед иностранным студентом в местном восприятии значений, символов и ритуалов, которые использует и распространяет преподаватель» [3, с. 50].
Еще одной проблемой, которую влечет за собой процесс интернационализации, является цифровой барьер. Цифровой барьер представляет собой ограничение доступа некоторых обществ и социальных групп к современным информационным технологиям. Глобализация сыграла важную роль в распространении неравенства в мире, в большей степени это неравенство касается экономических благ, которые имеют развитые страны по сравнению с развивающимися. Интернационализация подразумевает возможность доступа к современной технике, однако не все общества могут воспользоваться преимуществами информатизации образования и дистанционного образования, что влечет за собой определенную цифровую дискриминацию в образовании.
«Глобализация несет в себе новые угрозы человеческой и национальной идентичности, социальной безопасности, реальную опасность увеличения цифрового барьера между странами и внутри отдельных стран» [3, с. 47].
Итак, в заключении отметим, что глобализация и интернационализация -это довольно противоречивые процессы, распространение которых требует большого теоретического осмысления. Помимо положительных факторов, наблюдаются и негативные явления в системе высшего образования, которые порождают эти два явления. Поэтому необходимо наиболее четко изучить происходящие в образовании изменения и прийти к определенным действиям, которые позволят урегулировать трансформации образовательного пространства как на национальном, так и на мировом уровнях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байгильдина З.Ф. Влияние глобализации на российское студенчество / З.Ф. Байгильдина // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2013. — № 76-1. — С. 42-47.
2. Клубов А.В. Глобализация социально-экономической жизни: история и современность / А.В. Клубов // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2005. — №1. — С. 135-143.
3. Налетова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма / И.В. Налетова. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. — 307 с.
4. Панкова Н.В. Сравнительный анализ международных практик интернационализации профессионального образования/ Н.В. Панкова, О.В. Курочкина // Проблемы науки и образования. — 2014. — № 4 (52)— С. 360-364.
5. Пушкарева Е.А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы / Е.А. Пушкарева // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». — 2012. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.nspu.ru/ (дата обращения: 25.04.2017).
6. Сюпова М.С. Современная структура высшего образования: преимущества и недостатки / М.С. Сюпова, Н.А. Бондаренко, К.А. Уразова // Ученые заметки ТОГУ. — 2014. — № 2. — С. 297-301.
7. Стародымов А. Виртуальные университеты: образование будущего / А. Ста-родымов // ООО «Компьютерра-Онлайн» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.computerra.ru/vision/428028/ (дата обращения: 29.04.2017).
REFERENSES
1. Baigil'dina Z.F. Influence of globalization on the Russian students. Izvestiia rossiis-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2013, no. 76-1, pp. 42-47 (in Russian).
2. Klubov A.V. Globalization of social and economic life: history and present. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18: Sotsiologiia i politologiia = Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2005, no.1, pp. 135-143 (in Russian).
3. Naletova I.V. Issledovaniia vysshego obrazovaniia: kontsept metafundamentalizma [Researches of the higher education: metafundamentalism concept]. Tambov, Izd-vo TGU im.
G.R. Derzhavina Publ., 2005, 307 p.
4. Pankova N.V., Kurochkina O.V. Comparative analysis international practical of internationalization of professional education. Problemy nauki i obrazovaniia = Problems of science and education, 2014, no. 4 (52), pp. 360-364 (in Russian).
5. Pushkareva E.A. Uniform education in the conditions of global transformations: to statement of a problem. Elektronnyi zhurnal «Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta» = The Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2. Available at: http://www.vestnik.nspu.ru/ (accessed 25.04.2017).
6. Siupova M.S., Bondarenko N.A., Urazova K.A. Modern structure of the higher education: advantages and shortcomings. Uchenye zametki TOGU = Electronic scientific journal "Scientists notes PNU", 2014, no. 2, pp. 297-301 (in Russian).
7. Starodymov A. Virtual universities: formation of the future. Available at: http://old.computerra.ru/vision/428028/ (accessed 29.04.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Семенова Наталия Михайловна — магистрант, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная 33, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Semenova Nataliya Mikhaylovna — Master student, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 33 Internatsional'naia Street, Tambov, 392000, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Семенова Н.М. Интернационализация образования в условиях глобализации/
H.М. Семенова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Semenova N. M. Internationalization of education under globalization. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, http://esj.pnzgu.ru (In Russian).