ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
ГРИГОРЬЕВ Антон Николаевич - начальникмеждународного отдела, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: grigorev.anton@gmail.com КОРШУНОВ Георгий Владимирович - проректор по внешним связям, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: geo.korshunov@gmail.com
АннотацияВ статье рассматриваются различные аспекты выстраивания политики экспорта образовательных услуг на мировой образовательный рынок и обучения иностранных студентов в университетах России. Обосновывается необходимость акцентирования внимания университетов на данном виде деятельности и расширения границ сотрудничества в этой сфере. Обсуждаются вопросы закрепления иностранных студентов из числа соотечественников в регионах в целях решения демографической проблемы и восполнения нехватки молодых специалистов по техническим направлениям подготовки. Анализируется международная деятельность Ухтинского государственного технического университета, российская практика и опыт зарубежных образовательных организаций по работе с иностранными студентами.
Ключевые слова: международная деятельность вуза, обучение иностранных студентов, образование в России, экспорт образовательных услуг, иностранные студенты из числа соотечественников
Для цитирования: Григорьев А.Н, Коршунов Г.В. Интернационализация образования как направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. №6 (202). С. 135-141.
Привлечение иностранных студентов в российские университеты и расширение экспорта образовательных услуг становятся насущными вопросами для многих университетов, которые видят свое будущее в качестве ведущих образовательных организаций. Более того, вопросы интернационализации образования обсуждаются сегодня на уровне правительств, обеспокоенных будущим своих государств. Экспорт образовательных услуг уже давно занимает лидирующее положение в списке приоритетов внешней политики таких государств, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, многие европейские страны. С недавнего времени просматривается отчетливая тенденция повышения внимания к мировому образовательному рынку унеко-торых стран Азии. Российская Федерация также не находится в стороне. На уровне Министерства образования и науки РФ, Правительства РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства
по делам Содружества Независимых государств, ведущих университетов и многих других органов, так или иначе участвующих в процессе экспорта образования, ведется постоянная работа по увеличению
доли России на мировом рынке образования. И уже сейчас можно видеть ощутимые результаты этой деятельности.
Показательна в этом отношении информация, которая была представлена на круглом столе Комитета Государственной Думы по образованию, состоявшемся 24 марта 2016 г. По данным зам. министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганова, за последние два года количество иностранных студентов очного отделения выросло на 40 тысяч и достигло 182 тысяч. «Такого прорыва мы не ждали, но он произошел », - отметил он и добавил, что при этом заочников стало меньше. Россия сейчас находится на четвертом месте в мире по числу обучающихся иностранцев, а поступления в экономику страны от иностранных студентов окупают затраты на их обучение и проживание. Окончив вуз, студенты-иностранцы уезжают в родные страны с качественным образованием и «создают предпосылки для дальнейшего укрепления сотрудничества с Россией » 1.
Что же заставляет ведущие страны активно выходить на мировой рынок образовательных услуг? Конечно, причин тому множество, и среди них есть как очевидные, таки неявные. В первую очередь интерес обусловлен возможностью получения дополнительного дохода (причем в зависимости от масштаба развернутой деятельности по этому направлению данная статья дохода может составлять даже финансовую основу образовательной организации). С учетом текущей ситуации на внутреннем рынке высшего образования в России и сокращения количества выпускников российских школ иностранные абитуриенты могли бы восполнить нехватку студентов в университетах, занимая какместа, финансируемые из средств федерального бюджета (например, иностранные граждане из числа соотечественников имеют законодатель-
ные основания для поступления и обучения в университетах Российской Федерации на тех же правах, что и граждане России), так и места с полной оплатой своего обучения.
Содействие политическим и внешнеэкономическим интересам страны является неявной причиной выхода университетов на мировой рынок образовательных услуг, однако с точки зрения внешней государственной политики - самой важной. История знает немало примеров последствий «мягкой силы», когда выпускники иностранных государств, окончив обучение в зарубежной стране и вернувшись родину, имели достаточное влияние для выстраивания лояльной и дружественной внешней политики в отношении народа государства, в котором они в свое время проходили обучение. Вот небольшой перечень лишь некоторых политических деятелей, которые получали высшее образование в вузах США: Мухаммед Мурси - экс-президент Египта, который обучался в университете Южной Калифорнии, Михаил Саакашвили проходил учебу степени магистратуры в Колумбийском университете, Беназир Бхутто - премьер министр Пакистана - обучалась в Гарвардском университете, там же проходила обучение наследная японская принцесса Масако [1]. Как мы видим, развитые страны уже давно поняли преимущества выхода на мировой рынок образовательных услуг и выделяют огромные ресурсы для осуществления своих интересов посредством «мягкой силы». «Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство - это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не
1 Круглый стол «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России» 24 марта 2016 года. Комитет Государственной Думы по образованию. URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp/051053055124049052057050.html
пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей », - подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин [2].
Следующая причина - совершенствование самого образовательного процесса и условий обучения в университетах, принимающих иностранных граждан. Мировой образовательный рынок заставляет предлагать именно то, на что есть спрос. Большая конкуренция только стимулирует руководство университетов искать новые современные образовательные решения и выходить с ними на рынок, тем самым продвигая бренд своего вуза. Многое для улучшения условий обучения иностранных граждан в Российской Федерации делается и на государственном уровне. Смягчающие поправки в отношении обучения иностранных студентов в России, внесенные в основной документ, регламентирующий вопросы пребывания иностранных граждан (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), говорят о внимании государства к вопросу увеличения экспорта образовательных услуг. Ежегодно Минобрнауки России проводит мониторинг эффективности деятельности университетов, один из ключевых показателей которого - «международная деятельность» - включает в себя количество иностранных студентов, обучающихся по программам высшего и среднего образования.
Расширение экспорта образовательных услуг и привлечение иностранных студентов, в том числе соотечественников, на учебу в Ухту является важной составляющей деятельности Ухтинского государственного технического университета. С каждым годом происходит поступательное увели-
чение числа студентов из дальнего зарубежья (в том числе из стран Африки, Азии, Европы), стран Содружества Независимых государств (Казахстан, Белоруссия, Киргизия и т.д.), Украины.
Качество подготовки специалистов зависит не только от хорошей теоретической базы, но и от практических навыков. Благодаря тесному сотрудничеству УГТУ с предприятиями подготовленные в УГТУ выпускники хорошо представляют себе особенности своей специальности. В соответствии с изменениями, внесенными в упомянутый выше Федеральный Закон N 115-ФЗ, иностранным студентам (вне зависимости от гражданства, в том числе и из визовых стран) разрешено работать на период летних каникул (июль-август) без оформления разрешения на работу, при этом работодателю не требуется получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, что значительно упрощает процедуру трудоустройства 2. Отдельно стоит отметить, что с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая 2014 г. Он зна-
2 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
чительно упрощает процесс трудоустройства иностранных граждан из Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии на территории РФ. Согласно пункту 1 статьи 97 данного договора «работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства ». Таким образом, иностранные студенты из Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии имеют возможность работать в организациях РФ без учета ограничений национального рынка труда не только во время каникул, но и в любое время, имея на руках официальный трудовой договор с работодателем. Профильные службы УГТУ находятся в постоянном контакте с основными работодателями и партнерами вуза и доводят до их сведения всю информацию о возможности трудоустройства и организации практик для иностранных студентов, обучающихся в вузе.
Многими экспертами, представителями государства и бизнеса давно признано, что УГТУ является одним из ведущих нефтегазовых вузов и центров подготовки кадров для Республики Коми, многих регионов РФ и зарубежных стран. В настоящий момент (в 2015/ 2016 учебном году) в Ухтинском университете по всем формам и уровням обучается более 500 иностранных студентов из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. Наибольшее количество иностранных студентов приехали учиться из таких стран, как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина. Представлены и страны дальнего зарубе-
жья: Ангола, Босния и Герцеговина, Гана, Гамбия, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Египет, Камерун, Мексика, Непал, Нигерия, Пакистан, Сербия, Словакия, Судан, Экваториальная Гвинея.
Ректор Ухтинского университета, профессор Н.Д. Цхадая уделяет международному направлению особое внимание. По его мнению, отдельного попечения требуют иностранные студенты из числа соотечественников. Дело в том, что доля студентов из стран СНГ, в частности из Казахстана, в общем количестве иностранных студентов УГТУ явно преобладает и увеличивается с каждым годом. Определение «соотечественник» дано в Федеральном законе от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Ими являются «лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии» 3.
Привлечение иностранных граждан из числа соотечественников на обучение в УГТУ является, по существу, выражением одной из задач внешней политики Российской Федерации.А оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, - одно из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации. В этой связи приведем слова В.В. Путина: «Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, ква-
3 Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Москва, 1999.
лифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи... На новом этапе развития страны мы должны ... разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину» [3].
В Республике Коми существует проблема нехватки технических специалистов по различным областям знаний. Частично решить эту проблему можно, привлекая на обучение, а впоследствии и на постоянное место жительство соотечественников из числа иностранных студентов. Таких студентов-соотечественников, желающих вернуться на постоянное место проживания в Россию, достаточно много. В настоящий момент складывается даже ситуация, когда число желающих остаться в нашем регионе превышает квоту на выдачу разрешений на временное проживание (РВП).
Одним из условий получения РВП без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты является участие в Государственной программе по ока-
занию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию (п. 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»). Республика Коми не входит в число участников данной программы. Мы полагаем, что закрепление в Республике Коми соотечественников из числа иностранных студентов УГТУ позволит региону получать хороших специалистов. Таким образом может быть решена проблема нехватки столь востребованных технических кадров. Переселение будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения из стратегически важных для России территорий, сокращением общей его численности, в том числе трудоспособного возраста.
В феврале 2015 г. на базе университета было открыто подготовительное отделение
для иностранных граждан. Теперь УГТУ получил возможность принимать иностранных граждан из дальнего зарубежья, не владеющих русским языком, в свой кампус на учебу. Первый год такие студенты проходят обучение на подготовительном отделении при международном отделе (изучают русский язык и необходимые дисциплины технического профиля), а затем сдают вступительные экзамены и поступают на обучение по программам высшего образования. В настоящий момент (в 2015/2016 учебном году) в трех группах подготовительного отделения при международном отделе русскому языку обучается 30 иностранных граждан.
Для привлечения и рекрутинга новых иностранных студентов из дальнего зарубежья международным отделом постоянно ведется работа по продвижению бренда университета и поиску новых способов набора студентов. Отдельного упоминания заслуживает инициатива руководства УГТУ по созданию раздела «Образование в России» в уникальном проекте отраслевого медиа-сотрудничества реализуемого в рамках Национального консорциума вузов минерально-сырьевого комплекса России. Распоряжением Председателя Правительства Д.А. Медведева №366-р от 05 марта 2016 г. проект был включен в План мероприятий Правительства РФ по популяризации рабочих и инженерных профессий. Проект реализуется совместно с рядом федеральных ведомств, таких как Минобрнауки РФ, Минтруда РФ, Минэнерго РФ. По мнению авторов статьи, современные форматы коммуникации, в том числе новые медиа, являются одним из наиболее эффективных инструментов реализации политики экспорта образовательных услуг на гло-
бальном рынке, что нами отмечалось ранее [4].
Ухтинский университет продолжает активное продвижение на мировой рынок образовательных услуг. Первые шаги были сделаны еще 10 лет назад, когда первые студенты из стран СНГ приехали поступать к нам на учебу. В настоящий момент УГТУ обладает всеми необходимыми ресурсами и является активным участником мирового рынка образовательных ресурсов, решая в том числе и внешнеполитические задачи Российской Федерации. Коллектив университета нацелен на развитие международного сотрудничества и готов взаимодействовать по данному направлению со всеми заинтересованными партнерами на муниципальном, региональном, федеральном и мировом уровнях.
Литература
1. Ортиков К.С. Система образования как инструмент «мягкой силы» в мировой политике и геополитики // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 461-462.
2. Путин В.В. Россия и меняющийся мир //
Московские новости. 2012. 27.02. URL: http:/ /www.mn.ru/politics/ 78738
3. Государственная программа по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Официальный сайт Федеральной миграционной службы. URL: https:// www.fms.gov.ru/ about/ compatriots
4. Коршунов Г.В, Юрьев Д.О. Новые медиа в
ТЭКе как один из путей развития образовательного и научно-инновационного сотрудничества // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом (научно-экономический журнал). 2013. №6. С. 43-45.
Статья поступила в редакцию 04.05.16.
INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AS HIGH-PRIORITY ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY
GRIGORIEV Anton N. - Head of International Department, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: grigorev.anton@gmail.com
KORSHUNOV Georgy V. - Vice-rector on External Affairs, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: geo.korshunov@gmail.com
Abstract. This article considers different aspects in building the export policy of educational services in the global education market and the education of international students in Russian universities. The article is aimed at emphasizing the growing attention of the universities to this kind of activities and the expansion of the borders of the current cooperation in the area of educational services for international students in Russia. We consider the issues of attracting and recruiting of international students among the compatriots and their staying in the region after the study in order to solve the demographic problem in regions, to meet a lack of professionals in technical areas, to reunify with the native nation. The authors present the experience of Ukhta State Technical University in international partnership, analyze the Russian and foreign universities' practice in such issues as how to recruit, attract and work with international students. In addition, the problems and difficulties they face are considered.
Keywords: internationalization of education, foreign students, education in Russia, compatriots, international activities, export of educational services
Cite as: Grigoriev, A.N., Korshunov, G.V. (2016). [Internationalization of Education as High-Priority Activities of the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202). Pp. 135-141. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Ortikov, K.S. (2013). [Educational System as a Soft Power Instrument in the World Politics and
Geopolitics]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. No. 10. pp. 461-462.
2. Putin, V.V. (2012) [Russia and the Changing World]. Moskovskie novosti [Moscow News]. Feb. 27.
Available at: http://www.mn.ru/politics/78738 (In Russ.)
3. Gosudarstvennaya programma po okazaniyu sodejstviya dobrovolnomu pereseleniyu v Rossijskuyu
Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom [State Program of Support for the Resettlement to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad]. Official Website of the Federal Migration Service. Available at: https://www.fms.gov.ru/about/compatriots (In Russ.)
4. Korshunov, G.N., Yuriev, D.O. (2013). [New Media in Fuel and Energy Complex as a Way to Develop Educational, Scientific, and Innovation Cooperation]. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom (nauchno-ekonomicheskii zhurnal) [Problems of Economics and Management ofOil and Gas Complex]. No. 6, pp. 43-45.
The paper was submitted 04.05.16.