Научная статья на тему 'Интернационализация инновационной деятельности: факторы, мотивы, трудности и противоречия'

Интернационализация инновационной деятельности: факторы, мотивы, трудности и противоречия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НИОКР / ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ НИОКР / INTERNATIONALISATION OF R&D / GLOBAL R&D / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Светлана Ивановна

Данная статья ставит своей целью определить, как влияют особенности фирмы и характеристики инноваций в стране базирования на решение о размещении инновационной деятельности за границей. В статье определены мотивы, побуждающие к ведению инновационной деятельности на международном уровне, а также рассмотрено влияние конкуренции при интернационализации НИОКР и возможные препятствия для введения инновационной деятельности в стране базирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of innovation activity: factors, motivations, difficulties and contradictions

This article aims to determine how a firm features and the characteristics of innovation in the home country influence on a decision to place the innovative activity abroad. The article identified the motives that impel to conduct the innovation activity at the international level and considered the influence of competition under R & D internationalization and the potential barriers for realization of innovation activity in the home country.

Текст научной работы на тему «Интернационализация инновационной деятельности: факторы, мотивы, трудности и противоречия»

13. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

13.1. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФАКТОРЫ, МОТИВЫ, ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Дмитриева Светлана Ивановна, Академия Труда и социальных отношений, доцент, к.э.н., кафедра «Экономики и менеджмента» социально-экономический факультет

Контакты автора: almo1212@yandex.ru

Аннотация. Данная статья ставит своей целью определить, как влияют особенности фирмы и характеристики инноваций в стране базирования на решение о размещении инновационной деятельности за границей. В статье определены мотивы, побуждающие к ведению инновационной деятельности на международном уровне, а также рассмотрено влияние конкуренции при интернационализации НИОКР и возможные препятствия для введения инновационной деятельности в стране базирования.

Ключевые слова: интернационализация НИОКР, инновации, глобальные НИОКР

INTERNATIONALIZATION OF INNOVATION ACTIVITY: FACTORS, MOTIVATIONS, DIFFICULTIES AND CONTRADICTIONS

Dmitrieva S.I., Academy of Work and social relations

Annotation: This article aims to determine how a firm features and the characteristics of innovation in the home country influence on a decision to place the innovative activity abroad. The article identified the motives that impel to conduct the innovation activity at the international level and considered the influence of competition under R & D internationalization and the potential barriers for realization of innovation activity in the home country.

Keywords: internationalisation of R&D, innovation, global R&D

Интернационализация корпораций, как действующее в настоящее время направление развития, обусловлена все возрастающей открытостью экономики, появлением новых игроков на мировом рынке и необходимостью компаний в новых источниках духа соперничества.

Многонациональные компании из развитых стран все более глобализируют свои действия в сфере НИОКР, и на основании недавних исследований можно определить несколько факторов, которые движут изменениями в сфере глобальных инноваций. Во-первых, возрастающая необходимость компаний отвечать на требования рынка путем разработки инновационных товаров, быстрой и конкурентоспособной с точки зрения затрат, вызывает потребность в притоке инноваций и идей, идущих и изнутри, и извне компании, в таких инициативах как открытые инновации [2]. Во-

вторых, корпорации все больше интернационализируют свои исследования и разработки (НИОКР) путем глобальных инвестиций и альянсов, чтобы: 1) получать преимущества, которые дают научные и технологические достижения страны-хозяйки; 2) отвечать на требования рынков этих стран и вести новаторскую деятельность близко к их рынку товаров и производственным мощностям [7]. В-третьих, правительства развивающихся стран разработали политики, благоприятствующие инвестициям в НИОКР со стороны как местных, так и глобальных компаний [8, 9, 10, 11].

Решение о проведении инновационной деятельности за рубежом, в первую очередь определяется организационными способностями, наличием международного опыта и существующим технологическим обеспечением соответствующей корпорации. Компании, имеющие международный опыт работы, с большей охотой ведут НИОКР за границей. Интернационализация поздних ступеней инновационной деятельности, таких как производство новой продукции или внедрение нового международного опыта, а именно опыта работы с интеллектуальной собственностью требует ресурсов фирмы. Высокие затраты на ведение инновационной деятельности и недостаток рабочей силы, которые присутствуют в национальной инновационной системе влияют на решение компании о запуске производства новой продукции за границей.

Различные мотивы, которые побуждают к ведению международных НИОКР (знания, рынок и эффективность прилагаемых усилий) зачастую являются результатом дефицита инновационной среды на внутреннем рынке. Отсутствие необходимых ресурсов и услуг для инноваций снижает привлекательность ведения инновационной деятельности на внутреннем рынке. Относительно факторов производства это, с одной стороны, доступность и стоимость высококвалифицированных кадров, обладающих навыками, которые требуются компании для запуска определенного инновационного проекта, и доступность внешних экономических ресурсов и их стоимость с другой стороны. Препятствия для инноваций на внутреннем рынке могут сыграть роль движущей силы для компаний, чьей целью является компенсация недостатков внутри страны путём интернационализации корпоративной инновационной деятельности [1]. Недостатками месторасположения для компаний, которые планируют инновации, являются: недостаток квалифицированной рабочей силы, недостаток технологической информации, высокий уровень затрат, отсутствие потенциальных партнёров и отсутствие спроса на инновации. Различные запреты со стороны государства также препятствуют развитию инновационных проектов [8].

Решение, которое принимает корпорация о начале ведения инновационной деятельности за границей, возможно связано с тремя основными мотивами:

а) Получение новых знаний. Компании, которые руководствуются, прежде всего, получением новых знаний, нацелены на страны, обладающие определенным научным потенциалом, и имеют достаточный уровень развития технологий. За счет этих стран данные фирмы наращивают свой уровень развития технологий и свою базу знаний.

б) Присутствие на новых рынках. Компании, ориентированные на поиск новых рынков, стремятся полу-

чить доступ к иностранным рынкам, чтобы получить возможность продавать там свои инновации, т.е. использовать существующие активы знаний. В таком случае часто приходится адаптировать технологии в соответствии с условиями окружающей среды и предпочтениями потребителей, включая непосредственное взаимодействие между производителем и покупателем

в) Повышение производительности. Компании, которые ориентированы на повышение собственной производительности, в первую очередь заинтересованы в сокращении затрат на ведение инновационной деятельности, и достигают этого при помощи размещения своей деятельности в странах с низким коэффициентом цена/производительность для инновационных вложений.

Знания, как один из самых ценных ресурсов на сегодняшний день, не всегда доступны везде и в равном количестве. Вследствие неравномерности распределения ресурсов в мире создаются, так называемые, «области профессионального опыта» [14,15]. Согласно стратегии интернационализации корпорации (базовое приращение внутри страны и/или базовое использование внутри страны) потенциальные страны, в которых возможна инновационная деятельность различаются по степени привлекательности для ведения НИОКР. Компании, желающие вести НИОКР за пределами внутреннего рынка, обычно ищут страны, которые обладают определенным рыночным потенциалом, наличием квалифицированной рабочей силы, а также возможностью сотрудничества с потенциальными партнерами [16]. Компании в первую очередь размещают свои НИОКР в странах, обладающих определенным уровнем развития в сопутствующей области [6]. Они предпочитают размещать центры НИОКР в странах с хорошей технологической базой, с наличием недорогой рабочей силы и хорошо развитой коммуникационной инфраструктурой.

Предыдущие исследователи признают, что на глобализацию действий корпораций в сфере НИОКР повлияло множество факторов, как на уровне компании, так и на национальном и международном уровнях[12, 13]. Факторы корпоративного уровня стимулируют глобализацию НИОКР, а национальные факторы помогают выбрать месторасположение [5]. В качестве сдерживающих факторов выбора месторасположения можно назвать культурный и географический разрыв между страной базирования и принимающей стороной.

Главными факторами, влияющие на решение об интернационализации инновационной деятельности, являются: 1) изменяющиеся требования корпораций; 2) увеличивающийся пул талантов в развивающихся странах; 3) государственные политики стран-хозяек; 4) возрастающий уровень технологических достижений развивающихся стран.

Меняющиеся требования корпораций. Чтобы оставаться гибкими, для корпораций все более важной становится необходимость адаптировать существующие технологические возможности к локальным рынкам и искать глобальные источники инноваций. Данная гибкость зачастую происходит от фокусирования на динамических возможностях компании, которые, помимо всего прочего, включают навыки разработки товаров, стратегического принятия решений, управления альянсами. Интернационализация НИОКР - это один из путей, которыми корпорации могут сделать данные возможности более динамическими.

Растущие пулы талантов в развивающихся странах. В последнее десятилетие произошел существенный рост пула талантов в развивающихся странах - особенно в Азии. Это обилие талантов можно купить за одну четверть той цены, которую пришлось бы заплатить в развитых странах. Так как значительную часть затрат на НИОКР составляют зарплаты, возможность получить высококвалифированные кадры по более низкой цене является одним из наиболее важных факторов, заставляющих МНК менять рсположение их НИОКР, даже если это влечет увеличение затрат на координацию.

Государственная политика стран-хозяек. В последние годы правительства все большего количества развивающихся стран стали играть активную роль в том, чтобы их экономики стали привлекательными для глобальных инвестиций в НИОКР. Помимо инициатив, направленных на привлечение глобальных инвестиций в НИОКР, правительства развивающихся стран также активно пропагандируют внутренние инвестиции.

Технологическая квалификация компаний развивающихся стран. Важным фактором, влияющим на успех развивающихся стран в привлечении глобальных НИОКР, стало то, что компании этих стран, позже пришедшие на рынок, смогли догнать лидеров по части технологий. Другим фактором, мотивирующим МНК на распространение НИОКР в другие страны, является то, что международное сотрудничество предоставляет для корпораций прямой доступ к ценным местным талантам и помогает добиться поддержки местных инстанций и правительств.

Интернационализация корпоративных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

(НИОКР) связана с определёнными трудностями. В то время как многонациональные предприятия приобретают опыт на зарубежных рынках посредством экспорта, продажи филиалов или производственной деятельности, управление международными инновационными процессами отличается от вышеперечисленного и требует различных ресурсов. Каждая компания имеет свою базу ресурсов, включающую знания и уровень опыта, и поэтому она разрабатывает различные уровни материального обеспечения. Когда речь идет о ведении инновационной деятельности за границей, роль уровня конкурентоспособности фирмы, зависящая от доступных ресурсов и возможностей становится особенно важной. Чтобы иметь возможность заниматься международной инновационной деятельностью, фирмам требуются определенные ресурсы для обнаружения, поглощения и использования знаний, доступных в странах, в которых ведется инновационная деятельность. Коэн и Левинхал [3, 4] приводят доводы в пользу того, что организационная способность развивается в период ведения НИОКР внутри страны базирования. И только потом фирмы получают способность распознавать и продолжать использовать важные знания вне стен ее организации. Высококвалифицированные кадры будут способствовать скорейшей адаптации фирмы к новой организации.

При возникновении противоречий, возникающих при столкновении с зарубежной культурой и практикой ведения бизнеса, технологические способности могут быть не достаточными, чтобы справиться с окружающей обстановкой зарубежного бизнеса. Ведение бизнеса в «незнакомой» стране неизбежно связано с затратами. Международный опыт корпорации позволяет сократить количество неопределенностей, связанных

с возникающими нестандартными ситуациями в малознакомой среде, а также сократить разрыв со страной базирования. Компании способны адаптироваться и справляться с возникающими трудностями посредством наращивания международных контактов, а также участия в совместных инновационных проектах и экспорта. Компании-экспортеры должны обладать более высоким уровнем технологий, чем фирмы, которые занимаются только внутренними поставками (внутри своей страны).

Решение компании о запуске международной инновационной деятельности имеет заметное влияние на ее НИОКР, проводимые внутри страны в течение длительного времени, а также на роль квалифицированной рабочей силы. Это влияние отражается на важности организационных способностей для международной исследовательской деятельности, а также на планировании инноваций, и поддерживается положительными результатами технологического преимущества этих команий, а соответственно влияет на вероятность принятия решения о запуске международных НИОКР. Другие ресурсы компании, которые влияют на деятельность компании на поздних стадиях инновационной деятельности, таких как производство новой продукции, а также реализация новых технологических процессов за границей, являются своего рода опытом в использовании интеллектуальных прав собственности. Компании, имеющие в наличии финансовые ресурсы, имеют больше возможностей для производства их продукции за рубежом.

Отношения, которые складываются между конкурентной средой и корпоративной инновационной деятельностью, создают сплошное поле противоречий. В эру международной конкуренции среда внутреннего рынка должна с двух сторон способствовать ведению инновационной деятельности фирмы на международном уровне. С одной стороны, тип и особенности конкуренции могут заставить фирмы реагировать путем использования своих преимуществ в местоположении, как в стане базирования, так и в других странах. Это особенно важно в том смысле, что фирмы испытывают усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке вследствие жесткой ценовой конкуренции или из-за входа на рынок новых участников. Компании, которые участвуют в сильной конкурентной борьбе, будут вынуждены принять меры для получения доступа к дополнительным международным базам знаний, с целью поддержки или получения новых конкурентных преимуществ. С другой стороны, фирмы, которые ведут свою деятельность на внутреннем рынке, вследствие глобализации конкуренции все чаще сталкиваются с зарубежными конкурентами внутри своего рынка. Эти новые соперники могут иметь доступ к таким ресурсам, к которым не имеют фирмы на своем внутреннем рынке. Высокий уровень конкуренции может действовать в качестве движущей силы, определяющей решение компании о ведении поздних стадий инновационной деятельности за границей, а также уход от конкуренции в инновационной среде. Тем не менее, конкуренция как таковая не влияет на вероятность размещения НИОКР за границей.

Обобщая вышесказанное, корпорации на основе собственных возможностей принимают решение в пользу ведения инновационной деятельности за границей независимо от жесткой конкуренции или отсутствия инновационных ресурсов в стране базирования.

Таким образом, иностранные рынки позволяют корпорациям международного класса получать преиму-

щества различного рода, а также доступ к международному капиталу, включая знания и технологии. Как следствие, компании могут увеличивать масштаб или расширять границы своего рынка и использовать глобально распределенные знания и технологии, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Ведение международной инновационной деятельности позволит корпорациям пополнить их базы знаний, технологий и навыков за счет новых областей, отличных от их внутреннего рынка, потенциально содействуя более амбициозным и эффективным попыткам ведения инновационной деятельности. Получая знания и технологии из различных областей, фирмы могут преодолеть ограниченность страны базирования в технологиях и знаниях. Более того, освоение новых рынков часто требует использования инновационных подходов, которые помогают приспособиться к определенному окружению. Разработка или адаптация таких инновационных подходов на территории возможных заказчиков или потребителей может быть очень эффективной.

Интернационализация корпоративных НИОКР это возможность для корпораций обогатить свой опыт на внутреннем рынке, а также оценить те разработки, которые представлены на мировом уровне. Все компании должны двигаться к созданию новых моделей инноваций, которые помогут им максимально реализовать имеющиеся возможности, и в то же время справиться с новыми задачами. Управление глобальными НИОКР - важнейший вопрос, который должен быть включен в разработку новых моделей инноваций, зоны, представляющей обширное поле для исследований в будущем.

Список литературы:

1. Алмейда, П. (1996), Сорсинг знаний иностранных транснациональных корпораций: анализ доступных патентов в полупроводниковой промышленности США. Журнал стратегического управления, 17, 155-165.

2. Чесбро, 2003 года. Открытые инновации: Новый

императив для создания и получения выгод от технологий. Пресса Гарвардской школы бизнеса, Бостон, Массачусетс. Открытые инновации и стратегии. Калифорнийский управленческий Обзор 50 (1), 57-76.

3. Коэн, Левинхал (1989), Инновации и обучение: Два лица Р & й, экономический журнал, 99, 569-596.

4. Коэн, Левинхал (1990), Абсорбционная способность: новый взгляд на обучение и инновации, Административная наука ежеквартально, 35, 128-152.

5. Фей, Биркиншоу, 2005 год. Внешние источники знаний, способы управления Р & й. Журнал Управление 31 (4), 597621.

6. Кумар, (1996), Защита интеллектуальной собственности, рыночной ориентации и местоположение зарубежных действий Р & й деятельность многонациональными предприятиями. Мировое развитие, 24 (4), 673-688.

7. Куэмерле, 1999. Объем прямых иностранных инвестиций

в области промышленных исследований в фармацевтической и электронной промышленности: результаты опроса

многонациональных фирм.

8. Лалл, С. (1979), Международное Распределение Научноисследовательской деятельности США. Транснациональные корпорации. Оксфордский Бюллетень Экономики & Статистики, 41 (4), 313-331.

9. Ли, Чжун, 2003 год. Объяснение роста международных союзов Р&й в Китае. Управленческие решения в экономики 24 (2-3), 101-115.

10. Ли, Кожикоде, 2008 года. Управление знаниями и стратегия новшества: вызов для опоздавших в странах с развивающейся экономикой. Азиатско-Тихоокеанский журнал управления 25, 429-450.

11. Мэтьюз 2006 год. Транснациональные корпорации: новые игроки в 21-м веке глобализации. Азиатско-Тихоокеанский журнал управления 23, 139-141.

12. Гранстрэнд, Хекенсон, Сьеландер, 1992 года.

Технологии менеджмента и международного бизнеса: Интернационализация R & D и технологии. Чичестер, Джон Вайлес и Сыны.

13. Гранстрэнд, Хекенсон, Сьеландер, 1993 года.

Интернационализация R & D: обзор некоторых недавних исследований.

14. Нельсон, Национальная инновационная система:

сравнительный анализ, издательство Оксфордского университета, Оксфорд.

15. Портер, Конкурентное преимущество наций, Свободная пресса, Нью-Йорк.

16. Терсби Дж., Терсби М. (2006), Здесь и Там? Обзор факторов в многонациональном местоположении R & D -отчет правительства между университетами и промышленностью исследований круглого стола, Национальная пресса академий, Вашингтон.

References:

1. Almeida, P. (1996), Knowledge Sourcing by foreign multinationals: patent citation analysis in the U.S. semiconductor industry, Strategic Management Journal, 17, 155-165.

2. Chesbrough, H.W., 2003. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Harvard Business School Press, Boston, MA. Chesbrough, H.W., Appleyard, M.M., 2007. Open innovation and strategy. California Management Review 50 (1), 57-76.

3. Cohen, W.M., Levinthal, D.A. (1989), Innovation and Learning: The Two Faces of R&D, The Economic Journal, 99, 569-596.

4. Cohen, W.M., Levinthal, D.A. (1990), Absorptive Capacity: A New Perspective on Learning and Innovation, Administrative Science Quarterly, 35, 128-152.

5. Fey, C.F., Birkinshaw, J., 2005. External sources of knowledge, governance mode, and R&D performance. Journal of Management 31 (4), 597-621.

6. Kumar, N. (1996), Intellectual property protection, market orientation and location of overseas R&D activities by multinational enterprises, World Development, 24(4), 673-688.

7. Kuemmerle, W., 1999. Foreign direct investment in industrial research in the pharmaceutical & electronic industries: results from a survey of multinational firms.

8. Lall, S. (1979), The International Allocation of Research Activity by US Multinationals, Oxford Bulletin of Economics & Statistics, 41(4), 313-331.

9. Li, J.T., Zhong, J., 2003. Explaining the growth of international R&D alliances in China. Managerial and Decision Economics 24 (2-3), 101-115.

10. Li, J.T., Kozhikode, R.K., 2008. Knowledge management

and innovation strategy: the challenge for latecomers in

emerging economies. Asia Pacific Journal of Management 25, 429-450.

11. Mathews, J., 2006. Dragon multinationals: new players in 21st century globalization. Asia Pacific Journal of Management 23, 139-141.

12. Granstrand, O., Hakansson, L., Sjolander, S., 1992. Technology Management and International Business: Internationalization of R&D and Technology. Chichester, John Wiley & Sons

13. Granstrand, O., Hakansson, L., Sjolander, S., 1993. Internationalization of R&D: a survey of some recent research.

14. Nelson, R.R. (1993), National Innovation Systems: A Comparative Analysis., Oxford University Press, Oxford.

15. Porter, M.E. (1990), The Competitive Advantage of Nations, Free Press, New York.

16. Thursby, J., Thursby, M. (2006), Here or There? A Survey of Factors in Multinational R&D Location - Report to the Government-University-Industry Research Roundtable., National Academies Press, Washington.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.