Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 298-304 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4]:298-304
Слово молодым ученым
Научная статья УДК 327
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-298-304
Интернационализация деятельности российских университетов в современных условиях
Яна Вячеславовна Осташова
Московский государственный институт международных отношений (университет]
МИД Российской Федерации, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4970-6488
Аннотация. На сегодняшний день в работе российских университетов происходят трансформации, связанные как с современными глобальными процессами, так и их интернационализацией, длящейся не одно десятилетие, что делает их изучение актуальной исследовательской задачей. Целью данной статьи является определение особенностей интернационализации деятельности российских университетов в современных условиях. Методологической базой работы стали методы анализа, синтеза, систематизации, классификации, а также мониторинга и анализа статистических данных, позволившие осуществить рассмотрение ключевых факторов современной интернационализации российских университетов. В результате исследования было установлено, что на сегодняшний день вузы России активно включены в процесс интернационализации и определяют его в качестве стратегической составляющей своей деятельности. Они не могут избежать влияния международных и государственных факторов, которые определяют выбор актуальных и потенциальных партнеров, а также политический контекст их деятельности в целом. На сегодняшний день Россия доминирует в пространстве своего ближнего зарубежья и имеет возможности для развития своих позиций в ряде других регионов. Работа по популяризации русского языка и образования, а также привлечение иностранных абитуриентов и преподавание на иностранных языках представляют те позиции, которые требуют особого внимания и при активном развитии обеспечат усиление России и ее университетов в процессе интернационализации высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, международная деятельность университетов, международное взаимодействие, Российская Федерация
Для цитирования: Осташова Я. В. Интернационализация деятельности российских университетов в современных условиях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 298-304. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-298-304. EDN YRTNIP
Young scientists
Original article
Internationalization of the activities of Russian universities in modern conditions
Yana V. Ostashova
Moscow State Institute of International Relations (University] of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4970-6488
Abstract. Today, the work of Russian universities is undergoing transformations associated both with modern global processes and their internationalization, which has lasted for decades, which makes their study an urgent research task. The purpose of this article is to determine the features of the internationalization of Russian universities in modern conditions. The methodological basis of the work was the methods of analysis, synthesis, systematization, classification, as well as monitoring and analysis of statistical data, which made it possible
EDN YRTNIP
© Осташова Я. В., 2023 298
to consider the key factors of the modern internationalization of Russian universities. As a result of the study, it was found that today Russian universities are actively involved in the process of internationalization and define it as a strategic component of their activities. They cannot avoid the influence of international and government factors that determine the choice of current and potential partners, as well as the political context of their activities in general. Today, Russia dominates the space of its neighboring countries and has the opportunity to develop its positions in a number of other regions. Work to popularize the Russian language and education, as well as attracting foreign applicants and teaching in foreign languages, represent positions that require special attention and, with active development, will ensure the strengthening of Russia and its universities in the process of internationalization of higher education.
Keywords: internationalization, universities, Russian Federation, higher education, international interaction For citation: Ostashova Ya. V. Internationalization of the activities of Russian universities in modern conditions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):298-304. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-298-304. EDN YRTNIP
Реализующиеся на сегодняшний день трансформации глобальной системы оказывают влияние на все сферы социального взаимодействия. Их важной особенностью является внутренняя противоречивость и конфронтационность, вынуждающая государства перестраивать свои стратегии и внешнеполитические ориентиры, сохраняя свою включенность в процессы международного взаимодействия.
Не является исключением в данном контексте и сфера высшего образования. Современные университеты обладают статусами и качествами автономных институтов, одновременно, включенных в мировое пространство и реализующих национальные интересы и ценности. Это делает их ключевой составляющей процессов интернационализации сферы высшего образования, связь которой с актуальными глобальными процессами сложно оценить однозначно. Как заявил выступивший в ходе последнего Петербургского международного экономического форума ректор МГИМО А. В. Торкунов: «"Международность" любого университета - это мировой стандарт. И он не зависит от геополитических условий и поворотов международной жизни. Наша задача сегодня - искать новых партнеров и находить новые методы общения с нашими коллегами за рубежом»1.
Помимо позиционирования университетов в качестве субъектов международного взаимодействия значимой является обозначенная ректором особенность российских вузов - трансформация их деятельности за рубежом, связанная с формированием других международных векторов и форматов межуниверситетского диалога. Динамика происходящих в работе российских вузов изменений, связанных как с наиболее актуальными процессами, так и их интернационализацией, длящейся не одно десятилетие, делает их исследование важной задачей современной политической науки.
Целью данной статьи является определение особенностей интернационализации деятельности российских университетов в современных условиях.
Для ее осуществления представляется необходимым решение соответствующих задач. Таких как:
1. определение основных тенденций и факторов актуальной интернационализации университетов мира;
2. характеристика деятельности российских вузов в условиях современной интернационализации.
Соответственно, объектом статьи выступает современная интернационализация высшего образования, а предметом - деятельность российских университетов в современных условиях интернационализации.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов изучавших трансформации современного образовательного пространства, его глобальные тренды и ведущие факторы преобразований. К ним можно отнести Дж. Найта, Харкевича М. В., Туманову М. Ю., Коробова Д. С., Неделько С. Н., Насонкину В.В., Касаткина П.И., Ковальчука Ю.А., Степнова И.М., и многих других. Кроме того, значительный вклад в исследование внесли авторы, изучавшие внешнеполитическую деятельность
1 ПМЭФ-2022: Интернационализация российского высшего образования в современных условиях [Электронный! ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/main/internatsionalizatsiya-rossiyskogo-vysshego-obrazovaшya-v-sovremennykh-
usloviyakh/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
Российской Федерации, ее образовательную и, шире, гуманитарную составляющую. Среди них Торкунов А. В., Осташова Я. В., Пономарева Е.Г., Ягья В.С., Рудакова Е.Н., Лебедева М.М., Харкевич М.В., Болгова И.В., Никитина Ю.А. и другие. Их труды позволили сформировать представление о ключевых направлениях международной деятельности российских университетов.
Методологической базой работы стали методы анализа, синтеза, систематизации, классификации, а также мониторинга и анализа статистических данных, позволившие осуществить рассмотрение ключевых факторов современной интернационализации вузов, а также выявить ее прикладные особенности, проявляющиеся в деятельности российских университетов.
Реализуя первую задачу статьи, отметим, что в современных исследованиях интернационализации университетов и высшего образования в целом можно найти множество ее определений. Одним из наиболее популярных является определение Д. Найта, который определял ее как «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования на институциональном и национальном уровнях» [1]. Таким образом, именно национальный уровень определяется автором как основа для сферы высшего образования. Соответственно, деятельность университетов может интерпретироваться как объединяющая в себе национальные, международные и глобальные измерения. Стоит отметить, что данный взгляд имеет своих сторонников и среди представителей российского академического сообщества рассматривающих совокупность этих факторов в контексте сферы высшего образования [2-5].
Представленная трактовка не является универсальной, однако она позволяет обозначить наличие национальной специфики, которая присуща университетам, не зависимо от их включенности в процесс интернационализации. Это совмещение международных и государственных процессов находит свое выражение в разделении интернационализации университетов «внутреннюю» и «внешнюю».
Внутренняя интернационализация предполагает развитие компетенций в рамках своего вуза, повышающих уровень включенности в международную систему и конкурентоспособность вуза. К ее формам можно отнести преподавание на иностранном языке, другие международные составляющие, вносимые в учебные планы, привлечение иностранных студентов и их интеграцию студенческое сообщество определенного государства, приглашение иностранных преподавателей и исследователей, а также совместные образовательные и научные программы и проекты, реализуемые в рамках университета. Таким образом, внутренняя форма интернационализации предполагает трансформацию деятельности внутри вуза, которая включает определенный международный сегмент.
К проявлениям внешней интернационализации относятся международная академическая мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, программы двойных дипломов, включенного обучения в иностранных вузах, участие в международных научно-образовательных мероприятиях, а также он-лайн курсы и другие аспекты цифровизации высшего образования, определяемые исследователями в качестве одной из ключевых составляющих современных процессов [6], и пр. Это направление в большей мере принято ассоциировать с интернационализацией, так как реализуется оно в рамках единой глобальной системы. Однако стоит отметить, что без ориентации на него университетов и национальных правительств, определяющих эту деятельность в качестве составляющей своей «мягкой силы» [7-9], его активное осуществление было бы весьма затруднительно.
На сегодняшний день реализация университетами внутренних и внешних форм интернационализации имеет ряд оснований. Среди них принято выделять социально-культурные, экономические, политические и, непосредственно, академические [10, с. 19-20]. Их содержательное наполнение будет обозначено на примере деятельности российских вузов. А в рамках этой теоретической части отметим, что еще одним критерием оценки интернационализации вузов современных государств выступает набор ее ключевых факторов. К ним можно отнести такие как международная передача знаний; присвоение вузам рейтинговых критериев; продвижение унифицированных ценностей, принципов, норм и пр., в том числе идеи самой интернационализации; возможности трансформации национальных систем согласно критериям международной стандартизации и их совместная разработка; а также упоминавшиеся ранее аспекты международного сотрудничества между университетами и международной академической мобильности [11]. Очевидно, что два последних пункта определяются в качестве и актуальных проявлений, и критериев оценки современной интернационализации вузов.
В целом можно резюмировать, что на сегодняшний день, интернационализация рассматривается в качестве процесса, в который вовлечен каждый современный университет. Для этого выделяется ряд оснований, форм и факторов, позволяющих оценивать вовлеченность в нее определенного вуза.
При этом соответствие указанным критериям должно определяться в рамках определенной национальной системы, обладающей своими характеристиками.
Тот факт, что современные российские университеты также активно придерживаются курса на интернационализацию, свидетельствуют как нормативные документы РФ, так и статистические показатели, позволяющие оценить соответствие обозначенным показателям. Так, на сегодняшний день российским руководством была принята Государственная программа «Глобальное образование»1, проект, направленный на повышение конкурентоспособности университетов «5-100»2, программа «Приоритет 2030»3, приоритетный проект по развитию экспортного потенциала российского образования, инициатива «Россия привлекательная для учебы и работы страна»4. Таким образом, в рамках реализации национальных интересов РФ, защита которых приобрела особую актуальность в современный период, руководством страны стимулируется развитие и внутренней, и внешней форм интернационализации вузов. При этом стоит отметить, что внешняя в большей степени связана с политическими и академическими основаниями интернационализации. В то время как внутреннюю, помимо них также определяют экономические и социо-культурные предпосылки.
Так, будучи одним из элементов российской «мягкой силы», деятельность университетов за рубежом на сегодняшний день предполагает формирование и укрепление новых внешнеполитических векторов экспертного и социального взаимодействия [12]. Например, один из ведущих вузов РФ, МГИМО помимо продолжения программ двойных дипломов с университетами Китая и РК, «смотрит и в направлении региона Персидского залива, Латинской Америки, стран АСЕАН»5. Очевидно, что обозначенные направления являются не только академическим, но стратегическим выбором, обусловленным национальными интересами нашего государства [13]. Важной составляющей такого «пространственно-масштабного» сотрудничества является использование он-лайн платформ и информационных технологий, позволяющих осуществлять эффективную работу с любым университетом мира [14].
Опыт такой дистанционной деятельности был получен на основе реализации прикладных проектов, в первую очередь таких как суперсервис «Образование для иностранцев в РФ»6, запущенный Россотрудничеством в 2021 г. На сегодняшний день он позволяет подать заявки на поступление в вузы России он-лайн, а также получить всю необходимую для иностранного абитуриента информацию.
Еще одним важным направлением в рамках внешней интернационализации российских вузов выступает продвижение русского языка. Ведущим он-лайн ресурсом, направленным на решение этой задачи, выступает портал «Образование на русском», позволяющий дистанционно изучать русский язык. Помимо дистанционной, различные направления работы по его продвижению, реализует Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Россотрудничество и др.
Помимо этих глобальных направлений внешней интернационализации каждым ведущим российским вузом реализуется работа по продолжению и развитию своей международной деятельности. В упоминавшемся ранее МГИМО на сегодняшний день действует более 175 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами из шестидесяти стран мира. Университетом осуществляется активная деятельность по развитию таких направлений как совместные образовательные программы, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, участие в деятельности престижных международных объединений, визиты и выступления ведущих иностранных деятелей, программы студенческих обменов, и пр.7
1 Государственная программа «Глобальное образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: / / educationglobal.ru/
2 Проект 5-100 [Электронный ресурс]. Режим доступа: 5top100.ru
3 Программа «Приоритет 2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://priority2030.ru/
4 «Россия привлекательная для учебы и работы страна» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/news/v_minekonomrazvitiya_rasskazali_o_strategicheskih_iniciativah_rossiya_privlek atelnaya_dlya_ucheby_i_raboty_strana_i_klientocentrichnost.html
5 ПМЭФ-2022: Интернационализация российского высшего образования в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/main/internatsionalizatsiya-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennykh-
usloviyakh/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
6 Суперсервис «Образование для иностранцев в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education-in-russia.com/pages/o-proekte
7 Политика МГИМО в области международных связей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: / / mgimo.ru/ about/ structure/int/ docs / mezhd-svyazi/
Еще одним значимым как для МГИМО, так и других ведущих университетов России направлением работы является привлечение зарубежных абитуриентов, выступающее частью «внутренней» интернационализации вузов. Не секрет, что для многих государств эта деятельность, помимо политической, имеет не малый экономический контекст. Например, у лидирующей по приему иностранных абитуриентов Австралии обучение иностранных студентов занимает третьею позицию среди всех экспортных доходов. В России этот показатель значительно ниже и составляет менее 1 млрд долл. в год [15, с. 154].
Это не устраняет положительную динамику приема иностранных абитуриентов, прослеживающуюся на протяжении последних десяти лет. Так, если в 2010 г. доля иностранных студентов составляла порядка 2%, то в 2021-2022 учебном году, она достигла 8%, что равно 315 тыс. человек из 170 стран мира [16, с.171]. Очевидно, что этот прогресс связан с целенаправленными действиями университетов и политических институтов. Так, важной составляющей по привлечению иностранных обучающихся выступает система квотирования. В соответствии с ней в 2021 г. за счет российского бюджета обучалось 18 тыс. иностранных граждан. В 2022 г. эта цифра составила 23 тыс., а в 2023 г. - 30 тыс. чел.1.
География иностранных обучающихся отражает социо-культурное основание интернационализации российских университетов. Так, больше половины приезжают в Россию из стран СНГ и ближнего зарубежья. Лидером среди них выступает Казахстан (более 60 тыс. чел.]. Остальные регионы представлены на момент 2021-2022 уч. года таким образом: Азия (23,3%), Африка (8,5%), Центральная и Южная Америка (1,2%), Европа (0,9%), Северная Америка (0,1%)2. Очевидно, что основой для такого распределения выступает языковой, культурный, геополитический факторы, определяющие доминирование РФ в одних регионах и ее не признание в других [17]. Например, Ю.А. Никитина и И. В. Болгова в одной из своих работ указывают на реализацию Западом стратегии «по непризнанию нового статуса России в мировом порядке» [18, с. 18]. Очевидно, что в подобных условиях и образовательное взаимодействие будет весьма затруднительным.
Важной составляющей работы с иностранными обучающимися, а также популяризации российского высшего образования в целом является преподавание на иностранном языке. Показатели этого направления уступают прочим и составляют на сегодняшний день 2% курсов на английском языке, проводящихся в ведущих университетах России и 9% научно-педагогического состава, способных преподавать на нем [15, с.154]. Очевидно, работа в данном случае должна предполагать и стимулирование преподавание на иностранных языках, и дальнейшую популяризацию русского языка.
Указанные составляющие интернационализации российских университетов не являются исчерпывающими, однако они позволяют убедиться в том, что на сегодняшний день вузы России активно включены в этот процесс и определяют его в качестве стратегической составляющей своей деятельности. При этом они не могут избежать влияния международных и государственных факторов, которые оказывают влияние на выбор актуальных и потенциальных партнеров, а также на политический контекст их деятельности в целом. Кроме того, историческое наследие и культурная специфика определяют актуальное состояние на рынке образовательных услуг для иностранных абитуриентов. В его рамках Россия доминирует в пространстве своего ближнего зарубежья и имеет возможности для развития своих позиций в ряде других регионов.
Работа по популяризации русского языка и образования, а также привлечение иностранных абитуриентов и преподавание на иностранных языках представляют те позиции, которые требуют особого внимания и при своем развитии обеспечат усиление России и ее университетов в процессе интернационализации высшего образования.
Список источников
1. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization, Sense Publishers, Rotterdam, the Netherlands. 2008.
2. Михальченкова Н.А. Политические детерминанты государственной политики в сфере высшего образования: соотношение глобального и национального. диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. СПб. 2017. 740 с.
1 Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74991924/
2 Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022.
3. Харкевич М. В., Туманова М. Ю., Коробов Д. С., Неделько С. Н. Управление глобальной наукой: особенности межправительственных организаций. ВестникМГИМО. 2018. №6 (63]: 271-293.
4. Насонкин Владимир Владиславович. Национальное и региональное измерение государственной образовательной политики в контексте глобализации ( на примере ЕС]: диссертация ... доктора политических наук: 23.00.02. Санкт-Петербург, 2015. 387 с.
5. Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. 400 с.
6. Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. Вопросы экономики. 2019. №12: 123140. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140
7. Антюхова Е.А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. №4: 197-209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17.
8. Торкунов А. В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО. 2012. №4: 85-93.
9. Осташова Я. В. Инструменты мягкой силы высшего образования России в контексте сотрудничества с Казахстаном. Вопросы политологии. № 1(77]. Москва : Наука сегодня, 2022: 212-218.
10. Бедный А.Б. Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского. Университетское управление: практика и анализ. № 106 (6]. 2016: 18-25.
11. Эскиндаров М.А., Перская В.В. Интернационализация образования как фактор роста качества трудовых ресурсов мирового уровня [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vcot.info/blog/inter-nacionalizacia-obrazovania-kak-faktor-rosta-kacestva-trudovyh-resursov-mirovogo-urovna
12. Пономарева Е.Г., Ягья В.С. Научные связи как фактор развития. Обозреватель. 2014. № 5: 101-106.
13. Рудакова Е. Н. Глобализация образовательной политики как фактор национальной безопасности Российской Федерации : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02. М., 2013. 376 с.
14. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Академическое развитие преподавателя: новое содрежание в условиях цифровизации высшего образования. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы XII Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Часть 1: 17-22.
15. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности. Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2: 149-166. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2022-31-2-149-166
16. Утевская М.В. Интернационализация российского образования в современных условиях. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022: 169-173.
17. Лебедева М. М., Харкевич М. В. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве. Вестник МГИМО. 2014. №2 (35]: 10-13.
18. Болгова И.В. Никитина Ю.А. Евразийский экономический союз между интеграцией и суверенитетом. Современная Европа. 2019. №5: 13-22.
References
1. Knight, J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization, Sense Publishers, Rotterdam, the Netherlands. 2008.
2. Mihal'chenkova N.A. Political determinants of state policy in the field of higher education: the relationship between global and national. Dissertation for the degree of Doctor of Political Science. Saint-Petersburg; 2017. 740 p. (In Russ.]
3. Harkevich M. V., Tumanova M. YU., Korobov D. S., Nedel'ko S. N. Management of global science: features of intergovernmental organizations. Bulletin of MGIMO. 2018. No. 6 (63): 271-293. (In Russ.)
4. Nasonkin Vladimir Vladislavovich. National and regional dimension of state educational policy in the context of globalization (using the example of the EU): dissertation ... Doctor of Political Sciences: 23.00.02. Saint-Petersburg, 2015. 387 p. (In Russ.)
5. Megatrends of world politics and their development in the 21st century: Textbook. manual for university students / ed. M.M. Lebedeva. Moscow: «Aspekt Press», 2019. 400 p. (In Russ.)
6. Kasatkin P.I., Koval'chuk YU.A., Stepnov I.M.The role of modern universities in the formation of the digital upward wave of long Kondratiev cycles. Economic issues. 2019;(12):123-140. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140. (In Russ.)
7. Antyuhova E.A. Education as "soft power" in modern foreign and Russian political science research. Bulletin of Volgograd State University. Episode 4: History. Regional studies. International relationships. 2018;(4): 197-209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17. (In Russ.)
8. Torkunov A. V. Education as a tool of "Soft Power" in Russian foreign policy. Bulletin of MGIMO. 2012;(4): 85-93. (In Russ.)
9. Ostashova Уа. V. Tools of soft power of higher education in Russia in the context of cooperation with Kazakhstan. Questions of political science. 2022; 1(77): 212-218. (In Russ.)
10.Bednyj A.B. Internationalization of education: conceptual foundations and practical experience of Lo-bachevsky University. University management: practice and analysis. 2016;106(6):18-25. (In Russ.)
11.Eskindarov M.A., Perskaya V.V. Internationalization of education as a factor in increasing the quality of world-class labor resources [Electronic resource]. Available from: https://vcot.info/blog/internacionalizacia-obrazovania-kak-faktor-rosta-kacestva-trudovyh-resursov-mirovogo-urovna
12.Ponomareva E.G., Yаg'ya V.S. Scientific connections as a development factor. Reviewer. 2014;(5):101-106. (In Russ.)
13.Rudakova E. N. Globalization of educational policy as a factor of national security of the Russian Federation: dissertation... Doctor of Political Sciences: 23.00.02. Moscow, 2013. 376 p. (In Russ.)
14.Raickaya L.K., Tihonova E.V. Academic development of a teacher: new content in the context of digital-ization of higher education. Higher school: experience, problems, prospects: Materials of the XII International Scientific and Practical Conference. In 2 hours. Part 1: 17-22. (In Russ.)
15.Nikolaev V.K. Export of education in Russian universities in the new reality. Higher education in Russia. 2022. T. 31. No. 2: 149-166. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2022-31-2-149-166. (In Russ.)
16.Utevskaya M.V. Internationalization of Russian education in modern conditions. News of the St. Petersburg State Economic University. 2022: 169-173. (In Russ.)
17.Lebedeva M. M., Harkevich M. V. "Soft power" of Russia in the development of integration processes in the Eurasian space. Bulletin of MGIMO. 2014;2(35):10-13. (In Russ.)
18.Bolgova I.V. Nikitina Yu. A. Eurasian Economic Union between integration and sovereignty. Modern Europe. 2019;(5): 13-22. (In Russ.)
Информация об авторе
Я. В. Осташова - аспирант, руководитель педагогических программ Школы бизнеса и международных компетенций, МГИМО МИД России.
Information about the author
Ya. V. Ostashova - Postgraduate student, Head of pedagogical programs of School of Business and International Proficiency, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 01.10.2023; одобрена после рецензирования 11.10.2023; принята к публикации 12.10.2023.
The article was submitted 01.10.2023; approved after reviewing 11.10.2023; accepted for publication 12.10.2023.