Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе
УДК: 72.04.012.8
Золотухина Н. А.
кандидат культурологии, доцент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Мамутова Н. Р.
студент 4 курса
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ИНТЕРЬЕР КРЫМСКИХ ТАТАР И ЕГО ДЕКОРИРОВАНИЕ КЕРАМИКОЙ
В статье исследуется роль синтеза декоративно-прикладных элементов в традиционном интерьере крымских татар. Раскрывается особая роль керамических изделий в организации жилого пространства, и его этнико-традиционная ценность.
Ключевые слова: крымскотатарское жилище, декор, интерьер, керамика.
Традиционный интерьер крымцев, как и все искусство в целом, — результат синтеза культур, таких как византийская, турко-османская, иранская.
Организация интерьера в крымскотатарском жилище имела особое значение. Обстановка в доме говорила о материальном положении хозяев. Интерьер каждого крымского татарина состоял из камина с трубой (оджакъ и баджа), на который подвешивали казан на цепи. Яркие ковры (макъат, килим), войлоки с узорами (кийз), которые служили коврами для пола. Не маловажную роль играли сундуки (сандыкъ), помимо декоративной роли, на них складывали подушки и одеяла в специально отведенные ниши. Большое значение, для крымских татар имела гончарная и медная посуда. Ее выставляли в качестве декора, на специальных открытых полках, расположенных на стенах (раф). Отличительной чертой такого жилища, было украшение его полотенцами с вышитыми вручную орнаментами [2].
Из мебели, это были сеты — широкие и низкие диваны, которые располагались вдоль стены (с крым. тат. «место где отдыхают и сидят»). Использовались низкие столики разных форм (хона), светильники, зеркала, скамейки. Часто применялась форма восьмиугольника, как элемент декоративно прикладного искусства. Представлял он собой два квадрата переплетенных между собой. Данная фигура, олицетворяла суфийское учение, олицетворяя слово «хоу», которое суфисты использовали во время танца. Также, восьмиугольник является символом восьми первоэлементов, созданных одним произнесенным звуком Всевышнего.
Рядом со спальней строили купальное помещение, которое называлось «сув долабы». В самой спальне стояла вырезанная из дерева, расписная колыбель (бешик). Почти всегда в сенях (аят), стоял ручной станок, на котором женщины ткали платки, полотенца и другие изделия. В больших домах были парадные комнаты (мусафирхане), в которых принимали гостей. Как правило, в такой комнате было все самое ценное и красивое из элементов декора [1]. Потолки классифицировались на сельский и дворцовый тип. В случае сельского типа, это просто крыша, без потолка или грубо обтесанные балки. Потолки дворцового типа богато декорированы геометрическими орнаментами, набиты деревянными рейками и вставками. В центре, как правило, шести или восьми конечная звезда, собранная из орнаментов [5].
За счет высоких потолков в помещении дворцового типа повсеместно использовали двухъярусные окна. Верхняя часть окна, была декоративной («пенджере» была в виде решетчатого витража, привнесенная из персидской и османской культуры), а функциональной была нижняя. На сегодняшний день, говорить об искусстве керамики крымских татар можно лишь исходя из образцов, сохранившихся в музеях, частных коллекциях и данных археологических раскопках [2].
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе
Керамика была одним из наиболее распространённых элементов украшения жилища
[7]. Сочетая в себе утилитарные и эстетические функции, керамика украшалась крымскотатарской орнаментикой, сформированной в результате слияния византийских традиций и искусства Востока.
Ранние изделия не были подвергнуты обжигу, а просто обсушивались на воздухе под воздействием солнца. Уже через определенное время, керамика начала приобретать индивидуальные черты, тем самым способствуя развитию так же и в декоративном направлении. По результатам археологических данных первые гончарные круги были в долине Тигра и Евфрата. Они имели деревянную, круглую форму [3].
Орнаменты применялись разные — геометрические, эпиграфические, растительные, зооморфные. Изображение человека было запрещено из-за религиозных соображений, что в последствии привело к передачи человеческого образа в символах [4].
Символичным является композиционное использование квадрата для создания образа мужской структуры, как символа опоры и надежности. В противовес квадрату, символ изменчивости, динамичности и изящности женского начала чаще всего был заключен в круг. Семейное древо, изображенное внутри миндаля, символизирует молодую девушку, мечтающую о семье и детях. Некоторые символы растолковываются в различных источниках по-разному [8].
Из геометрических видов росписи, чаще использовались ромбы, круги и шестиконечные звезды (Звезда Дауда). Также часто использовался изогнутый спиралеобразный орнамент.
Зооморфный орнамент нес в себе определенный смысл, каждое изображенное животное, что-то означало. Сулюк (крым.тат. пиявка) знак воды (использовался в основном в предметах предназначенных для костюма), черепаха — символ долголетия, мудрости и силы
[8].
Уникальной крымскотатарскую керамику, делает не только орнамент, но и формообразующие элементы. Красноглиняные поливные сосуды имеют несколько форм: тарелки и миски, пиалы, хумы, светильник-плошка, подсвечники и поливные кувшины с ручками. В различных местах были найдены образцы пиал, с орнаментом граффито толстой и тонкой линией, по ангобу покрытые прозрачной глазурью, образцы горлышек поливных кувшинов с ручкой, крепящейся к середине горлышка. Горлышко было украшено лилиями, а полива нанесена на ангоб. Использовались и цветные поливы, тому свидетельствует находка донышка монохромной миски покрытой зеленой поливой. Также изготовляли посуду с подглазурной росписью ангобом. Ангоб разводили до такого густого состояния, что это придавало объем не только самому орнаменту, но и меняло рельеф посуды. Также найдены на высоком или низком поддоне чаши в форме пиал с венчиками, тонкими и прямыми или со сферическими стенками. Они покрыты глазурью разных цветов по поверхности с ангобом, так же с марганцевой подглазурной подцветкой по поверхности с ангобом [6].
Одним из центров изготовления керамики в средневековье была Кафа. Поливная керамика Кафы состояла из глубоких чаш, мисок, пиал, оформление которых выполнено толстыми линиями, составляющими основной рисунок и тонкими линиями орнамент. Поскольку, не каждый мог себе позволить керамику с расцветкой, поливные изделия создавались монохромными с выемчатым фоном, что придавало рисунку рельеф.
Анализ керамического материала поселения у р. Байбуга (Феодосия) позволяет считать его уникальным среди исследованных и опубликованных памятников Крыма. Производство всего керамического комплекса находят аналоги в Азове золотоордынского времени и в городищах, что позволяет датировать комплекс в целом второй половиной — концом XIV в. [5, с. 312]. Весьма интересные находки в области Судака и Балаклавы: бакрадж (молочник), гульчереп (тонкостенный глиняный сосуд), круглые горшочки, сосуды с парными ручками.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Помимо посуды, также делались музыкальные инструменты, именуемые думбелеками. Это инструмент, имеющий керамическую основу, на которую натянута кожаная мембрана, закрепленная перекрещивающимися ремешками. Высота или низость звука зависит от размера думбелека. Этот инструмент не изобретен крымцами, он использовался на Ближнем Востоке, на Балканах, в Египте и в Закавказье. Чтобы звук был звонким, думбелек предварительно должен был определенное время разогреться на солнечных лучах или же у открытого огня, что бы кожа стала более упругой [8]. Во времена Крымского ханства, инструмент применяли в военных целях, в качестве передатчика зашифрованной информации или же подавали сигнал, так же он использовался в качестве психологического оружия.
Выводы. Таким образом, следует отметить, что крымскотатарская культура оформления интерьера заключает в себе полноценный синтез всех видов декоративно-прикладного искусства. Особую роль в традиционном искусстве крымскотатарского народа занимают керамические изделия. Эстетические и формообразующие глиняной посуды содержат в себе не только функциональное и но и смысловые содержание.
Литература
1. Абдулганиева, М. Сокральные элементы в интерьере крымскотатарского жилища / М. Абдулганиева // Голос Крыма — с. 7.
2. Абкадыров, Р. Традиционное жилище / Абдула Г. // Очерки истории и культуры крымских татар — 2005. — с. 208.
3. Бороздин, И. Н. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму / И. Н. Бороздин. — М. : Изд. Научной ассоциации востоковедения, 1927.
4. Заатов, И. Крымскотатарское декоративно прикладное искусство / И. Заатов. — Б. м. : Тарпан, 2003. — 336 с.
5. Ремпель, Л. И. Изобразительный канон и стилистика формы на Среднем Востоке / Л. Ремпель // Искусство Среднего Востока. — М. : Искусство, 1978. — 208 с.
6. Талбот, Р. Византийская керамика / Р. Талбот. — Оксворд, 1930, — С. 88.
7. Финогеев, Б. Л Гончарное ремесло / Б. Л Финогеев, Н. Н Городецкая // Сельский туризм, ремесла и художественные промыслы — доминанта занятости и развития Крыма. — 2003.
8. Орнаменты // Rustem Skibin URL: http://www.rustemskibin.com/?page_id=2375 (дата обращения: 25.11.16).