О^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК - 316.4 ГОНЧАРОВА Инна Владимировна,
ББК - 60 кандидат педагогических наук, доцент;
доцент кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33, e-mail: [email protected]
ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент; доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33, e-mail:
pronchev@rambler. ru ПРОНЧЕВ Константин Геннадиевич, студент социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, стр. 33, e-mail:
[email protected] КРИЧЕВЕР Евгения Иосифовна, студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» 109028, Россия, г. Москва, Малый Трехсвятительский переулок, 8/2 с. 1, e-mail:
22.00.03 — экономическая социология и демография
ИНТЕРЕС ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РУНЕТА К ДИСТАНЦИОННОЙ
ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ1
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом интереса россиян к дистанционной форме обучения. На основе изучения пользовательских запросов в Рунете выявлен рост интереса граждан к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Большое количество запросов посвящено получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца. Отмечается, что немного учебных заведений из лучших вузов России предоставляют возможность получения степени бакалавра дистанционно, причем подавляющее большинство вузов работают на коммерческой основе. Материалы статьи представляют практическую ценность для специалистов, занимающихся проблемами организации и менеджмента дистанционной формы обучения, социологии образования.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, Интернет, статистические сервисы.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 16-01-00306-а). ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
GONCHAROVA Inna Vladimirovna,
is a Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
PRONCHEV Gennadi Borisovich,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology
at the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia PRONCHEV Konstantin Gennadievich, is a student of the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
KRICHEVER Eugene Iosifovna, student of the Faculty of Communications, Media and Design of National Research University «Higher school of Economics»,
Moscow, Russia
INTEREST OF RUNET USERS IN DISTANCE LEARNING
Abstract. The article deals the analysis interest in distance learning in Russia. An increase in the interest of citizens to distance learning with certain seasonal downturns was found out based on the study of user requests in RuNet. A large number of requests are devoted to obtaining higher education with formal assignment of qualifications and issuing a state-recognized diploma. It is noted that very few educational institutions from the best universities in Russia provide the opportunity to obtain a bachelor's degree remotely, and the vast majority of universities operate on a commercial basis. The materials of the article are of practical value for specialists dealing with problems of organization and management of distance learning, sociology of education.
Key words: education, distance learning, Internet, statistical services
Согласно результатам исследования Российского филиала исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group, аудитория Интернет-пользователей в России в 2017 г. в возрасте от 16 лет и старше составила 87 миллионов человек, что на 3 миллиона больше, чем в 2016 г. В 2017 г. уровень проникновения Интернета в России для данной возрастной группе вырос с 70,4% до 72,8%, при этом аудитория мобильного Интернета выросла почти на 20% - с 47% до 56% [1].
Развитие веб-технологий и распространение глобальной сети «Интернет» способствуют созданию новых видов взаимодействия между участниками образовательного процесса, появлению новых виртуальных образовательных сред [6, с. 8189; 2, с. 1-10]. На замену традиционным дистанционным формам обучения приходят новые.
Исследования, проведенные среди преподавателей и кураторов дистанционных форм обучения (очные интервью, телефонные интервью, опрос по электронной почте) [4, с. 66—71], показали, что основными преимуществами дистанционных форм обучения эксперты считают гибкий график обучения, возможность пройти обучение из любой точки мира, приемлемую стоимость обучения (дешевле, чем очная форма обучения), возможность дополнения к очной форме обучения [4, с. 66-71]. В то же время основными недостатками дистанционных форм обучения были отмечены: «неопределенность роли и места дистанционной формы обучения в России,.. отсутствие рычагов влияния на незаинтересованных слушателей,.. цель обучения смещается с предоставления знаний на вовлечение студентов,.. большое количество студентов, у преподавателя физически нет возможности уделить необходимое время
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
всем» [4, с. 66-71]. Тем не менее эксперты дают положительный прогноз развития дистанционной формы обучения в России, отмечая, что «дистанционное обучение будет развиваться динамично и через десять лет станет эффективной формой обучения» [4, с. 66-71].
Данная работа посвящена исследованию интереса пользователей Рунета к дистанционной форме получения знаний.
Выделение основных определений, проблем, свойств и круга задач дистанционной формы обучения в российском обществе позволяет вычленить знаковые слова и фразеологизмы (дескрипторы), которые указывают пользователи для поиска необходимой информации в поисковой машине.
В качестве источника эмпирических данных использовался бесплатный статистический сервис «Яндекс. Подбор слов» (Интернет-ресурс Ь^рэ://wordstat. yandex.ru. Дата обращения 10.03.2018), предоставляющий статистику по заданному пользователем дескриптору (или не-кольким дескрипторам). В качествке дескриптора, как правило, выступает конрет-ный поисковый запрос, однако сервис предлагает также набор так называемых тем,
являющихся, по сути, коллекциями запросов. Статистика имеет вид временного ряда из баллов, представляющих собой показатели количества запросов за различные дни. Более подробно технология описана в нашей работе [5, с. 75-79].
При проведении Интернет-исследований использовалась гипотеза о существовании устойчивой и значимой статистической связи между интенсивностью поисковых запросов пользователей Интернета в поисковых машинах (дескрипторов) и уровнем проявления выбранных событий (индикаторов).
Анализ среза статистических данных по запросу выбранных дескрипторов за период с 03.2016 по 02.2018 показал, что наблюдается неоднородность абсолютных и относительных значений, а в динамике прослеживается рост с определенными сезонными спадами в активности показов (запросов). При показе фразы «дистанционное обучение» максимальное абсолютное значение 2016 г. составляет 230629, в 2017 г. это значение значительно выше - 275641, при этом пики приходятся на октябрь, а минимумы зафиксированы в июле: 146735 в 2016 г. и 151584 в 2017 г. (см. рисунок 1).
Рисунок 1
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
При этом относительный показатель, демонстрирующий популярность запроса среди всех остальных, равен 0,000035111356. Для сравнения: максимально зафиксированный за последние два года относительный показатель запроса по слову «образование» составляет 0,001407673906.
Варианты подстрочника при вводе словосочетания «дистанционное обучение» в поисковом окне «Яндекс. Подбор слов», появляющиеся в виде подсказки при наборе фразы, включают понятия «дистанционного обучение», «дистанционное обучение в вузе», «дистанционное обучение в школе» с различным индексом показов за месяц.
Выбор «Яндекс. Подбор слов» из 10 фраз с градацией по результату и максимальному количеству показов в месяц за 2016— 2017 гг. представлен в таблице 1.
Интерес, проявляемый пользователями Рунета к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца (29182 запроса в январе 2018 г.), небезоснователен. Такая возможность появилась на основании Федерального закона № 273-Ф3, в котором разъяснено понятие дистанционного обучения и прописаны нормы его использования [8]. По такому пути идет, например, университет «Синергия», запустивший собственную виртуальную платформу Бупе^уопНпе (Интернет-ресурс http://synergyonline.ru. Дата обра-
щения 10.03.2018). Платформа поддерживается различными устройствами, обеспечивая доступ к образовательным курсам из любой точки мира в любое время. Каждый студент имеет «Личный кабинет», через который осуществляется управление и доступ к мультиформатным учебным материалам, интерактивному тестированию, видеолекциям, семинарам и мастер-классам известных бизнес-спикеров.
Статистика запросов «Яндекс. Подбор слов» по дескриптору «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц: больше 2 тыс. - 2017 г.): «Высшее образование дистанционно» (показы в месяц — 25546); «Дистанционный вуз» (12506); «Дистанционное обучение высшее образование» (7470); «Дистанционное образование на базе высшего» (4627); «Государственное дистанционное высшее образование» (3329); «Вузы дистанционные высшее образование» (3203); «Высшее образование дистанционно в государственном вузе» (2518); «Получить высшее образование дистанционно» (2230).
Наряду с этим наблюдаются минимальные запросы в системе «Яндекс. Подбор слов» по дескрипторам «Диплом высшего образования дистанционно»: «Диплом высшего образования дистанционно» (показы в месяц — 366); «Дистанционное высшее образование государственный диплом» (185); «Дистанционное высшее образование с дипломом государственного об-
Таблица1
Дескриптор Результаты показов Показы в месяц
«Дистанционное обучение» 38 млн 274 000
«Дистанционное обучение в государственном вузе в Москве список» 158 млн 7560
«Дистанционное обучение высшее образование» 86 млн 7470
«Дистанционное обучение АСОУ» (Академия социального управления) 177 млн 471
«Дистанционное обучение это» 104 млн 2527
«Дистанционное обучение в школе» 83 млн 3212
«Дистанционное обучение РГГУ» (Российский государственный гуманитарный университет) 36 млн 1761
«Дистанционное обучение ВЛГУ» (Владимирский государственный университет) 27 млн 2157
«Дистанционное обучение РГРТУ» (Рязанский государственный радиотехнический университет) 31 млн 525
«Дистанционное обучение по информатике» 53 млн 191
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
разца» (155); «диплом о высшем образовании дистанционно» (77); «Получить диплом высшего дистанционного образования» (35); «Высшее образование дистанционно госдиплом» (33); «Диплом о высшем образовании дистанционное обучение» (25); «Получить диплом о высшем образовании быстро дистанционно» (7).
Возможно, полученные данные свидетельствуют о низком уровне доверия к такой форме получения высшего образования, вызывает сомнения качество обучения, признание диплома на рынке труда и др.
Для анализа рынка дистанционных образовательных услуг были выбраны вузы только московского региона, позволяющие получить диплом бакалавра дистанционно. Нами учитывались рейтинги вузов в рейтинге независимого портала «Вузотека» [7] и «Национальном рейтинге университетов» [3] и за 2017 г.; учитывалась и форма обучения (бюджет-коммерческая).
Портал «Вузотека» (Интернет-ресурс http://vuzoteka.ru. Дата обращения 10.03.2018) собирает информацию о высших учебных заведениях в рамках одного ресурса. Сайт имеет алгоритм разветвлен-
ного поиска университетов по всем регионам и городам Российской Федерации. За основу рейтинга берутся следующие критерии: средний проходной балл ЕГЭ, качество предоставляемых общежитий, востребованность у работодателей. Информация предоставляется как самими высшими учебными заведениями, так и сторонними организациями. Ресурс ориентирован на абитуриентов. В рейтинг в настоящее время входят 2310 высших учебных заведений России, включая филиалы.
«Национальный рейтинг университетов» — специальный проект Группы «Интерфакс», запущенный в 2009 г. в целях разработки и апробации новых механизмов независимой системы оценки российских вузов (Интернет-ресурс http:// www.univer-rating.ru. Дата обращения 10.03.2018). На начальном этапе поддерживался Рособрнадзором, с 2010 г. реализуется как собственный проект «Интерфакса» при участии радиостанции «Эхо Москвы». В настоящее время включает 264 высших учебных заведения России.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
ВУЗ Позиция в рейтинге «Вузотека» Позиция в «Национальном рейтинге университетов» Форма обучения Показы в месяц
Финансовый университет при Правительстве РФ 12 29 коммерческая 148
Московский государственный строительный университет 23 55 коммерческая 211
НИУ МЭИ 29 68 коммерческая 314
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 43 53 коммерческая 116
Московский институт электронной техники НИУ МИЭТ 49 28 коммерческая 20
Российский государственный гуманитарный университет 65 107 коммерческая 2033
НОУ МосТех (ВТУ) 83 139 коммерческая 115
Российский государственный социальный университет 86 63 коммерческая 396
Московский государственный психолого-педагогический университет 107 бюджет, коммерческая 197
Российский новый университет 134 91 коммерческая 120
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Московский государственный университет геодезии и картографии 200 217 коммерческая 97
Международный институт экономики и права (НОУ МИЭП) 349 коммерческая 159
ГУ «Дубна» 369 коммерческая 97
Российский университет кооперации 398 коммерческая 63
МФПУ Синергия 987 227 коммерческая 3175
Московский Университет имени С.Ю. Витте 1093 209 коммерческая 683
Академия МНЭПУ 1217 коммерческая 7
Международный юридический институт (г. Москва) 1231 коммерческая 35
Московский финансово-юридический университет 1284 коммерческая 15
Институт международной торговли и права 1294 коммерческая 4
Институт мировых цивилизаций 1388 коммерческая 67
Московский институт государственного управления и права (МИГУП) 1769 коммерческая 2
В «Национальный рейтинг университетов» входят не все проанализированные высшие учебные заведения из московского региона.
В рейтинге высших учебных заведений портала «Вузотека», предоставляющих возможность получения диплома бакалавра дистанционно, только Финансовый университет при Правительстве РФ входит в 20 лучших университетов московского региона, однако дистанционная форма обучения используется в этом вузе на заочном отделении, информация об этом указывается в дипломе. В сотню лучших университетов московского региона попали только восемь учебных заведений из приведенного выше списка.
В «Национальном рейтинге университетов» Московский институт электронной техники и Финансовый университет при Правительстве РФ занимают 28 и 29 места соответственно.
Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев обучение ведется на коммерческой основе, при этом стоимость обучения зависит от направления и факультета и колеблется в пределах от 40 тыс. рублей до 120 тыс. рублей в год. Исключением является Московский государственный психолого-педагогический уни-
верситет: здесь можно обучаться и за счет бюджета. Этот вуз работает со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для них специально разработаны дистанционные курсы на дневном и вечернем отделениях.
Лидирующее положение по количеству запросов в Яндексе занимают МФПУ «Синергия» и Российский государственный гуманитарный университет: 987 и 65 места в рейтинге портала Вузотека, в Национальном рейтинге — 227 и 107 места.
Таким образом, можно констатировать, что у пользователей Рунета в динамике прослеживается рост интереса к дистанционной форме обучения с определенными сезонными спадами. Можно отметить интерес граждан к получению высшего образования с формальным присвоением квалификации и выдачей диплома государственного образца. Однако очень малое количество лучших вузов страны предоставляют возможность получения степени бакалавра дистанционно, причем подавляющее большинство вузов работают на коммерческой основе.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 16-01-00306-а).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Список литературы:
[1] Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Press release. 16.01.2018. Интернет-ресурс http://www.gfk.com/ru/ insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii. Дата обращения 10.03.2018.
[2] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б., Гончарова И.В. Современные информационно-коммуникационные технологии как инструмент формирования и развития лидерских качеств в сфере управления // Тренды и управление. 2017. № 3.
[3] Национальный рейтинг университетов // Интернет-ресурс http://www.univer-rating.ru. Дата обращения 10.03.2018.
[4] Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование, 2015, № 2 (43).
[5] Петров А.П., Прончев Г.Б. Сбор эмпирических данных для модели динамики интереса к политическому событию // Математическое моделирование социальных процессов: сборник трудов, выпуск 19. М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2017// URL: http://keldysh.ru/ social/2016.
[6] Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Прончева Н.Г. Социальная педагогическая сеть Совет // Педагогическая информатика. 2015. № 1.
[7] Рейтинг вузов на 2017 год // Интернет-ресурс http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83% D0%B7%D1%8B. Дата обращения 10.03.2018.
[8] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 5976 (303).
Spisok literatury:
[1] Issledovanie GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii // Press release. 16.01.2018. Internet-resurs http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii. Data obrashheniya 10.03.2018.
[2] Monaxov D.N., Pronchev G.B., Goncha-rova I.V. Sovremenny'e informacionno-kommu-nikacionny'e texnologii kak instrument formirovaniya i razvitiya liderskix kachestv v sfere upravleniya // Trendy' i upravlenie. 2017. № 3.
[3] Nacional'ny'j rejting universitetov // Internet-resurs http://www.univer-rating.ru. Data obrashheniya 10.03.2018.
[4] Pekker P.L. Distancionnoe obuchenie: opy't moskovskix vuzov // Chelovek i obrazovanie, 2015, № 2 (43).
[5] Petrov A.P., Pronchev G.B. Sbor e'mpiri-cheskix danny'x dlya modeli dinamiki interesa k politicheskomu soby'tiyu // Matematicheskoe modelirovanie social'ny'x processov: sbornik trudov, vy'pusk 19. M.: IPM im. M.V. Keldy'sha, 2017// URL: http://keldysh.ru/social/2016.
[6] Pronchev G.B., Kuz'menkov D.A., Proncheva N.G. Social'naya pedagogicheskaya set' Sovet // Pedagogicheskaya informatika. 2015. № 1.
[7] Rejting vuzov na 2017 god // Internet-resurs http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83% D0%B7%D1%8B. Data obrashheniya 10.03.2018.
[8] Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2012. № 5976 (303).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018