УДК - 378
«ИНТЕРЕС» - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
А.Н. Прядехо, А.А. Прядехо
В статье раскрывается сущность «категория» как результат обобщения истины развития познания и общественной практики. Дается подробный анализ основных категорий педагогики: «образования», «обучения», «воспитания», прослеживается взаимосвязь между ними. Приводится подробная характеристика интереса, раскрывается его структура, взаимосвязь и влияние на основные категории педагогики и основывается принадлежность интереса к категориям педагогики.
Ключевые слова: категория, образование, воспитание, учебный процесс, интерес, познавательный интерес.
Категория (от греч. от kategoria) - высказывание; признак (филос.) наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Категории образовывались как результат обобщения истины развития познания и общественной практики.
Категория - любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объемом).
«В связи с развитием деятельности человека, в процессе которой он преобразует мир и познает его, число и содержание категорий обогащается.
Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, общества и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления» [11, с. 191-192].
Категория - специальное, априорное понятие, используемое при построении теорий. Категории используются в задачах систематизации знаний и познавательного интереса, где они играют роль обозначений для рубрик. Наряду с этими определениями категории воспринимаются как метаязыковые образования, к которым относятся дефиниция классов понятий.
Проблема категориального аппарата - это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки. Категории есть особые когнитивные единицы, обеспечивающие переносы знаний (Knowledge Transfer) в многодисциплинарных исследованиях.
Категории фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями. Мы являемся свидетелями того, как изменяется категориальный аппарат всех наук, в том числе и педагогики. И это закономерно, если этот процесс происходит на глубоком научно-теоретическом объективном его обосновании.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обоснования, принято называть категориями. К основным педагогическим категориям относятся «образование», «обучение», «воспитание».
Раскроем коротко сущность этих основных категорий, чтобы определить место интереса в категориальном аппарате педагогики.
В любой науке, в том числе и педагогике, категория выполняет ведущую роль, они пронизывают все научные знания и как бы связывают его в целостную систему.
Современная педагогическая наука рассматривает категорию «образования» как своеобразную систему, элементами которой является ценность, система, процесс, результат [1], [10].
Ценность образования может носить характер государственный, общественный и личностный. Результат образования полиструктурен включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, менталитет.
В современном понимании грамотность - это готовность человека к дальнейшему образованию и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности.
Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личносгно необходимого максимума.
Профессиональная компетенция определяется уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным
отношением к делу.
Менталитет - высшая ценность образования и его иерархически высшая цель -формирование менталитета личности и социума.
Это те глубинные «корневые», духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.
Однако по мере развития науки и практики понятие «образование» не успев еще устояться, как претерпевает новые изменения. Оно развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нем появляются новые важные отрасли и производные, такие как дистанционное образование (ДО) и открытое образование (00), непрерывное образование (НО), проходя периоды развития и становления.
Рассмотрим также кратко категорию «обучения», при этом необходимо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия обучение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Определений категории «обучения», как и категории «образования», много и их анализ позволяет в них выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление), цель обучения, и, встречающееся гораздо реже, педагогическая система. В качестве рабочего определения, несколько в скорректированной форме, мы выбрали следующее: «Обучение - целеустремленный процесс вооружения обучающихся знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения познавательных и профессиональных задач [1].
Однако педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» - не тождественные понятия. Категория «обучения» определяет явление, когда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») - это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Методологической основой обучения является та или иная теория познания. В основе теории обучения отечественной педагогики лежит материалистическая теория познания.
Категория «воспитания» в ходе развития педагогики как науки претерпела рокировку с категорией «образования», перейдя из разряда ведущей (обобщающей) в разряд рядовой, наряду с обучением.
Так в Законе Российской Федерации «Образование» в редакции Федерального закона от 13.01.06 № 12-ФЗ сказано, что это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения определенных государством уровня (образовательного ценза), которое удостоверяется получением соответствующих документов ».
Исходя из многих определений категории «воспитания», мы выбираем определение Л.Д. Столяренко. Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду [7].
Однако, какое бы определение воспитания ни выбрали ясно одно, что работу по реализации содержания (этого понятия) надо проводить и она особенно важна в системе открытого образования, когда участники образовательного процесса распределены в пространстве и во времени.
Воспитание в науке рассматривается как один из факторов развития и социализации человека.
При формировании категорий в педагогике существуют различные подходы (плюрализм), а при трактовке сущности в зоне каждого подхода проявляется еще многоаспектность.
Наличие плюрализма характерно особенно в гуманитарных науках и является положительным фактором для истинного понимания явлений.
Для практических целей целесообразно использовать из многоаспектного набора понятий образования - результат «в значении слов: человек получил высшее образование».
Термин же «образование» в понимании (аспекте) как процесс лучше не использовать, а заменить в тексте и речи термином «обучение».
Терминологическое же сочетание «дистанционное образование» (в смысле как процесс) лучше заменить как «дистанционное обучение».
В педагогике широко используются междунаучные понятия (категории) формирование и развитие.
Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех исключения факторов - социальных, экономических, идеологических,
психологических, экологических и т.д. Формирование подразумевает некоторую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.
Развитие человека - это процесс количественных и качественных изменений при становлении личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных природных факторов.
В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона -взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие личности -сложный процесс объективной действительности. К факторам развития личности относят: наследственность, среду (природную и социальную), воспитание и собственную активность человека.
Интерес многофакторный феномен, (interest) в переводе с латинского - имеет значение важно (выгодно).
Его исследуют философы, социологи, экономисты, политологи, психологи, педагоги и другие ученые, и каждый из них рассматривает проявление тех его действий, какие присущи каждой из этих наук.
В педагогике в понимании интереса имеется несколько его определений [5, 7, 8, 9, 10], в зависимости от научно-методологической позиции, которой руководствуется автор.
По нашему мнению, интерес - это устойчивая избирательная направленность личности на определенные предметы и деятельность с целью их изучения (познания) и практического овладения ими. Интерес всегда имеет эмоциональную окраску, активизирует интеллектуальную и практическую деятельность, сопровождается волевыми усилиями [7].
В педагогике интерес рассматривается с различных позиций: управления качеством учебного процесса, активизации и совершенствования познавательной самостоятельности учащихся, ведущей побудительной деятельности человека и т.д. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем её как бы изнутри.
Интерес как побудительная сила положительно влияет на психические познавательные функции (внимание, восприятие, мышление, память, мотивационно-эмоциональную сферу, манипулятивно-практическую деятельность, волю, осязательные процессы). Интерес это «сплав» единство интеллектуальных, эмоциальных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы.
Интерес выступает как побудительный стимул проявления творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся. Особую роль в этом играет доверие и взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся. При этом важное значение имеет сопереживание членов коллектива.
Существенную роль в развитии интересов имеет диагностика. Для выявления интересов в педагогической науке выработана система признаков. В силу того, что интерес является сложным качеством личности, проявляется неоднозначно, судить о его наличии необходимо не по одному из указанных признаков, а по их совокупности.
Следует отметить, что эти действия интереса усиливаются с использованием новых информационных технологий с помощью компьютера. Интерес активизирует и направляет процессы дистанционного и открытого обучения. Обучение компьютерной грамоте следует начинать с начальных классов. Это позволит ускорить совершенствование управлением учебным процессом.
Интерес как качественная характеристика имеет объективно-субъективный характер. Поэтому он может рассматриваться как объект педагогического процесса, органически связанный со всеми компонентами учебного процесса и, тем самым взаимодействуя с основными его категориями (образованием, обучением и воспитанием). Развивая познавательные интересы, можно добиться развития самостоятельности и субъект-субъективных отношений в образовательном процессе.
В этом смысле «интерес» выступает как дополнительная педагогическая категория, которая систематически взаимодействуя с основными педагогическими категориями придает образовательному процессу единое целое.
The article deals with the content of Category as a result of generalization of true cognition development and social practice. The author gives a detailed analysis of the main pedagogical categories, such as education, teaching, upbringing and reveals their interconnection. The article defines characteristic features of Interest, finds out its structure, influence on basic pedagogical categories and determines the correlation of Interest and pedagogical categories.
The key words: category, education, teaching, upbringing, education process, interest, cognitive interest.
Список литературы
1. Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999 120 с.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностей к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. М.: 1998 608 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1965.
5. Морозова НГ. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение,
1969.
6. Педагогика (под ред. профессора Л.П. Крившенко). М. «Проспект», 2008.
7. Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. М.: 1990.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 672 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1946.
Ю.Чернилевский Д.В. Технология обучения в ВШ. М.: «Экспедиция», 1996 288 с.
11.Философский словарь. М.:Издательство «Политическая литература», 1987.
12.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
Об авторах
Прядехо А.Н. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Прядехо A.A. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского