Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Для компетентности, в большей степени характерны причинно-следственные связи (когда один из объектов является ведущим), в нашем случае, ведущим объектом можно признать ценности, которые определяют изменения в мотивах и актуализируют способности человека [2].
Системный подход определяет состав и связь между отдельными элементами компетенций и компетентности. Деятельностный подход обеспечивает включение в состав компетенций способностей и умений, обеспечивающих практическую направленность на овладение компетенциями и их реализацию. Личностный подход позволяет увидеть составляющие компетенций, обусловленные свойствами и качествами личности, значимыми для усвоения и реализации компетенций в определенных ситуациях. Целостный подход направлен на выявление всех возможных сторон компетенций и их координацию, взаимозависимость, что позволит привести формирование компетентности к наиболее совершенному варианту.
Если сегодня стандарты ориентируют в качестве компетенций на формирование знаний и умений по предметам, то нарушается целостность данного явления, и такой процесс не обеспечит формирование подлинной компетентности обучающегося.
Применение в образовательном процессе вуза дидактического комплекса информационного обеспечения в самостоятельной деятельности повышает уровень сформированности информационной компетентности обучающихся, активизируя их познавательную, творческую деятельности, повышая сформирован-ность информационной компетентности [4].
Профессиональная уверенность специалиста, выражается в наличии четкой профессиональной направленности, в соответствующих профессиональных компетенциях, устойчивой внутренней мотивации и в ориентации на максимальную реализацию индивидуальности при данных возможностях и в данных объективных условиях. К факторам, влияющим на профессиональную успешность, относится «реализация ценностно-смыслового содержания временной перспективы», «эмоционально-позитивное отношение и готовность к своему профессиональному будущему» и «устремленность в будущее». Взаимосвязь этих
факторов позволяет добиться сбалансированности психологических детерминант. К критериям выделения «успешных учащихся» следует отнести - уровень учебной успешности по профильным дисциплинам, экспертная оценка эффективности выполнения определенной деятельности учащимися, показатель удовлетворенности учащимися профессиональной деятельностью и жизнью в целом. Важным условием их профессиональной успешности является активация его внутренних психологических детерминант, которая должна быть направлена на достижение «сбалансированности» детерминант и их активизацию. Установлена факторная структура психологических детерминант профессиональной успешности - «ценностно-смысловое содержание временной перспективы», «готовность к деятельности и оценка будущего», «устремленность в будущее», «ответственность за собственную жизнь и профессиональную деятельность», «профессиональные представления и удовлетворенность трудом», «материальная удовлетворенность», это позволяет дифференцированно подходить к процессу активизации этих детерминант [3].
Использование специальной программы профессионального и карьерного становления, начиная первых курсов, обеспечивает развитие профессиональных компетенций, повышение соответствия личностных особенностей профилю выбранной специальности, усиливает базовый карьерный мотив, направленный на развитие профессиональных умений и навыков со стремлением осуществить карьеру в выбранной сфере деятельности (профессии).
Библиографические ссылки
1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.
2. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
3. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань, 2001.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / пер. с англ. М., 2002.
© Беспалова Е. Д., Снежко А. А., 2011
УДК 378.164/.169
М. И. Григорьева Научный руководитель - Д. В. Романов Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ
Представлен интерактивный виртуальный стенд для исследования электромагнитного реле. Суть такого стенда I замена традиционного интерфейса проведения эксперимента гибким набором инструментов, позволяющим провести всесторонние исследования изучаемого устройства. Это стимулирует исследовательские способности студента, позволяет ему сделать выводы о структуре устройства, назначении и принципах действия его частей самостоятельно.
В современном вузе лабораторный практикум за- 1) это инструмент формирования научного и тех-нимает особое место по ряду причин: нического мировоззрения студента;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
2) это точка соприкосновения с миром будущей практики: в работе используются те же технологии, приборы и инструменты, с которыми молодой специалист столкнётся на производстве или в научно-исследовательской работе;
3) в лабораторном практикуме успех студента определяется только объективными факторами: управлением экспериментом, контролем над его ходом, точностью расчетов и т. д.
Как результат, эксперимент - это судья и помощник, беспристрастно характеризующий адекватность знаний студента. Качественный лабораторный эксперимент объединяет множество смысловых и понятийных слоев, - начиная от задействованных в инженерном решении физических явлений, и заканчивая математическим аппаратом, необходимым для описания отдельных граней всего процесса [1].
Педагогическая проблема. Студент de facto не может одновременно изучить сразу все требуемые дисциплины в необходимом объеме, посему вынужден принимать ряд положений на веру, просто чтобы двигаться вперед. Самостоятельный критический пересмотр этих положений в свете новых знаний зачастую отсутствует.
Традиционные учебные лаборатории из-за ограничений по времени с трудом выполняют свою основную функцию - научить студентов постановке, проведению, и обработке результатов инженерных экспериментов. Предписанность и рутинность многих действий (включение/отключение, запись показаний, построение графиков) прячут за расчетными и графическими работами как инженерные решения, воплощением которых являются устройство и сам эксперимент, так и осознание поля естественных наук как единственного материального инструмента технической цивилизации.
Различные неблагоприятные факторы в режиме поточного обучения могут обернуться разделением в сознании студента единого явления на ансамбль из несвязанных кусочков теоретических и практических дисциплин. Процесс обучения становится неустойчив к таким сбоям, как ограниченное звонковое время и «непонятные» на первый взгляд требования преподавателя к результату, пропуски, дефекты междисциплинарных связей.
Решение. Преподаватели осознают эти и другие проблемы [1] и, в зависимости от материально-технической базы, используют консультации, ассистентов (teaching assistants за рубежом), методические пособия, видео-демонстрации (аннотированный плотный поток достоверной невербальной информации) и компьютерные модели для предварительной подготовки студента. Следует особо отметить виртуальные эксперименты, представляющие собой программную оболочку, допускающую интерактивное взаимодействие, - они сочетают наглядность (визуализация значимых физических явлений и/или их взаимосвязи) и интерактивность.
Надо учитывать, что программы демонстрируют на экране результат очень высокой степени абстракции относительно исходного эксперимента. Это касается модели (параметры которой часто выносят в интерфейс), визуализации всей физики, заранее выбран-
ного предположения о структуре и ходе эксперимента. В то же самое время студент априори ещё не имеет культуры подобного знания, а только ее/его вырабатывает. Для него одновременное представление устройства, визуализации, параметров модели и параметров эксперимента сливается в монолитный пласт информации, подменяющий исследуемое явление неким представлением о нём автора программы.
В настоящей работе рассмотрена модель электромагнитного реле. При проектировании были приняты следующие решения:
- реле может быть представлено в трёх видах (изображение реального устройства, механическая система, принципиальная электрическая схема цепи);
- есть ряд инструментов для исследования картины явления (рука для механического воздействия на подвижные части, пробник потенциала/тока в сечении и др.);
- доступна запись и обработка любого набора измеряемых параметров, что позволяет составить развертку по времени любого протекающего процесса.
Эти решения призваны исследовать альтернативные варианты взаимодействия студента с программой, сохраняя привлекательные черты компьютерной модели, но заменяя готовый интерфейс, на освоение которого зачастую тратится немало времени, на интуитивно понятные инструменты исследования и воздействия.
Так как студент сам получает и структурирует поступающие данные, он формирует информационную модель устройства самостоятельно, в процессе поиска и принятия решений. Интерфейс инструментов предоставляет прозрачного посредника между явлением и получаемыми данными. Серия видео-уроков успешно закрывает первоначальные вопросы.
Это поощряет исследовательский инстинкт ученика, снижает порог освоения программы, вносит игровой момент в процесс работы и увеличивает сфокусированность на работе.
Заключение. Никакая программа не заменит эксперимент, - исходить из обратного исключительно опасно. Для увеличения эффективности работы студента в ходе лабораторного практикума информационные технологии позволили сначала отделить от носителя (ассистент) информацию в символьном виде (книга), потом представить информацию в невербальной форме (видео-урок полностью демонстрирует визуальное состояние стенда, позволяя делать часть выводов самостоятельно), потом предоставить интерактивный источник информации (программа). В настоящей работе сделана попытка предоставить студенту право принятия решения и контроль над процессом получения (и формой представления) информации.
Библиографическая ссылка
1. Гринберг Г. М., Романов Д. В. Интерактивная компьютерная модель шагового двигателя // Решет-нёвские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. (10-12 ноября 2010 г., Красноярск) ; Сиб. гос. аэрокомич. ун-т. Красноярск, 2010. Ч. 2.
© Григорьева М. И., Романов Д. В., 2011