Научная статья на тему 'Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся'

Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ САЙТ / AUTOMATION OF THE WORK OF THE TEACHER / DISTANCE LEARNING / INTERACTIVE SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каликова Валентина Александровна

В данной работе рассматривается использование интерактивного сайта для поддержания высокого качества обучения, автоматизации процесса проверки и оценивания знаний учащихся и формирования современного образовательного пространства школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каликова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive website as a means of increasing the level of knowledge of students

This paper discusses the use of the interactive website to maintain a high quality of training, automation of the process of validation and estimation of knowledge of students and the formation of the modern educational space of school.

Текст научной работы на тему «Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся»

ART 14741

научно-методический электронный журнал

УДК 004:373.1

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Каликова Валентина Александровна,

учитель информатики, МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь valentina-153@yandex.ru

Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся

Аннотация. В данной работе рассматривается использование интерактивного сайта для поддержания высокого качества обучения, автоматизации процесса проверки и оценивания знаний учащихся и формирования современного образовательного пространства школьника.

Ключевые слова: интерактивный сайт, дистанционное обучение, автоматизация работы учителя.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Мы живем в эру информационных технологий, которые активно входят в профессиональную и учебную деятельность современного человека. Изменения в современной школе требуют всё большей мобильности от учителя, а развитие ИТ применения современных технологий в обучении. Возрастающий интерес учащихся к информационно-коммуникационным технологиям становится отправной точкой в образовательном процессе.

С одной стороны, обилие современной техники, наличие современных интерактивных технологий и системное внедрение в учебный процесс компьютерных сетей, а с другой стороны, все возрастающий интерес учащихся к информационно-коммуникационным технологиям. Все это становится тем ключевым моментом в образовательном процессе, который позволяет учителю качественно изменить весь учебный процесс и вплотную подойти к разработке новых методик преподавания и, вследствие этого, к формированию новой информационно-образовательной среды.

С развитием интерактивных и дистанционных технологий обучения возникает необходимость создавать новые информационные ресурсы для современных форм взаимодействия педагога и учащегося, строить образовательный процесс таким образом, чтобы использование интернет-ресурсов было, во-первых, оправданным и целесообразным, а во-вторых, образовательно пространство было единым.

Дистанционная организация работы с учащимися позволяет строить обучение в рамках личностно-ориентированной парадигмы обучения и корректирует индивидуальную траекторию развития ученика. Ученик как субъект обучения находится в центре всего учебного процесса со своими знаниями, потребностями, целями и личностными особенностями.

Учителя, заинтересованные в развитии индивидуальности ребенка, в его творческой самореализации, в развитии социальной и культурной личности, уделяют большое внимание дистанционной работе с обучающимися. Очень многие, освоив технологию работы по созданию сайтов, создают свои странички с помощью on-line конструкторов сайтов (jimdo.com, umi.ru), выкладывают на них свои достижения, материалы для обучающихся. Но создание сетевого образовательного ресурса, который отвечал бы требованиям оптимизации и автоматизации работы учителя, создать одному учителю-предметнику порой не под силу.

Сами учителя даже при большой необходимости вряд ли начнут создавать сайты с помощью программирования, с использованием баз данных [Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт,

f\j ■Л f\j

ART 14741

научно-методический электронный журнал

УДК 004:373.1

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

средство по-

Т. А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.: ил. (Информатизация образования)]. Удобная форма сотрудничества, когда есть необходимость у учителя-предметника выстроить траекторию обучения с привлечением интерактивных технологий, с одной стороны, а с другой стороны, есть другой учитель, кто владеет инструментом по воплощению задуманного и у которого есть желание воплотить идею в виртуальную жизнь, выливается в хороший обоюдный творческий процесс. Совместно созданный проект может стать хорошей стартовой площадкой для дальнейшего сотрудничества.

В нашем случае необходимость создания информационного ресурса обусловлена данными, полученными в ходе исследований, проведенных учителями английского языка МАОУ «Гимназия № 2». Практически полное отсутствие образовательных сайтов с наполнением по английскому языку, на которых систематизирована информация для подготовки школьников среднего звена к углубленному изучению английского языка и подготовки к олимпиадам различного уровня. Более того, современные требования к образовательным Интернет-ресурсам диктуют условия интерактивности, актуальности информации, автоматизации работы учителя при проверке и оценивании знаний учащихся.

Большие проекты, как правило, не создаются в одиночку. Вот и за этим проектом стоит группа учителей единомышленников. Совместное сотрудничество учителей английского языка Королевой Ларисы Дмитриевны, Куликовой Юлии Владимировны и учителя информатики Каликовой Валентины Александровны основано на общей программе дистанционного элективного курса для учащихся средней ступени обучения «Английский для олимпийцев». Данный проект и потребовал реализовать виртуальную поддержку в виде web-сайта, где систематизирован материал по английскому языку http://www.englympic.zz.mu [19.06.14].

Изначально пробная версия каркаса сайта была создана на HTML с элементами JavaScript (Рис. 1), содержала 6 разделов, по одному тесту в каждом разделе.

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство по вышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Дорогие друзья!

Курс основан на решении различных упражнений. Выполнение таких заданий требует богатого словарного запаса. знаниЛ разделов грамматики, которые требуют хорошей памяти, выученных слов и конструкций Все это мы будем с вами тренировать при помощи ваших тьюторов, словарей, родителей, интернета и электронной почты.

Курса

стой

из пяти чаете

Рис. 1

В дальнейшем потребовалось решить следующую задачу: ведение и учет статистической информации по каждому ученику и по группе в целом для каждого учителя. Такая информация поможет учителю видеть в течение года результативность каждого обучающегося и даст возможность корректировать индивидуальную образовательную траекторию этого ученика и даже всей группы.

Такую задачу можно было решить только с использованием баз данных. Поэтому следующим этапом стал перевод сайта на PHP и подключение баз данных MYSQL. Пришлось создавать много таблиц: для пользователей, для разделов тестов, для хранения базы вопросов (см. рис. 2), базы ответов (см. рис. 3) и др.

ru Q м

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

База данных

I test 02)

test (11)

[1 answers U questions g replies fU reply .answers g roles H schools □ sections fU sessions @ system g tests IU users

¡.jj localliost » ф test ► |j|| questions "=|Обзор Струюура ^SOL . Поиск »¿Вставить ^Экспорт [^'Импорт ^Операции "ДОчистить у Удлпить

□ □

Поле

il!

test_id

old

html

Тип

bigint(20) bigint(20) int(10) text

Сравнение

Атрибуты

unsigned unsigned unsigned

utß_general_ci

Null

Нет Нет Нет Нет

Отметить все / Снять выделение С отмененными

По умолчанию

Нет Нет Нет Нет

ПК J X

Дополнительно

auto increment

3 IB

Действие

s

¡г

и и

ß

и т

^ Версия для печати Связи (р| Анализ структуры таблицы © »с Добавить 1 поле(я) @ В конец таблицы О В начало таблицы О После

ТО

Индексы: ©

Имя индекса

Действие

У X

PRIMARY

Тип

BTREE

Уникальный

Да

Упакован

Нет

Поле

id

Уникальных элементов

141

Сравнение

А

Null Комментарий

Создать индекс для I столбца/ов | QK ]

Рис. 2

База данных

I last (11)

test (11)

^J localliost ► j,'i test ► |ш| leply answeis

^0»зор ES Структур.) SQL , Поиск »¿Вставить Цд Экспорт Импорт ^Опер.щни ДОчистнть уУдлпнть

Поле Тип Сравнение Атрибуты Null По умолчанию Дополнительно Действие

□ ieply_i<l bigint(20) unsigned Нет Hem В / X i! S S f

□ answei ill bigint(20) unsigned Нет Hem Я J X E® ISl Ш f

□ value varchar(8C) ut6_general_ci Да NULL И jf X. Я ЕВ й т ^_ Отметить все / Снять выделение С отмененными: Я j/ X Ж Ш Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!=] answers § questions S replies § reply.answers a rotes g schools g sections S sessions @ system a tests ¡D users

, Версия для печати ^ Связи ¡^Анализ структуры таблицы С

»¿Добавить 1 поле(я) @ В конец таблицы Q В начало таблицы Q После reply_id v [ OK | Индексы: ®

Действие Имя индекса Тип Уннкальиыи Упакован Поле Уникальных >лементов Сравнение Null Комментарий У PRIMARY BTREE Да Нет ieplyjd 77 А

answer id 1309 А

Создать индекс для 1 столбца/ов [ OK |

Рис. 3

Вторая пробная версия сайта была реализована с полным переводом на английский язык. Для прохождения тестов обучающимися предусмотрена обязательная регистрация, для занесения результатов в базу. При работе с интерактивными тестами требуется осуществить поиск информации, задействовать словари и справочники, что стимулирует познавательную активность ребенка.

Закончив тестирование в любом разделе, ученик может увидеть, на сколько вопросов он ответил правильно, сколько набрано баллов, каков процент выполнения задания, сопоставить свои результаты с предыдущими, а также с результатами других участников (см. рис. 4). Результаты выдаются автоматически, что уменьшает временные затраты на аналитическую обработку результатов тестов.

Также учитель может получить и дополнительную информацию, которая доступна при авторизации на сайте: количество затраченных попыток ученика на прохождение теста, а также наилучший результат из всех попыток, что позволяет выявить наиболее одаренных детей, наименее и наиболее удачные разделы и темы, спланировать работу с группой.

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство по вышения уровня знаний обучающихся // Концепт. 2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

18. Выберите правильное прилагательное:

Health and happiness are m jr. • important than money.

19. Выберите правильный вариант ответа:

He was very fond for • his sister and wanted always to take care with * her. She was glad; of_ ' his company too.

20. Установите соответствие между английским и русским вариантом пословиц:

1) Be slow to promise and quick to perform.

[ He дав слова, крепись, а дав слово, держись. '

Заданий выполнено: 16 из 20 Набрано баллов: 27 из 33 (82%)

г Пройти тест ещё раз

* Наверх

< Вернуться в раздел «Грамматика»

Рис. 4

В дальнейшем база дополнялась и пополнялась новой информацией, в каждом разделе появились новые тесты и задания.

Онлайн-тесты и интерактивные упражнения для отработки лексики и грамматики, навыков аудирования и письма позволяют развивать самостоятельность обучающихся, их умения выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, а также предоставить обучающимся возможность выполнять упражнения различных уровней сложности и компенсировать нехватку отработки знаний, обусловленную личным опытом пользователя.

Следующим этапом развития сайта стал ещё один раздел - Экзамены (см. рис. 5), который логически завершает работу со всем курсом. Самая большая трудность этого раздела была в программировании таймера, ведь любой экзамен должен идти строго в определенных временных рамках.

PU г M

КОНЦЕПТ

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег.

научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14741

УДК 004:373.1

" ■ У,

: jj_aiilliiil Hgj'i

И 1 jfeaä мда.та 1

41 т ш\

i' Л ? t ""ШЕ

\

Дорогие друзья!

Рис. 5

Использование сайта, как средства повышения уровня знаний обучающихся, позволяет решать ряд учебных задач более эффективно, чем использование традиционных приемов обучения.

Результат для ученика:

1. Формирование универсальных учебных действий учащихся, языковой компетенции и метапредметных результатов деятельности (систематизация, обобщение и поиск информации).

2. Возможность сопоставить собственные результаты с результатами других участников проекта по тесту, по разделу.

3. Совершенствование навыков работы с интерактивными тестовыми заданиями.

4. Оценка и анализ успешности и недостатков учебной и проектной деятельности.

Результат для педагога:

1. Создание и апробирование новой формы дистанционного взаимодействия педагога и ученика - web-сайта «Английский для олимпийцев».

2. Индивидуальный мониторинг знаний по темам и разделам дистанционного курса английского языка.

3. Коррекция личной траектории учащегося при самостоятельном изучении английского языка.

Таким образом, при определенных условиях использование Интернет-ресурсов способствует созданию единой образовательной среды для развития языковой компетенции учащихся (в данном проекте углубленное изучение английского языка через дистанционное обучение посредством интернет-сайта).

Программирование позволяют автоматизировать процесс проверки работ учителем и сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон учеников; проанализировать, какие задания содержат наибольший процент ошибок, какие разделы и темы оказались самыми сложными, предоставить статистику по каждой теме, по каждому тесту, по каждому ученику, что является помощью в принятии учителем решений по дальнейшему планированию образовательной деятельности.

КОНЦЕПТ

Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14741 УДК 004:373.1

Valentina Kalikova,

teacher of Computer Studies, Gymnasia 2, Perm valentina-153@yandex.ru

Interactive website as a means of increasing the level of knowledge of students Abstract. This paper discusses the use of the interactive website to maintain a high quality of training, automation of the process of validation and estimation of knowledge of students and the formation of the modern educational space of school. Key words: interactive site, distance learning, automation of the work of the teacher.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М, кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412014231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.