ART 14741
научно-методический электронный журнал
УДК 004:373.1
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Каликова Валентина Александровна,
учитель информатики, МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь valentina-153@yandex.ru
Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся
Аннотация. В данной работе рассматривается использование интерактивного сайта для поддержания высокого качества обучения, автоматизации процесса проверки и оценивания знаний учащихся и формирования современного образовательного пространства школьника.
Ключевые слова: интерактивный сайт, дистанционное обучение, автоматизация работы учителя.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мы живем в эру информационных технологий, которые активно входят в профессиональную и учебную деятельность современного человека. Изменения в современной школе требуют всё большей мобильности от учителя, а развитие ИТ применения современных технологий в обучении. Возрастающий интерес учащихся к информационно-коммуникационным технологиям становится отправной точкой в образовательном процессе.
С одной стороны, обилие современной техники, наличие современных интерактивных технологий и системное внедрение в учебный процесс компьютерных сетей, а с другой стороны, все возрастающий интерес учащихся к информационно-коммуникационным технологиям. Все это становится тем ключевым моментом в образовательном процессе, который позволяет учителю качественно изменить весь учебный процесс и вплотную подойти к разработке новых методик преподавания и, вследствие этого, к формированию новой информационно-образовательной среды.
С развитием интерактивных и дистанционных технологий обучения возникает необходимость создавать новые информационные ресурсы для современных форм взаимодействия педагога и учащегося, строить образовательный процесс таким образом, чтобы использование интернет-ресурсов было, во-первых, оправданным и целесообразным, а во-вторых, образовательно пространство было единым.
Дистанционная организация работы с учащимися позволяет строить обучение в рамках личностно-ориентированной парадигмы обучения и корректирует индивидуальную траекторию развития ученика. Ученик как субъект обучения находится в центре всего учебного процесса со своими знаниями, потребностями, целями и личностными особенностями.
Учителя, заинтересованные в развитии индивидуальности ребенка, в его творческой самореализации, в развитии социальной и культурной личности, уделяют большое внимание дистанционной работе с обучающимися. Очень многие, освоив технологию работы по созданию сайтов, создают свои странички с помощью on-line конструкторов сайтов (jimdo.com, umi.ru), выкладывают на них свои достижения, материалы для обучающихся. Но создание сетевого образовательного ресурса, который отвечал бы требованиям оптимизации и автоматизации работы учителя, создать одному учителю-предметнику порой не под силу.
Сами учителя даже при большой необходимости вряд ли начнут создавать сайты с помощью программирования, с использованием баз данных [Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт,
f\j ■Л f\j
ART 14741
научно-методический электронный журнал
УДК 004:373.1
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
средство по-
Т. А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.: ил. (Информатизация образования)]. Удобная форма сотрудничества, когда есть необходимость у учителя-предметника выстроить траекторию обучения с привлечением интерактивных технологий, с одной стороны, а с другой стороны, есть другой учитель, кто владеет инструментом по воплощению задуманного и у которого есть желание воплотить идею в виртуальную жизнь, выливается в хороший обоюдный творческий процесс. Совместно созданный проект может стать хорошей стартовой площадкой для дальнейшего сотрудничества.
В нашем случае необходимость создания информационного ресурса обусловлена данными, полученными в ходе исследований, проведенных учителями английского языка МАОУ «Гимназия № 2». Практически полное отсутствие образовательных сайтов с наполнением по английскому языку, на которых систематизирована информация для подготовки школьников среднего звена к углубленному изучению английского языка и подготовки к олимпиадам различного уровня. Более того, современные требования к образовательным Интернет-ресурсам диктуют условия интерактивности, актуальности информации, автоматизации работы учителя при проверке и оценивании знаний учащихся.
Большие проекты, как правило, не создаются в одиночку. Вот и за этим проектом стоит группа учителей единомышленников. Совместное сотрудничество учителей английского языка Королевой Ларисы Дмитриевны, Куликовой Юлии Владимировны и учителя информатики Каликовой Валентины Александровны основано на общей программе дистанционного элективного курса для учащихся средней ступени обучения «Английский для олимпийцев». Данный проект и потребовал реализовать виртуальную поддержку в виде web-сайта, где систематизирован материал по английскому языку http://www.englympic.zz.mu [19.06.14].
Изначально пробная версия каркаса сайта была создана на HTML с элементами JavaScript (Рис. 1), содержала 6 разделов, по одному тесту в каждом разделе.
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство по вышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Дорогие друзья!
Курс основан на решении различных упражнений. Выполнение таких заданий требует богатого словарного запаса. знаниЛ разделов грамматики, которые требуют хорошей памяти, выученных слов и конструкций Все это мы будем с вами тренировать при помощи ваших тьюторов, словарей, родителей, интернета и электронной почты.
Курса
стой
из пяти чаете
Рис. 1
В дальнейшем потребовалось решить следующую задачу: ведение и учет статистической информации по каждому ученику и по группе в целом для каждого учителя. Такая информация поможет учителю видеть в течение года результативность каждого обучающегося и даст возможность корректировать индивидуальную образовательную траекторию этого ученика и даже всей группы.
Такую задачу можно было решить только с использованием баз данных. Поэтому следующим этапом стал перевод сайта на PHP и подключение баз данных MYSQL. Пришлось создавать много таблиц: для пользователей, для разделов тестов, для хранения базы вопросов (см. рис. 2), базы ответов (см. рис. 3) и др.
ru Q м
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
База данных
I test 02)
test (11)
[1 answers U questions g replies fU reply .answers g roles H schools □ sections fU sessions @ system g tests IU users
¡.jj localliost » ф test ► |j|| questions "=|Обзор Струюура ^SOL . Поиск »¿Вставить ^Экспорт [^'Импорт ^Операции "ДОчистить у Удлпить
□ □
□
Поле
il!
test_id
old
html
Тип
bigint(20) bigint(20) int(10) text
Сравнение
Атрибуты
unsigned unsigned unsigned
utß_general_ci
Null
Нет Нет Нет Нет
Отметить все / Снять выделение С отмененными
По умолчанию
Нет Нет Нет Нет
ПК J X
Дополнительно
auto increment
3 IB
Действие
s
¡г
и и
ß
и т
^ Версия для печати Связи (р| Анализ структуры таблицы © »с Добавить 1 поле(я) @ В конец таблицы О В начало таблицы О После
ТО
Индексы: ©
Имя индекса
Действие
У X
PRIMARY
Тип
BTREE
Уникальный
Да
Упакован
Нет
Поле
id
Уникальных элементов
141
Сравнение
А
Null Комментарий
Создать индекс для I столбца/ов | QK ]
Рис. 2
База данных
I last (11)
test (11)
^J localliost ► j,'i test ► |ш| leply answeis
^0»зор ES Структур.) SQL , Поиск »¿Вставить Цд Экспорт Импорт ^Опер.щни ДОчистнть уУдлпнть
Поле Тип Сравнение Атрибуты Null По умолчанию Дополнительно Действие
□ ieply_i<l bigint(20) unsigned Нет Hem В / X i! S S f
□ answei ill bigint(20) unsigned Нет Hem Я J X E® ISl Ш f
□ value varchar(8C) ut6_general_ci Да NULL И jf X. Я ЕВ й т ^_ Отметить все / Снять выделение С отмененными: Я j/ X Ж Ш Ш
!=] answers § questions S replies § reply.answers a rotes g schools g sections S sessions @ system a tests ¡D users
, Версия для печати ^ Связи ¡^Анализ структуры таблицы С
»¿Добавить 1 поле(я) @ В конец таблицы Q В начало таблицы Q После reply_id v [ OK | Индексы: ®
Действие Имя индекса Тип Уннкальиыи Упакован Поле Уникальных >лементов Сравнение Null Комментарий У PRIMARY BTREE Да Нет ieplyjd 77 А
answer id 1309 А
Создать индекс для 1 столбца/ов [ OK |
Рис. 3
Вторая пробная версия сайта была реализована с полным переводом на английский язык. Для прохождения тестов обучающимися предусмотрена обязательная регистрация, для занесения результатов в базу. При работе с интерактивными тестами требуется осуществить поиск информации, задействовать словари и справочники, что стимулирует познавательную активность ребенка.
Закончив тестирование в любом разделе, ученик может увидеть, на сколько вопросов он ответил правильно, сколько набрано баллов, каков процент выполнения задания, сопоставить свои результаты с предыдущими, а также с результатами других участников (см. рис. 4). Результаты выдаются автоматически, что уменьшает временные затраты на аналитическую обработку результатов тестов.
Также учитель может получить и дополнительную информацию, которая доступна при авторизации на сайте: количество затраченных попыток ученика на прохождение теста, а также наилучший результат из всех попыток, что позволяет выявить наиболее одаренных детей, наименее и наиболее удачные разделы и темы, спланировать работу с группой.
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство по вышения уровня знаний обучающихся // Концепт. 2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
18. Выберите правильное прилагательное:
Health and happiness are m jr. • important than money.
19. Выберите правильный вариант ответа:
He was very fond for • his sister and wanted always to take care with * her. She was glad; of_ ' his company too.
20. Установите соответствие между английским и русским вариантом пословиц:
1) Be slow to promise and quick to perform.
[ He дав слова, крепись, а дав слово, держись. '
Заданий выполнено: 16 из 20 Набрано баллов: 27 из 33 (82%)
г Пройти тест ещё раз
* Наверх
< Вернуться в раздел «Грамматика»
Рис. 4
В дальнейшем база дополнялась и пополнялась новой информацией, в каждом разделе появились новые тесты и задания.
Онлайн-тесты и интерактивные упражнения для отработки лексики и грамматики, навыков аудирования и письма позволяют развивать самостоятельность обучающихся, их умения выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, а также предоставить обучающимся возможность выполнять упражнения различных уровней сложности и компенсировать нехватку отработки знаний, обусловленную личным опытом пользователя.
Следующим этапом развития сайта стал ещё один раздел - Экзамены (см. рис. 5), который логически завершает работу со всем курсом. Самая большая трудность этого раздела была в программировании таймера, ведь любой экзамен должен идти строго в определенных временных рамках.
PU г M
КОНЦЕПТ
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег.
научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14741
УДК 004:373.1
" ■ У,
: jj_aiilliiil Hgj'i
И 1 jfeaä мда.та 1
41 т ш\
i' Л ? t ""ШЕ
\
Дорогие друзья!
Рис. 5
Использование сайта, как средства повышения уровня знаний обучающихся, позволяет решать ряд учебных задач более эффективно, чем использование традиционных приемов обучения.
Результат для ученика:
1. Формирование универсальных учебных действий учащихся, языковой компетенции и метапредметных результатов деятельности (систематизация, обобщение и поиск информации).
2. Возможность сопоставить собственные результаты с результатами других участников проекта по тесту, по разделу.
3. Совершенствование навыков работы с интерактивными тестовыми заданиями.
4. Оценка и анализ успешности и недостатков учебной и проектной деятельности.
Результат для педагога:
1. Создание и апробирование новой формы дистанционного взаимодействия педагога и ученика - web-сайта «Английский для олимпийцев».
2. Индивидуальный мониторинг знаний по темам и разделам дистанционного курса английского языка.
3. Коррекция личной траектории учащегося при самостоятельном изучении английского языка.
Таким образом, при определенных условиях использование Интернет-ресурсов способствует созданию единой образовательной среды для развития языковой компетенции учащихся (в данном проекте углубленное изучение английского языка через дистанционное обучение посредством интернет-сайта).
Программирование позволяют автоматизировать процесс проверки работ учителем и сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон учеников; проанализировать, какие задания содержат наибольший процент ошибок, какие разделы и темы оказались самыми сложными, предоставить статистику по каждой теме, по каждому тесту, по каждому ученику, что является помощью в принятии учителем решений по дальнейшему планированию образовательной деятельности.
КОНЦЕПТ
Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14741. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14741 УДК 004:373.1
Valentina Kalikova,
teacher of Computer Studies, Gymnasia 2, Perm valentina-153@yandex.ru
Interactive website as a means of increasing the level of knowledge of students Abstract. This paper discusses the use of the interactive website to maintain a high quality of training, automation of the process of validation and estimation of knowledge of students and the formation of the modern educational space of school. Key words: interactive site, distance learning, automation of the work of the teacher.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М, кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
977230412014231