3. Khruthev, S.V. Vrachebnihyj kontrolj za fizicheskim vospitaniem shkoljnikov. - M., 1980.
4. Sovremennihe problemih gigienih goroda, metodologiya i puti resheniya: materialih plenuma Nauchnogo soveta po ehkologii cheloveka i gigiene okruzhayutheyj sredih RAMN i Minzdravsocrazvitiya RF / pod red. Yu.A. Rakhmanina. - M., 2006.
5. Abramova, T.E. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih podrostkov v usloviyakh vzaimodeyjstviya osobo okhranyaemihkh prirodnihkh territoriyj i obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj regiona. - M., 2002.
6. Morgan, W.R. Phisical Activity and Mental Health// In the Academy Papers Champaign N. K. R., 1994.
Статья поступила в редакцию 28.01.14
УДК 379.8.093
Shvetsova I. V. INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MUSICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A MUSIC STUDIO. The author studies the use of interactive technologies in musical education of young schoolchildren in conditions of a music studio. The research shows that the traditional forms and methods in the system of musical education are not effective enough in the realization of creative, intellectual and cognitive activities of young students. The paper shows that the use of interactive technologies helps to fill this gap, because their main feature is the feedback from a student to a teacher.
Key words: interactive technologies, musical education, music studio, team creative activities, primary school students.
И.В. Швецова, преп. СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», г. Санкт-Петербург, E-mail:
ishvezova@yandex.ru
ИНТЕРАКТИВНЫНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ
Автор обращается к вопросу применения интерактивных технологий в музыкальном воспитании младших школьников в условиях музыкальной студии. Сложившиеся в системе музыкального воспитания традиционные формы, методы и средства, как показала практика, не достаточно эффективны в реализации интеллектуальнотворческой и познавательной активности учащихся. Восполнить этот пробел, отчасти, возможно средствами интерактивных технологий, главной особенностью которых, является обратная связь от учащегося к педагогу.
Ключевые слова: интерактивные технологии, музыкальное воспитание, музыкальная студия, совместная творческая деятельность, младшие школьники.
Современная Россия переживает не простой этап возрождения забытых традиций, которых испокон веков придерживалось старшее поколение. За последнее десятилетие много из того, что было накоплено нашими предками, забыто и утрачено. В частности это относится и к музыкальному воспитанию подрастающего поколения, которое в современных условиях оказалось самым незащищенным от негативного влияния СМИ и пропаганды, а зачастую и навязывания ложных духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей.
На наш взгляд, музыкальное воспитание в условиях музыкальной студии, способно отчасти восполнить пробел в формировании музыкального вкуса и развитии интеллектуально-творческих способностей младших школьников в условиях досуга.
В настоящее время внимание современной педагогической мысли в области музыкального воспитания, обращено к поиску путей организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста таким образом, чтобы они в полной мере могли реализовать свойственную их возрасту творческую и познавательную активность, помочь максимально развить свои возможности и раскрыть интеллектуальный потенциал. На наш взгляд, перспективным направлением в реализации этой задачи, обладают интерактивные педагогические технологии, включающие в себя различные виды художественно-творческой деятельности, и прежде всего музыкальной.
Музыкальное искусство обладает неограниченными возможностями включения каждого учащегося в единый социокультурный процесс. Это объясняется тем, что музыкальная деятельность имеет широкий диапазон разнообразных форм и методов индивидуальных и групповых занятий, вокальное и инструментальное исполнительство, ансамблевое музицирование и еще множество иных способов, предоставляющих учащимся возможности самореализации и самоактуализации. Кроме того, вовлечение младших школьников в мир музыкального искусства посредством музыкальной деятельности, максимально соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся (наглядно-образный тип мышления, сенсомоторная стадия развития, двигательная природа восприятия и др.), т. е. является для них наиболее природосообразными.
В различные исторические периоды проблема определения целей и задач музыкального воспитания (обучения, развития) учащихся младшего школьного возраста имела различное решение. Так, до недавнего времени цель была подчинена социальному заказу, следовала идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммунистические идеалы, мораль и пр. Музыка не осознавалась как ценность, а, прежде всего, выполняла государственный заказ, являлась средством формирования нужного для государства человека.
С изучением музыкального искусства, установился иной подход, связанный с приоритетом дидактических целей: доминантой становится музыкальное знание само по себе, социальные и политические установки становятся второстепенными. Музыкальное произведение выступает в роли объекта анализа, а образно-эмоциональная сторона уходит на второй план.
Основой третьего варианта решения обозначенной проблемы - гуманитарные ценности - понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обуславливает направленность музыкального воспитания на создание условий для художественного общения с произведением, сотворчества и диалога.
Таким образом, понимая музыкальное воспитание как результат процесса музыкального обучения и развития, обозначим его цели:
- развитие музыкальности учащихся:
> эмоциональной отзывчивости на музыку;
> музыкальных способностей;
- формирование основ музыкальной культуры:
> развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыкальному искусству; переживание эстетический эмоций и чувств; эстетическая оценка, вкус);
> музыкального опыта;
> музыкальной грамотности;
> креативности учащихся.
Обобщая, можно сказать, что достижение поставленных целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных психолого-педагогических условий и особой эстетической среды для становления учащихся субъек-
тами музыкальной деятельности, полного раскрытия индивидуальности каждого участника творческого процесса.
Постановка данных целей следует из российской реформы образования 90-х XX в., в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики:
- признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности учащегося;
- создание оптимальных условий для его развития.
Музыкальное воспитание и обучение музыке, создают содержательно-смысловую основу развития, становясь его факторами и средствами, а также обладают большими возможностями получения и усвоения младшими школьниками социально-культурного опыта. Начиная с древних времен, в этой области, наука накопила огромное количество сведений. И к настоящему моменту сформировалось три основных направления:
1. Влияние музыки на организм человека.
2. Влияние на духовную сущность.
3. Влияние на интеллект.
Обращение отечественной педагогики к вопросам музыкального воспитания личности имеет свои давние традиции. В 20-х гг. XX века весомый вклад в разработку вопросов, связанных с формированием и развитием подрастающего поколения посредством творческой деятельности в области элементарного музицирования, внесли музыкально-педагогические системы Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева. Методы работы с детьми были направлены на творческий моторно-двигательный отклик на звучащую музыку, а также на активизацию музыкального мышления и музыкального восприятия в процессе музыкальной импровизации.
На рубеже 30-х гг. Н.Я.Брюсова особое внимание уделяла обращению педагогов к детскому сочинительству в процессе музыкальной деятельности. С.Т. Шацкий в своих работах обращался к развитию творческих способностей детей через ритмическую деятельность на импровизационной основе.
В 30-50 гг. взгляды этих педагогов нашли свой отклик в работах Н.А. Метлова, К.Б. Головской, Е.В. Коноровой, А.В. Кене-ман и др. Основной акцент был направлен на определение роли музыкального воспитания в общем формировании и развитии духовно-нравственной личности, изучения возрастных особенностей музыкального развития дошкольников, а также художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.
Особый вклад в создание отечественных музыкально-педагогических систем внесли Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая. Среди зарубежных музыкантов-педагогов можно выделить Э. Жака-Даль-кроза, З. Кодая, К. Орфа, Ш. Судзуки. Благодаря всестороннему изучению форм, средств и методов, они стремились найти пути, чтобы пробудить в каждом воспитаннике творческое начало, воспитать любовь к музыке, и, в дальнейшем подготовить духовно богатых личностей с высокими нравственно-эстетическими идеалами.
Младший школьный возраст - это особый этап в жизни каждого ребенка, так как из дошкольника, он становится школьником, т.е. субъектом систематического образования. По Д.Б. Эль-конину и А.Л. Венгер, хронологические рамки этого возраста включают детей 6-9 лет. В этот период в психике ребенка начинает происходить радикальное изменение всей структуры его духовной активности, формируются нравственные качества, активно осваиваются новые социальные роли. Он как бы заново открывает себя самому, переживая не известные до этой поры чувства. В этой связи, музыкальная деятельность в условиях музыкальной студии во внеурочное время, помогает учащимся проявить себя, попробовать свои творческие силы, наладить контакты со сверстниками, решить проблемы, связанные с вхождением в новую социально-культурную среду.
На современном этапе развития музыкально-педагогической мысли педагоги-новаторы и музыканты-просветители должны понимать, что наряду с традиционными методиками и формами работы, а также сложившейся за долгие годы системы музыкального воспитания, необходимо вводить элементы активного творческого участия самих учащихся в музыкальной деятельности.
Одним из способов решения данной проблемы нам видится в применении инновационных форм работы с младшими школьниками, включающие в себя интерактивные технологии обучения.
Понятие «интерактив», «интерактивность» заимствованы из анлгийского языка. «Inter» - между-, взаимо-, среди-, «akt» -действие, действовать, следовательно, «Interakt» - это взаимодействие. В учебно-воспитательном процессе интерактивность - это специальная форма организации какой-либо деятельности в режиме общего действия, которое предполагает достижение конкретных, прогнозируемых целей.
Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова определяют интерактивное обучение как специальную форму организации познавательной деятельности, которая предполагает «отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» [1, с. 8].
Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит путем постоянного активного, творческого взаимодействия всех субъектов деятельности, что позволяет создать комфортные условия для оптимального развития каждого учащегося, а также самореализации педагога.
В качестве совершенствования организационно-педагогических условий музыкального воспитания младших школьников, мы обратились к модели музыкальной студии, жизнедеятельность которой имеет свои отличительные черты и характеризуется тем, что условия неформального, дружеского, творческого общения, позволяют каждому участнику активно включиться в разработку и реализацию творческого проекта в коллективе, осознать свою значимость, освоить новые для себя социальные роли, а также раскрыть и реализовать свой интеллектуальнотворческий потенциал.
Процесс музыкального воспитания в условиях музыкальной студии базируется на следующих дидактических принципах интерактивного обучения:
- диалогическое взаимодействие (учитывается индивидуальность каждого учащегося, вариативность и неоднозначность взглядов, понимание и приятие точки зрения других, взаимная активность и взаимовлияние в процессе обмена информацией.
- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества (позволяет педагогу создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных творческих ситуациях, научить высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения и конструктивному решению и выходу из конфликтных ситуаций, а также сформировать коммуникативную культуру);
- активно-ролевая (игровая) деятельность (разнообразие средств позволяет активизировать и стимулировать интеллектуально-творческую деятельность учащихся, усвоение и закрепление навыков коллективных действий, освоение новых социальных ролей);
- тренинговая организация обучения (способствует формированию новых знаний, умений и опыта в какой-либо области, социальных установок, позволяет каждому учащемуся полноценно взаимодействовать на основе доверия и доброжелательного отношения друг к другу [2, с. 18].
В дидактическом смысле интерактивная музыкальная деятельность актуальна как эффективный метод стимулирования исследовательской и познавательной деятельности учащихся, в условиях модели «музыкальной студии», выступающей как форма созданной педагогами и учащимися уникальной художественно-творческой, эстетической среды, способствующей установлению продуктивных творческих контактов и раскрытию интеллектуально-творческого потенциала педагога и учащихся.
Реализация данных принципов предусматривает применение активных методов музыкального воспитания младших школьников и одновременного решения следующих задач:
1) учебно-познавательной;
2) коммуникативно-развивающей;
3) социально-ориентирующей.
Интерактивные технологии обучения имеют в своем арсенале большой образовательный и развивающий потенциал, обеспечивающий максимальную активность обучающихся в учебнотворческом процессе и позволяют достичь им следующих результатов:
- активизировать процесс понимания и творческого применения знаний решая практические задачи; получить новый опыт и осуществить перенос способов организации деятельности;
- повысить мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем; сформировать способность мыслить неординарно;
- раскрыть новые интеллектуально-творческие возможности учащихся, которые в дальнейшем позволят им сформировать профессиональные компетентности.
Нашей концепции интерактивного взаимодействия в наибольшей степени соответствует методический комплекс музыкального воспитания, разработанный О.П. Радыновой, которая определяет методы и приемы музыкального воспитания как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, умений осуществлять музыкальную деятельность [3, с. 109].
Основной акцент, который отмечает О.П. Радынова, делается на развивающей функции музыкального воспитания и обу-
Библиографический список
чения, в котором основополагающим моментом является применение поисковых и проблемных ситуаций, стимулирующих учащихся на практике применять накопленный ними опыт самостоятельных и творческих действий.
Таким образом, используемые нами педагогические интерактивные формы и методы работы с младшими школьниками в условиях музыкальной студии, позволяют на практике реализовывать гуманистический потенциал музыкального искусства, посредством которого происходит не только музыкальное воспитание учащихся, формирование музыкального вкуса и развитие их интеллектуально-творческих способностей, но и способствуют гармоничному социокультурному взаимодействию, формированию духовно-нравственных ориентиров, общекультурного развития, а также формированию и становлению мировоззрения современного человека.
1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. звед. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. -М., 2008.
2. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методич. пособ. - Саратов, 2009.
3. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. - М., 2012.
Bibliography
1. Panina, T.S. Sovremennihe sposobih aktivizacii obucheniya: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zved. / T.S. Panina, L.N. Vavilova. -M., 2008.
2. Stupina, S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vihssheyj shkole: uchebno-metodich. posob. - Saratov, 2009.
3. Goncharova, O.V. Teoriya i metodika muzihkaljnogo vospitaniya: uchebnik dlya stud. uchrezhd. sred. prof. obrazovaniya / O.V. Goncharova, Yu.S. Bogachinskaya. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 01.02.14
УДК 378
Sultanova, M.V. THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF EDUCATION OF POLICE OFFICERS AND THE WAY OF ITS REALIZATION IN THE STAFF OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS. In the article the foreign experience of education of police officers is analyzed. The author considers the possibility of its use in activities of the staff of the Russian Department of Internal Affairs.
Key words: foreign experience of education of police officers; police ethics; European code of police ethics.
М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: sultan_777@mail.ru
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье рассмотрен зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции и возможности его использования в деятельности сотрудников ОВД России.
Ключевые слова: зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции; полицейская этика; Европейский кодекс полицейской этики.
Анализ зарубежного опыта воспитания сотрудников полиции всё более широко применяется в процессе организации воспитательной работы с сотрудниками ОвД. Это связано с тем, что, не смотря на проводимые реформы, деятельность отечественной полиции не всегда отвечает всем предъявляемым к ней требованиям и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Определённые ориентиры в этом направлении можно получить, исходя из опыта зарубежных коллег.
В ряде стран данная педагогическая проблема связана с коренной реорганизацией полицейских служб, изменением их функций. Полиция превращается из государственной структуры, направленной строго на противодействие нарушению законов, в организацию, служащую населению в широком смысле, постоянно контактирующую с ним. Поэтому офицеры полиции нуждаются в глубоких этических знаниях и овладении прочными навыками этического поведения [1].
В европейских вузах, готовящих полицейских, этика рассматривается во взаимосвязи с остальными компонентами деятельности полицейской организации, включающей в себя и профессиональную подготовку кадров. Руководители и преподаватели полицейских вузов Европы, в основе своей, придерживаются
концепции постоянного и непрерывного обучения этике в процессе профессионального обучения сотрудников полиции на всех этапах их обучения и профессиональной карьеры.
Полицейская этика в европейских полицейских вузах включена в большинство курсов на всех этапах обучения: начальном, пролонгированном и в специализированном обучении. Данная дисциплина преподается на всех ступенях профессиональной подготовки полицейских: начальная подготовка, дальнейшее обучение и обучение руководства и управления полицией. Она входит в программу обучения как отдельный предмет. В настоящее время обучение этике офицеров полиции в Австрии, Бельгии, Греции, Венгрии, Норвегии, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, Великобритании представляет собой непрерывный процесс и начинается с начального этапа профессиональной подготовки, на продвинутых этапах вводятся специализированные курсы для старших офицеров полиции, на которых предоставляются знания по особенностям преподавания полицейской этики [2].
Во многих европейских высших учебных заведениях полиции принят подход, который интегрирует этические принципы и методики профессионального обучения сотрудников полиции