Научная статья на тему 'Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения'

Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / DIALOGUE LEARNING / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / LECTURE CLASSES / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Бибалова Саида Аслановна, Сиюхова Аминет Магаметовна

В статье рассматриваются возможности и практическое значение использования интерактивных технологий в системе вузовской подготовки для эффективной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Дается интерпретация понятия «интерактив», которое в образовательном процессе означает диалогичность обучающего и обучающихся. На основе эпистомологического метода и системного подхода показаны положительные качества интерактивных форм для проведения лекционных занятий, т.к. благодаря их применению облегчается усвоение учебного материала, а также происходит более эффективное закрепление полученных знаний с возможностью их самостоятельного применения. Отмечается благотворное влияние интерактивных форм образования на преодоление дефицита общения, свойственного для современного информационного общества. Показано, что традиционная форма трансляции знаний «сверху вниз» оказывается менее эффективной в сравнении с «горизонтальным» распространением учебной информации в связи с новыми качествами структуры личности современных обучающихся, имеющих клиповое мышление, не приученных к восприятию и письменной фиксации длинных текстов. Приводятся рекомендации по применению интерактивных технологий, способствующие реализации диалогического подхода в процессе обучения. Делается заключение, что интерактивные технологии в процессе вузовской подготовки представляют собой одно из условий проявления обучающимися их субъектной активности, а также выступают одним из важных средств повышения эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Бибалова Саида Аслановна, Сиюхова Аминет Магаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies as a means to improve the effectiveness of the learning process

The article considers the possibilities and practical importance of using interactive technologies in the system of university training for the effective implementation of the competency-based approach in vocational education. The concept of “interactive” is interpreted, which in the educational process means the dialogism of a teacher and students. On the basis of the epistemological method and the systematic approach, the positive qualities of interactive lecture forms are shown, as they facilitate material learning, and there is also a more effective consolidation of the acquired knowledge with the possibility of its independent application. The beneficial effect of the interactive forms of education on overcoming the communication deficit inherent in the modern information society is noted. It is shown that the traditional form of knowledge transfer “from top to bottom” is less effective compared to the “horizontal” dissemination of educational information in connection with the new qualities of a personality structure of modern students who have clip thinking, and are not accustomed to the perception and written fixation of long texts. Recommendations are given on the use of interactive technologies that contribute to the implementation of the dialogical approach in the learning process. It is concluded that interactive technologies in the process of university training are one of the conditions for students to manifest their subjective activity, and also act as one of the important means of increasing the effectiveness of the learning process.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

8. Netsenko O. V., Akimova A. M., Akimova G. M. The experience of socio-pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a large city // Childhood as an anthropological, culturalogical, psychological and pedagogical phenomenon: materials of the V International Scientific Conference. Samara, 2019. P. 61-66.

9. Netsenko O.V., Reushenko A.A. Directions of socio-pedagogical diagnosis of the artistic and cultural environment of a region // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2018. V. 7, No. 4(25). P. 166-168.

10. Netsenko OV The concept of "artistic and cultural environment": the need for an introduction to Pedagogy // Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University. 2015. No. 1(266). P. 78-81.

11. Feldstein D.I. Priority areas of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in a child and the situation of his development // Bulletin of the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 2010. No. 4. P. 20-32.

Тхакушинов A.K., Бибалова C.A., Сиюхова A.M. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, Президент ФГБОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Бибалова Сайда Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

E-mail: [email protected]

Сиюхова Аминет Магаметовна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия E-mail: [email protected]

УДК 378.025

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14014

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

В статье рассматриваются возможности и практическое значение использования интерактивных технологий в системе вузовской подготовки для эффективной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Дается интерпретация понятия «интерактив», которое в образовательном процессе означает диалогичность обучающего и обучающихся. На основе эпи-стомологического метода и системного подхода показаны положительные качества интерактивных форм для проведения лекционных занятий, т.к. благодаря их применению облегчается усвоение учебного материала, а также происходит более эффективное закрепление полученных знаний с возможностью их самостоятельного применения. Отмечается благотворное влияние интерактивных форм образования на преодоление дефицита общения, свойственного для современного информационного общества. Показано, что традиционная форма трансляции знаний «сверху вниз» оказывается менее эффективной в сравнении с «горизонтальным» распространением учебной информации в связи с новыми качествами структуры личности современных обучающихся, имеющих клиповое мышление, не приученных к восприятию и письменной фиксации длинных текстов. Приводятся рекомендации по применению интерактивных технологий, способствующие реализации диалогического подхода в процессе обучения. Делается заключение, что интерактивные технологии в процессе вузовской подготовки представляют собой одно из условий проявления обучающимися их субъектной активности, а также выступают одним из важных средств повышения эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетентностный подход, диалогическое обучение, психологические особенности обучающихся, лекционные занятия, интерактивные методы обучения.

Для цитирования: Тхакушинов А.К., Бибалова С.А., Сиюхова А.М. / Интерактивные технологии как средство повышения эффективности процесса обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 133-142. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14014.

Tkhakushinov А.К., Bibalova S.A., Siyukhova А.М. INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A ME ANS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE LEARNING PROCESS

Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, a professor, a füll member (academician) of the Russian Academy of Education, President of FSBEI HE "MSTU", head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI of HE "Maykop State Technological University" Maykop, Russia

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Bibalova Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor, an assistant

professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy

FSBEI of HE "Maykop State Technological University"

Maykop, Russia

E-mail: [email protected]

Siyukhova Aminet Magametovna, Doctor of Cultural Studies, an associate professor,

professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy

FSBEI of HE "Maykop State Technological University"

Maykop, Russia

Email: [email protected]

The article considers the possibilities and practical importance of using interactive technologies in the system of university training for the effective implementation of the competency-based approach in vocational education. The concept of "interactive " is interpreted, which in the educational process means the dialogism of a teacher and students. On the basis of the epistemological method and the systematic approach, the positive qualities of interactive lecture forms are shown, as they facilitate material learning, and there is also a more effective consolidation of the acquired knowledge with the possibility of its independent application. The beneficial effect of the interactive forms of education on overcoming the communication deficit inherent in the modern information society is noted. It is shown that the traditional form of knowledge transfer "from top to bottom" is less effective compared to the "horizontal" dissemination of educational information in connection with the new qualities of a personality structure of modern students who have clip thinking, and are not accustomed to the perception and written fixation of long texts. Recommendations are given on the use of interactive technologies that contribute to the implementation of the dialogical approach in the learning process.

It is concluded that interactive technologies in the process of university training are one of the conditions for students to manifest their subjective activity, and also act as one of the important means of increasing the effectiveness of the learning process.

Key words: interactive technologies, competency-based approach, dialogue learning, psychological characteristics of students, lecture classes, interactive teaching methods.

For citation: Tkhakushinov A.K., Bibalova S.A., Siyukhova A.M. / Interactive technologies as a means to improve the effectiveness of the learning process // Vestnik Maykopskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 133-142. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14014.

Высокие темпы научного прогресса, технологизация и информатизация социального пространства, обусловленные потребностями современного обще-

135

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ства, выдвигают новые условия для функционирования различных социальных сфер. Это в особенности касается образовательной сферы, поскольку именно она своей целью имеет формирование инструментальных основ различных видов деятельности человека. В контексте происходящих в системе российского образования изменений формирование этих основ осуществляется с учетом компетент-ностного подхода.

Являясь методологической основой современного образования, компе-тентностный подход делает упор на результат образовательного процесса. Однако результат здесь рассматривается не как некая сумма усвоенной информации, а как умения и способности действовать в разнообразных, в том числе в нестандартных, ситуациях, иными словами, как компетенции. [4]

По мнению Елшанского С.П., к числу наиболее значимых критериев эффективности образовательного процесса в вузе можно отнести использование элементов современных продуктивных подходов к обучению в учебном процессе, эффективность педагогов в русле «нетрадиционных» методов и технологий обучения, и возможность продуктивного практического освоения и совершенствования полученных знаний и умений. [3]

В качестве комплекса элементов современных продуктивных подходов к обучению, способствующих, на наш взгляд, успешному формированию различных компетенций в условиях вузовской подготовки, можно выделить интерактивные технологии обучения. Именно они более всего соответствуют деятельностной парадигме современного российского образования, поскольку позволяют создать условия для усвоения обучающимися знаний и умений посредством их участия в реально осуществляемой деятельности.

Как показывает педагогическая практика, применение в процессе обучения интерактивных технологий существенно повышает как количественные, так качественные показатели усваиваемого обучающимися учебного материала. Интерактивные технологии обучения позволяют выстроить систему организованного взаимодействия преподавателя и обучающихся, которая гарантирует педагогически эффективное воздействие, позволяющее в результате создать условия для переживания обучаемыми происходящей ситуации. [8]

В буквальном переводе с английского слово «интерактив» означает «взаимодействие». Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Иначе говоря, интерактивное обучение основано на диалоге, предполагающем взаимодействие. Именно поэтому сущностной характеристикой интерактивных технологий является то, что они базируются не только на психических процессах (восприятие, память, внимание, мышление, во-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

обряжение), но и (даже в большей степени) на творческом мышлении и воображении, общении и поведении. Применение интерактивных технологий предполагает замену транслирующих форм на диалоговые, которые включают в себя все стороны общения: обмен информацией, взаимодействие, взаимовосприятие и взаимопонимание. Поэтому при реализации такого рода технологий в педагогическом процессе происходит смена ролей обучающего и обучаемого. Обучающий перестает быть только транслятором и становится экспертом и консультантом, управленцем, помощником, организатором, а обучаемый перестает быть объектом воздействия и становится активным субъектом воздействия. Значение информации, ее роль тоже метается. Она перестает быть целью и становится средством для освоения необходимых операций и действий. [6]

В качестве основных задач интерактивных технологий обучения выступают: активизация индивидуальных интеллектуальных процессов обучающихся; пробуждение внутреннего диалога у обучающегося; создание условий для понимания и усвоения информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; перевод обучающегося на позицию субъекта воздействия; достижение двусторонней связи при обмене информацией между обучающимися.

Необходимо отметить, что элементы интерактивности в обучении хорошо зарекомендовали себя как в целях усвоения материала, так и в целях применения знаний. Они могут быть использованы не только для обобщения и закрепления, но и для контроля знаний.

Одной из важнейших особенностей интерактивных технологий является то, что процесс обучения происходит в совместной групповой деятельности. Это дает множество преимуществ интерактивным технологиям перед традиционными. Однако, в контексте данной статьи мы не ставим задачи противопоставления этих двух подходов в образовательном процессе. Напротив, умелое сочетание традиционных методов обучения с интерактивными, на наш взгляд, может обеспечить наилучшие результаты взаимодействия педагога с обучающимися.

Обучение в процессе совместной групповой деятельности позволяет решать поставленные задачи (учебные, поведенческие и пр.), снизить уровень тревожности, страха неудачи, неуспеха; стимулировать сотрудничество и взаимообучение; оказывать поддержку членам группы в ходе совместной работы. Интерактивные технологии предоставляют также возможность для формирования у обучающихся коммуникативных умений, навыков работы в коллективе, выработки командного духа, способствуют выработке толерантного и уважительного отношения к коллегам, а также формированию профессиональной компетентности в целом. [1]

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

Как уже отмечено выше, интерактивные технологии по своей специфике наиболее точно отвечают требованиям диалогического обучения, направленного на понимание и взаимопонимание. Размышляя на тему диалога как основы человеческого сознания, B.C. Библер, основоположник диалоговой концепции культуры, обращал внимание на то, что объяснение есть всегда взгляд «сверху вниз», есть всегда назидание. Понимание же, по его мнению, является общением, сотрудничеством, равенством во взаимопонимании [2]. В процессе совместной деятельности именно ситуация диалога обеспечивает проявление осознанности у субъектов обучения, которые активно взаимодействуют, стремятся к достижению своих целей. Опыт использования разнообразных образовательных технологий показывает, что традиционные методы изложения нового материала посредством чтения лекции не всегда могут достичь необходимую концентрации внимания и мышления у обучающихся для системного усвоения знаний и применения их в дальнейшей деятельности. Знания важны, однако в условиях информационного общества не являются главной целью обучения. Важны способности применять на практике, в любых ситуациях эти знания, способности самостоятельно их добывать. И поэтому монолог обучающего с трудом обеспечивает активную, осознанную позицию обучающегося в приобретении багажа знаний и умений.

Групповые формы занятий в контексте интерактивных технологий обладают большими ресурсами для реализации диалогичности в процессе обучения. Они позволяют максимально приблизить смоделированные ситуации к естественным и предполагают комфортное для обучающихся участие в процедуре занятия. Это касается и таких форм организации процесса обучения в вузе, как лекции. Лекция при традиционном подходе к обучению представляет собой именно ту форму занятия, при которой преподаватель чаще всего представляет учебный материал, согласно B.C. Библеру, «сверху вниз». В таком формате проводится большинство лекционных занятий в российских вузах. Однако отметим, что за последнее время все чаще встречаются нетрадиционные подходы к проведению лекций, при которых используются элементы интерактивности (например, лекции-презентации). Это во многом связано с переходом на новые государственные образовательные стандарты и реализацией уже упомянутого компетентностного подхода в системе высшего образования, требующих поисков новых подходов к процессу обучения, которые позволили бы в результате вузовской подготовки в соответствии с главной целью нацпроекта «Образование» получить конкурентоспособного специалиста.

Изменения подходов в использовании педагогических технологий также требуют и психологические характеристики обучающихся современных высших учеб-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

ных заведений, которых можно отнести к поколению Z (по «теории поколений», созданной Нилом Хаувом (Neil Howe) и Уильямом Штрауссом (William Strauss) и адаптированной в России командой по руководством Евгении Шамис) [7].

Поколение обучающихся в современных школах и вузах можно охарактеризовать следующими особенностями:

- обладают «перекрестным» восприятием информации - они привыкли работать с материалами, наполненными гиперссылками;

- клиповое мышление преобладает над образным;

- их мир не делится на цифровой и реальный, для них жизнь имеет свойство перетекать на экран и обратно;

- относятся к первому поколению, которое формировалось в мультикуль-турной среде, поэтому им менее свойствены категоричность и непринятие относительно других;

- не склонны читать много, что, впрочем, не доставляет им неудобств, поскольку могут мыслить глобально и привыкли получать информацию мгновенно и со всего мира сразу;

- не имеют привычки долго концентрироваться на чем-то;

- среди них часто встречаются склонные к аутизации как способу взаимодействия с миром, либо представители с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью;

- хотят узнать как можно больше информации за минимальный отрезок времени.

Исходя из выше перечисленного, при планировании лекционных занятий следует помнить о том, что привычная форма подачи учебного материала для современных студентов является малоэффективной. Следует сказать, что чтению лекции преподавателем и ее восприятию обучающимися препятствует отсутствие опыта конспектирования у последних, вызванное опять-таки постоянным обращением к техническим средствам, гаджетам и информационным ресурсам сети интернет. В особенности это касается обучающихся первых двух курсов. Кроме того, психологи утверждают, что человеку сложно качественно выполнять два вида новой деятельности, а именно: воспринимать новый учебный материал и конспектировать лекцию. По этой причине на лекциях намного продуктивнее будет чередование записей с организацией восприятия и усвоения.

Необходимо отметить также, что лекции, как, впрочем, и другие занятия, должны быть строго структурированы, материал должен быть разбит на небольшие, но информативные блоки, содержащие точные сведения и доступные для быстрого усвоения. Положительный эффект дает также смена форм подачи инфор-

139

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

мации, видов деятельности. Наиболее комфортной для восприятия нового поколения обучающихся является визуальная информация. Как показывает практика, ей они отдают предпочтение чаще. При этом нужно помнить, что устные комментарии к визуальной информации играют не менее важную роль, поскольку позволяют донести подлинный смысл визуального изображения и способствуют лучшему запоминанию материала. Преподнесение учебного материала в форме проблемы, требующей совместного рассуждения, размышления, позволяет привлекать к процессу познания всю аудиторию слушателей. В этом случае обучающиеся имеют возможность приобретать кроме знаний нечто большее. Они имеют возможность обрести тот стиль творческого мышления, которым обладает сам педагог [5].

Каждый пройденный блок учебного материала необходимо завершать подведением промежуточных результатов в его непосредственной взаимосвязи с постановкой задач на следующем этапе обучения. В диалоге с обучающимися в контексте занятия необходимо предоставлять им возможности для демонстрации тех знаний, которыми не владеет сам преподаватель. Это позволит им чувствовать себя равноправными участниками учебно-воспитательного процесса и будет в дальнейшем стимулировать к проявлению активности.

Используя разнообразные технические средства, соответствующие логике излагаемого учебного материала ситуации и примеры, способы и приемы обратной связи, педагог значительно повышает эффективность усвоения теоретической части программы дисциплины, делает лекцию содержательно более разнообразной, создает условия для стимулирования и поддержания познавательного интереса и активности обучающихся. Так, набирающая популярность среди преподавателей вузов, лекция-презентация обладает, на наш взгляд, достаточным потенциалом для поддержания активного интереса обучающихся и реализации педагогом диалогичности в процессе обучения. При этом отметим, что центральное место в подобного рода лекциях занимают не слайды, а речь преподавателя, его эрудиция, профессионализм и мастерство.

Групповое обсуждение и взаимодействие при использовании таких интерактивных методов обучения, как викторины, ролевые и деловые игры, круглые столы, кейс-стади, мозговой штурм позволяют восполнить имеющийся у обучающихся дефицит реального общения, развивать коммуникативные навыки и навыки взаимодействия в процессе выполнения совместной деятельности.

Поводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить, что выбор методов обучения для конкретного занятия должен быть обусловлен следующими моментами:

- характером познавательной деятельности обучающихся (имеется в виду степень их активности и самостоятельности);

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

- внешними формами организации познавательной деятельности обучающихся, которые определяются целями, спецификой информации и уровня подготовки аудитории.

Таким образом, интерактивные технологии в процессе вузовской подготовки представляют собой одно из условий проявления обучающимися их субъектной активности, а также выступают одним из важных средств повышения эффективности процесса обучения.

Литература:

1. Бибалова С.А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1. С. 83-87.

2. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. 413 с.

3. Елшанский С.П. Об оценке эффективности образования в вузе // Проблемы современного образования. 2017. №5. С. 99-108.

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М., 2003. 101 с.

5. Матюшкин A.M. Как формировать творческую личность? // Вестник высшей школы. 1986. №2. С. 72-76.

6. Сысоева Е.Ю. Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/230/Action230-79813.pdf

7. Теория поколений в России [Электронный ресурс]. URL: http://rugenerations.su/

8. Труфанов Н.И. К вопросу практического использования мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции (4-5 марта 2015 г.). Иркутск, 2015. С. 171-173.

Literature:

1. Bibalova S.A. Interactive teaching methods in the context of university training of specialists-future doctors // Bulletin of Maykop State Technological University. 2015. Issue. 1. P. 83-87.

2. Bibler V.S. From science to the logic of culture: two philosophical introductions into the twenty-first century. M., 1991. 413 p.

141

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43

3. Elshansky S.P. On the assessment of the effectiveness of education in a university // Problems of modern education. 2017. No. 5. P. 99-108.

4. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G. Sokolova O.V. Competency-based approach in education. Problems, concepts, tools: educational-methodical manual. M., 2003. 101 p.

5. Matyushkin A.M. How to create a creative personality? // Bulletin of higher education. 1986. No. 2. P. 72-76.

6. Sysoeva E.Yu. Interactive teaching technologies in the system of advanced training of teachers [Electronic resource], URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/230/Acti on230-79813.pdf

7. The theory of generations in Russia [Electronic resource], URL: http://rugenerations.su/

8. Trufanov N.I. To the question of the practical use of multimedia technologies in the educational process of a university // Training for power structures: modern areas and educational technologies: materials of the Twentieth All-Russian Scientific and Methodological Conference (March 4-5, 2015). Irkutsk, 2015. P. 171-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.