УДК 378 (14.35.09)
Т. С. Ударцева, Г. Д. Жаксыбаева
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Рассматриваются такие вопросы, как развитие иностранной языковой компетенции профессиональной направленности в неязыковом вузе и переход на новую парадигму в образовании, в основе которой лежит компе-тентностный подход, позволяющий ориентировать языковой и речевой материал на будущую профессиональную деятельность студента. Предлагается использовать интерактивные подходы (деловая игра) в преподавании иностранного языка, что позволит решить несколько задач в условиях ограниченного времени и добиться результативности учебного процесса.
Ключевые слова: иностранная языковая компетенция, компетентностная парадигма образования, Болонский процесс, интерактивное обучение, деловая игра.
В рамках экономической и политической глобализации Казахстана в рамках международного сотрудничества в настоящее время значительно изменились требования, предъявляемые работодателями к выпускникам казахстанских вузов, в том числе неязыковых специальностей. Современный специалист с высшим образованием помимо высокого профессионального уровня должен обладать высоким уровнем иностранной языковой компетенции для успешной профессиональной деятельности, включающей в себя профессиональный рост, обмен опытом с иностранными коллегами, научные исследования и т. д.
Коммуникативная культура, процессы развития и самоактулизации личности каждого участника образовательного процесса - основные тенденции изменений, происходящих в настоящее время в системе образования.
В высших учебных заведениях Казахстана при внедрении условий Болонского процесса наиболее востребована компетентностная парадигма образования [1]. При этом итогом деятельности образовательного учреждения становятся компетентности, отражающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, общению, поведению; моральнонравственные нормы, социально-культурные обретения и взаимодействие с окружающей действительностью [2].
Каждый неязыковой вуз имеет свою профессиональную направленность и связан с конкретной отраслью хозяйственной деятельности, поэтому требуется произвести отбор содержания и методов обучения иноязычному общению в вузе технического профиля, включив в ситуативный диапазон тематических областей соответствующий языковой и речевой материал, отражающий специфику, например, машиностроительной отрасли и будущей профессиональной деятельности студента.
Современные государственные образовательные стандарты соответствуют потребностям инже-
нерно-технической практики и соотносят содержание обучения иностранному языку в техническом вузе с требованиями рынка профессионального труда, интересами и потребностями гражданского общества в высококомпетентных и квалифицированных специалистах. Не случайно компетентностный подход признан основой новой парадигмы высшего профессионального образования.
В настоящее время в процессе преподавания и изучения дисциплины «Иностранный язык» существует ряд противоречий:
- между высокими требованиями работодателей к уровню подготовки студентов технических вузов в целях иноязычного профессионального общения и недостаточным вниманием к дисциплине «Иностранный язык» в профессионально направленном обучении;
- между потребностью студентов в эффективном обучении иностранному языку в целях профессионального общения и неготовностью преподавателей сочетать традиционные и инновационные методы в образовательном процессе по иностранному языку.
Решение данных противоречий заключается в использовании эффективных интерактивных методов обучения иноязычному профессиональному общению.
Интерактивность в процессе изучения иностранного языка понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения. В процессе применения коммуникативного подхода целью обучения становится прежде всего овладение иностранным языком как средством общения, достаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции является успехом взаимодействия участников общения. Необходимо также отметить, что факт речевого взаимодействия не всегда означает, что общение состоялось. В таких случаях участники взаимодействия произносят фразы, реплики, но обмена информацией, по-
Т. С. Ударцева, Г. Д. Жаксыбаева. Интерактивные методы в процессе формирования.
нимания и взаимовлияния в процессе взаимодействия не происходит [3].
Именно данный факт и объясняет необходимость применения методов интерактивного обучения на занятиях иностранного языка. Исходя из собственного опыта, можно отметить, что применение интерактивных методов обучения на практических занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционной формой проведения занятий. Данные методы решают нескольких конкретных задач в условиях ограниченного времени; дают возможность каждому студенту принимать активное участие в проведении занятия; являются средством установления взаимопонимания между преподавателем и студентом и между самими студентами; дают возможность демонстрировать и активизировать свои знания, проявлять различные качества своей личности, в частности, такие как целеустремленность, познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, фантазия, воображение и др. Кроме того, при такой форме организации учебного процесса у студентов формируется желание и готовность вступать в процесс общения; уверенность в своих силах; умение понимать своих собеседников и при необходимости находить компромиссы, а также способность реализовывать цели коммуникативного акта [4].
В процессе формирования профессиональной компетенции будущих специалистов при изучении иностранного языка наиболее успешными являются следующие формы организации практических занятий: конкурсы, конференции, проекты, деловые игры, дискуссии, видеозанятия и др.
Анализ теоретических исследований и собственный практический опыт работы с использованием нетрадиционных форм проведения практических занятий при подготовке будущих специалистов позволяют говорить о том, что деловая игра является одним из наиболее действенных и многоплановых методов. Интерактивный подход является основой принципов построения деловой игры, так как включает в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что формирует интерактивный характер профессиональных компетенций.
Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики, психолого-
педагогическими принципами построения деловой игры являются принципы игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип имитационного моделирования конкретных условий производства, принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, проблемности содержания имитационной модели, двуплановости [5].
Структурными элементами деловой игры являются: цель игры, ее предмет, сценарий и правила. При определении целей деловой игры необходимо учитывать, чему и как обучать в процессе деловой игры ее участников, какие результаты необходимо достичь.
Организация деловой игры на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности и инициативы как преподавателя, так и студентов. Планируя деловую игру, необходимо прогнозировать цели и следовать правилам проведения:
- игра проводится в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа студентов;
- учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности студентов, их уровень знаний и интересы;
- доводятся до сведения правила игры.
Предметом игры является элемент деятельности
участников игры, который замещает элемент настоящей профессиональной деятельности. Сценарием игры является ее подробное описание, а правила игры - это отражение определенных профессиональных процессов и явлений. Результатом же деловой игры должно стать формирование определенных профессиональных компетенций студентов.
Исходя из собственного опыта, мы можем отметить, что занятия в форме деловой игры значительно активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.
Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения, необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
3. Колесникова И. Л. Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. С. 44.
4. Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования. 1994. Вып. 2. С. 12-14.
5. Качалов Н. А., Собинова Л. А. Формирование профессиональных мотивов студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 110-114.
Ударцева Т. С., преподаватель.
Карагандинский государственный технический университет.
Бульвар Мира, 56, Караганда, Республика Казахстан, 100027.
E-mail: [email protected]
Жаксыбаева Г. Д., преподаватель.
Карагандинский государственный технический университет.
Бульвар Мира, 56, Караганда, Республика Казахстан, 100027.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.01.2014.
T. S. Udartseva, G. D. Zhaksybayeva INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE
This article deals with such problems as development of professionally-oriented foreign language competences in non-linguistic higher schools, transition to new paradigm which is based on competence building approach which allows to orient language material to future professional activity of students. The use of interactive approaches in teaching foreign language allows to solve several educational tasks in time limited conditions and make teaching and learning process more interesting and productive.
Key words: foreign language competence, «Competence» paradigm in education, the Bologna process, interactive teaching, business game.
References
1. Andreev A. L. Competence paradigm in education: experience of philosophical and methodological analysis. Pedagogy, 2005, no. 4, pp. 19-27 (in Russian).
2. Zimnyaya I. A. Key competence as effectively-targeted competency-based approach in education. Moscow: Research Center of the quality of specialists training, 2004. 40 p. (in Russian).
3. Kolesnikova I. L. English Russian handbook on methods of teaching foreign languages: handbook. IVIoscow, Dropha Publ., 2008. 44 p. (in Russian).
4. Verbitskiy A. A. Whether business games develop: the problem of classification of game procedures. Problems of Psychology of Education, 1994, no. 2. pp. 12-14 (in Russian).
5. Kachalov N. A., Sobinova L. A. The forming of professional motives of non-language students in the process of foreign language studying. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4, pp. 110-114 (in Russian).
Udartseva T. S.
Karaganda State Technical University.
Bulvar Mira, 56, Karaganda, Republic of Kazakhstan, 100027.
E-mail: [email protected]
Zhaksybayeva G. D.
Karaganda State Technical University.
Bulvar Mira, 56, Karaganda, Republic of Kazakhstan, 100027.
E-mail: [email protected]