Научная статья на тему 'Интерактивное медиапространство как фактор развития туристических журналов'

Интерактивное медиапространство как фактор развития туристических журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
618
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ / TRAVEL MAGAZINES / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / ДИАЛОГ С ОБЩЕСТВОМ / DIALOGUE WITH SOCIETY / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / ELECTRONIC MASS MEDIA / БЛОГИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ / BLOGS ABOUT TRAVEL / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СМИ / MULTIMEDIA MASS MEDIA / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / INTERNET AUDIENCE / ИНТЕРАКТИВНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / INTERACTIVE MEDIA SPACE / MAGAZINES ABOUT TOURISM / ELECTRONIC MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростовская Ю. В.

В статье исследуются особенности трансформации группы журналов о путешествиях и туризме в условиях интерактивного диалога с обществом, анализируется их контент и определяются перспективные тенденции развития. Рассматривается роль современных медиатехнологий в формировании облика туристических изданий, а также влияние аудитории на их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE MEDIA SPACE AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF MAGAZINES ABOUT TOURISM

In article features of development of group of magazines about travel and tourism in the conditions of interactive dialogue with society are investigated, their content is analyzed and perspective tendencies of development are defined. The role of modern media technologies in formation of shape of tourist editions and influence of audience on the contents is defined.

Текст научной работы на тему «Интерактивное медиапространство как фактор развития туристических журналов»

УДК: 070 ББК: 76

Ростовская Ю.В.

ИНТЕРАКТИВНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

Rostovskaya Y. V.

INTERACTIVE MEDIA SPACE AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF MAGAZINES

ABOUT TOURISM

Ключевые слова: журналы о путешествиях, туристические журналы, социальные медиа, диалог с обществом, социальные сети, электронные СМИ, блоги о путешествиях, мультимедийные СМИ, интернет-аудитория, интерактивное медиапространство.

Keywords: travel magazines, magazines about tourism, social media, dialogue with society, electronic media, social networks, electronic mass media, blogs about travel, multimedia mass media, Internet audience, interactive media space.

Аннотация: в статье исследуются особенности трансформации группы журналов о путешествиях и туризме в условиях интерактивного диалога с обществом, анализируется их контент и определяются перспективные тенденции развития. Рассматривается роль современных медиатехнологий в формировании облика туристических изданий, а также влияние аудитории на их содержание.

Abstract: in article features of development of group of magazines about travel and tourism in the conditions of interactive dialogue with society are investigated, their content is analyzed and perspective tendencies of development are defined. The role of modern media technologies in formation of shape of tourist editions and influence of audience on the contents is defined.

В эпоху цифровой революции происходят глобальные изменения медиапространства, которые проявляются в модификации функциональных моделей СМИ. Это существенным образом меняет облик современных изданий, методы работы, способы подачи информации. Важными векторами развития масс-медиа становятся возрастающие с каждым годом интерактивность и мультимедийность. Интеграция в сферу Интернет, использование различных платформ для подачи информации стирают границы между традиционными печатными, аудиовизуальными и электронными СМИ. Это рождает новые модели изданий, влияет на их концепции и содержание. С ростом общественной активности и популярности социальных медиа в сети Интернет особую роль приобретает курс на взаимодействие и диалог с аудиторией, который становится одним из факторов успеха в журналистике. Не обошли эти тенденции стороной и группу журналов о путешествиях и туризме.

СМИ как коммуникативная сфера

Переход к интерактивному общению с аудиторией можно назвать одной из основных трансформаций современных медиа в целом и журналов о путешествиях и туризме в частности. Он оказал огромное влияние на их развитие. С использованием новых цифровых технологий была получена возможность делиться информацией «он-лайн» и обсуждать ее. СМИ утратили монопольное право на распространение актуальной информации, перестали восприниматься как единственный канал ее получения, особенно среди молодежи. Это привело

к бурному росту числа социальных медиа - социальных сетей, интернет-сообществ, блогов, и т.п., которые позволили объединить поставщиков информации и их аудиторию. Такие процессы обусловили метаморфозы медиа - интеграцию в цифровое поле и Интернет, чтобы соответствовать запросам общества. Возникла необходимость в наличии не только коммуникации, основанной на диалоге редакции с читателями, но и взаимодействия средств массовой информации и общества. Аудитория заинтересована в информированности, публичности обсуждения, а издания нуждаются в обратной связи для улавливания новых тенденций, привлечения читателей, удержания их внимания, повышения качества контента. Благодаря этим процессам информационный потенциал общества получил возможность реализоваться через медиа, а они сами и их информационные площадки, в свою очередь, стали частью повседневной жизни аудитории. СМИ превратились в специфическую коммуникативную сферу, причем эта коммуникация не только объединяет различные социальные слои, но и является самостоятельной системой. На площадках СМИ создаются сообщества, объединенные концептуально - медиаформатом издания. Информация проходит сквозь опосредованный передатчик и фильтр - редакцию, видоизменяясь в результате модерации контента, и уже в преобразованном виде воспринимается аудиторией.

Интерактивные технологии и контент журналов о путешествиях

Такие качества электронных медиа как доступность информации, отсутствие про-

странственных ограничений, оперативность, интерактивность и мультимедийность привели к конвергенции печатных изданий и созданию ими собственных сайтов. Начав с простого дублирования содержания выпусков в Интернете, вскоре журналы о путешествиях перешли к новым модификациям медийных технологий, которые стали применять, в том числе, и социальные сети. Возникла потребность в привлечении этой части аудитории с помощью популярных соцсетей, через которые можно войти на сайт журналов о путешествиях, а также через предоставление своей информационной площадки как пространства для диалога с аудиторией, взаимодействия и сотрудничества с ней.

Все журналы о путешествиях так или иначе «социализировались»: они создают виртуальные сообщества или так называемые «клубы» на своих сайтах и порталах в Интернете, ведут официальные блоги в соцсетях. Как правило, на сайты журналов можно зайти через популярные соцсети и сервисы: «Вконтакте», Facebook, Google +, Twitter, Instagram, YouTube. Самый обширный список у журнала «Вокруг Света», который единственный использует, помимо перечисленных, еще и российские соцсе-ти «Одноклассники», «Мой мир». Также он предлагает воспользоваться агрегатором RSS или RSS-ридером, чтобы быть всегда в курсе, что нового появилось на сайте, даже не заходя на него. Сами журналы присутствуют в электронном виде в качестве flash-версий с возможностью пролистывания страниц. Свежие номера предлагается купить и просмотреть онлайн или оформить подписку.

Выбор социальной сети зависит от ее популярности у определенной аудитории, на которую журналы делают ставку. Так, на новости журнала «Отдых в России» можно подписаться в Facebook и «Вконтакте», на сайт добавлены также значки Twitter и Livejournal.

Создание страницы в соцсети и ведение блога как одна из форм диалога и привлечения читателей существует достаточно давно. К примеру, журнал CondeNast Traveller ведет официальный блог в Twitter с мая 2011 г. Другая возможность - создание сообщества на собственном сайте издания. Первое, что можно увидеть на сайте GEO рядом с логотипом - значок «Сообщество» вверху страницы. Также на сайт заходят через Facebook и «Вконтакте», подписываются на новости в Twitter и Google +, отправляют ссылки на материалы, нажав на специальную кнопку «e-mail».

Научно-популярный географический портал журнала National Geographic тоже обладает своим «NG-клубом», где публикуются приглашения в организованные редакцией поездки: фототуры, мастер-классы, выставки. В соцсетях не только создаются сообщества и производятся

подписки на новости, но и организуются прочие акции. National Geographic предлагает в Instagram: «Хотите, чтобы мы увидели ваше фото, пометьте его тегом #natgeoru. Лучшие работы опубликуем». Используются также специальные пометки информационных партнеров, например, «Друзья NG».

Глобальная сеть с ее множеством источников информации дает человеку огромные возможности выбора, причем выбора как никогда легкого. В связи с этим необходимо удерживать внимание читателя в этом мощном информационном потоке, успевать за событиями, а то и генерировать их. Поэтому многие журналы о путешествиях характеризуются большей, нежели раньше, вовлеченностью в информационную и общественную жизнь. На их сайтах публикуются анонсы новостных сетей и информационных партнеров, журналы проводят конкурсы, устраивают тесты и т.п. В рубрике «NG-клуб» публикуются объявления о мероприятиях, в которых участвует журнал, рассказывается о его жизни, в том числе, общественной. Это разнообразные «дизайн-субботники», фотофорумы, фестивали, где гости могут посетить различные лекции и занятия, игры, концерты, спектакли.

В результате «социализации» журналы становятся «ближе к народу» и по содержанию. Например, в журнале «Отдых в России» есть рубрика «Дневник путешественника», где рассказывают о путешественниках, любителях активного отдыха, увлеченных туризмом людях.

В связи с распространением цифровых технологий актуализируется состав рубрик журналов. Так, на сайте National Geographic появилась рубрика «Мобилография», где представлены фотографии, снятые на смартфон, с сопровождающим текстом. А на портале «Вокруг Света» можно написать заметку в раздел «Энциклопедия», которая впоследствии проверяется редакцией на предмет достоверности.

Более широко стали использоваться интерактивные возможности: на сайте GEO размещена карта мира, которую можно увеличить и найти необходимую точку, нажав на которую пользователь получает ссылки на статьи об этом географическом объекте. На портале «Вокруг Света» есть раздел «Хронограф», представляющий собой календарь с датами. Выбрав число, читатель получает информацию об исторических событиях, происходивших в этот день. Изменился и подход к фотоиллюстрациям: если раньше на сайтах изданий они были статичны, то теперь некоторые используют смену части видеоряда за короткий промежуток времени.

Многие издания идут по пути визуализации контента. Нередко это сопровождается снижением количества и объема текстов. Например,

в журнале «Вокруг Света» появилась рубрика «Особый ряд», 15 разворотов которой отданы фотографиям в сопровождении краткого поясняющего текста, а также рубрика «Один кадр», построенная по тому же принципу.

На сайтах все большую популярность приобретают фотоблоги, куда читатели могут загрузить снимки, сделанные в путешествиях, или редакция выбирает их среди контента подписчиков сообщества. Появляются рубрики «Фотопоток». А GEO даже создал на сайте отдельный раздел «Видео».

Таким образом, с использованием возможностей новых технологий журналы актуализируют редакционные функции, повышают степень организованности массового информационного процесса, совершенствуют информационные отношения между читателями и редакцией.

Влияние общества на медиапроцессы в интерактивном пространстве

Начавшись с возможности обмена мнениями, комментариями и фотографиями, сделанными в поездках, диалог с аудиторией привел к возможности публикации текстов, созданных блогерами, на официальных сайтах крупных изданий. К примеру, журнал «Афиша-Мир», полностью перенесший издание в Интернет, стал применять практику привлечения «экспертов», как их называет редакция - пользователей соцсетей, предоставивших интересную информацию о каких-либо местах. Они могут отправлять на сайт журнала свои фотографии и тексты о путешествиях. Через призму авторского восприятия и отражения действительности создается мозаичная картина жизни.

Так возникает феномен коллективной журналистики, раздвигающей за счет числа и активности своих участников границы информационного горизонта, существенно увеличивая возможности познания. При этом издания участвуют в процессе в качестве модератора и редактора публикаций, выбирающего, правящего и проверяющего достоверность материалов. На первый план выступают такие качества «народной» журналистики, как многообразие, оперативность, актуальность информации и т.п. Ни одно издание не имеет настолько обширной материально-технической базы, чтобы отправить корреспондентов в десятки тысяч уголков мира одновременно. Сообщество из большого количества сторонних авторов, которые находятся «на местах» и обмениваются информацией в виртуальном пространстве, имеет такие возможности. Интернет-аудитория получила шансы определять редакционную политику. Особенно с введением практики народных комментариев и рейтингов, когда работа журналистов и блогеров стала получать оценки.

Интерактивное медиапространство дало индивидам не только возможность публиковать

материалы и высказывать свое мнение, но и влиять на процессы в обществе: рекомендовать направления и объекты туризма, формировать картину мира и т.п. Более того, «уравнивание» функций социальных медиа и традиционных, обусловленное использованием одних и тех же технологий, позволило обычным пользователям Интернета, загружающим на сайты журналов свои фото, видео, аудиоматериалы, текстовые заметки и комментарии, воздействовать на широкий пласт аудитории масс-медиа посредством самих этих медиа, дополняя своими материалами часть их контента.

Это привело не только к активному участию общественности в создании самого журнала, но и к переносу обязанностей журналистов на сторонних авторов - членов сообщества. Они принимают все большее участие в информационном наполнении сайтов и, соответственно, влияют на облик изданий. С одной стороны, это формирует более богатую картину мира, обогащает интеллектуальный, аксиологический, проективно-поведенческий потенциал читателей. Но есть и обратная сторона - разный уровень качества этих материалов с точки зрения формы и содержания, ведь они создаются не профессиональными журналистами, а обычными путешественниками, иногда не владеющими приемами литературного творчества, видео- и фотосъемки.

В результате участия общества в информационных процессах претерпели изменения не только творческая, но и экономическая составляющие работы редакций. В непростых финансовых условиях, в которых находится печатная пресса России, использование внешних авторов снижает нагрузку на бюджет журналов. За последние годы из редакционных коллективов туристических изданий в целях оптимизации расходов постепенно были выведены многие штатные авторы. Теперь же появилась возможность сэкономить и на внештатных, используя «народное творчество».

Эксперты отмечают, что в СМИ возросло применение так называемого пользовательского контента. С одной стороны, это приветствуется участниками информационного рынка: «...Есть тенденция на возвращение к UGC (User-generated content, пользовательский контент). Несколько лет назад медиа сильно разошлись с сервисами, а пользователей признали недееспособными авторами. О пользователях забывать нельзя, пусть деятельных — мизерное количество»1. С другой, говорит о проблемах: «Поскольку деятельность высококвалифицированных профессио-

1 Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в журналистскую работу // ht:tp://www.gipp.ш/viewerphp?id= 52339.

нальных журналистов оказывается все более дорогостоящей, руководители медиа вынуждены чаще обращаться к синдицированной более дешевой или бесплатной продукции, в том числе блогерской информации»1.

Нередко журналы не ограничиваются привлечением пользователей на свою информационную площадку. Бывает, что «редакции онлайн-изданий часто выуживают из соцсетей новости и фотографии пользователей, которые по воле случая находятся в центре тех или иных событий»2. И это уже не выглядит безобидно: «Да, пользовательский контент позволяет редакциям экономить время и деньги, но чаще всего это не является интеграцией. Это паразитирование. Издания (...) выпрашивают разрешение на его использование или заманивают лояльного пользователя на свою площадку, прикрываясь идеями сообщества и при этом бесплатно используя его труд ради собственной наживы. Впрочем, некоторые издания иногда платят деньги таким «народным корреспондентам», но пока это выглядит скорее как исключение, чем правило»3.

Активная интеграция пользовательского и редакционного контента, по мнению аналитиков, продолжится: «Ни одна редакция не сможет обеспечить такую информацию материально-технически. Значит, приходится прибегать к помощи блогеров, ведь эта информация самая актуальная»4.

Таким образом, можно наблюдать тенденцию к актуализации и социализации информации, чему призваны способствовать сайты журналов о путешествиях. Если раньше делалась ставка на не «привязанные» ко времени тексты, то теперь все изменилось. Избалованному интернет-изобилием читателю требуются свежие и оригинальные материалы. К примеру, после землетрясения в Непале в блогах одного из изданий была опубликована статья о его последствиях глазами путешественника. Главное, используя блоги, не увлекаться исключительно новостной и фото-информацией, урезав качественные авторские тексты.

С использованием новых возможностей для интерактивного общения на первый план выходят личность, индивидуальное восприятие действительности и впечатления. Все большее значение приобретает оценка индивидума по этим параметрам со стороны интернет-

1 Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2013. - № 6.

2 Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в журналистскую работу // http://www.gipp.ru/ vie-wer.php?id=52339.

Там же.

4 Там же.

сообщества - виртуальной социальной среды, в которой существуют пользователи. Как отмечают эксперты, есть вероятность, что вскоре в представлении читателей СМИ будут делиться не по подходам в подаче и предоставлении информации, а по тому, насколько трактовка информационного повода согласуется с представлением человека и его привычных групп общения. Неверная оценка или интерпретация восприятия общества по значимым вопросам будет приводить к существенному оттоку читателей5. Это можно отнести и к сфере Интернет: те интерпретации информационных поводов, которые не подходят обществу той или иной соцсети или блогосферы в рамках определенного СМИ, не будут иметь успеха у аудитории. Поэтому важен индивидуальный подход к каждой виртуальной среде.

По прогнозам аналитиков, достичь успеха смогут те онлайн-издания, которые сделают упор на вовлечение аудитории в активную реакцию на свои материалы (вступление в обсуждения, комментарии, репосты), сместив акцент с привычной и простой «заголовочной» модели с учетом только лишь просмотров и посещаемо-сти6. Одной из главных тенденций развития СМИ в Интернете становятся новые подходы к видео, так как создание видео теперь не такое дорогое, а потребление его на мобильных устройствах увеличилось в разы7. Еще одно направление - развитие инфографики.

Глобальное медийное пространство создает общие социокультурные ценности и нормы. Это увеличивает значение медиакультуры, усиливает ответственность журналистики, которая должна выступать как образовательная модель, ориентированная на духовно-нравственные ценности, в том числе и в качестве «модератора» диалога с обществом8. «Именно журналисты смогут профессионально выполнять задачу формирования информационной повестки дня общества, именно они будут модерировать информационные потоки, обеспечивая право каждого человека на информацию, на понимание ее в контексте своего общества, времени, мира»9.

5 Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу // http://kazanfirst.ru/feed/3 9013.

6 Что читают в Рунете // http://lenta.ru/ artic-^/2015/01/14^^.

7 Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу // http://kazanfirst.ru/feed/3 9013.

8 Дзялошинский И.М. Средства массовой информации и общественные институты: Перспективы взаимодействия // Медиаскоп. - 2008 г. - № 2.

9 Вартанова Е.Л. Цифровая эпоха в СМИ уже наступила // Медиатренды. - 2009. - № 1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в журналистскую работу - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gipp.ru/ viewer.php?id=52339.

2. Будущее онлайн-СМИ: в этом году интернет-издания будут все больше вовлекать читателей в непосредственную журналистскую работу - [Электронный ресурс]. - URL: http://kazanfirst.ru/feed/39013.

3. Вартанова, Е.Л. Цифровая эпоха в СМИ уже наступила // Медиатренды. - 2009. - № 1.

4. Дзялошинский, И.М. Средства массовой информации и общественные институты: Перспективы взаимодействия // Медиаскоп. - 2008. - № 2.

5. Смирнова, О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6.

6. Что читают в Рунете - [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/articles/ 2015/01/14/baitog/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.