ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»)
Н.М. Жанпеисова
Актюбинский университет имени С. Баишева, г. Актобе, Республика Казахстан
Кардинальные изменения в системе образования, определяемые
переосмыслением концептуальных подходов к обучению, требуют обращения к инновационным технологиям, которые способствовали бы решению задач, предусмотренных Болонским процессом как структурная реформа высшего образования.
С введением кредитной системы (технологии) в высших учебных заведениях Республики Казахстан Государственным общеобязательным стандартом обучения предусмотрено существенное уменьшение количества контактных часов, что в условиях традиционной организации обучения усложнило бы задачу достижения требуемого качества знаний. В частности, на дисциплину отводится от 1 до 3 кредитов; 30 % отведенного на 1 кредит времени составляют контактные часы (лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия), остальное время отводится самостоятельной работе студента (СРС), в том числе и под руководством преподавателя (СРСП). Безусловно, преимущество системы в том, что студент учится самостоятельно добывать знания, принимать креативные решения, максимально используя новейшие достижения информационных технологий. Вместе с тем, ограничивается объем материала, который преподаватель может предоставить студенту во время лекции.
С учетом проблем, связанных с организацией преподавания теоретических дисциплин, нами на основе интерактивной модульной технологии (ИМТ) было разработано учебное пособие по курсу «Введение в языкознание» для студентов 1-го курса филологических специальностей [5].
Организация учебного процесса на основе ИМТ позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- во-первых, во вступительной части модуля появляется возможность подачи материала в так называемых футлярах на основе опорных схем, предварительно разработанных преподавателем (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, фото и т. д.). Таким образом, преподаватель вполне укладывается в отведенное на лекции время;
— во-вторых, в диалогической части, на которую отводится основное время практических (семинарских, лабораторных) занятий и СРСП, студенты неоднократно возвращаются к теме. Работа строится в интерактивном режиме (коллективные, парные, индивидуально-групповые формы деятельности, разнообразные дидактические игры), позволяющем максимально использовать результаты самостоятельной работы студентов, в том числе и с привлечением ресурсов Интернета. Преподаватель выступает в качестве организатора и руководителя процесса («фасилитатора») [5, с. 10], а студент играет роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых «приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков» и формированию креативного мышления;
— в-третьих, в итоговой части модуля осуществляются различные виды контроля (релейный зачет, зачет в форме брейн-ринга, тестирование и т. д.), которые в совокупности позволяют достаточно объективно оценить знания студента. Весьма важным моментом является использование 9-балльной системы оценки знаний, которая согласуется с буквенной системой оценивания по кредитной технологии.
Изучение курса «Введение в языкознание» осуществляется в пределах 2-х учебных кредитов (15 ч. лекций, 15 ч. семинарских занятий; 60 ч. отведено на самостоятельную работу, в которую включается и самостоятельная работа студентов в аудитории под руководством преподавателя). С учетом того, что на теоретический курс, достаточно сложный для восприятия студентов-первокурсников,
отводится всего 15 часов лекций, вся работа строится на основе опорных схем.
Курс «Введение в языкознание» был разбит нами на 8 модулей, объединяющих несколько близких по содержанию тем. Каждый модуль состоит из вводной, диалогической и итоговой части. Во вводной части студентам в лаконичной форме дается основная информация, представленная в виде опорных схем. Материал в электронном
варианте или в распечатанном виде раздается всем студентам вместе с силлабусами. В течение последующих нескольких занятий диалогической части, запланированных как семинарские (практические) занятия и СРСП, производится закрепление базовой информации. Именно в этой части модуля студент неоднократно возвращается к опорным схемам, дополняя их новыми сведениями. Как уже отмечалось, работа организуется в самой различной форме: в виде интерактивных дидактических, ролевых игр, учебных конференций. Студентам предоставляется возможность
продемонстрировать результаты
самостоятельной работы, которая включает
разработку собственных опорных схем, составление тестов, написание конспектов и рефератов, создание глоссария, подготовку и оформление научного доклада, анализ текстов, организацию и проведение учебной конференции. Все виды самостоятельной работы, а также тесты, опорные схемы оформлены в индивидуальную папку студента, которая используется при подготовке к промежуточному
государственному контролю знаний, ежегодно проводимому Министерством образования и науки РК для студентов второго курса вузов республики. Ниже приводится образец модуля:
Структура модуля № и форма занятия Содержание занятий Количество минут
Вводная часть № 1-2 (лекция) Языки мира и их классификация. Генеалогическая классификация 1. Знакомство с содержанием и структурой модуля 2. Определение целей и задач учебного модуля 3. Лекция с использованием опорных схем 4. Закрепление материала 5 90 5
Диалогическая часть № 3 (сем. зан.) Формы существования языка 1. Определение целей и задач 2. Сообщения студентов 3. Обсуждение 5 40 5
№ 4 (сем. зан.) Социальная роль языка 1. Сообщения студентов 2. Обсуждение 45 5
№ 5 (СРСП) Генетическая лингвистика 1. Определение целей и задач 2. Обучающая игра «Снежный ком» 5 45
СРС № 20, 21, 22, 23 № 6 (сем. зан.) Генеалогическая классификация языков (ГК) 1. Индивид.-групповая работа 2. Оценивание ответов 45 5
№ 7 (сем. зан.) Языки мира и их классификация. Генеалогическая классификация 1. Брейн-ринг 2. Оценивание ответов 45 5
Итоговая часть № 8 (СРСП) Языки мира и их классификация. Генеалогическая классификация 1. Определение целей и задач 2. Игра «Помоги другу» 3. Оценивание ответов 5 40 5
№ 9 (СРСП) Языки мира и их классификация. Генеалогическая классификация 1. Тестирование 2. Подведение итогов 45 5
МОДУЛЬ № 5
Тема 6. Языки мира и их классификация . Генеалогическая классификация Всего 16 часов. 9 ч. ауд. (2 лекц. + 4 сем. + 3 СРСП) + 7 СРС
Студент должен знать:
- основные термины из области классификации языков;
- формы существования языка;
- принципы и структуру ГК;
- основные языковые семьи.
Студент должен уметь:
- характеризовать языки с точки зрения их классификации;
- определять основные языковые семьи, ветви и подгруппы.
Ключевые термины: генеалогическая классификация, типологическая
классификация, ареальная классификация, социальная классификация, сравнительно-исторический метод, языковая семья, языковая ветвь, языковая группа, языковая подгруппа, макро-семья, ностратическая сверхсемья, литературный язык,
общенародный язык, диалект,
стилистическая дифференциация языка
Ученые: У. Джоунз, Ф. Бопп, Р.-К. Раск, А.Х. Востоков, А.-Ф. Потт, Ф. Диц, А. Шлей-хер, Ф.И. Буслаев, В.М. Иллич-Свитыч и др.
В учебное пособие, разработанное на основе материалов Лингвистического энциклопедического словаря, а также учебников
Р.А. Будагова, Т.И. Вендиной, Б.Н. Головина, А.М. Камчатнова, В.И. Кодухова, А.А. Реформатского и др. [1-4; 6-9], включены только опорные схемы, тесты и некоторые формы работы со студентами. Пособие
может быть использовано преподавателями при организации учебного процесса по другой системе, а также студентами, самостоятельно осваивающими дисциплину.
Практика показала перспективность нового подхода к организации обучения в высшем учебном заведении на основе интерактивной модульной технологии путем изучения теоретического материала укрупненными блоками-модулями,
алгоритмизации учебной деятельности, завершенности и согласованности циклов познания и других циклов деятельности.
Литература
1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке.
2-е изд., перераб. и доп. М., 1966.
2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
3. Ганеев Б.Т. Язык: учеб. пособие. Уфа, 2001.
4. Головин Б.Н. Введение в языкознание.
3-е изд., исправ. и доп. М., 1977.
5. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы, 2001.
6. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.
7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1987.
8. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. 5-е изд. М., 1999.