Педагогика
УДК 371.335.5 Н.Н. Иванова
ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
В статье представлено подробное описание авторской компьютерной интерактивной программы для целенаправленного развития описательной связной речи методом планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014660167 от 2 октября 2014 г.). Программа предназначена для использования в области коррекционной педагогики (логопедии) и психологии (системное недоразвитие речи, задержка психо-речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра), в восстановительном лечении в неврологической и нейрореабилитационной практике (афазии), а также для работы с нормально развивающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Игровая форма делает программу интересной, она легка в применении, рассчитана для использования широкой аудиторией: специалистами (логопедами, психологами, клиническими психологами, дефектологами, педагогами), а также родителями с детьми.
Ключевые слова: компьютерные программы, инновационные технологии, описательная связная речь, общее недоразвитие речи, расстройство аутистического спектра, нейрореабилитационная практика.
Одним из наиболее сложных видов монологической речи является описательная связная речь. Глагол «описать» в русском языке обозначает «изобразить что-нибудь, рассказать о ком-нибудь, о чем-нибудь в письменной или устной форме, изложить сведения о чем-нибудь, охарактеризовать что-нибудь». Описательство - это «манера описательного повествования без попытки обобщения, оценки, общего вывода» [1]. При описании объект сначала называется, затем характеризуется по основным и второстепенным признакам и качествам с использованием в речи большого количества точных лексических средств и синтаксических связей. Описание предметов окружающей среды лежит в основе создания образной речи с помощью тропов (средств художественной выразительности: сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений и др.), что необходимо при написании художественных текстов (изложений, сочинений). Для выражения эмоциональной силы чувства служит выбор слов (например, использование синонимов, антонимов). Выразительность, в свою очередь, является коммуникативным свойством речи.
Каждая вещь или предмет сами по себе могут иметь какие-либо характеристики, качества или признаки. Речь в этом смысле может быть связана с осуществлением соответствующего высказывания, а также группы высказываний, характеризующих предмет в соответствии с данными признаками. Предикативная структура языка при помощи синтаксиса подлежащего и сказуемого (субъекта и предиката) дает возможность обозначать и выражать то, что «вещи» в мире тем или иным образом «имеют» качества и признаки. Однако с семантической точки зрения эти качества являются сутью проявления отношений двух разных типов взаимодействий:
1) отношений с другими вещами и предметами;
2) соотношения частей их внутренней структуры.
Имена, качества и признаки сообщают о внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях этих вещей. Для диалоговой речи достаточно, что имена предметов акцентируют только одну сторону взаимодействия, а также функционируют без создания полной картины их связи с соответствующей системой отношений вещей и их взаимодействий. Это связано с тем, что такой вид речи всегда протекает в определенном контексте и потому не требует от говорящего полного, развернутого, самостоятельного внесения в нее исчерпывающего описания условий и признаков того, о чем ведется речь [1; 3]. Иначе обстоит дело с монологической речью, где говорящий, не имея возможности опереться на контекст и на дополнительные уточняющие реплики и вопросы собеседников, должен самостоятельно спланировать свое высказывание и обеспечить его полноту подробным и детальным описанием всех названных им предметов и явлений. Без специального обучения внутренняя речь ребенка может оказаться ограниченной (ригидной), что проявляется также в трудностях осмысленной
2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
генерации связных речевых высказываний. Проблема недостаточного развития связной речи у детей может быть обусловлена недостаточной сформированностью соответствующих мыслительных конструкций и моделей внутренней речи, плохо связанных с пониманием отношений и взаимодействия вещей. Можно предположить, что обучение, направленное на осознанное понимание и экспликацию структурно-деятельной модели вещи, должно способствовать улучшению как собственно мышления и функций внутренней речи, так и формированию развернутых речевых высказываний и полноценному развитию связной устной речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию оказывают разносторонне воздействуют на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Поощряется включение в развернутый рассказ-описание познавательного, интересного материала (элементов ознакомления с окружающим).
При обучении описанию предметов старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) различной этиологии ставятся следующие задачи [4-6]:
■ формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов;
■ развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;
■ овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Проведенный обзор методик позволяет сделать вывод о том, что в современной коррекционной
педагогике существует дефицит коррекционно-развивающих технологий для развития описательной связной речи, несмотря на описанную выше важность данного направления коррекционно-развивающей работы. В этой связи крайне актуальна разработка метода развития описательной связной речи для детей с ОНР, учитывающая основные механизмы трудностей ее развития у данной категории детей. Главное требование к методике развития связной речи при ОНР - это учет дефицита процессов программирования и контроля, в связи с чем целесообразным представляется обращение к методу планомерно-поэтапного формирования П.Я. Гальперина [7-9] как основной для отечественной психологии и педагогике технологии работы с дефицитом различных форм произвольной регуляции и контроля деятельности. Эта технология активно применяется при работе с планированием речевого высказывания, однако до настоящего времени она не использовалась при разработке методик развития описательной связной речи. Обратимся к краткому анализу содержания метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий и возможностей его применения для развития речи при ОНР.
Теоретико-методологической основой разработанного нами метода является теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [7-9]. Выбор методики обусловлен следующими основаниями: согласно представлениям П. Я. Гальперина о строении человеческой деятельности [9], в каждом действии могут быть выделены три основных этапа - ориентировочный, исполнительный и контрольный. Становление каждого действия подчиняется универсальным закономерностям процесса интериоризации, то есть перехода из внешнего плана во внутренний. Л.С. Выготский [10] выделил следующие этапы развития любой психологической системы: интерпсихический (когда способ действия предлагается ребенку извне), экстрапсихический (ребенок сам руководит своими действиями, развернуто проговаривая все указания для самого себя) и интрапсихический (действие совершается самостоятельно, без необходимости развернутой внешней речи; интериориза-ция произошла полностью).
В предложенной нами методике развития связной речи работа ведется через развитие правильной речевой логики и способности классифицировать категориально упорядоченные образы различных объектов и их окружения [11-14; 16; 17]. В исходном варианте методики используется большое количество бумажных карточек с картинками разных объектов (предметов), что ведет к обилию изнуряющей работы, затрудняет процесс практической реализации обучения и может быть источником различных дополнительных проблем. При этом обучение ребенка правильной речи оказывается очень трудоемким ввиду необходимости иметь большое количество и разнообразие образного материала, чтобы удерживать внимание учащегося и обеспечивать необходимую скорость усвоения слов, понятий и их взаимоотношений. В связи с такими трудностями нами было принято решение создать
интерактивную компьютерную программу для категориального представления образного материала по развитию устной речи [15; 18].
Задача состояла в том, чтобы:
■ формировать у детей развернутые речевые высказывания;
■ избавить педагога от работы с «бумагой»;
■ предоставить ему возможность упорядочивать и расширять образный материал;
■ обеспечивать его сохранность;
■ дать возможность фиксировать результаты;
■ выставлять оценки;
■ прослеживать динамику развития ребенка от занятия к занятию.
В результате совместной работы с И.Д. Какориным и Л.Н. Тюренковой нами был создан компьютерный вариант методики. Созданная мультимедиа-версия полностью сохраняет в себе заданную в традиционном варианте методики логику работы посредством метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий.
Данная программа формирует и совершенствует речевые навыки через развитие правильной речевой логики и способности классифицировать категориально упорядоченные образы различных объектов и их окружения; использует определенный алгоритм описания предметов. Обеспечивает развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение разных контекстных отношений и контроль деятельности. Использование программы приводит также к развитию высших психических функций (логического мышления, внимания, восприятия, памяти, абстрактного мышления), что способствует формированию или восстановлению полноценной личности, способной занять достойное место в социуме.
Программа работает с мультимедийной библиотекой, содержащей сборник редактируемых картинок предметов, разбитых по рубрикам и по задачам, стоящим на данном этапе обучения. Учащемуся последовательно предъявляются карточки, на которых изображены легко узнаваемые предметы в различных контекстах. Каждая карточка посвящена одному предмету, который представлен в двух типах категориальных связей: в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей или свойств.
Для создания программы использовался язык программирования Delphi (object Pascal).
Программа включает в себя следующие основные функциональные возможности:
■ Имеет два режима работы — режим подготовки образного материала и редактирования рабочих карточек и режим предъявления карточек (рабочий режим).
■ Каждая карточка посвящена одному предмету, который представлен в двух типах категориальных связей: в контексте своего окружения и в качестве контекста для составляющих его частей или свойств.
■ Регистрирует каждого учащегося, выполняющего программу.
■ Позволяет формировать и сохранять в файле отчет по каждому учащемуся с оценкой продуктивности выполнения им предложенных заданий.
После формирования списка карточек, регистрации учащегося и выбора первой карточки по «теме» и «предмету» можно проводить занятия.
Далее работа по развитию устной речи строится далее преподавателем с опорой на данный категориально-структурированный образный материал, основываясь на развитии умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагироваться и обобщать разные контекстные отношения.
Ученик имеет возможность прослушать методику работы с предметами каждой категориальной группы, данную логопедом, психологом в аудиозаписи. Затем ему предлагается описать другой объект из данной категориальной группы по образцу (или он выбирает предмет сам, когда работа по данной программе ведется самостоятельно). Учащийся видит перед собой на экране алгоритм описания какого-то предмета, после чего он с помощью «мыши» выбирает из предложенных признаков нужные (подходящие), наводит по очереди стрелочку (курсор) на соответствующие символы и слышит озвученное название каждого признака.
Далее ученик выстраивает внизу экрана горизонталь из выбранных им зрительных и озвученных признаков и свойств описываемого предмета по предложенному ранее зрительному образцу. После этого он самостоятельно описывает этот предмет со зрительной и слуховой опорой, ориентируясь на описание предмета данной категориальной группы, сделанное ранее педагогом. Программа может
записывать и воспроизводить развернутое описание предмета, сделанное учеником. Это очень важное ее достоинство, так как фиксируется связная речь на начальном этапе работы. Впоследствии можно увидеть положительную динамику развертывания речи и конечный результат. Ученик и педагог могут прослушать запись многократно, проанализировать все недочеты речи и поработать над ее стилистикой, вернуться позже к проделанной работе, которая хранится в специальном архиве. Это необходимо, чтобы позже напомнить ученику алгоритм описания какого-то предмета из той или иной категориальной группы.
Один из важнейших этапов работы - формирование у учащегося внутреннего планирования описания предметов, основанного на теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Для этого в компьютерном варианте так же, как и в работе с бумажными карточками, используется прием переворачивания «картинок-опор» обратной стороной. Ученику предлагается, например, описать яблоко по заданному плану (см. рис. 1).
1011 •
■Г III ^ • А
11111 •
бумага а О ОеОРВО
* г.,л
-ЛИЯИШ__ЯЯДОиП ИГ Т1 мыапл пласт мш: а рилим
стен по № 1
Рис. 1. Предмет и алгоритм его описания в картинках
Затем ученику предъявляется горизонтальный ряд картинок с изображениями: вопросительного знака, описываемого предмета, глаза, руки и губ, которые чередуются с перевернутыми обратной стороной «картинками-опорами» (см. рис. 2).
Следующим этапом переворачиваются и эти картинки. Остаются лишь знак вопроса и рисунок предмета (см. рис. 3).
Рис. 2. Горизонтальный ряд картинок
Рис. 3. Знак вопроса и рисунок предмета
После этого переворачивается картинка с рисунком предмета, остается картинка со знаком вопроса (см. рис.4).
Затем переворачивается последняя картинка и ученику предлагается сделать развернутое описание яблока по памяти с опорой на план в виде горизонтального ряда перевернутых обратной стороной картинок (см. рис. 5).
Рис. 4. Картинка со знаком вопроса
Рис. 5. Ряд перевернутых картинок
Рис. 6. Серия предметных картинок для описания животных (лошади)
Каждое достижение учащегося (промежуточное или итоговое) отмечается дополнительно «наградой» в виде звучащих аплодисментов.
По аналогичной схеме описываются предметы других категориальных групп: цветы, деревья, насекомые, рыбы, птицы, животные.
Приведем пример работы над созданием рассказа-описания лошади. На рис. 6 представлена серия сюжетных картинок для создания развернутого описания животных.
Для перехода от внешнего плана рассказа-описания предмета во внутренний используется ин-териоризационная схема, показанная на рис. 7.
1 ? I -% Г » 2 ? ТГ !
Т П| >0 ¿К" 1 • А ? н
1 Л 1 еЛи # 1
171 ■ ГА
Г ■ Г г
3 5 ? Т>Г 1 л» -и» - 4
? 6
Рис. 7. Интериоризация схемы описания животных (лошади)
Поэтапно обучая составлению словесной характеристики предметов, двигаясь от простого к более сложному, мы доходим до вершины монологической речи - составлению по схеме рассказа-описания человека.
Методика развития описательной связной речи у детой с ОНР не должна быть узко направленной на развитие языковой способности как таковой, но должна базироваться на представлении о речи как деятельности с определенными этапами (ориентировки, исполнения и контроля) [9], связанной с другими деятельностями ребенка, образующими с ними единую систему [3]. Предлагаемые задания учитывают системный характер дефицита ребенка с ОНР, наличие у него тех или иных нарушений не только в речевой сфере, но и в других высших психических функциях, стимулируют развитие процессов памяти, внимания, невербального и вербального мышления, слухового и слухоречевого гнози-
са, зрительного и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Учет всех этих аспектов необходим для того, чтобы работа с ребенком носила комплексный характер, отвечала требованиям особой коррекционно-развивающей деятельности, в реализацию которой включается вся психика ребенка.
Использование данной компьютерной технологии - один из примеров инновационного подхода в образовательном процессе. Кроме несомненного удобства в работе, важно отметить, что эта программа воспринимается детьми как игра, им нравится подача зрительного ряда здесь также используется интерес учеников к работе на компьютере. Разработанная программа не только избавляет педагога от работы с бумагой, но и позволяет упорядочить и расширить образный материал, обеспечить его сохранность, а также дает возможность фиксировать результаты, выставлять оценки и прослеживать динамику развития ребенка от занятия к занятию.
Данная компьютерная программа имеет свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014660167 от 2 октября 2014 г.
Поиск адекватных и эффективных методов и приемов развития речи при ОНР - одно из наиболее приоритетных направлений методической работы в современной коррекционной педагогике, специальной психологии, педагогической психологии. Игровая форма делает программу интересной и легкой в применении. Она успешно используется в практической работе с детьми с системным недоразвитием речи, а потому, на наш взгляд, заслуживает публикации и распространения в сообществе педагогов-логопедов, дефектологов и психологов, работающих в сфере коррекционно-развивающего обучения, чтобы пополнить их рабочий методический инструментарий. Также эта программа удобна и эффективна для занятий родителей с детьми в домашних условиях.
Актуально использование инновационных технологий и игровых приемов, с применением специальных интерактивных компьютерных программ и робототехники, при работе с группой детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Это облегчает общение с данной группой детей и развивает их коммуникативные навыки.
Автор статьи выражает глубокую благодарность Л.Ф. Обуховой за бесценные консультации по применению концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина в коррекционной психологии и коррекционной педагогике, а также Т.Н. Ахутиной, В.Б. Хозие-ву, Б.Б. Айсмонтосу за поддержку в данной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. Либроком, 2009.
2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во «Азъ», 1995.
3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
4. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Аст-рель: Транзиткнига, 2006.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
8. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
9. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002.
10. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 257-321.
11. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки).
12. Иванова Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование. (Электронный журнал). 2012. № 1. URL: http://psyjournals.ru/authors/43889.shtml
13. Иванова Н.Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4, Т. II (Психолого-педагогические науки).
14. Иванова Н.Н. Язык как феномен жизни. Способы и алгоритмы развития устной и письменной речи // Нелинейный мир. Языки науки - языки искусства, 2006.
2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
15. Иванова Н.Н. Разработка компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию устной речи // Сб. тр. XVII Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование», Москва - Ижевск, 2010.
16. Иванова Н.Н., Скрибцов П.В. Технология формирования описательной связной речи у детей с лексико-грамматическим ее недоразвитием // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 1. С. 91-95.
17. Иванова Н.Н. Формирование развернутых высказываний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные проблемы психологического знания (Теоретические и практические проблемы психологии). 2011. № 1 (18).
18. Иванова Н.Н. Опыт практического использования методики и компьютерной программы для категориального представления образного материала по развитию описательной связной речи // Гуманитарное и естественнонаучное образование: сб. тр. XXI Междунар. конф. «Математика. Компьютер. Образование». Москва -Ижевск, 2014.
Поступила в редакцию 12.08.15
N.N. Ivanova
INTERACTIVE COMPUTER PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF NARRATIVE CONTINUOUS SPEECH FOR CHILDREN AND ADULTS WITH SPEECH PATHOLOGY
The paper presents a detailed description of the author's computer interactive program for targeted development of the narrative coherent speech by systematically-stage formation of mental actions (Certificate of state registration of computer programs number 2014660167 dated October 2, 2014). The program is designed for remedial treatment in neurological practice and neurorehabilitation practice (aphasia), in correctional pedagogy (speech therapy) and psychology (systemic underdevelopment of speech, delayed psycho-speech development, phonetic and phonemic underdevelop-ment of speech, autism spectrum disorders), as well as for working with normally developing children of preschool and early school age. Game form makes the program interesting; it is easy to use and designed for using by a wide audience: professionals (speech therapists, psychologists, clinical psychologists, pathologist, teachers) and parents with children.
Keywords: computer programs, innovative technologies, descriptive coherent speech, general underdevelopment of speech, autism spectrum disorder, neurorehabilitation practice.
Иванова Наталия Николаевна, доцент
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» 107045, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29 E-mail: [email protected]
Ivanova N.N., Associate Professor
Moscow City Psychological and Pedagogical University 107045, Russia, Moscow, Sretenka st., 29 E-mail: [email protected]