Научная статья на тему 'Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий'

Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. / INTERACTIVE BOARDS / INFORMATIONAL COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL PROCESS / DIDACTIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляев А. А., Неудахина Н. А.

Статья посвящена проблемам и перспективам использования таких современных педагогических средств, как интерактивные доски. Предложена их классификация, выделены основные дидактические функции и область применения, а также рассмотрены их недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE BOARD AS AN IMPLEMENTER OF AN INFORMATION TECHNOLOGY

The article is devoted problems and prospects of use the interactive boards modern pedagogical means. Their classification is offered, the basic didactic functions and a scope are allocated, and also their lacks are considered.

Текст научной работы на тему «Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий»

13. Schloegel, H. Planet der Nomaden. Schriftenreihe der Vontobel-Stiftung. - Zuerich, 2000.

14. Akkent, K. Praktische Moeglichkeiten zur Bearbeitung kulturzentrischer Denk- und Handlungsmuster in der Arbeit mit Jugendlichen // Leiprecht, R. (1992): Unter Anderem - Rassismus und Jugendarbeit. - Duisburg, 1992.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 37.014.1:681.3

А.А. Смышляев, канд. тех. наук, доц. АГАУ, г. Барнаул, E-mail: an_smish_asau@mail.ru;

Н.А Неудахина, канд. пед. наук, проф. АлтГТУ, г. Барнаул, E-mail: Ninanan@yandex.ru.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблемам и перспективам использования таких современных педагогических средств, как интерактивные доски. Предложена их классификация, выделены основные дидактические функции и область применения, а также рассмотрены их недостатки.

Ключевые слова: интерактивная доска, информационно — коммуникативные технологии, педагогический процесс, дидактические функции.

Современная цивилизация находится на пороге нового этапа - постиндустриального общества, главным ресурсом развития которого выступает знание, а средством его воспроизводства - образование. Смена эпох обусловлена изменениями в технологиях работы с информацией, которые многими учеными идентифицируются как «информационная революция». В принципе, нынешняя ситуация не является уникальной - в истории человечества можно выделить ряд таких революций: изобретение письменности, книгопечатания, появление телеграфа, телефона, телевидения. В процессе перехода к информационному обществу формируются новые техносфера, инфосфера, социосфера, и все это идет параллельно с формированием личности.

В научной среде все чаще озвучивается проблема бесконтрольного использования современных информационнокоммуникативных технологий и ресурсов. Особую озабоченность вызывает глобальная сеть Интернет, которая «... может стать мощным средством перепрограммирования нашей цивилизации на постмодернистких основаниях, включая уничтожение теоретического мышления» [1, с. 114]. Мощный поток открытий и инноваций в современном мировом сообществе может привести к разрушению того фундамента, на котором зиждется всё наше общество.

Разрушающие начала современных информационных технологий стали отчетливо проявляться и в такой консервативной сфере, как образование. На основе исследований ряда авторов, можно сделать вывод, что применение информационно-коммуникативных технологий автоматически не ведет к повышению качества педагогического процесса. При тщательном анализе, можно констатировать тот факт, что у учащихся зачастую активное усвоение знаний заменяется обычным поиском информации, без её осмысления и преобразования.

Еще совсем недавно перед педагогом стояла задача научить учащегося (ученика, студента) находить нужную информацию, а не передавать готовые знания. Сейчас поиск нужной информации в различных поисковых системах упрощен до предела, однако это не ведет к её осмыслению и присвоению. Погружаясь в поиск информации, в работу с ней современный учащийся перестает мыслить, вследствие чего информация существует отдельно от него и без должного осмысления не

переходит в знания. Обладая большими объемами информации, будучи хорошо информированным, он в тоже время остается плохо образованным. Уже с детского сада ребенок привыкает к видеоряду и клиповым режимам восприятия информации, что влечет за собой развитие комплекса визуальной зависимости, ослабление способности к пониманию, воображению, рефлексии, анализу, синтезу и т.д. [1; 2].

Чтобы не допустить дальнейшего усугубления ситуации, связанной с негативным воздействием информационнокоммуникационных технологий на становление будущей личности, необходимо детально проанализировать современные подходы в образовании, построенные на основе ИКТ. Системный анализ необходимо проводить для всех компонентов педагогического процесса: целей, принципов, содержания, методов (технологий), средств, форм и результатов.

На наш взгляд, из данных компонентов только методы и средства претерпевают наиболее существенные изменения, нарастающие практически в геометрической прогрессии. Среди всех существующих ныне педагогических средств наибольший интерес представляет особая группа, традиционно называемая «технические средства обучения». Ряд авторов, в том числе В.П. Беспалько делят их на технические приспособления и технические механизмы [2].

Технические приспособления неотделимы от педагога и помогают ему эффективнее исполнять свои функции: чертить, писать, говорить, показывать (доска, проектор, микрофон, кодоскоп, плакаты и т.д.). Технические механизмы могут замещать педагога на определенных этапах педагогического процесса, а также могут самостоятельно использоваться учащимися. К ним относятся все технические средства, воспроизводящие видео- и звуковую информацию (компьютеры, виртуальные тренажеры и т.д.) [2].

В последние годы на первый план вышли педагогические средства, основанные на информационных, коммуникативных, мультимедийных технологиях. Это стало возможным благодаря появлению и активному внедрению в педагогический процесс персональных компьютеров, что повлекло за собой разработку и внедрение большого количества технических средств нового поколения: электронные учебники, виртуальные тренажеры и лаборатории, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, локальные и глобальные сети и т.д.

На начальном этапе внедрения компьютера в педагогический процесс на всех его уровнях и этапах, был отмечен определенный рост эффективности процесса обучения. Однако когда компьютер стал уже фоновым средством, в научной среде вновь встал вопрос о поиске новых путей повышения эффективности педагогического процесса.

С нашей точки зрения, на современном этапе развития науки и техники свойства и функции технических приспособлений и механизмов педагогического процесса могут быть органично соединены в интерактивной доске. В определенном смысле интерактивная доска становится универсальным дидактическим средством, сочетающим в себе функции мультимедийных средств и обычной классной доски.

В России первые интерактивные доски появились в 1998 году. Основной круг их потребителей (более 90 %) находится в образовательном секторе: в начальной школе - 49 %, в средней - 41%, в системе высшего и среднего профессионального образования - 10 %. Примерная стоимость всего комплекта колеблется от 60 до 100 тыс. рублей, в зависимости от производителя и технических характеристик [3].

Интерактивная доска - это основной элемент сложной технической системы, состоящей из проектора, компьютера, специализированного программного обеспечения и дополнительного оборудования (сканер, принтер, графический планшет и т.д.) интегрированного в локальную или глобальную сеть. Весь комплекс предназначен для работы с материалом, представленным как в цифровом, так и в аналоговом виде (рисЛ>

Центральным звеном или ядром комплекса является педагог, который управляет всем педагогическим процессом и вокруг которого позиционируются основные технические компоненты - персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор и непосредственно интерактивная доска. Изображение на интерактивную доску проецируется с помощью проектора, который получает сигнал от компьютера или периферийного оборудования (графический планшет, сканер, web-камера и т.д.). Все дидактические материалы в цифровом виде, хранящиеся на носителях различного рода, отображаются на интерактивной доске посредством компьютера и проектора.

Информация с интерактивной доски может восприниматься учащимися по следующим каналам:

- восприятие непосредственно с интерактивной доски в аудитории;

- восприятие посредством локальной сети в другой аудитории;

- восприятие через глобальную сеть вне учебного заведения.

Реализация дидактических функций и согласованная работа технических компонентов комплекса осуществляется с помощью программного обеспечения. Оно включает в себя программы для согласования работы технического оборудования (драйверы), средства Office - для работы с документами, и графические редакторы - для работы непосредственно на поверхности доски (Corel, Flash, Компас и т.д.).

Интерактивные доски можно классифицировать по следующим признакам. В зависимости от способа управления доской выделяют два режима: «мышь» и «аннотация». В первом случае доска лишь обеспечивает взаимодействие пользователя с операционной системой, заменяя «мышь», во втором маркер используется по прямому назначению, т. е. для письма и рисования.

По способу вывода изображения выделяют доски прямой и обратной проекции. В первом случае проектор располагается со стороны аудитории. Такую систему легко монтировать, она занимает меньше места, но человек, работающий с доской, может отбрасывать на нее тень. В досках с обратной проекцией проектор располагается с внутренней стороны, поэтому система требует больше свободного пространства, более громоздка, в то же время не возникает проблемы с тенями и не требуется уменьшать освещение в аудитории.

По возможности транспортировки выделяют стационарные и мобильные интерактивные доски - первые устанавливаются на постоянное место, вторые можно перемещать из аудитории в аудиторию.

В зависимости от технологии регистрации положения маркера относительно рабочей поверхности, интерактивные доски подразделяются на четыре типа: сенсорная аналогорезистивная, электромагнитная, лазерная, ультразвуковая/инфракрасная.

Принцип работы аналого-резистивной доски заключается в следующем: при нажиме маркера рабочая поверхность деформируется, наружный электрод прикасается к внутреннему, система обрабатывает полученную информацию и выводит на компьютер. Для работы с этой доской не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться рукой, указкой или простым уже высохшим маркером. Это свойство является наиболее важным преимуществом досок данного типа, т.к. дает полную уверенность с безотказной работе элементов системы. Недостатком является повышенная чувствительность рабочей поверхности доски к механическим воздействиям.

Существует и другая реализация сенсорной технологии DViT (Digital Vision Touch), которая применяется в досках с обратной проекцией. В этом случае положение маркера фиксируют миниатюрные камеры, расположенные по углам доски. Интерактивные доски, использующие аналогорезистивную технологию, выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, PolyVision, Smart Technologies.

Принцип работы доски на основе электромагнитной технологии заключается в следующем: электронное перо (маркер) наводит электромагнитные сигналы на координатных проводниках, номера которых определяют местоположение кончика пера, который должен располагаться на некотором удалении от поверхности (не более 10 мм), благодаря чему на доски с данной технологией можно навешивать плакаты и работать поверх них. Скорость отклика и разрешающая способность у электромагнитных досок значительно выше чем у аналого-резистивных. Электромагнитные доски не чувствительны к механическим воздействиям, маркеры для них обычно имеют кнопки мыши. Такие доски выпускают компании GTCO CalComp, Promethean, ReturnStar, Sahara Interactive.

Интерактивные доски на основе лазерной технологий представляют собой систему, содержащую два инфракрасных лазерных угломера, позиционируемых сверху по углам доски. Принцип работы основан на том, что система запоминает угол поворота зеркала угломера в момент фиксации отраженного блика. Затем на основании расстояния между угломерами и значений углов встроенный микропроцессор вычисляет координаты кончика пера.

Основное достоинство - доска может быть сделана из любого материала. Принципиальный недостаток - педагог может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается. Помимо этого для работы обязательно нужен специальный маркер, который

нужно держать перпендикулярно поверхности доски и на расстоянии от неё. Лазерные интерактивные доски наиболее дороги в производстве и выпускаются только компанией РоІуУМоп.

Рис.1. Схема мультимедийного комплекса на основе интерактивной доски

Принцип действия интерактивной доски на основе ультразвуковой / инфракрасной технологии (запатентованной под названием еВеат), основан на различии в скорости распространения световых и звуковых волн. Электронный маркер излучает одновременно инфракрасный свет и ультразвук. Размещенные по углам доски инфракрасные датчики и ультразвуковые микрофоны принимают сигналы, и встроенная электронная система по разности времени их регистрации вычисляет координаты маркера. Электронный маркер и ластик работают от батарейки. Основной недостаток - необходимо использовать специальный маркер, при использовании которого слышен характерный треск, что при длительной работе сильно раздражает.

Интерактивные доски с использованием ультразвуковой / инфракрасной технологии выпускают компании Н^сЫ, Panasonic и RetumStar. Поскольку набор ультразвуковых микрофонов и инфракрасных датчиков не зависит от вида, материала и размеров доски, он может быть исполнен в виде отдельного изделия, которое крепится к любой маркерной доске и настраивается под любые размеры рабочего поля. Подобные

решения предлагают компании Emkotech, Luidia, Mimio и Quartet.

Проведенный обзор интерактивных досок позволяет сделать вывод, что в настоящее время на рынке представлено большое количество различных типов и моделей, отличающихся как по характеристикам, так и по принципу работы. Их выбор для каждого конкретного случая будет зависеть от целого ряда факторов, среди которых можно выделить следующие:

- возрастные особенности учащихся, например, для начальной школы целесообразнее интерактивные доски с прочной поверхностью;

- используемые формы работы с доской на занятии -индивидуальные и групповые методы требует различных моделей;

- сложность и характер решаемых задач и используемых образовательных программ;

- специфика преподаваемого предмета, оснащенность дидактическими материалами, например, для общеобразовательных дисциплин в школе, разработано большое их количество, а для спецдисциплин начального, среднего и высшего

профессионального образования специальные дидактические материалы практически отсутствуют;

- частота и целесообразность применения интерактивной доски на занятиях;

- количество учащихся на занятиях, например, в лекционных аудиториях вузов целесообразнее доски больших размеров.

Таким образом, интерактивная доска является только инструментом, который при грамотном использовании позволяет реализовать следующие дидактические функции.

1. Интерактивность - возможность управления процессом работы с информацией. Эта функция присуща различным педагогическим средствам и технологиям, однако интерактивность именно информационно - коммуникативных и мультимедийных средств значительно увеличивает их дидактические возможности. Интерактивность уже широко реализуется в персональных компьютерах, и здесь, следует вести речь о коллективном интерактивном взаимодействии учащихся с мультимедийным дидактическим материалом, под руководством педагога. Они уже не просто смотрят на экран, а работают с доской и преобразовывают информацию.

2. Транслирование (перенос) дидактических возможностей персонального компьютера на обычную доску для фронтального взаимодействия педагога одновременно со всеми учащимися. Вследствие чего у педагога появляется возможность оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы обучения. На наш взгляд, это одна из самых важных дидактических функций интерактивной доски, поэтому все перечисляемые далее функции вытекают уже из дидактических свойств компьютера и обычной доски.

3. Возможность быстро и эффективно визуализировать различные образы, схемы, графики, чертежи, и соответственно проводить обсуждение уже на уровне графических образов.

4. Возможность протоколировать все действия, производимые педагогом и учащимися, поэтому после проведения занятия всегда можно просмотреть ход работы вплоть до каждого шага и распечатать необходимые материалы.

5. Реализация графического комментирования изображения: любая схема, рисунок, карта на доске предназначены для того, чтобы на них можно было наносить изображения. Доска дает возможность комментировать не только статические, но и динамические изображения.

6. Активизация различных видов памяти, в том числе кинестетическую (моторную), через такой способ взаимодействия, как рисование пальцами на поверхности интерактивной доски.

7. Возможность дистанционного использования. Совместно с различным программным обеспечением позволяет выводить все то, что происходит на доске на любой компьютер в локальной или глобальной сети. При этом обеспечивается и обратная связь - удаленные пользователи могут вмешиваться в управление доской, делать пометки, надписи, общаться с помощью микрофона. Это приобретает особую актуальность при организации видеоконференцсвязи в дистанционном образовании.

В дополнение необходимо обязательно отметить очень важный момент, связанный с гигиеной труда педагога. Меловая пыль от обычной доски отрицательно воздействует как на его организм и внешний вид, так на технические средства, что исключено при использовании интерактивных досок.

Наряду с неоспоримыми преимуществами, интерактивные доски имеют и ряд недостатков.

1. Высокая стоимость всего комплекта оборудования. Полный комплект качественного оборудования с лицензионным программным обеспечением, которое требует постоянного обновления, стоит около 200 тыс. рублей. Это значительная сумма для образовательного учреждения, поскольку для увеличения познавательной активности от применения досок на 45%, как об этом заявляют представители РГГУ [3], требуется установить такую доску в каждый кабинет или аудиторию. Не случайно доля интерактивных досок поставляемых в вузы составляет всего 10%, а все остальные идут в школы благодаря реализации национального проекта «Образование».

2. Проведение занятий на основе мультимедийных технологий требует разработки совершенно иного методического обеспечения, что требует от преподавателя глубоких знаний и умений работы с инструментами для создания мультимедиа продуктов и больших затрат времени при разработке таких материалов. Если для школьных дисциплин такие пособия создаются централизованно, то для преподавателей системы начального, среднего и высшего профессионального образования данная проблема очень актуальна.

3. Интерактивные доски, как правило, имеют небольшие размеры, вследствие чего их применение в больших лекционных аудиториях вузов является весьма затруднительным.

4. При работе с доской прямой проекции необходимо уменьшать освещение аудитории, что отрицательно сказывается на зрении учащихся, так как в течение занятия они не только воспринимают информацию с доски, но и делают записи у себя в конспектах, тетрадях и т.д.

5. Согласно санитарно-гигиеническим нормам непрерывная работа за компьютером и другим мультимедийным устройством должна быть ограничена по времени: от 10 до 40 минут в зависимости от возраста учащегося.

6. Существует определенная вероятность срыва занятия. При отключении света или перепаде напряжения оборудование требует перезагрузки; во время занятия могут разрядиться батарейки маркера, и преподаватель попадает в затруднительное положение; случайное сильное касание доски на перемене, и необходимо заново настраивать оборудование; «зависание» программного обеспечения также может привести к срыву занятия. Эти и многие другие мелочи могут стать досадными помехами при организации педагогического процесса.

7. Подавляющее большинство моделей и типов досок рассчитано на позиционирование только одного маркера, то есть у доски может работать только один человек: педагог или учащийся (хотя, в последние годы стали появляться доски, которые позволяют работать несколькими маркерами одновременно).

На наш, взгляд это лишь наиболее существенные недостатки, которые необходимо учитывать, делая выбор в пользу интенсивного внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий на основе интерактивной доски.

За перечисленными преимуществами и недостатками интерактивных досок необходимо видеть прежде всего педагога. По истечении определенного промежутка времени участь кодоскопа, персонального компьютера в педагогическом процессе постигнет и интерактивную доску - она станет обыденным (фоновым) явлением (средством) в аудитории, а эффективность педагогического процесса опять будет зависеть от мастерства педагога.

Практически все крупнейшие производители современных средств обучения проводят обучение по технической подготовке педагогов. Осуществить такую подготовку относительно несложно, здесь же основная проблема заключается в другом - необходимо научить педагога перерабатывать, структурировать и представлять изучаемый материал уже в совершенно другом виде и на более высоком уровне. На наш

взгляд, одной из главных преград для внедрения инноваций на всех уровнях образования служит качественное состояние преподавательского состава, уровень его профессионализма и личностные качества, то уже сегодня необходимо обратить внимание на методическую, дидактическую и техническую подготовку педагога по использованию современных педагогических средств.

Библиографический список

1. Чарушников, В. E-Learning: плюсы и минусы // Высшее образование в России. - 2008. - № 12.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., Воронеж: Московский психоло-го-социальный институт; Модек, 2002.

3. Мелешко, В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир // ИКТ в образовании. - 2007. - № 5.

Статья поступила в редакцию 11.11.10

УДК 34.9

Г.Г. Ханцева, доц, канд. пед наук; Л. В. Катюкова, доц, канд. психол. наук;

Н.С.Зорина, асп. Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: zorinanati@yandex.ru

ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК УСЛОВИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЖЕНЩИНАМ-ПРЕСТУПНИЦАМ В РЕШЕНИИ ИХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ

Обеспечение женщинам-преступницам права обрести социально-ролевой статус в здоровом социуме после освобождения, стать активными членами гражданского общества обусловливает необходимость мотивационного программно-целевого управления социальнопедагогической деятельностью исправительными учреждениями.

Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, целевая ориентация коллектива, профессиональноличностные качества, педагогическая система.

Организация деятельности исправительных учреждений на концептуальных положениях социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем должна отвечать современным требованиям гуманизации и демократизации мест лишения свободы. Обеспечение женщинам-преступницам права обрести социально-ролевой статус в здоровом социуме после освобождения, стать активными членами гражданского общества обусловливает необходимость мотивационного программноцелевого управления социально-педагогической деятельностью исправительными учреждениями.

Потребность внедрения МПЦУ в воспитательную работу с женщинами-преступницами вызвана тем, что проводимая в пенитенциарной системе на протяжении более чем тридцати лет педагогизация и психологизация исполнения наказания не обеспечивала выхода на конкретную осужденную. Это связано с тем, что администрация исправительного учреждения при решении повседневных задач ее жизнедеятельности не включает осужденную в ту систему социальных связей и отношений, которая соответствует ее социально-нравственной запущенности. В результате между этими отношениями (их интенсивностью, положительной нагрузкой, диапазоном воздействий и т.д.) и единицами поведения (трудолюбием, дисциплинированностью и т.д.) не складывается поле психологопедагогического напряжения, под воздействием которого происходит изменение качества поведения осужденной в лучшую сторону. Положение усугубляется и значительными просчетами чисто организационного плана, поскольку систе-

ма психолого-педагогической работы с женщинами-преступницами реализуется только в обобщенном виде применительно ко всем подразделениям исправительного учреждения [1].

Мотивационное программно-целевое управление рассматривается как универсальная педагогическая компонента, предполагающая органическую взаимосвязь личностной и социальной ориентации, приоритет духовно-нравственных ценностей в профессиональной подготовке специалистов любого профиля, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме, своей профессиональной деятельности, с ориентацией на превентивнопрофилактический характер поддержки человека в сложных жизненных ситуациях, активизацию деятельности каждого индивида, как субъекта решения собственных проблем, и социального участия в жизнедеятельности общества [2].

Целевая ориентация коллектива сотрудников пенитенциарного учреждения, разработка адекватных планов воспитательной работы и их осуществление - это технологическая основа, позволяющая руководителю реализовать свое профессиональное назначение. Именно эта основа конкретизируется достижениями программно-целевого и мотивационного подходов в управлении, превращаясь в результате в мощную современную технологию мотивационного программноцелевого управления.

«Мотивационное программно-целевое управление - наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе дерева целей» [3,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.