УДК 378.147
ИНТЕНСИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Н.М. Мельник
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Анализируются потребности потребителей образовательных услуг - общества, работодателей, субъектов профессиональной деятельности - в условиях становления инновационной экономики. Делается вывод о востребованности качественно нового интенсивного эво-люционно-деятельностного высшего образования, реализующего прорывной подход в подготовке высококвалифицированных специалистов, ориентированных на генерацию и внедрение в практику инновационных решений, создающих конкурентное преимущество во всех сферах деятельности. Показано, что приоритетной целью эволюционно-деятельностного высшего образования является интенсификация интеллектуальной деятельности субъекта (студента, специалиста) при решении актуальной профессиональной задачи, обеспечивающая при одних и тех же ресурсах резкое увеличение темпа роста качества и количества интеллектуального продукта за счет генерации ценного знания в нужное время в нужном месте профессионального пространства.
Ключевые слова: потребности потребителей образовательных услуг, интенсивное эво-люционно-деятельностное высшее образование, интеллектуально-информационная поддержка профессиональной деятельности субъекта, осознанная генерация ценного актуального знания.
Приоритетной целью государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [4]. В этой связи остро встает вопрос о качестве высшего образования. Анализ научных работ по проблеме качества образования позволяет сформулировать дефиницию качества высшего образования как соответствие высшего образования потребностям потребителей образовательных услуг.
В рамках нашего исследования в качестве потребителей образовательных услуг мы рассматриваем общество в целом, работодателей, субъектов профессиональной деятельности (студентов, выпускников университетов, специалистов).
Потребности общества предопределены трендами цивилизационной эволюции. В настоящее время одним из системообразующих факторов цивилизационного развития является новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста [6]. Исследователи инновационных процессов (Й.А. Шум-петер [21], Б. Твисс [18] и др.) рассматривают инновацию как комплексный целенаправленный процесс, включающий в себя генерацию новой идеи, создание, распространение и использование новшества в практической деятельности. Инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки становятся высшей ценностью [17].
Надежда Михайловна Мельник, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.
В глобальной конкуренции передовые позиции занимают те государства, которые способны выдвигать и использовать новые научные и технические идеи, производить качественно новый и совершенный технический продукт, необходимый обществу [13]. Экономический рост, конкурентное превосходство в любом секторе экономики создаются через инновации, а не за счет улучшения и оптимизации общеизвестного. С этих позиций ключевой потребностью общества следует считать становление инновационной экономики, отличительной особенностью которой является устойчивый процесс создания и реализации инноваций во всех сферах деятельности.
Непрерывный инновационный процесс затрагивает любой аспект профессиональной деятельности: инновации в производственной деятельности, административной, маркетинговой, финансовой, педагогической, коммуникационной, в области дизайна, услуг и др. Создание новшеств, воплощенных в какие-либо объекты (материальные или духовные продукты), и их практическое применение становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста любого профиля.
Интенсивно развивающаяся экономика порождает объективную потребность в качественно новом, интенсивном высшем образовании, принципиально отличном от существующего экстенсивного. Интенсивное высшее образование создает принципиально новые возможности и благоприятную среду для научного и технологического прорыва, роста наукоемких производств, повышения инновационной конструктивной активности субъектов деятельности в социально-экономической, общественно-политической и культурной сферах.
В то же время состояние образования, науки, технологий, человеческого капитала в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности [12].
Мы полагаем, что в целом интенсивное высшее образование является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих достижение Россией соответствующего статусу мировой державы XXI века уровня экономического развития и интеллектуально-информационной безопасности.
Потребности работодателей как потребителей образовательных услуг обусловлены необходимостью обеспечения производства высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми личностными и профессиональными качествами. Внедрение высокоэффективных наукоемких технологий, комплексной гибкой автоматизации с широким использованием информационных и компьютеризованных систем, эффективного трансферта и практического применения инноваций существенно модифицируют требования, предъявляемые работодателями к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям субъекта профессиональной деятельности.
Согласно докладу Всемирного банка 2012 г., для российской системы профессионального образования характерно преимущественное внимание к усвоению «академических» теоретических знаний, заучиванию фактов и недостаточное развитие навыков использования теоретических знаний для решения прикладных задач, а также критического мышления и владения приемами поиска решения проблем. Эксперты, в том числе и работодатели, признают, что российским студентам не хватает навыков более высокого порядка, их нужно учить не пересказывать профильные теории, а рассуждать, самостоятельно находить решения в сложных, нерутинных обстоятельствах, осваивать новую информацию - именно эти навыки и формируют потенциал адаптации, трансформации профессионального капитала работника в условиях меняющейся технологической и организационной среды. При этом недостаток про-
фессиональных навыков более высокого порядка, над развитием которых необходимо работать, отмечается не только у молодых специалистов, но и у сотрудников, уже работающих в компаниях [3].
Исследования, проведенные в 2013 г. НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» [19], показали, что за последние 12 месяцев более чем на 60 % опрошенных предприятий проводились мероприятия по замене, обновлению оборудования, технологий, внедрению новационных методов организации управления, труда. В 63 % организаций, осуществлявших в течение последнего года мероприятия по внедрению нового оборудования и технологий, изменились требования к профессиональным знаниям и навыкам работников [19]. В результате повысилась степень несоответствия уровня специалистов предъявляемым требованиям. Это касается прежде всего умения самостоятельно решать рабочие задачи (59 % случаев недостаточной квалификации специалистов), способности к инициативности, выраженной в стремлении к самостоятельным общественно значимым начинаниям, активности, предприимчивости (59 % случаев), умения работать в команде, в группе (42 % случаев), способности брать на себя ответственность за порученную работу (42 % случаев), навыков планирования и организации своего рабочего времени (41 % случаев), умения перестраивать свою работу (40 % случаев), умения осваивать новое (40 % случаев) [19].
В научном докладе академика Т.И. Заславской «Новое поколение предпринимателей и менеджеров» на заседании ученого совета Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации от 15.02.2005 к важнейшим качествам отнесены [5]:
- готовность брать на себя ответственность в принятии сложных решений (88 %);
- инновационный тип мышления, постоянный поиск и освоение новых возможностей (71 %);
- способность организовать командную работу (68 %);
- настойчивость в осуществлении принятых решений (66 %).
В рамках исследований, проведенных Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ и Московским представительством Всемирного банка, посвященным выявлению наиболее значимых, по мнению работодателей, навыков у персонала (в ходе исследований были опрошены более 1000 топ-менеджеров), было отмечено, что самыми востребованными и дефицитными являются умение нестандартно мыслить и умение работать в команде [7].
В работе «Требования работодателей к системе профессионального образования», подготовленной по заказу Национального фонда подготовки кадров, в рамках проекта «Привлечение работодателей к участию в развитии системы непрерывного профессионального образования (создание институтов взаимодействия работодателей и системы непрерывного профессионального образования)» указывается, что в настоящие время востребованы [1]:
- мотивация работника на конечный результат;
- умение работать в команде и на благо команды;
- умение решать нестандартные задачи;
- умение брать на себя ответственность;
- умение и желание учиться;
- работоспособность.
В процессе научной деятельности автором на протяжении ряда лет проводилось самостоятельное исследование современных и перспективных потребностей работо-
дателей. В качестве одного из методов исследования использовался метод экспертной оценки. Был организован индивидуальный экспертный опрос в формате интервью на тему «Ключевые особенности работника, востребованного в условиях инновационного развития экономики». В опросе приняли участие 147 человек: руководители и ведущие специалисты подразделений предприятий различной формы собственности.
Изучение результатов опроса позволило автору сформулировать следующие характерные умения субъекта профессиональной деятельности, востребованного в условиях становления инновационной экономики:
- целостно воспринимать профессиональную задачу, видеть подзадачи, которые необходимо решить для достижения конечного результата, и связь между ними. Устойчиво переключаться с одной подзадачи на другую при переходе к различным условиям выполнения этих подзадач;
- быстро адаптироваться в изменяющейся ситуации;
- адаптироваться к условиям быстро меняющейся информационной среды;
- решать комплексные многокритериальные профессиональные задачи ранее неизвестных классов;
- изменять профессиональную направленность вида, области деятельности;
- продуктивно работать в течение длительного времени с неизменно высоким коэффициентом полезного действия;
- эффективно осваивать наукоемкие технологии;
- позитивно относиться к непрерывному росту сложности решаемых задач;
- брать на себя ответственность за конечный результат деятельности;
- осознанно рисковать при возникновении непредвиденных обстоятельств;
- работать, принимать ответственные решения в условиях неопределенности.;
- извлекать из большого объема быстро поступающей информации ценные знания в условиях дефицита времени;
- быстро приобретать новые знания;
- самостоятельно находить, а при необходимости генерировать ценные знания;
- непрерывно, на протяжении всей трудовой деятельности повышать квалификацию и творческие возможности с минимальными временными и энергетическими затратами;
- работать в команде;
- открыто высказывать свою точку зрения и отстаивать собственные позиции, уважая и признавая право другого воспринимать, мыслить, оценивать иначе;
- видеть узкие места, профессиональные проблемы;
- эволюционировать соразмерно общественным и личностным потребностям;
- самостоятельно конструировать пространство своих возможностей и принимать действенные решения;
- сохранять качественную работоспособность в течение свей трудовой жизни в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;
- соответствовать своей профессиональной среде;
- стремиться к самоактуализации.
Консолидация результатов многогранных разносторонних исследований позволила автору сформулировать обобщенную характеристику профессиональных качеств субъекта профессиональной деятельности, востребованного инновационной экономикой:
- активно и избирательно реагирует на изменения среды профессиональной деятельности;
- выявляет противоречия, осознанно идентифицирует проблему, ставит задачу;
- генерирует ценные знания, реализует их в актуальных способах деятельности;
- осознанно, ответственно принимает решения;
- развивает профессиональную среду;
- развивается в процессе эволюционного познания профессиональной среды;
- самоактуализируется за счет приобретения эмерджентных свойств.
Следует отметить, что в условиях инновационной экономики изменяются требования не только к организационной и управленческой деятельности, но и к исполнительской. В среднесрочной перспективе исполнителю будет делегироваться значительная самостоятельность при выполнении поставленных задач. В связи с этим он должен быть способен не только результативно адаптироваться к регулярно обновляющимся технологиям, но и уметь целостно видеть конечную цель деятельности, самостоятельно находить решение актуальной задачи, эффективно организовывать свой труд и действенно управлять им, выстраивать продуктивные отношения в команде, рабочей группе.
В то же время возрастающая динамика интенсивного развития науки и производства, ускоренная трансформация содержания, структуры, характера труда, модификация социальных связей не позволяют с помощью традиционных средств прогнозировать и учесть потребности, интересы, ожидания всех участников инновационных процессов.
Современный специалист должен уметь действовать не в условиях жестко заданных алгоритмических ситуаций, а прежде всего в условиях неопределенности, в ситуациях множества альтернативных решений и меняющегося социально-культурного фона [2].
На основании анализа и обобщения результатов исследования потребностей работодателей как потребителей образовательных услуг был сделан вывод, что интенсивное инновационное развитие экономики ставит перед высшим образованием задачу обеспечить гарантированно качественный уровень подготовки квалифицированных кадров, способных надежно, продуктивно работать в условиях быстро меняющейся профессиональной среды [11].
О потребности в высшем образовании субъектов профессиональной деятельности (студентов, выпускников университетов, специалистов) можно судить по результатам мониторинговых исследований, проводимых в формате социологических опросов.
Согласно результатам общероссийского социологического исследования «Российский вуз глазами студентов», проведенного в 2004-2011 гг. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др., большинство россиян считают, что высшее образование облегчает достижение поставленных в жизни целей, способствует карьерному росту (76 %). Больше всего к поддержке этого заявления склонны люди, имеющие только начальное или неоконченное среднее образование. С утверждением о пользе университетского диплома согласились 80 % респондентов из данной группы. Вторую по численности группу сторонников утверждения о пользе высшего образования составляют сами обладатели дипломов (78 %). 49 % опрошенных считают, без высшего образования человек вынужден заниматься неквалифицированной и низкооплачиваемой работой [15].
Согласно результатам опроса, проведенного среди пользователей Рунета в течение 2012 г., основными мотивами, по которым в наше время люди стремятся получить высшее образование, являются: возможность устроиться на квалифицированную, престижную работу (75 % опрошенных), сделать карьеру (64 %), повысить свой социальный статус (64 %), увеличить шансы на трудоустройство, гарантии занятости (50 %) [16].
В рамках мониторингового исследования автором самостоятельно на протяжении десяти лет (2005-2014 гг.) проводился анкетированный опрос первокурсников, поступивших в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» на специальность «Связи с общественностью». Цель опроса - выявить значимость и ценность для респондентов высшего образования. Всего в исследовании приняли участие 815 человек (749 студентов очной формы обучения, 66 - заочной формы обучения). Как показало исследование, большинство опрошенных считают, что в современных условиях высшее образование крайне необходимо, - 89,6 %. Остальная часть первокурсников (10,4 %) полагает, что высшее образование в принципе нужно человеку, но оценивает его значимость для современного человека на уровне 50 %.
Большинство студентов (73 %) рассматривают высшее образование как залог успешной карьеры, 18,3 % - как возможность самореализации, 5,4 % - как основу развития личностных качеств, 2,7 % - как повышение социального статуса, 0,6 % -как дань моде. Большого разброса во мнениях студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения, не наблюдалось.
Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что потребность субъектов профессиональной деятельности (студентов, выпускников, специалистов) в высшем образовании обусловлена потенциальной возможностью удовлетворить личностные потребности (востребованность на рынке труда, быстрый профессиональный, карьерный рост, самоактуализация, самореализация, раскрытие, приумножение, актуализация своего потенциала).
С этих позиций высшее образование должно не только вооружить специалиста методологическими, технологическими, прагматичными знаниями, умениями, навыками, соразмерными уровню научно-технического прогресса, но и обеспечить его готовность и способность к саморазвитию в ходе профессиональной деятельности соразмерно изменяющимся потребностям общества и личности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что сегодня обществом, работодателями, населением востребовано высшее образование качественно другого уровня. Интенсивное, соответствующее современным и перспективным задачам российского общества и экономики, обеспечивающее гарантированно качественный уровень подготовки высококвалифицированных субъектов деятельности, способных надежно, продуктивно работать в условиях инновационной экономики, удовлетворяющее персональные потребности потребителей образовательных услуг.
Учеными кафедры психологии и педагогики В.М. Нестеренко, Н.М. Мельник разработана и апробирована концепция интенсивного высшего образования, названного эволюционно-деятельностным [9].
Эволюционно-деятельностное направление развития высшего образования реализует прорывной подход в подготовке высококвалифицированных специалистов, ориентированных на генерацию и внедрение в практику инновационных решений, создающих конкурентное преимущество практически во всех сферах деятельности.
Новизна эволюционно-деятельностного высшего образования заключается прежде всего в смене целевых приоритетов.
Приоритетной целью эволюционно-деятельностного высшего образования является интенсификация интеллектуальной деятельности субъекта (студента, специалиста и др.) при решении актуальной профессиональной задачи, обеспечивающая при одних и тех же ресурсах резкое увеличение темпа роста качества и количества интеллектуального продукта за счет генерации ценного знания в нужное время в нужном месте профессионального пространства.
Предлагаемый нами подход к развитию высшего образования соответствует современным тенденциям [2, 8, 14, 20]. В выступлении профессора С.Р. Филоновича на конференции Российской ассоциации бизнес-образования в апреле 2010 г. отмечалось, что если раньше цель образования формулировалась как трансляция знаний следующему поколению, то сейчас трансляция знаний отступает на второй план, потому что она в значительной степени лишена смысла: знания устаревают так быстро, что если мы будем акцентировать внимание прежде всего на трансляции, то дадим выпускникам университета знания, большую часть которых они не смогут использовать. Поэтому, не снимая задачи трансляции знаний, мы должны ставить во главу угла задачу развития навыков и мотивации людей к генерации нового знания [20]. В работах профессора, члена-корреспондента Государственной академии наук «Российская академия образования» Г.А. Берулава подчеркивается: для того, чтобы специалист был действительно эффективным, ему необходимо уметь генерировать новые знания и технологии, и именно на этом должен делаться основной акцент в определении готовности выпускника к профессиональной деятельности [2].
Концепция эволюционно-деятельностного высшего образования строится на основе преемственности в развитии концепций профессионального образования, плавности диалектической смены традиций и инноваций и последующем превращении инноваций в традиции. Она преемственно опирается на знаниецентрическую, лич-ностно-ориентированную, компетентностную концепции, консолидирует на их качественно новом уровне, создавая условия интегрированного эффективного использования основополагающих идей в рамках целостного универсального образа профессиональной деятельности.
Принципиальные отличия эволюционно-деятельностного высшего образования:
- обеспечение возможности и формирование умения генерировать ценное актуальное знание, позволяющее создавать с минимальными временными и энергетическими затратами инварианты решения практически любой актуальной профессиональной задачи, отвечающие социальным, производственным нормам, личностным ценностям, резонансно сочетающим количественные и качественные характеристики;
- принятие профессиональной задачи в качестве основы содержания, восприятие знаний не только в функции онтологии, но и в функции средств решения конкретных профессиональных задач;
- создание условий для непрерывного процесса саморазвития субъекта деятельности в процессе обучения в вузе и далее в процессе профессиональной деятельности на основе самоорганизации.
Эволюционно-деятельностное высшее образование меняет вектор направленности профессиональной подготовки с формирования компетенций, знаний, умений, запоминания готовых алгоритмов и правил, которые, как предполагается, выпускник вуза будет применять в реальной профессиональной деятельности, на формирование специальным образом организованной информационной среды, во-первых, обеспечивающей возможность и поддержку генерации актуальных ценных знаний непосредственно в процессе профессиональной деятельности (решения актуальных профессиональных задач), во-вторых, побуждающей и поддерживающей потребность генерировать все новые и новые знания, реализуемые в продуктивных решениях.
Исследования показывают, что такая среда может быть организована на основе образного представления структуры профессиональной деятельности, обеспечивающего ее целостное восприятие и действенный анализ ее частей в составе целого без утраты целого с позиций целостности. В этом случае изначально закладывается возможность эволюционного познания профессиональной среды и, соответственно, выработки принципиально новых актуальных продуктивных решений.
Мы считаем, что реализация такого подхода в педагогической практике основывается на методологии интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности субъекта, центральным звеном которой является формирование в процессе обучения метазнания (целостного системного образа профессиональной деятельности), ценного в течение всей активной трудовой жизни человека. Корреляции целостного системного образа профессиональной деятельности позволяет генерировать новое ценное знание, образы решений актуальной профессиональной задачи в нужное время в нужном месте пространства профессиональной деятельности [10].
По сути, речь идет о преодолении разрыва в пространстве и времени между процессами получения и применения знания, устранения дихотомии «учебная деятельность - профессиональная деятельность».
С целью результативной организации образовательного процесса в условиях реализации интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности был разработан и введен в учебный план курс «Теоретические основы профессиональной деятельности», написаны и изданы пять учебных пособий, три из которых стали лауреатами всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования, разработан и эффективно используется на практических и лабораторных занятиях мультимедийный тренажер - конструктор образов профессиональной деятельности.
Таким образом, интенсивное эволюционно-деятельностное высшее образование, системообразующим фактором которого является сформированная в процессе обучения интеллектуально-информационная поддержка профессиональной деятельности субъекта, обеспечит консолидированную реализацию потребностей общества, работодателей, субъектов профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамова Е.М., Гурков И.Б., Карпухина Г.Ю., Левинсон А.Г., Михайлюк М.В., Полушки-на Е.А., Стучевская О.И. Требования работодателей к системе профессионального образования / Под ред. Т. Л. Клячко, Г.А. Красновой. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 127 с. (Сер. Управление. Финансы. Образование).
2. Берулава Г.А. Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 3. - С. 10-17.
3. Бондаренко Н.В. Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей: Итоги опроса 2013 г. по данным Левада-Центра // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 162-175.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295.
5. Заславская Т.И. Новое поколение предпринимателей и менеджеров: Отчет о результатах социологического опроса слушателей программы МВА АНХ на заседании ученого совета Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации от 15.02.2005 (на правах рукописи).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
7. Левицкий М.Л. Взаимодействие рынка труда и системы подготовки кадров // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 3. - С. 16-20.
8. Мамедов А.К. Генерация новых знаний как критерий эффективности образовательной деятельности / http://www. edu.rosupravo.ru/tesis/050.doc.
9. Мельник Н.М., Нестеренко В.М. Концепция эволюционно-деятельностного профессионального образования. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 334 с.
10. Мельник Н.М.Интеллектуально-информационная поддержка генерации актуального знания в процессе решения профессиональных задач // Вектор науки ТГУ - 2012. - № 2 (20). - С. 220-224.
11. Мельник Н.М. Интеллектуально-информационная поддержка деятельности специалиста - ключевой фактор подготовки кадров для инновационной экономики // Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1 (15). - С. 76-83.
12. Миндели Л.Э. Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования. - http://www.issras.ru/papers/etap01_2012_Mindeli.php.
13. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. -224 с.
14. Нестеренко В.М. Параметрическое управление знанием в процессе решения профессиональных задач // Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1 (15). - С. 89-98.
15. Результаты общероссийского социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» ВЦОИМ. - http://www.mnl.ru/publications/vieweducation/id/1786
16. Результаты опроса, проводимого среди пользователей Рунета в течение 2012 года. -http://faraa.ru/publ/vysshee_obrazovanie/7-1-0-251
17. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 2013. - 274 с.
18. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. К.Ф. Пузыня. - М.: Экономика, 1989. - 271 с.
19. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала: Инф. бюллетень. М., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // Мониторинг экономики образования. - 2014. - № 1 (75). - 64 с.
20. Филонович С.Р. Проблемы управления знаниями: происхождение и междисциплинарный характер // Экономические стратегии. - 2010. - № 5. - С. 76-80.
21. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2005. -298 с.
Поступила в редакцию 02.11.2014; в окончательном варианте 02.11.2014
UDC 378.147
INTENSIVE HIGHER EDUCATION - AS THE MAIN FACTOR
FOR MEETING THE NEEDS OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES IN
THE INNOVATION ECONOMY
N.M. Melnik
Samara State Technical University
244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article analyzes the needs of consumers of educational services, society, employers, the subjects of professional activity in the conditions of the innovation economy. It is concluded that the demand for a qualitatively new evolutionary-intensive the activity of higher education, realizing a breakthrough approach to training highly skilled specialists focused on the generation and introduction of innovative solutions that create competitive advantage in all areas of activity. It is shown that the priority objective evolutionary-activity of higher education is to intensify the intellectual activity of the subject (students, professionals) when solving actual professional tasks, providing at the same resources sharp increase in the rate of growth of
quality and quantity of the intellectual product, due to the generation of valuable knowledge at the right time and place ofprofessional space.
Key words: the needs of consumers of educational services, intensive evolutionarily-activity higher education, intellectual and informational support of the professional activity of the subject, conscious generation of valuable of actual knowledge.
Original article submitted 02.11.2014; revision submitted 02.11.2014
Nadezhda M. Melnik, candidate of pedagogics, associate professor, department of Psychology and Pedagogics.
УДК 378.1
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
М.А. Мигненко1, Е.А. Мирончева2
Самарский государственный технический университет, филиал в г.Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 :E-mail: [email protected] 2E-mail: ekaterina. [email protected]
Статья посвящена проблемам использования художественных поэтических текстов в процессе обучения иностранному языку. Цель данной работы - проанализировать целесообразность их использования. Тексты рассматриваются как средство формирования коммуникативной компетенции обучаемых. Являясь источником информации, они обеспечивают формирование их страноведческой и культурологической компетенции. Обращение к художественному тексту дает возможность овладеть словом в единстве его номинативной и эстетической функции. Художественные поэтические тексты являются важнейшим средством мотивации обучения, так как поддерживают интерес к изучению иностранного языка. Изучение языка посредством использования песни позволяет намного быстрее распознавать иностранную речь, что является важнейшим этапом в овладении языком. К тому же увеличивается словарный запас без утомительного заучивания, одновременно вырабатывается правильное произношение. Очень важно на начальном этапе изучения иностранного языка научиться слышать и понимать отдельные слова и фразы в целом наборе непонятных звуков. Также важно изначально поставить правильное произношение. Песни на английском языке помогут справиться с этими и другими задачами. Использование песен способствует развитию интереса к изучению английского языка. Песни на уроке английского языка оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.
Текст песни, создаваясь и функционируя в обществе, может рассматриваться как источник объективной, идейно-художественной, языковой и лингвистической информации. Музыкальные и поэтические выразительные средства обладают конденсацией мысли и образа, повышенной эмоциональностью, ритмической повторяемостью. Ритмическая повторяемость, являясь одним из сильнейших значимых факторов, заставляет человека сконцентрировать внимание и способствует непроизвольному запоминанию материала.
Марина Анатольевна Мигненко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков.
Екатерина Александровна Мирончева, студентка (4-й курс, механический факультет).