ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОКАТКИ
Л.С. КОХАН, д-р техн. наук, проф. Ю.А. МОРОЗОВ, канд. техн. наук, доц.
Московский государственный вечерний металлургический институт, 111250, Москва, Лефортовский вал, дом 26, т. 8(495)361-14-80; akafest@,mail.т
Окончательный выбор режима прокатки связан с возможностью увеличения нагрузки при сохранении сплошности материала. Основным критерием, определяющим момент разрушения, является величина сдвиговой деформации, которая не должна превышать ресурс пластичности данного материала.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прокатка, сдвиговая деформация, диаграмма пластичности.
Возможность увеличения нагрузки на материал или интенсификация режима прокатки связана с сохранением сплошности материала. Основным критерием, определяющим момент разрушения материала, является величина сдвиговой деформации, которая не должна превышать ресурс пластичности данного материала. Согласно методу Колмогорова В.Л., совокупность деформаций удлинения и обжатия определяют величину деформации сдвига [1]
(1)
Тогда по условию постоянства объема и пренебрегая уширением (1 + е1)(1 - е) = 1,0 тогда е1 = 1/(1 - е) -1 = е /(1 - е).
Степень использования запаса пластичности определяется предельной величиной деформации сдвига, обуславливающей разрушение материала [2]
¥ = // - И.
Оценочным критерием выбора /р является показатель жесткости напряженного состояния, равный отношению среднего контактного напряжения к интенсивности касательных напряжений тХ2 = .^[з от
к = ^
ж _
О, - 7
7ср - 1 - 7н
Гз = л • (2)
Интенсивность сдвиговой деформации при разрушении для некоторых марок сталей при холодной прокатке может быть определена по диаграмме пластичности, изображенной на рис. 1 [3].
Рассмотрим холодную прокатку полосы размерами 2,0*200 мм из стали 08кп мм в валках с катающим радиусом Я = 250 мм и обжатием 20%.
Соответствующий угол захвата (рис. 2)
а = д/ Н0е/Я = у/ 2,0 • 0,2/250 = 0,04 рад (2,292°).
Далее переходим к силовым расчетам с использованием однохордовой модели Целикова А.И. Использование технологической смазки при прокатке устанавливает коэффициент трения / = 0,08... 0,1, тогда параметр прокатки
д = 2//а = 2 • 0,09/0,04 = 4,5.
-2,0 -1,0 0,0 1,0 2,0 3,0
Рис. 1. Зависимость величины сдвиговой деформации от показателя жесткости напряженного состояния (диаграмма пластичности)
Коэффициент упрочнения металла
1
Рис. 2. Расчетная схема к определению среднего давления
1
К = 1 + -е = 1 + -0,2 = 1,1. 2 2
Высота нейтрального сечения, характеризующая выравнивание линейной скорости полосы в очаге деформации относительно окружной скорости валков (при прокатке без натяжения)
И
д2 - К
Г
д - К
-К
г
/1,1+/,52-у5 -1,1
V (1 - 0,2)
4,5 -1,1
4,5
=11425.
Относительное давление в нейтральном сечении (рис. 3)
я
И
н д
(^с д - К)
л, лд V К у
+ к
— Г(1,с • 4,5 -1,1) 1,14254,5 +1,11= 1
4,5 7
,1]= 1,62.
При толщине полосы на выходе из очага деформации
к1 = Ис (1 - е) = 2,0 (1 - 0,2) = 1,6 мм
нейтральный угол
у = агс^
\ - К - К Л
2 R
arccos
2,с 1,6Л
1-
1,1425
2 • 250
1,408 °.
Горизонтальная проекция дуги захвата
1мм.
I = л|RhCs = д/ 2502,0• 0,2 = 10,0]
Координата длины в нейтральном сечении и протяженность зон опережения и отставания Хн = хоп = Л^ту=25(Ып1,408= 6,144мм; хот = I - хоп = 10,0 - 6,144 = 3,856 мм.
Координаты середины каждой зоны
Хо„ 6,144
3,072 мм,
2 2
х = Хн + ^ = 6,144 + 3856 = 8,072 мм. 2 н 2 2
Толщина полосы в середине зон опережения и отставания ^спр = \ + 2 Г Л Л2 - X!21 = 1,6 + 2 Г250 -^12502 - 3,0722 ) = 1,638
^тр = h1 + 2 Г Л Л2 - х22 | = 1,6 + 2 Г250 -д/ 2502 - 8,0722 ) = 1,861
мм;
мм.
Относительное давление в середине каждой зоны
аср =
^ оп
(£0 д - К) (£0 д + К)
^ 1 Л
А
hср V от у
V ^ у
+ К
К
4,5 1
4,5
(1,0 • 4,5 -1,1) (1,0 • 4,5 +1,1)
' 2,0
V 1,861 у
+1,1
^1,63^4,5
V 1,6 у
1,1
1,289
= 1,139
Принимая во внимание напряжение в нейтральном сечении, среднее давление по зонам отставания и опережения
£0 + 2 аостр + 1,0 + 2 • 1,289 +1,62
1,299
4 4
_ + 2аоспр + К£ 1,62 + 2 • 1,139 +1,1 • 1,0 __
ст = —---1 =-= 1,25 .
оп 4 4
Общее среднее относительное давление прокатки при у ¡а = 0,614
1
д
1
д
стср = стот I 1 - — I + стоп — = 2,299 (1 - 0,614) +1,25 • 0,614 = 1,269 . ^ а) а
Далее переходим к исследованию устойчивости процесса прокатки. Величина деформации сдвига (1)
Л = 2д/ е2 + е2 + е, е = 2^ 0,252 + 0,22 + 0,25 • 0,2 = 0,781, где продольная деформация удлинения
е 0,2 е, =-=-= 0,25 .
1 1 - е 1 - 0,2
Коэффициент жесткости напряженного состояния (2)
k ж = 1,269-1-1,62 =- 0,78.
ж s
Предельная степень сдвиговой деформации при разрушении может быть установлена по соответствующему графику на рис. 1 или по аппроксимацион-ной формуле для стали 08кп
Лр = 0,04kж - 0,24kж + 0,611 kж -1,05 kж + 2,36 =
р 7 ж 7 ж 7 ж 7 ж 7
= 0,04 (- 0,78)4 - 0,24 (- 0,78)3 + 0,61 (- 0,78)2 -1,05 (- 0,78) + 2,36 = 3,679.
Тогда степень использования ресурса пластичности
¥ = Л/Лр = 0,78/3,679 = 0,212.
Предельное значение ресурса пластичности по Колмогорову В.Л. составляет [[]< 0,25 [1], что допускает прокатку по выбранному режиму обжатия без разрушения. Аналогичные расчеты, сделанные для указанных условий прокатки, устанавливают предельную величину обжатия 23% при котором [ = 0,246. Вследствие этого, во избежание разрушения материала и появления трещин на прокате, оценка сплошности материала является целесообразной.
Л и т е р ат у р а
1. Колмогоров В.Л. Механика обработки металлов давлением. - М.: Металлургия, 1986. - 688 с.
2. Aldunin A. V. Optimizing Hot Strip Rolling in Terms of the Metal Structure and Plasticity // Steel in Translation, 2008, Vol. 38, No. 5, pp. 362-365.
3. Aldunin A. V. Rational Configuration of Finishing Group and Winding Unit for a Continuous Broad-Strip Mill // Steel in Translation, 2009, Vol. 39, No. 1, pp. 7-10.
R e f e r e n c e s
1. Kolmogorov V.L. Mechanika obrabotki metallov davleniem. - M.: Metallurgiya, 1986. - 688 p.
2. Aldunin A. V. Optimizing Hot Strip Rolling in Terms of the Metal Structure and Plasticity // Steel in Translation, 2008, Vol. 38, No. 5, pp. 362-365.
3. Aldunin A.V. Rational Configuration of Finishing Group and Winding Unit for a Continuous Broad-Strip Mill // Steel in Translation, 2009, Vol. 39, No. 1, pp. 7-10.
INTENSIFICATION OF PROCESSES OF ROLLING
L.S. Kohun, Yu.A. Morozov.
Moskovskiy gosudarstvenniy vecherniy metallurgicheskiy institut, Moscow
The final choice of a mode of rolling is connected with possibility of increase in loading at preservation of a discontinuity of a material. The main criterion defining the moment of destruction, the size of shift deformation which shouldn't exceed a resource of plasticity of this material is.
KEY WORDS: rolling, shift deformation, plasticity chart.