Научная статья на тему 'Интеллигентность как системообразующее качество педагога'

Интеллигентность как системообразующее качество педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1668
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Гузель Валеевна

Данная статья посвящена проблеме аксиологического подхода в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, выстроить систему отношений к педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to achmiological approach in professional-pedagogical preparation of a teacher. According to which pedagogical formation must provide not only professional knowledge's and skill's conditions but also develop their consciousness toward pedagogical activity

Текст научной работы на тему «Интеллигентность как системообразующее качество педагога»

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ КАЧЕСТВО

ПЕДАГОГА

Г.В. Мухаметзянова

Говоря об интеллигентности как необходимом и системообразующем качестве педагога, нужно, прежде всего, выяснить, что следует понимать под интеллигентностью. Это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, которые считаются носителями культуры. Однако не всегда в определении данного понятия на первое место ставятся личностные качества. Так, часто под интеллигентностью понимают только высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокую культуру человека. Подобное разночтение характерно для современного обыденного сознания, это объясняется тем, что термин претерпевал различные трансформации по мере развития общества.

Интеллигенция на протяжении истории всегда находилась в оппозиции к власти, правительству, боролась за справедливость, призывала к милости. Если до революции под интеллигентностью понимались этикопсихологические качества, присущие конкретному социальному слою, т.е.

6

интеллигенции, то позднее данная со-относенность была утрачена, и термин закрепился за прослойкой общества, которая занималась умственным трудом. Позднее, в силу исторических причин, она оказалась в тени. Но всегда, какие бы лишения она не испытывала, интеллигенция, с характерным ей чувством социальной справедливости, противоречила ожидаемому властями согласию и подчинению. Но духовность личности считается свойственной не обязательно только представителям определенных профессий, хотя ее иногда путают с интеллектуальностью. Новый подход к интеллигенции связан с пониманием ее роли в облагораживании общества, в котором сегодня процветают эгоизм, жестокость и всевозможные зависимости. Только интеллигенция способна искоренить и побороть это «недобро», которое уже завтра может обернуться во зло.

Современная педагогическая наука находится в состоянии поиска идеала воспитания, т.е. того образца, на который молодое поколение могло бы опираться. Трудно найти в сегодняшней действительности, которая предлагает самые разные примеры для подражания (положительный или даже отрицательный герой-одиночка; инди-

видуалист, отрешенный от реальности и погруженный в свой внутренний, часто иллюзорный, мир; безразличный к окружающим искатель удовольствий и развлечений и т. д.), идеал, собирательный образ, в котором преобладали бы приоритетные качества, носителем которых должен быть современный человек. Таким образцом может быть интеллигент.

В настоящее время интеллигенция востребована как образец воспитания. Ее назначение - пробуждать, убеждать и облагораживать. Интеллигентность свойственна человеку, осознающему свое, ищущему в нем смысл своей жизни, что подкрепляется существующими в нем нормами этики и морали. Поэтому важно подчеркнуть, что интеллигентность есть не свойство интеллигенции как социального слоя, а качество личности, которым в идеале должны обладать все. Однако нельзя говорить о целенаправленном воспитании интеллигента, так как человек от природы наделен способностью думать об общечеловеческих проблемах, это естественный процесс саморазвития личности. Другое дело, до какой степени будет развита эта потребность в человеке и какие принесет плоды. В связи с этим можно говорить о воздействии на человека, о стимулировании развития качеств, составляющих системообразующее понятие «интеллигентность».

Его определяют следующие интеллектуальные и нравственные качества:

1. Высокая образованность, предполагающая не только получение специальных знаний, но фундаментальную подготовку, знание смежных профессий, осведомленность в последних достижениях, компетентность в совре-

менных информационных технологиях и т. д. Одгого этого качества недостаточно, чтобы быть интеллигентным, но без него интеллигенции быть не может, так как именно образованность дает возможность воплощать знания в конкретные дела, выводя тем самым человека из состояния рефлексии.

2. Широта интересов, определяющаяся таким кругом знаний, которые основаны на данных современной науки и нужны для обретения своего места в мире, для понимания закономерностей, определяющих взаимоотношения на разных уровнях: человек -человек, человек- общество, человек -природа. Одним из проявлений этого качества является приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, поликультурность.

3. Чувство причастности ко всему происходящему и чувство социальной справедливости, которые характеризуют интеллигента как гражданина, достойного представителя своего отечества.

4. Тонкое ощущение задач времени, чувствительность к проблемам, которые дают возможность следовать современным передовым тенденциям, с одной стороны, и развивают предупредительность, прозорливость во многих жизненных сферах, что характеризует интеллигента как творца - с другой.

5. Несуетливость - четкое понимание цели, уверенность в поставленных задачах в сочетании с гибкостью, рассудительной восприимчивостью ко всему новому, в то время как наше мобильное время пораждает противоположный недостаток.

6. Внутренняя цельность, избирательность в предмете своих интересов, в знакомствах, профессиональной дея-

7

тельности, которые определяют интеллигента как человека «всеядного».

7. Совестливость, личная порядочность, способность к состраданию, которые являются качествами, во многом определяющими личные отношения и проявляющимися на бытовом уровне.

8. Идейная принципиальность в сочетании с уважением к чужому мнению, т.е. толерантностью.

Формирование личности - процесс непрерывный и сложный, на который оказывают влияние многие факторы. Самым главным оружием современного общества в этом отношении является образование. При передаче знаний, которые необходимы человеку, чтобы выживать, оно может ненавязчиво, опосредовано воздействовать на мировоззрение, представление о ценностях и идеалах. Поэтому цель образования -формирование не только специалиста -профессионала, но и творческой личности, человека - гражданина, интеллигента способного гуманистически мыслить и созидающе действовать на каком-либо поприще. Таким образом, два самостоятельных процесса, имеющих свои законы и принципы, образование и воспитание, должны быть синтезированы в один. С одной стороны, предлагаемый материал по какому-либо предмету, чаще гуманитарной направленности, уже несет в себе воспитательный заряд, так как факты и явления современной действительности и прошлого формируют мировоззрение личности, ее собственный взгляд на мир, отношение к себе, своему месту в жизни. С другой стороны, при структурировании материала по точным, естественным дисциплинам необходимо закладывать воспитательную задачу, чему может служить опять же факти-

ческий материал, например, факты из биографий известных ученых, ситуационное моделирование и т. д.

Говоря о воспитании, влиянии, оказываемом при этом, нельзя забывать о человеческом факторе, о личностном компоненте. В процессе жизнедеятельности человек со средними качествами оказывает влияние, иногда неосознанное, на большое количество окружающих его людей. Ответственность за качество этого влияния остается за каждым представителем общества. Еще в большей степени это относится к педагогу. В качестве одной из составляющих в структуре предмета педагогической науки выделяется педагогическое влияние. Результативность и эффективность этого влияния обусловлена мастерством педагога, пониманием и принятием им своей роли в процессе воспитания. Если нет влияния, то учитель оказывается вне педагогической деятельности как таковой, происходит только механическая передача информации. В связи этим перед педагогической наукой ставятся определенные задачи, среди которых определение и формирование качеств педагога, оказывающего непосредственное влияние.

На протяжении долгого времени именно педагог являлся для общества примером нравственной чистоты и благородства, верности профессии и идеалам. Педагогическая деятельность считалась престижной, что подкреплялось сложившимся представлением о педагоге как о носителе особой духовности, особых качеств - интеллигентности. Однако в силу исторических причин статус педагога как представителя интеллигенции изменился. Его значимость в социальной сфере во

многом ослабла, но не была полностью утрачена. Сложность положения педагога заключалась в том, что общество несколько раз меняло требования к педагогу и ставило новые задачи перед ним. В связи с этим трансформировались представления и о самом педагоге, и о том, кого он доложен воспитывать: человека общественного или личность.

Вопрос о том, что определяет профессиональный облик педагога, стоит уже давно и решается он по-разному: кто-то на первый план ставит личные характеристики, другие выдвигают профессиональные, третьи - знание предмета, творческий подход и т. д. Однако не подкрепленные интеллигентностью эти качества не смогут в полной мере способствовать решению педагогических задач. По этой причине проблема интеллигентности особенно актуально звучит для современной педагогической науки.

В своей деятельности педагог не просто реализует себя, смысл своей жизни, он должен быть готовым по-новому посмотреть на свою педагогическую концепцию, расширить свои профессиональные представления, быть открытым к новым идеям и склонным к изменениям устоявшихся стереотипов с целью создания нового. Интеллигентность педагога следует воспринимать еще и как профессиональную воспитанность, главными чертами которой являются нравственно-этические качества. Педагог не может и не имеет права быть неинтеллигентным. Гармо -ничное сочетание интеллигентности и образованности педагога - составляющая часть его специальности. Интеллигентность педагога - профессионально необходимое качество, поскольку он за-

нимается не только образованием молодого поколения, но и его воспитанием.

Это качество представляется особенно важными еще и потому, что в действительности для подрастающего поколения педагог выступает, по существу, единственным и самым значительным образцом интеллигентного человека. Так, многочисленные исследования, проведенные в некоторых педагогических институтах страны (Туле, Ярославле и других городах), свидетельствует о том, что студенты, вспоминая свои школьные годы и учителей, называют не тех, кто хорошо преподавал, а тех, кто умел строить отношения с детьми на основе уважения и такта. Хороший учитель, педагог, по мнению опрошенных, должен не только много знать, уметь доносить свои знания до учащихся (что тоже немаловажно), но и уметь слушать и слышать, убедительно и доказательно излагать свою позицию, быть внимательным и интересным собеседником, а также иметь способность грамотно воздействовать. Для того, чтобы сегодня составить полный портрет интеллигентного педагога, необходимо определить, какую роль он играет и какое влияние способен оказать на учеников. Педагог должен заключать в себе и преподавателя конкретного предмета, и наставника, способствующего становлению личности. Роль учителя, наставника, воспитателя звучит особенно актуально в сегодняшней, полной духовного упадка, действительности.

Для обеспечения более продуктивного педагогического влияния необходим пересмотр взглядов на обучение:

Педагогу необходимо в своей деятельности ориентироваться на перспективу. Задача его состоит в том, чтобы

9

увидеть и способствовать развитию задатков в ученике. Этому может способствовать такое качество интеллигентного педагога, как снисходительность к недостаткам других. Педагог должен обладать внутренним видением, ощущением своих учеников, их возможностей.

Педагог должен быть полностью заинтересован в успешной организации своих занятий, в доступности и доходчивости той информации, которую он дает. Для этого он должен идти в ногу со временем. Новые технологии дают большие возможности для успешной организации материала и его подачи. Средства, методы обучения должны соответствовать последним разработкам методики преподавания и информационной сферы для вовлечения студентов в учебный процесс и продуктивного взаимодействия учителя и ученика.

Личность преподавателя в воспитательном процессе имеет решающее значение. Положительное педагогическое воздействие возможно лишь при условии, что учитель интересен, что его мышление не ограничено только специальными знаниями, а имеет духовно-нравственную основу, характеризуется универсальностью. Учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся, владеть нравственно-этическими нормами, следовать им в своей личной жизни. Известный немецкий гуманист Альберт Швейцер говорил, что самый лучший способ убеждения - это личный пример. Именно личный пример человека, постоянно находящегося в поиске, может подвигнуть к самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию, т.е. дальнейшему развитию личности в русле интелли-

10

гентности, что и является приоритетом современного образования.

Конечно же, трудно прийти к пониманию этих задач и целей педагогу, становление которого происходило в обстановке совсем не побуждающей к личному совершенствованию. По этой причине значение педагогического образования на сегодняшний день все более возрастает. Именно оно призвано развивать основы интеллигентности в учителе. Условием возрождения интеллигентности является традиция воспитания интеллигентности, медленного и методичного взращивания присущих учителю личностных качеств. Это нужно учитывать и при подготовке молодого учителя, и в системе повышения квалификации, так как формирование интеллигентности педагога есть ни что иное как формирование его убеждений -системы взглядов, отношений к окружающему миру, людям, своей профессии. Для этого в педагогических учебных заведениях должна быть создана благоприятная среда для воспитания у студентов (будущих педагогов) качеств, присущих интеллигенту, в чем и должна проявляться связь образования и воспитания в процессе обучения.

Будущее любой системы, будь то отдельный человек (педагог), организация, страна и т.д., зависит от цели его существования: самосохраниться (что ведет к самокопанию и деградации) или расширить и улучшить свое влияние. Однако последнее возможно только при условии самосовершенствования, что является главной целью интеллигентного человека. Поэтому так важно самосовершенствование на всех уровнях: в отношениях с людьми (в данном случае - учениками), в своей профессиональной деятельности и обя-

зательно своей личности. Педагог способен воздействовать, отдавать только тогда, когда он получает что-то новое: информацию, знания, опыт, когда он сам меняется. Влияние такого педагога можно считать позитивным. Именно эту установку на самосовершенствование - должно дать современное педаго-гическо образование.

Таким образом, можно определить два пути воспитания или стимулирования развития такого необходимого качества в педагоге, как интеллигентность это непосредственно педагоги-

ческое образование, являющееся отправным пунктом, и самообразование, являющееся непрерывным и определяющим лицо учителя, школы, образовательной системы в целом, процессом. Образовательное учреждение как главный социальный институт формирования и становления личности, ее характера, склада ума, стиля мышления и действия, образа жизни все больше становится источником надежды на мир, стабильность, развитие и прогресс каждого человека, всех народов, всего человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.