Е. Н. Кабина
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ
КОРПОРАЦИЙ
В статье рассматриваются особенности формирования интеллектуального потенциала промышленной корпорации, обосновывается необходимость изменения роли инновационной деятельности как одного из условий конкурентоспособности предприятия в целом.
Ключевые слова и словосочетания: промышленная корпорация, интеллектуальный потенциал, инновационная деятельность, наукоемкая продукция, конкурентоспособность, инновации.
В настоящее время существуют различные подходы к оценке величины интеллектуальной собственности промышленной корпорации, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. При этом, насколько известно, не существует общегосударственной методики расчета интеллектуальной собственности, утвержденной, скажем, Министерством промышленности и торговли РФ или каким-либо другим федеральным органом власти.
Для характеристики различных сторон интеллектуальной деятельности в современной экономической литературе используют понятия инновационного потенциала, научно-технического потенциала, трудового потенциала, кадрового потенциала, человеческого, образовательного потенциала, человеческого капитала, уровня образования и уровня профессиональной квалификации, нематериальных активов, интеллектуальной собственности. Данные понятия раскрывают отдельные аспекты формирования интеллектуального потенциала, но в то же время не обеспечивают его комплексную характеристику.
В сфере формирования имиджа предприятия понятия «интеллектуальный капитал» (ИК), «интеллектуальная собственность» (ИС), «нематериальные активы» (НМА) зачастую применяются как идентичные, но они имеют различную сферу применения. Термин ИК используется в основном менеджерами, ИС - юристами, а НМА - профессиональными оценщиками и бухгалтерами.
Интеллектуальный капитал - понятие более объемное, чем ИС и НМА, и применяется для обозначения неосязаемых ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. Помимо интеллектуальной собственности в него входит человеческий капитал (совокупность коллективных знаний, умений и навыков сотрудников), клиентский капитал (налаженные отношения с клиентами, фирменное наименование), а также информационные ресурсы компании.
Определение НМА содержится в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), где расписаны условия, по которым активы предприятия могут быть отнесены к НМА.
В соответствии со статьей 138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (вступившая в силу с 1 января 2008 г. часть IV ГК РФ вводит понятие интеллектуальных прав и приводит исчерпывающий список объектов интеллектуальной собственности).
В России практика использования интеллектуального капитала в экономическом обороте предприятий находится в начальной стадии. Необходимость применения интеллектуальной собственности для создания благоприятного имиджа фирмы с целью привлечения инвестиций, при оценке бизнеса с целью его купли или продажи осознали руководители крупных российских предприятий.
Случаи использования интеллектуального капитала в качестве своего ресурса малыми и средними предприятиями, как показывает практика, редки. Руководители предприятий предпочитают увеличивать прибыль за счет роста продаж и снижения себестоимости продукции и услуг.
Вовлечение НМА в экономический оборот позволяет компании получать дополнительную прибыль от использования объектов интеллектуальной собственности. При невысокой балансовой стоимости нематериальные активы имеют значительную рыночную стоимость и оказывают существенное влияние на прибыль организации.
Постановка НМА на баланс и их использование предоставляют предприятиям следующие преимущества:
1) увеличение стоимости уставного капитала без отвлечения денежных средств, повышение привлекательности компании для инвесторов;
2) амортизация интеллектуальной собственности и замещение ее реальными денежными средствами (капитализация интеллектуальной собственности), увеличение амортизационного фонда;
3) возможность участия в качестве учредителя при организации дочерних и зависимых обществ без отвлечения денежных средств.
До сих пор в научном мире и в среде специалистов идут оживленные дискуссии относительно содержания понятия «интеллектуальная собственность», и это неслучайно. Достаточно отметить, что к началу третьего тысячелетия в российском законодательстве интеллектуальная собственность нормативно не определена, в то время как такой термин (а также приравниваемые к нему термины, обозначающие ту же совокупность прав, например, термин «исключительное право») используется в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, ряде федеральных законов.
Согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле. Объединяющий признак многообразных благ, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, - принадлежность к результатам интеллектуальной и творческой деятельности.
Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории:
1) промышленную собственность, включающую изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты), товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкурен-ции1;
2) авторское право, которое включает литературные и художественные произведения (романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения), произведения изобразительного искусства (рисунки, картины, фотографии и скульптуры), а также архитектурные сооружения. Смежные права включают права артистов-исполнителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радио- и телевизионные программы2.
Новое кодифицированное гражданское законодательство РФ (часть IV ГК РФ) в части регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, восприняло концепцию, широко применяемую в законодательстве континентальной Европы. Эта концепция в большей степени ориентирована на право лица как создателя и включает в себя понятие моральных прав автора - тех, которые неотъемлемо связаны с личностью создателя, именуясь в составе интеллектуальных прав личными неимущественными правами. Вторая составляющая интеллектуальных прав - права исключительные. Законодателем они впервые названы правами имущественными, что является существенной предпосылкой не только для юридического обеспечения прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, но и для перехода прав на эти объекты к другим лицам. Сама интеллектуальная собственность является информацией, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на интеллектуальную собственность.
Появление в России рынка инноваций неизбежно влечет за собой развитие рынка прав на интеллектуальную собственность, а следовательно, необходимость координации разнонаправленных интересов всех участников инновационного процесса. Именно при исследовании системы отношений интеллектуальной собственности как одного из направлений регулирования научно-технического прогресса проявляется механизм взаимодействия юридических и экономических институтов.
Для получения максимального эффекта от владения нематериальными активами необходимо проводить эффективную политику в области управления нематериальными активами и объектами интеллектуальной собственности. Среди аспектов управления нематериальными активами можно выделить следующие основные этапы:
1 См.: Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне
2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.).
2 См.: Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL: http: //www. wipo. org
- выявление и учет нематериальных активов;
- защита прав собственности;
- оценка стоимости;
- распоряжение.
На первом этапе руководство компании должно проанализировать свой бизнес, чтобы выявить нематериальные активы, которые возникают в ходе его деятельности. Выявленные нематериальные активы необходимо занести в реестр нематериальных активов, который является частью управленческой отчетности компании.
Следующий этап управления НМА связан с анализом прав собственности на нематериальные активы. Руководство компании должно правильно оформить свои права на объекты интеллектуальной собственности путем регистрации в соответствующих органах. Это относится, например, к получению патентов на изобретения, полезные модели или промышленный образец.
Под защитой прав на объекты интеллектуальной собственности понимают различные способы оспаривания нарушенных прав в законном порядке (ст. 1250 ГК РФ).
В зависимости от вида правонарушения выделяют следующие методы:
- досудебный (претензионный);
- в судебном порядке.
По методам защиты различают следующие способы:
- гражданско-правовой (часть 4 ГК РФ);
- административно-правовой (ст. 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав», ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака», а также обращение в государственные органы - ФАС и ФТС);
- уголовно-правовой (ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака» и гл. 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации»).
Различие применения тех или иных методов зависит от степени общественной опасности и соответственно от применяемых санкций и мер ответственности.
Оценка стоимости нематериальных активов позволяет получить представление о стоимости нематериальных активов, а в случае проведения повторной оценки через определенный временной промежуток - о ее изменении.
Наиболее сложная задача - распоряжение нематериальными активами. После оценки возникает экономически обоснованная возможность распорядиться нематериальным активом. К наиболее распространенным видам распоряжения объектами ИС относятся получение дополнительных доходов (например, получение платежей роялти от третьих лиц за право использования объектов ИС); внесение в качестве вклада в уставный капитал; предоставление в качестве залога при привлечении банковского кредита.
Управление интеллектуальной собственностью организации - это способ извлечения из нее максимальных доходов, который включает выполнение ряда специальных процедур и будет эффективным, если затраты на оформление и поддержание в силе прав на результаты творческой деятельности пере-
крываются прямыми или косвенными доходами в соответствии с программой развития бизнеса.
Чтобы управление было действительно таковым, нужно найти способы мотивации научно-технического персонала уже на ранней стадии создания им новых технических, технологических, организационных, коммерческих решений при разработке и продвижении на рынок новой продукции. Такие решения справедливо называют интеллектуальными ресурсами предприятия, они составляют основу его благосостояния и перспективы развития.
Определение целесообразности превращения интеллектуальных ресурсов в интеллектуальную собственность и нематериальные активы предприятия, их оценка, выбор эффективной формы правовой охраны и использование других процедур управления интеллектуальной собственностью являются важнейшими составляющими квалификации менеджера, прежде всего на инновационном предприятии. Не решать вопросы управления интеллектуальной собственностью с момента принятия решения о разработке новой продукции -значит заранее обречь коммерческие планы на неудачу.
На научно-техническом предприятии портфель интеллектуальной собственности является зачастую основным активом, который, как известно, формируется исключительно в связи с принятой стратегией бизнеса, а не только потому, что имеются соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Их владелец всегда должен выбрать решение о необходимости и процедуре оформления или регистрации своих прав, в отличие от прав на материальные объекты собственности, документы на которые оформлять он просто обязан согласно действующему законодательству.
Список литературы
1. Амелина О. Ю. Влияние глобализации на формирование и развитие интеллектуальной собственности в новой экономике // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 2 (26).
2. Варфоломеева Ю. А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. - М. : Ось-89, 2007.
3. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 2 (38).
4. Елисеев А. Н., Шульга И. Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности : учебное пособие. - М. : Инфра-М, 2005.
5. Идрис К. Интеллектуальная собственность - мощный инструмент экономического роста : пер. с англ. - М. : ИНИЦ Роспатента, 2004.
6. Харитонова Г. Г. Особенности стратегической диверсификации в промышленности. - М. : ООО «ТСМ», 2009.
7. Цыплакова Д. А. Экономическая роль знаний в процессе постиндустриальной трансформации экономической системы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 6 (30).