Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал как важный фактор социально-экономического развития страны'

Интеллектуальный потенциал как важный фактор социально-экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / человеческая деятельность / интеллектуальный потенциал / научный потенциал / информационные технологии / информационное общество / интеллектуальная экономика / интеллектуальная деятельность общества / интеллектуальный потенциал общества / духовные блага / воспроизводство человека / интеллигентные профессии / интеллектуальный труд / интеллектуальный капитал / интеллектуальные способности человека. / Potential / human activity / intellectual potential / scientific potential / informational technologies / informational society / intellectual economy / intellectual activity of society / intellectual potential of society / spiritual comforts of life / reproduction of a human being / intellectual professions / intellectual labor / intellectuals / human potential / labor potential / intellectual labor / intellectual capital / intellectual abilities of a human being

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашимов П. З., Ибадуллаева Г. П.

В статье даётся характеристика понятий «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный потенциал общества», приводятся подходы, которые используются при изучении категории интеллектуального потенциала. Особое внимание уделено вопросам повышения роли и значения человеческого фактора в развитии общества, увеличения объема наукоемкой продукции и роста капитализации знаний. Интеллектуальный потенциал общества рассматривается как фактор экономического развития, приводятся структура и показатели интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL POTENTIAL AS A IMPORTANT FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article deals with the notions “intellectual potential” and “intellectual potential of society”; the approaches being used in the course of study of categories of intellectual potential are given. Special importances are paid to the matters dealing with the role and importance of human factor in the development of society, raise of the volume of science: intensive production and the growth of capitalization of knowledge. Intellectual potential of society is considered to be a factor of economic development, the structure and indicators of intellectual potential are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал как важный фактор социально-экономического развития страны»

Хашимов П.З.,

доцент Национального университета

Узбекистана;

Ибадуллаева Г.П.,

соискатель Национального университета

Узбекистана

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ХАШИМОВ П.З., ИБАДУЛЛАЕВА Г.П. ИНТЕЛЛЕКТУАЛ САЛОЦИЯТ МАМЛАКАТНИ ИЖТИМОИЙ-ИЦТИСОДИЙ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ МУЦИМ ОМИЛИ СИФАТИДА

Маколада "интеллектуал салох,ият" ва "жамиятнинг интеллектуал салох,ияти" тушунча-ларига тавсиф берилган, интеллектуал салох,ият категориясини урганишда фойдаланилади-ган ёндашувлар келтирилган. Унда жамиятни ривожлантиришдаги инсон омилининг роли ва ах,амиятини ошириш, илм сиFимкорлиги юкори булган мах,сулот х,ажмини ошириш ва билим-ларни капиталлаштиришни устириш масалаларига алох,ида эътибор каратилган. Жамиятнинг интеллектуал салох,ияти иктисодий ривожланишнинг омили сифатида куриб чикилган, интеллектуал салох,иятнинг таркиби ва курсаткичлари келтирилган.

Таянч иборалар: салох,ият, инсон фаолияти, интеллектуал салох,ият, илмий салох,ият, ахбо-рот технологиялари, ахборот жамияти, интеллектуал иктисодиёт, жамиятнинг интеллектуал фаолияти, жамиятнинг интеллектуал салох,ияти, маънавий бойликлар, инсонни такрор ишлаб чикариш, интеллигент касблар, интеллектуал мех,нат, интеллектуал капитал, инсоннинг интеллектуал кобилиятлари.

ХАШИМОВ П.З., ИБАДУЛЛАЕВА Г.П. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В статье даётся характеристика понятий «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный потенциал общества», приводятся подходы, которые используются при изучении категории интеллектуального потенциала. Особое внимание уделено вопросам повышения роли и значения человеческого фактора в развитии общества, увеличения объема наукоемкой продукции и роста капитализации знаний. Интеллектуальный потенциал общества рассматривается как фактор экономического развития, приводятся структура и показатели интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: потенциал, человеческая деятельность, интеллектуальный потенциал, научный потенциал, информационные технологии, информационное общество, интеллектуальная экономика, интеллектуальная деятельность общества, интеллектуальный потенциал общества, духовные блага, воспроизводство человека, интеллигентные профессии, интеллектуальный труд, интеллектуальный капитал, интеллектуальные способности человека.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

V_/

KHASHIMOV P.Z., IBADULLAEVA G.P. INTELLECTUAL POTENTIAL AS A IMPORTANT FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article deals with the notions "intellectual potential" and "intellectual potential of society"; the approaches being used in the course of study of categories of intellectual potential are given. Special importances are paid to the matters dealing with the role and importance of human factor in the development of society, raise of the volume of science: intensive production and the growth of capitalization of knowledge. Intellectual potential of society is considered to be a factor of economic development, the structure and indicators of intellectual potential are shown in the article.

Keywords: Potential, human activity, intellectual potential, scientific potential, informational technologies, informational society, intellectual economy, intellectual activity of society ,intellectual potential of society, spiritual comforts of life, reproduction of a human being, intellectual professions, intellectual labor, intellectuals, human potential, labor potential, intellectual labor, intellectual capital, intellectual abilities of a human being.

Понятие потенциала относится к деятельности человека. Носителем потенциала является субъект. Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факторов в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала. Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т.е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, что потенциал всегда связан с ожиданиями. В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.

Не будет преувеличением сказать, что понятие интеллектуального потенциала весьма содержательное и достаточно сложное. Ранее оно большей частью употреблялось как некая метафора, а не как категория социального знания. Сейчас ситуация изменилась. В постиндустриальном мире ведущую роль играют страны с высоким интеллектуальным потенциалом, который востребован именно как некая интегративная целостность. В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных технологий - всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу. Переход развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, экономика которого основана на знаниях (интеллектуальная экономика), также

выдвигает на первый план интеллектуальную составляющую человеческой деятельности.

Интеллектуальный потенциал - комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. К его изучению можно подходить с двух сторон: как к совокупности людей - обладателей знаний, ориентирующихся на познавательную и преобразовательную деятельность; как к совокупности научных, технических, социальных, культурных знаний, овеществленных в материально-технических формах и знаковых системах, являющихся средством достижения целей общества. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития данного общества, системы образования и просвещения, науки, культуры, генетическим фондом

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

общества1. Он характеризуется интеллектуальной деятельностью общества.

Для характеристики интеллектуального потенциала страны, кроме образования населения, требуется также выделить те группы людей, которые непосредственно заняты интеллектуальным трудом или в труде которых высок удельный вес интеллектуальной составляющей. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала страны и являются источником новаций в производстве и различных сферах интеллектуальной деятельности.

В проведенных исследованиях ученых приводятся следующие выводы. Для расчета индекса доли населения, способного к реализации интеллектуального потенциала, суммируется численность занятых в экономике и численность студентов, обучающихся в вузах. Получается численность населения, способная к реализации интеллектуального потенциала. Затем находится ее удельный вес в общей численности населения. За максимальное значение данного показателя взят уровень, к которому стремятся США - 55%; за минимальный 45%, ниже которого не опускались развитые страны2.

Интеллектуальный потенциал общества -это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения вперед. В условиях техногенной цивилизации, где технологический прогресс обеспечивается образовательной, научной (новое знание) и технической деятельностью (изобретения, конструирование), использование человеческого интеллекта в сфере науки и технологии, т.е. деятельность ученых, инженеров, конструкторов, техников, высококвалифицированных рабочих становится решающим фактором развития материального производства. Поддержание соответственного уровня цивилизованного развития находится в прямой зависимости от состояния интеллектуального потенциала общества.

1 Аглямова Г.Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции// "Общество и экономика", 1999, №5-6. -С. 12.

2 Макашева Н.П., Нестерова О.А.. «Оценка интеллекту-

ального потенциала на рынке труда томской области». // Вестник Томского государственного университета, 2011, №2(14).

Как известно, существуют две ветви производства: производство материальных и духовных благ и воспроизводство рабочей силы: семья, школа, вся система обучения и воспитания подрастающего поколения, а также охрана здоровья и жизни людей, создание условий для здорового и достойного образа жизни. Удельный вес интеллектуального труда в этих сферах также весьма высок. В воспроизводстве рабочей силы занято большое количество людей. Наряду с инженерами, учителя и врачи являются самыми многочисленными, массовыми профессиями, представители, которых заняты интеллектуальным трудом.

Люди интеллектуального труда принадлежат к различным социальным и профессиональным группам. Общим объединяющим их началом является интеллектуальная составляющая их профессиональной деятельности. Но сам этот слой неоднороден. В нем выделяется интеллектуальная элита. Ее представители, как правило, не только носители профессиональных знаний, но люди, способные творчески их развивать, вносить в них нечто новое. Их на Западе называют интеллектуалами.

Богатство Узбекистана - его огромные природные ресурсы, прекрасная культура, духовный потенциал и пока еще недостаточно раскпрытый интеллектуальный потенциал.

Президент нашей страны И.А. Каримов подчеркивал, что «Вступив на путь строительства современного государства с развитой рыночной экономикой, обеспечивая постепенный переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу, мы всегда отдавали себе отчет в том, что только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития»3.

Реформы узбекского образования позволят укрепить материальную базу учебных заведений, совершенствовать учебные про-

3 Каримов И.А. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» // "Народное слово", 17 февраля 2012 года.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

V_/

граммы и учебные планы, повысить качество образования всех уровней, снять все барьеры для карьерного и профессионального роста талантливой молодежи. Успешная реализация этих реформ позволит создать необходимые предпосылки развития отечественной науки.

Усиление роли и значения человеческого фактора является важнейшей чертой современного этапа мирового развития, основой которого являются люди с их неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: «Сегодня не для кого не секрет, что XXI век - это век, в котором главенствуют интеллектуальные богатства. И если кто-то своевременно не осознал эту истину и стремление к интеллектуальным знаниям, интеллектуальному богатству не превратилось для нации и государства в смысл повседневной жизни, то это государство неизбежно останется за рамками мирового прогресса. Государство, глубоко осознавшее эту аксиому, пришедшее к такому выводу и стремящееся к обретению достойного места в мировом сообществе, считает своей самой важной, самой священной задачей, чтобы юноши и девушки вступали в жизнь всесторонне и гармонично развитыми личностями. Сегодня, когда международная общественность признает наши успехи и устойчивые результаты на пути построения демократического государства, гражданского общества, современной системы экономики, обретения достойного места в мире, возникает естественный вопрос: на чем основываются эти достижения? Прочный фундамент этого - богатая история, глубокие корни культурного и духовного наследия нашего народа, его интеллектуальный потенциал, способность нашего народа к великим свершениям»1.

Интеллектуальный потенциал, как отдельного человека, так и общества в целом, в условиях глобализации и неустойчивости экономического развития приобретает важное значение. Выражается это в увеличивающемся объеме наукоемкой продукции, в росте ка-

1 Каримов И.А. "Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества". Доклад от 6 декабря 2009 года на 17 годовщине Конституции Республики Узбекистан// "Народное слово", 8 декабря 2009 года.

питализации знаний в составе стоимости товаров и услуг.

Интеллектуальный потенциал общества непосредственно оказывает воздействие на экономическое развитие страны. Его значимость возрастает в условиях, когда государство получает большую самостоятельность в определении своего развития, опираясь на собственные ресурсы, в том числе и интеллектуальные.

Это ведет к необходимости изучать не только интеллектуальный потенциал отдельного человека, но и общества в целом, для того, чтобы повысить уровень ее экономического развития, поскольку посредством использования совокупного интеллектуального потенциала людей, проживающих на территории, можно обеспечить ее прогрессивное развитие.

Для обоснования включения интеллектуального потенциала общества в систему факторов ее экономического развития необходимы соответствующие теоретические, методологические и методические разработки по проблемам его содержания, структуры, функций, а также способов измерения. Однако до настоящего времени этим вопросам в данном аспекте уделялось недостаточное внимание, отсутствуют полноценные исследования по формированию и реализации интеллектуального потенциала общества, определения ее сущности и значения.

Понятие интеллектуальный потенциал изначально персонифицировано и относится к индивиду и его способностям мышления, рационального познания и поведения. В последние десятилетия понятие интеллектуальный потенциал все чаще употребляется в отношении разных социальных субъектов и уровней: общества, территорий, социально-экономических подсистем, организаций, коллектива и др.

Использование категории интеллектуальный потенциал в различных научных исследованиях происходит, с одной стороны, наряду с такими широко употребляемыми понятиями, как человеческий и трудовой потенциал, интеллектуальный труд, интеллектуальный капитал, а с другой - в контексте происходящих трансформационных процессов в экономике, связанных с развитием науки, информацион-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

ных технологий, в основе которых находится человек-работник, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время при изучении категории интеллектуального потенциала используется три подхода:

• экономический - интеллектуальный потенциал определяется совокупностью знаний и интеллектуальных способностей человека, с помощью которых создается и реализуется новый продукт;

• социально-экономический - преимущественно исследуется интеллектуальный потенциал общества как совокупность обстоятельств, при которых система (страна, регион, предприятие) способна найти решения для достижения определенных результатов;

• социальный - рассматривается интеллектуальный потенциал личности и его содержание, а также изучаются основные составляющие интеллектуальной жизни общества, в частности наука и образование.

Интеллектуальный потенциал обладает двухкомпонентной структурой: реализованный и нереализованный. Говоря о реализованном интеллектуальном потенциале, мы имеем в виду используемую в настоящее время часть возможностей работника в процессе трудовой деятельности, например, его образование, знание, профессиональная компетенция и т.д. Нереализованный потенциал (потенциал развития) проявляется в оптимальных условиях с учетом воздействия ряда факторов. Например, развитие интеллектуального потенциала осуществляется через обучение работника при непосредственной заинтересованности работодателя или при предъявлении новых требований к его профессионально-квалификационному уровню со стороны динамично развивающейся экономики.

Изучив различные подходы к наполняемости интеллектуального потенциала предлагаем в качестве характеристик интеллектуального потенциала выделять следующие: трудовую, образовательную и научно-исследовательскую.

Трудовая характеристика отражает уровень использования интеллектуального потенциала непосредственно в трудовой деятельности. Количественно данная характеристика выра-

жается в доле населения, способного к реализации интеллектуального потенциала.

Следующая характеристика интеллектуального потенциала - образовательная. Уровень и качество образования работников определяют возможности осуществления трудовой деятельности. Например, элементарная техническая грамотность необходима для людей, работающих в наполненной многочисленными механизмами социокультурной среде.

Научно-исследовательская характеристика интеллектуального потенциала проявляется в изобретениях, патентах, рационализаторских предложениях, которые непосредственно влияют на рост производительности труда.

Эти характеристики интеллектуального потенциала, дополняя друг друга, составляют основу его структуры. Как нам представляется, структуру интеллектуального потенциала можно представить следующим образом:

- физический потенциал;

- образовательный потенциал;

- научно-исследовательский потенциал.

Физический потенциал должен характеризоваться следующими показателями:

- доля населения, способная к реализации интеллектуального потенциала;

- средняя продолжительность жизни;

- доля затрат на здравоохранение в валовом внутреннем региональном продукте.

Образовательный потенциал характеризуется тем, что образованность, профессионализм и высокая квалификация работников определяют возможности модернизации современной экономики и рост производительности труда.

Научный потенциал предлагаем трактовать как научно-исследовательский, так как цель введения данного индикатора - показать влияние исследовательской компетенции интеллектуального потенциала на конечные результаты трудовой деятельности.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

V_/

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». - Т., 1997 год, 29 августа.

2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». - Т., 1997 год, 29 августа.

3. Каримов И.А. "Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества". Доклад, посвященный 17 годовщине Конституции Республики Узбекистан // "Народное слово". 2009 год, 8 декабря.

4. Каримов И.А. Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции. // "Народное слово", 17 февраля 2012 года.

5. Аглямова Г.Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции // "Общество и экономика", 1999, №5-6. -С. 12.

6. Макашева Н.П., Нестерова О.А.. «Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда томской области». // Вестник Томского государственного университета, 2011, №2(14).

7. www.mf.uz

8. www.gov.uz

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.