УДК 338.436.33:001
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ АПК
Н.В. Парахин, академик РАСХН,
ректор Орел ГА У,
Президент ассоциации «Агрообразование»
За последние 9 лет в сельскохозяйственном производстве наметилась положительная динамика роста валовой продукции. Использование современных энергосберегающих технологий в земледелии обеспечило в 2007 г. производство зерна около 81 млн.тонн, при этом сократились расходы горючего в 2,5 раза. В это время освоены интенсивные технологии производства сахарной свеклы, в ряде регионов научились выращивать семена рапса, сои, обеспечи ающих ысокий уро ень рентабельности.
Серьезным шагом перехода к новой модели социально-экономической политики на селе стала реализация национального проекта «Развитие АПК». Очень важно, что Государственные ресурсы и инвестиции частных компаний напра ляются жи отно одст о, наиболее сложную, системообразующую отрасль АПК. Многие регионы России, крупные компании своевременно воспользовались возможностями льготного финансирования в рамках национального проекта. Это позволило уже в 2007 г. у величить производств о св инины на 15%.
Национальный проект дал возможность улучшить жилищные усло ия молодым специалистам сельского хозяйства. За два года новое жилье получили более 30 тысяч специалисто .
Вместе с тем выход села из кризиса носит все еще затяжной характер, а рост я ляется недостаточным и неус-тойчи ым. Экономика страны, как с тре огой отмечал министр сельского хозяйства РФ Гордеев А.В., «находится за исимости от продо ольст енного импорта, темпы роста которого опережают рост собст енного производства в 5-7 раз». Качество жизни на селе снижается. Почти половина сельских жителей получают доходы ниже прожиточного минимума (рис.1).
Ожидаемая Доля населения со Уровень общей
продолжительность среднедушевыми безработицы, %
жизни при располагаемыми
рождении, лет ресурсами ниже прожиточного
минимума, %
ЕЗ - село; □ - город
Источник: данные Росстата
Рис. 1 - Некоторые социально-демографические показатели жизни городского и сельского населения в 2005 г
Источник: МСХ РФ
Рис. 2 - Соотношение заработной платы в сельском хозяйств е и экономике в целом в отдельных странах, %
Эго не способствует закреплению кадров трудоактивного возраста. Несмотря на кажущийся избыток рабочих на селе, именно здесь остро ощущается недостаток высококвалифицированных кадров. Уровень заработной платы сельских труженико не служит стимулом к по ыше-нию производительности труда. Заработная плата в отрасли составляет только 40% от средней по экономике. Это соотношение хуже, чем в странах СНГ и ЕС (рис. 2). На фоне заметного улучшения жизни России целом, порог разры а между богатыми и бедными у еличи ается за счет усиливающейся бедности жителей деревни. Условия жизни на селе становятся «стыдливыми». И это -объективная реальность.
Решение этих и других опросо предусматри ается Государст енной программой раз ития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Выделяемые на ее реализацию 560 млрд.руб. будут направлены прежде всего на комплексное обустройст о дере ни и по ышение уро ня качест а жизни, мероприятия по поддержанию плодородия поч , оказание консультационной помощи сельхозпроиз оди-телям и другие цели.
Все эти и другие важные меры объединяются Министерством сельского хозяйства России в главную цель: -укрепить российскую дере ню через поддержку крестьянина. Сегодня, как никогда, актуальны слова С.Ю.Витте, произнесенные им сто лет назад: «Государст о не может быть сильно, коль гла ный оплот его - крестьянст о слабо».
Эффекти ная реализация Государст енной программы значительной степени определяется наличием интеллектуальных ресурсов. Именно поэтому наше госу-дарст о приняло стратегию раз ития, ориентиро анную на построение со ременной инно ационной экономики, экономики знаний, интеллекта.
Образование и наука становятся одной из самых быстрорастущих отраслей XXI века. Доля интеллекта в ВВП развитых стран мира составляет 37-40%, в России - 3-4%. В этой с язи озрастает роль и от етст енность аграрных узо , осущест ляющих подгото ку кадро для отраслей АПК. С учетом значимости задач, стоящих перед АПК, раз итие образо ания должно опережать раз итие отраслей сельского хозяйст а. Это, прежде сего, интересах самого произ одст а. Опыт многих стран, обеспечи ших последние годы ысокие темпы прироста экономике, с идетельст ует именно об этом.
В 2000 г. Главы Государств ЕС в Лиссабоне поставили цель пре ратить Е ропу самую конкурентоспособ-
ную и динамичную экономику в мире, основанную на знаниях. Большинство стран добились этого, а государства Скандинавии и Южная Корея обеспечили огромный прорыв в приросте экономики, в т.ч. и в сельском хозяйстве. Сейчас уже нет сомнений, что в мире развернулась не гонка вооружений, а гонка знаний. Мир находится в нескончаемом в итке исчерпаемости ресурсо в. Источником конкурентного преимущества становятся знания.
Инвестирование в образование и обучение дает странам и целым континентам выигрыш, как в экономическом, так и в социальном плане. Именно поэтому многие страны не сокращают, а у еличи ают расходы на одного студента (рис. 3).
По мнению экспертов-аналитиков, каждый доллар, вложенный в образование в развитых странах, приносит 35-50 долларов прибыли. В этих условиях развитие высшей школы становится необходимым условием форми-ро ания экономики за трашнего дня, улучшения уро ня жизни будущих поколений. С другой стороны, остребо-ванность «продукта» высшей школы стимулирует ее к но ому качест у роста.
Рис.3 - Расходы в год на одного студента, с учетом паритета покупательной способности
Исходя из требований, предъявляемых сегодня к АПК, перед аграрными вузами стоит задача: подготовить необходимое количест о нужных специалисто и обеспечить остребо анность инно ационной продукции.
Аграрные узы, находясь подчинении Министерст а сельского хозяйства РФ, входят в общую систему высшего образования России. Наши вузы развиваются не в замкнутом круге, а научно-методическом сообщест е
Минобрнауки РФ, Российского союза ректоро . И это очень важно. Мы равные среди равных, а четыре аграрных университета: Кубанский, Московский (МСХ), Ор-ло ский и Ста ропольский стали победителями конкурса инно ационных образо ательных программ.
В соответствии с Государственной программой развитие сельского хозяйства на 2008-2012 гг. усиливается роль союзо (ассоциаций) формиро ании государст енной
аграрной политики. В равной мере это относится и к ассоциации «Агрообразование». Значит, аграрные вузы получат озможность полнее использо ать интеллектуальные ресурсы.
В настоящее время 59 вузов Минсельхоза России только по очной системе ыпускают более 30 тыс.специалисто . В то же ремя дефицит специалисто составляет более 70 тыс. чело век. И это в осно в ном агрономы, етеринарные рачи, инженеры, зоотехники и другие. То есть те кадры, которые организуют само произ одст о, несут от етст енность за него, руко одят базо ыми, системообразующими отраслями АПК, составляющими саму его экономику. В чем причины такого состояния? Их много. Но большинство из них лежит в образовавшихся перекосах экономики АПК, остановив -шемся социальном переустройст е дере ни, тяжелых усло иях быта и труда, унизительной заработной плате специалистов и сельских тружеников и т.д.
Национальный проект «Раз итие АПК» предста ил озможность молодым специалистам получать жилье на селе. Но как решать вопрос о финансировании 30% стоимости жилья самим специалистом при его средней заработной плате 3-5 тыс.рублей? Под такую зарплату ни один банк не ыдает кредит. Молодые специалисты рассчиты ают на большее участие работодателей решении их жилищных усло ий. Но таких примеро пока очень мало. Сельские работодатели практически не уча-ст уют и целе ой подгото ке кадро аграрных узах.
С реализацией Национального проекта жи отно-одст е началось строительст о крупных промышленных комплексо в. Здесь создаются хорошие усло в ия труда, ысокая заработная плата. Такие примеры уже не единичны. В Орло ской области, например, на с ино-водческие комплексы фирмы «Эксима» пришли работать се ыпускники етеринарного и зооинженерного факультетов нашего университета. Они получают по 1215 тыс.руб.в месяц.
Конечно, нередко можно услышать мнение, что рынок сам отрегулирует спрос на кадры. Но в условиях, о которых было сказано выше, - рынок не решает проблем. А без таких специальностей (специалисто ) не-озможно раз и ать аграрный сектор и обеспечи ать продовольственную безопасность страны. Значит, должно быть участие самого государст а. И решать эти задачи необходимо через государст енные узы, т.к. до настоящего ремени ни один частный уз не открыл подгото ку зоотехнико , агрономо , инженеро .
Выпускники аграрных узо , даже те, кто ырос на селе требуют к себе но ого отношения. Это та молодежь, которая у идела и почу ст о ала кус лучшей жизни по сра нению с предшест ующим поколением. Отсюда и ее требования к образованию, условиям быта, оценке с оего труда я ляются, может быть и чем-то максималистскими, но искренними. Нынешняя молодежь - студенты наших узо ыросла на иных ценностях. Они приобрели другое качество. Следует согласиться с директором ИС РАН М.Горшко ым, что прежнее убеждение -«образование нужно для работы, а работа для жизни» устарело. Сегодня молодежь не жи ет, чтобы работать. Акценты теперь расста ляются иначе: «образо ание - для жизни, и работа - для жизни».
Мы ынуждены признать, что последние годы снизился уро ень практической подгото ки кадро , особенно по но ой технике. На это обращают наше нимание и
работодатели. Имеющееся на кафедрах большинст а вузов оборудование, в т.ч. и научное, устарело и обветшало. В тоже ремя почти се специальности, по которым едется подгото ка кадро аграрных узах я ля-ются ресурсо- и энергозатратными. требует улучшения и качество преподавания дисциплин.
В с вязи с изменив шейся формой собств енности предприятий АПК большинство из них отказались от приема студенто на преддипломную и произ одст енную практику, а большинст о учебно-опытных хозяйст находятся состоянии банкротст а.
В этой с язи большое значение имеет организация практического обучения молодежи форме студенческих отрядо (СО). В летнее ремя 2007 г. каждый пятый студент наших вузов участвовал в работе СО и получил хорошие практические на ыки.
В тоже время российское агробизнессообщество пока присматривается и практически не участвует в оснащении аграрных узо но ым оборудо анием. Но едь богатые уни ерситеты мира стали такими за счет поддержки частных инвестиций. Это поддерживается госу-дарст ом, ассоциациями ыпускнико , при етст уется общест ом. Мы озлагали большие надежды на созда-аемые России но ейшие предприятия жи отно од-ст е, переработке, растение одст е. Однако опыт показы ает, что они не могут служить базой практического обучения студенто . В этой с язи мы признательны Министру сельского хозяйства России А.В .Гордееву за поддержку им опроса создания уни ерситетах учебных комплексо и технопарко . Они могли бы успешно ыполнять и роль консультационных служб для сель-хозпроиз одителей.
Отдельным работодателям (малый и средний бизнес) не нравится в выпускниках насыщенность академического образования. Они готовы брать специалистов с большей практической подгото кой и платить им меньшую зарплату. Предста ители крупного бизнеса, наоборот, отдают предпочтение специалистам с широким кругозором и способностью учиться. По-видимому, переход узо на многоуро не ую систему обучения, подгото ку бакала ро и магистро предоста ит озможность и тем и другим делать более широкий выбор.
Не от ергая ни одно из ышеуказанных мнений, следует отметить, что большинст о предста ителей молодого бизнеса хотят идеть ыпускниках узо специа-листо , умеющих: работать команде, обладать коммуникационными на ыками, принимать самостоятельные решения. Но таких специалисто настоящее ремя, к
сожалению, не готовят. В вузах же считают, что такие на ыки приобретаются опытом работы. А бизнес с ою очередь хочет идеть молодых ыпускниках гото ого специалиста. Эти опросы есть, и их надо решать со ме-стно.
Например, при сем том, что консер ати ность учебных плано помогла сохранить наше образо ание, нынешних усло иях они нуждаются но ых подходах. Но на их разработку уходит немало ремени и средст , а российский рынок меняется быстро. таким образом, часто не образование, а новая экономика идет впереди.
Нельзя опазды ать с обучением кадро но ым направлениям по всему спектру нано- и информационных технологий. Они пронизывают все специальности. Учи-ты ая, что мы находимся на пути интеграции миро ой рынок, где хотим быть ра ными среди ра ных, ыпуск-ники узо обязаны со ершенст е ладеть знаниями экономического механизма рыночных отношений, иностранного языка. Необходимо шире использо ать оз-можности международного обмена.
Высокий уро ень подгото ки кадро можно ести только на осно е науки, ее достижений. Вузо ская наука имеет сла ную историю. Здесь формиро ались многие научные школы, да шие стране целую плеяду еликих ученых: Н.И.Вавилов, П.А.Костычев, В.В.Докучаев, И.А.Стебут, В.Р .Вильямс, Д.Н.Прянишников,
К.И.Скрябин, С.Н.Виноградский, И.С.Попо ,
В.П.Горячкин, И.П.Павлов, И.СШатилов и т.д. Они и многие другие ыдающиеся ученые-аграрники с оими научными трудами и учебниками просла или отечественную науку и высшую школу. Заложенные ими традиции научного патриотизма жи ы и наши дни.
В аграрных узах научно-образо ательный процесс едут 23 тыс. препода ателей, том числе 3,5 тыс. докторов наук. Это глубоко преданное своему делу, нашему отечеству научно-педагогическое сообщество. Ученые всегда пользовались высшим доверием общества, получали соот етст ующее материальное и моральное озна-граждение, имели высокий статус. Это позволяло созда-ать постоянную остребо анность научных знаниях, а молодежь стремилась обрести высокое звание ученого-педагога.
Что больше всего тревожит нас, руководителей ву-зо , части состояния профессорско-
препода ательского соста а узо ? Прежде сего, низкий уро ень заработной платы ученого-педагога-исследо ателя. Отсюда и ысокий средний озраст профессоров, докторов наук. И отсутствие мотивации к труду, что снижает его качест о, не при лекает способную молодежь в эту государственно важную сферу деятельности. Было бы непра ильно ут ерждать, что исполнительная и законодательная ласть страны не принимала мер по улучшению материального положения ученых. Их было не мало. Но все они были поддержи-ающими, а не решающими. По этой причине нет системного осполнения уходящего качест а.
В этой связи сошлюсь еще раз на С.Ю .Витте, который нелегкие для России годы ыразил отношение государства к образованию. В своем дневнике 5 марта 1896 г. он записал «Сегодня я вычеркнул ассигнования на броненосец и передал их на осно ание томского технологического института».
Интеллектуальные ресурсы нуждаются не в скачкообразном оспроиз одст е, а предсказуемом. Ректор
лучшего вуза России - МГУ, академик Садовничий В.Х. считает, что нельзя допускать сокращение интеллектуальных ресурсо до критического уро ня, при котором многие ажные напра ления аграрной науки могут быть утрачены навсегда. Это неминуемо приведет к разрушению научных школ, снижению качест а но ого поколения научных кадро . В силу ысочайшего патриотизма и
присущей ученым от етст енности этого пока не произошло.
Учитывая это, надо максимально использовать все озможности, чтобы сохранить интеллектуальный ресурс, прежде сего, наиболее приоритетных напра ле-ниях науки. Это обеспечит инновационное развитие экономики. Сегодня рост экономики России за счет ин-но аций среднем соста ляет лишь 8%, тогда как мире 60% («Поиск», № 47 - 2007 г.). Ради этой задачи ласть страны могла бы принять Государст енную Программу - программу будущих поколений России.
Поэтому семерно надо поддержи ать и раз и ать узо скую аспирантуру, по ышать качест о научных исследо аний. Вузо ская наука обладает огромными резер ами. тем не менее, течение длительного реме-ни наши узы не имели целе ой статьи на научно-исследо ательскую деятельность.
Наша страна зяла курс на формиро ание инно аци-онной экономики, осно анной на знаниях и интеллекте.
Но но ые знания и но ые идеи создаются большим трудом. Для этого нужны ысокоподгото ленные, та-лантли ые люди. Их нужно растить, гото ить уни ер-ситетах и научных институтах. Именно здесь находится наиболее эффекти ный способ размещения ресурсо . тем более, что разо ое образо ание, диплом о ысшем образовании уже не являются основным условием вы-едения чело ека на орбиту успеха.
Акценты стали другими: место принципа «образо-ание на сю жизнь» люди начинают жить по принципу «образов ание в течение в сей жизни». Учитывая это, вузы и институты повышения квалификации должны организовать мобильную систему обучения, отвечающую запросам дополнительного образо ания.
По ышение качест а подгото ки кадро неразры -но связано с интеграцией науки и образования. И это о заимных интересах обеих отраслей. Именно поэтому Президент России В.В.Путин поддержал эту идею на заседании Совета по науке, технологиям и образованию (30.11.07г.) и подписал (01.12.07г.) соответст-ующий Федеральный закон.
Ряд аграрных уни ерситето , том числе Кубанский, Но осибирский, Оренбургский, Орло ский и др. уже 7-10 лет назад создали на базе узо , НИИ, техни-кумо , колледжей научно-образо ательные комплексы. На этой осно е поя илась озможность эффекти нее использо ать научное оборудо ание, интеллектуальный потенциал, при лекать молодых ученых и студен-то к научным исследо аниям отрасле ых НИИ. И добиться но ого качест а подгото ке кадро .
Конечно, здесь есть еще немало проблем, поя ля-ются но ые. Но это уже проблемы роста.
С учетом задач и требо аний, ыд инутых перед агропромышленным комплексом страны, мы находимся на от етст енном рубеже принятия ажнейших, судьбоносных решений, которые должны определить перспективу аграрного образования и развития отраслей сельского хозяйст а на осно е но ых знаний.
УДК 631.5(092)
РОЛЬ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ НИ. ВАВИЛОВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
В.М. Баутин, член-корреспондент РАСХН,
ректорРГАУ-МСХА им. КА. Тимирязева
Николай Иванович - гений, и мы не сознаем этого только потому, что он наш современник.
Академик Д.Н. Прянишников
27-28 ноября 2007 г. в Российском государственном аграрном университете -МСХА имени
К. А Тимирязева состоялась международная конференция «Научное наследие НИ. Вавилова - фундамент отечественного и мирового сельского хозяйства», посвященная 120-летию со дня рождения выдающегосяучёного, академика Николая ИвановичВавилова. Ректор-университета В.М. Баутин выступил с докладом, который мы1 и публикуем.
Один из самых ярких патриотов Тимирязевки академик Н.А. Майсурян определил жизнь Н.И. Вавилова такими словами: «Истинным подвигом Н.И. Вавилова-учёного быши его выщающиеся научные исследования и созданные им теории. Подвигом путешественника быии его научные экспедиции. Подвигом бышо его блестящее руководство крупнейшими научными учреждениями. Подвигом быта его организаторская деятельность. Великим подвигом быта вся его неповторимая жизнь, отданная беззаветному служению Родине... Николай Иванович быт ярким проявлением народного гения, отражением неисчерпаемой силы своего народа, его прекрасный стремлений и его оли к победе, где бы эти стремления и воля ни проявлялись. Вав ило в один из тех немногих на земном шаре людей, вокруг имени которык потомки слагают легенды» [1].
Как воспитанник и выпускник Московского сельскохозяйственного института (бытшей Петровской академии, ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева) он быт преемником и наследником традиций этого высшего учебного аграрного заведения, заложенный еще в XIX веке, в период его формиро-ания.
Спецификой концепции аграрного образования в Петро ской земледельческой и лесной академии я лялась ориентация на подгото ку специалисто сельского хозяйства, владеющих информацией в разнык областях агарар-ной науки и нашедших этом контексте с ое, узкоспециальное место для углубленной, профессиональной работы. Предрасположенность к такой работе слушатели могли проверить не только в экспериментальный лабораториях Академии, но и в полевык экспедициях и опытах, на полях и ферме Академии, в Ботаническом саду.
Такой комплексный подход к аграрному образованию складывался в период кризисного состояния экономики России начала — середины XIX века, которое привело к отмене крепостного права, к новым экономическим взаимоотношениям сельском хозяйст е и требо ало резкого увеличения эффективности сельскохозяйственной отрасли, не озможного без подгото ки соот етст ующих специалистов. Особенности того периода, огромность стра-