ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMICS THEORY
УДК 33:378 ББК 65.497.4 Е 74
Н.Ю. Ермоленко
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928)275-81-88, e-mail: [email protected]. А. А. Ермоленко
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928)275-81-88, e-mail: ermolenko_ [email protected].
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье исследовано «главное богатство» высшего образования — интеллектуальный капитал, классические университеты определены как места его сосредоточения. Авторами реализован воспроизводственный подход к проблеме движения интеллектуального капитала высшего образования, определены возможности и ограничения, которые возникают в современных условиях в организациях высшего образования в процессе репродукции данного капитала. С позиций качественного анализа выделены основные типы воспроизводства интеллектуального капитала. Дана оценка ряда трансформационных процессов в высшем образовании под углом зрения воспроизводства интеллектуального капитала. Сформулирован вывод о необходимости использования специального механизма поддержки воспроизводства интеллектуального капитала в организациях высшего образования в условиях кризиса существующей модели развития российской экономики. Разграничены формы реализации интеллектуального капитала в процессе высшего образования. Предложены инструменты активизации воспроизводства интеллектуального капитала высшего образования, адаптированные к современным условиям развития.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, организации, высшее образование, воспроизводство, инструмент, тип, форма.
N.Yu. Ermolenko
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics Department, Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (928)275-81-88, e-mail: nnnattta @list.ru.
A. A. Ermolenko
Doctor of Economics, Professor, Head of Economics Department, Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (928)275-81-88, e-mail: [email protected].
HIGHER EDUCATION INTELLECTUAL ACHIEVEMENT
Abstract. The scientific article investigates «the main richness» of the higher education — the intellectual achievement and classical universities are the place of its concentration. The authors use reproduction approach to a problem of the movement of the intellectual capital of the higher education and determine the opportunities and restrictions
that appear in modern conditions in the higher education organizations in the course of the capital reproduction. They demonstrate the main types of intellectual reproduction from positions of the qualitative capital analysis. The paper gives the assessment to a number of transformational processes in the higher education from the point of view of intellectual capital reproduction. It formulates the need of use of the special support mechanism of the intellectual achievement reproduction for the organizations of the higher education in the conditions of crisis of the existing model of development of the Russian economy. The authors determine forms of realization of the intellectual achievement in the course of higher education development. It also offers the intensification reproduction instruments of the intellectual capital of the higher education adapted for modern conditions of development.
Keywords: intellectual achievement, organizations, the higher education, reproduction, tool, type, form.
Становление сферы образования локомотивом «экономики знаний» закономерно фокусирует внимание исследователей на проблеме функционирования и развития интеллектуального капитала в высшем образовании, где данный капитал оформляется и получает необходимую огранку, в зависимости от существующих общественных потребностей в нем. Два десятилетия рыночных преобразований привели к глубоким сдвигам в подготовке специалистов с высшим образованием. В централизованной экономике по вполне понятным причинам для интеллектуального капитала не было места; вместе с тем, целевые ориентиры всестороннего развития личности, декларировавшиеся и отчасти реализовы-вавшиеся в высшей школе, обусловливали потребность в подготовке специалистов, обладавших «продвинутым» уровнем развития интеллектуального капитала. Указанная потребность в какой-то мере обеспечивалась деятельностью наиболее развитых классических университетов и немногих элитных специализированных организаций высшей школы.
Перелом произошел в ходе рыночных преобразований, что вполне закономерно. Условия первоначального накопления капитала — процесса, пролонгированного в хозяйственном пространстве России на десятилетия, — крайне неблагоприятны для формирования интеллектуального капитала. В то же время, длительное отчуждение от данного процесса в условиях глубоких технологических сдвигов, глобальной интеграции хозяйственных связей и развития конкурентного взаимодействия означает потерю конкурентоспособности и последовательное выталкивание национальной экономики России на дальнюю периферию мирового развития. Замедление отечест-
венной экономики и переход ее в фазу рецессии были обусловлены значительным «прогрессом» в деле потери конкурентоспособности, что было усилено механизмом санкций и крайне низкой эффективностью государственного управления.
Отметим, что угроза отчуждения от интеллектуального капитала и выталкивания на дальнюю периферию мирового развития объективно усиливается углубляющейся зависимостью отечественного хозяйства от добычи, первичной переработки и экспорта энергоносителей — для экономики скважин, трубопроводов и портовых терминалов характерен пониженный спрос на продукты, которые создаются интеллектуальным капиталом: новые научные знания; технологические и организационные инновации; институты развития; творческие решения в области формирования капитальных комбинаций. У страны, освоившей траекторию сырьевого развития, другие приоритеты: освоение арктического шельфа; присоединение новых территорий; развитие транспортных коридоров [1]. Вывод очевиден: те крупицы интеллектуального капитала, которые все же спонтанно складываются в современной российской экономике, преимущественно уходят за пределы ее хозяйственного пространства в поисках реального рыночного или социального спроса на результаты приложения данного капитала. Спорадическая реализация «демонстрационных» проектов типа фонда «Сколково» ничего не меняет в принципиальном отношении — такие проекты не обеспечены соответствующим спросом на продукты интеллектуального капитала, не воспроизводятся, а, следовательно, проходят безрезультатно для стратегического развития экономики.
То обстоятельство, что интеллектуальный капитал, реально востребованный в национальной экономике, должен быть вовлечен в ее воспроизводственный процесс, означает, что в исследовании такого капитала востребованы познавательные возможности, которыми обладает теория воспроизводства. Раскроем данный принцип, исходя из природы интеллектуального капитала и специфических характеристик процесса высшего образования, где он проходит формирование и «огранку» [2].
Интеллектуальный капитал обладает удивительными свойствами: он не отчуждается от своего обладателя и не обменивается на некоторый фонд поддержания материальной жизни субъекта, сумевшего сформировать данный капитал. Здесь мы имеем дело с одной из загадок высокоразвитого капитала: владелец интеллектуального капитала вступает в специфически партнерские сделки с владельцами других капитализированных активов, чтобы сформировать вместе с ними принципиально новую капитальную комбинацию, обладающую повышенной эффективностью [3]. Соответственно, для воспроизводства интеллектуального капитала необходимо сформировать у человека уникальные компетенции.
Выделим специфическую особенность рыночной позиции владельца интеллектуального капитала. В отличие от продавца рабочей силы, он опирается на комплекс уникальных креативных способностей. Соответственно, он по праву претендует на создание в конкурентной рыночной среде своей монопольной ниши, с помощью которой он сможет извлекать не равновеликую долю прибыли на вложенную единицу стоимости капитала, а монопольную интеллектуальную ренту. Такой субъект отличается от носителя рабочей силы тем, что он свободен от необходимости отчуждать от себя какую-то часть своих личностных способностей ради поддержания своей материальной жизни и выступает как собственник предлагаемого к партнерскому участию интеллектуального капитала. Однако, для того чтобы закрепить за собой монопольную нишу, владелец интеллектуального капитала нуждается в общественном признании своего капитала.
Как известно, общественное признание всех экономических новшеств в конеч-
ном счете обеспечивается рынком, не принимающим на веру декларацию о том, что потенциальный партнер по формированию капитальной комбинации обладает некими исключительными компетенциями. С учетом выгоды, извлекаемой владельцем интеллектуального капитала, остальные участники формирования капитальной комбинации потребуют верифицировать данный капитал — предложить его обладателю сформулировать новые творческие решения, востребованные в конкретной рыночной ситуации. Если таких решений нет, налицо неоправданные претензии на партнерское участие со стороны субъекта, способного только на продажу своей рабочей силы. Такой субъект пытается привнести в рыночные отношения фактор асимметрии, навязать выгодные только для него схемы взаимодействия, то есть взломать рыночное равновесие в свою пользу. Но при этом он сталкивается с соизмерением своих притязаний с притязаниями других участников рынка.
Оценим некоторые возможности и ограничения, которые возникают в современных условиях в организациях высшего образования в процессе репродукции интеллектуального капитала. В данном отношении ситуация в отечественной высшей школе достаточно противоречива:
— с одной стороны, высшее образование обременено многообразными деформациями, асимметриями и разрывами, сложившимися в ходе рыночной трансформации и вхождения в мировое образовательное пространство. Данные обременения существенно ограничивают процесс репродукции интеллектуального капитала. Характерно, что каждый из руководителей России за последние три десятилетия считал своим долгом «отметиться» обещаниями вернуть «потерянные позиции» высшего образования и обеспечить ему необходимые условия для продуктивной деятельности по формированию интеллектуальной элиты, но уровень инвестирования был и остается таким, что обеспечивает лишь редуцированные условия подготовки специалистов, далеко не дотягивающие до стандартов формирования интеллектуального капитала — заработная плата профессора в регионах России не превышает заработную плату бухгалтера небольшой фирмы или младшего офицера полиции;
— с другой стороны, высшее образование вовлечено в глобальный процесс постиндустриальных преобразований, что обусловливает потребность в возвышении высшей школы в системе общественного хозяйства и постановку качественно новых задач развития интеллектуального капитала, обеспечивающего базовые потребности устанавливающегося строя «экономики знаний». Таким образом, сама глобальная интеграция хозяйственных связей открывает новые возможности высшей школы в исследуемом процессе; другой вопрос, насколько эти возможности обеспечиваются постановкой целей и предложением средств экономической политики [4].
Применяя познавательный потенциал теории воспроизводства, различные исследователи используют классическое разграничение трех типов воспроизводства, рассматриваемых с позиций количественного анализа: суженное воспроизводство; простое воспроизводство; расширенное воспроизводство [5]. Однако применительно к такому сложному феномену, как интеллектуальный капитал, такое разграничение мало что дает; интереснее выделить различные типы воспроизводства интеллектуального капитала с позиций качественного анализа, где на первый план выходят не масштабы, а характер исследуемого процесса.
С учетом указанного обстоятельства выделим три качественно различных типа воспроизводства интеллектуального капитала. Первым и наиболее простым, абстрактным типом воспроизводства интеллектуального капитала является инерционный тип воспроизводства, то есть обычное повторение данного капитала в качественно неизменном виде, без возвышения уже существующих и появления новых исключительных компетенций. Вместе с тем, такое инерционное воспроизводство в качественно неизменном виде позволяет закрепить и институционально упорядочить как закономерные определенные характеристики интеллектуального капитала и избавиться от случайных, не востребованных рынком или социальной политикой характеристик, свойственных только единичным проявлениям данного капитала. Инерционный тип воспроизводства, пролонгированный на длительное время, оставляет интеллектуальный капитал качественно неизменным, что не соответствует императивам разви-
тия современной экономики. Образно говоря, развитие интеллектуального капитала подменяется здесь простым функционированием, в котором есть свой смысл — лишь после многократных повторений цикла воспроизводства интеллектуального капитала общественное производство и рынки адаптируются к его специфическим возможностям и ограничениям, а также формируют комплекс устойчивых форм экономического поведения, статусов, контрактов, адекватных интеллектуальному капиталу [6].
Переход от инерционного типа к иным типам воспроизводства интеллектуального капитала связан с переходом определенных пороговых значений, исчерпанием меры качественно неизменного состояния данного капитала, что обусловливает глубокие преобразования. В итоге отношение интеллектуального капитала становится качественно иным по своим функциям и структуре, способам внутренней организации, институциональному закреплению, экономической форме.
Если в процессе воспроизводства качественные характеристики интеллектуального капитала ухудшаются, то мы имеем дело с понижающим типом воспроизводства данного капитала. В этом случае какая-то часть исключительных компетенций не воссоздается, поскольку она не востребована или не обеспечена в материальном отношении (нет соответствующих инвестиций). Фактически интеллектуальный капитал сворачивается, качественно ослабевает. Такая ситуация может сложиться в случае хронического дефицитного инвестирования высшей школы, а также в случае, когда в нее приходят люди, не обладающие необходимым базисом знаний для дальнейшего наращивания над ним надстройки из исключительных компетенций (например, в случае подмены среднего образования натаскиванием для тестирования в формате ЕГЭ).
Экономический смысл повышающего типа воспроизводства интеллектуального капитала состоит в его полноценном развитии от одного цикла воспроизводства к другому. В таком случае часть извлеченной обладателем данного капитала интеллектуальной ренты или какие-то иные средства (например, ресурсы государственного или муниципального бюджета) инвестируются в развертывание, качественное совершенс-
твование и приращение исключительных — формирование в регионах специ-
компетенций, которыми обладает интел- альных фондов поддержки талантливой
лектуальный капитал. Повышающий тип молодежи;
воспроизводства интеллектуального ка- — включение интеллектуального
питала предполагает, что высшая школа капитала в число приоритетных объектов
достаточно инвестируется и обладает собс- стратегического планирования [7]. твенным интеллектуальным капиталом, Интеллектуальный капитал в услови-
воплощенным в элитной части ее научно- ях кризиса прежней модели развития мо-
образовательного персонала. К сожалению, жет стать очередной жертвой политики,
это лишь доброе пожелание в адрес сущест- ориентированной на выход государства из
вующей высшей школы России. социальной экономики. Поскольку субъ-
В реальных условиях стагнации оте- екты бизнеса, отдельные домохозяйства
чественной экономики, усиления бюджет- и общественные организации не готовы
ных ограничений и снижения инвестици- взять на свои плечи освобождающееся в
онных возможностей домохозяйств про- результате указанного выхода государс-
цесс воспроизводства интеллектуального тва бремя инвестирования потребностей
капитала в высшей школе объективно развития человека, складывается парадок-
нуждается в специальном механизме ак- сальная ситуация: все знают, что необхо-
тивизации. Раскроем некоторые инстру- димо содержать и развивать социальную
менты такого механизма: экономику, но никто этого не хочет делать.
— адресный, точечный государс- Торжество ложной парадигмы «привати-
твенный и частный заказ на подготовку зации» социальной жизни людей оборачи-
высокоразвитых специалистов различно- вается угасанием тех ростков интеллекту-
го профиля, обладающих уникальными ального капитала, которые чудом уцелели
компетенциями; в процессе рыночных преобразований [8].
Примечания:
1. Эдвинссон JI. Корпоративная долгота: навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005. 248 с.
2. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012.
3. Сото Э. Де. Загадка капитала. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
4. Берлин С., Семендуев В. Критерии оценки качества в сфере образовательных услуг // Экономика устойчивого развития. 2011. № 1.
5. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2-е изд. М.: Политиздат, 1960.
6. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
7. Ермоленко А.А., Ермоленко Анд. А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. 2008. № 3.
8. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005.
References:
1. Edvinsson L. Corporate longitude. Navigation in the economy based on knowledge, M.: INFRA, 2005. 248 pp.
2. Klochko E.N. Sector of virtual services in modern economy of Russia: functional contents, main institutions, principles of management, social infrastructure. Krasnodar YUIM 2012.
3. Soto E. De. The Mystery of Capital. M.: Olimp-Business, 2004.
4. Berlin S., Semenduev V. Criteria for evaluation of quality in educational services // Economics of sustainable development. 2011. No.l.
5. Marx K.Capital. V. 1 // Marx K. Engels F.. 2nd ed. V.23.
6. Becker G.S.Human behavior: economical approach. Selected works on economic theory. M.: Higher School of Economics, 2003.
7. Ermolenko A.A. Ermolenko And. A. Human capital // Scientific Thought of Caucasus. 2008. № 3.
8. Polishchuk E.A Human capital in the economy of modern Russia: problems of formation and implementation. Izhevsk: Publishing house IzhSTU, 2005.