УДК 378
Т.А. Чайка
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Полтавская аграрная академия
Аннотация: В статье определена сущность интеллектуального капитала высших учебных заведений в качестве базиса их инновационного развития. Охарактеризованы структурные элементы интеллектуального капитала высших учебных заведений и раскрыто их особенности. Определены методы мотивации к инновационной деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений с целью повышения уровня их интеллектуального капитала. Исследованы современные методы и приемы мотивации и стимулирования студентов к учебно-познавательной деятельности с учетом инновационного направления развития высшего образования.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, высшие учебные заведения, инновационная деятельность.
UDC 378
T.A. Chayka
INTELLECTUAL CAPITAL IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION:
PECULIARITIES AND PROSPECTS
Poltava Agrarian Academy
Abstract: The article defines the essence of intellectual capital of higher educational institutions as a basis for their innovation development. The structural elements of intellectual capital of higher educational institutions are characterized and their features are revealed. The methods of motivation for innovative activity of scientific and pedagogical workers of institutions of higher education with the purpose of raising the level of their intellectual capital are determined. Modern methods and techniques of motivation and stimulation of students for educational and cognitive activity taking into account the innovative direction of the development of higher education are researched.
Key words: intellectual capital, higher education institutions, innovative activity.
Категория «интеллектуальный капитал» введена в научный оборот в 1969 году. Однако
до сих пор все еще характеризуется существенными различиями в трактовке. Взгляды на сущность и роль интеллектуального капитала в экономической жизни общества на протяжении столетий менялись вместе с эволюцией экономического мировоззрения. Понятие «интеллектуального капитала» окончательно сформировалось в конце 90-х гг. ХХ века в западных странах в результате информатизации производства и интеллектуализации продукции [1]. Основной функцией интеллектуального капитала является получение технологических и организационных преимуществ перед конкурентами. На сегодня наиболее широко используется определение интеллектуального капитала как тех нематериальных активов, которые, отражаясь в его финансовой отчетности, могут быть кодифицированы, оценены и использованы им [2]. Однако наши исследования показали, что терминологически, интеллектуальный капитал можно определить, как капитал, созданный человеческим и машинным интеллектом, и представлен интеллектуальными активами. Итак, по нашему мнению, интеллектуальный капитал представляет собой совокупность материальных и нематериальных благ, полученных в результате человеческого и искусственного интеллекта, и предоставляют владельцу преимущества в любой сфере деятельности благодаря созданию новой стоимости.
Поэтому именно через систему высшего образования происходит формирование интеллектуального капитала и во многом зависит его эффективное использование в материальной и нематериальной сферах человеческой деятельности. В связи с этим целесообразно отметить двойственный характер интеллектуального капитала в высших учебных заведениях, поскольку он включает человеческий капитал тех, кто учит, и тех, кого обучают. Профессорско-преподавательский состав отличается высоким уровнем специализированных знаний, его квалификация, педагогическая компетентность, условия труда и жизни, человеческие и моральные качества, общая культура отражаются на подготовке студентов [3].
В высших учебных заведениях от количественного и качественного состава как преподавателей, так и управленческого персонала, их интеллектуального и трудового потенциала зависит качество предоставляемых услуг. По нашему мнению, среди всех ресурсов, влияющих на формирование и развитие интеллектуального капитала, самыми важными являются человеческие ресурсы высшей школы. Главная функция преподавателя заключается в умении передать студенту в доступной форме, адаптированные к современным условиям, накопленные общечеловеческие знания и навыки по их использованию на практике. В связи с этим, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений является основным носителем человеческого капитала высшей школы. При этом человеческий капитал в сфере высшего образования можно представить как: накопленное богатство знаний, выражающееся в совокупности профессиональной компетенции, культуры, здоровья, мотивации, призвано обеспечивать высокое качество подготовки специалистов различных направлений подготовки, повышая их конкурентоспособность.
Таким образом, интеллектуальный капитал в системе высшего образования состоит из человеческого капитала, влияет на организационный, социальный и информационный капиталы под влиянием институтов, экономики знаний и общества, обеспечивая получение интеллектуальных активов в виде информационно-интеллектуальных ресурсов и информационно-интеллектуальных продуктов.
Мы согласны с С.Я. Ильяшенко, что к интеллектуальному капиталу высшего учебного заведения можно относить информационные, интеллектуальные и другие нематериальные и материальные активы, которые содержат [4]:
- знание и опыт научно-педагогических работников (преподавателей, научных и инженерно-технических работников, учебно-вспомогательного персонала, руководителей);
- лицензии и аккредитации отдельных специальностей и учебного заведения в
целом;
- сертификаты образовательных услуг высшего учебного заведения отечественными и международными стандартами образования;
- научную информацию (монографии, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, научные статьи и т.п.);
- учебно-методическую информацию (рабочие программы, учебники и учебные пособия, методические указания, тесты и т.д.);
- корпоративную культуру и социально-психологический климат в учебном заведении и его подразделениях;
- налаженные связи со своими контрагентами (абитуриентами, образовательными учреждениями, посредниками, в том числе иностранными, в предоставлении образовательных услуг, предприятиями и учреждениями, обеспечивают трудоустройство выпускников и т.д.), а также представителями контактных аудиторий (средствами массовой информации, кредитно-финансовыми учреждениями, политическими движениями, органами власти и т.д.), налаженная и проверенная временем система трудоустройства;
- экономическую информацию (маркетинговую, сведения об экономических контрагентах высшего учебного заведения, например, о фирмах, осуществляющих набор студентов за рубежом, технико-экономические характеристики учебного, исследовательского и производственного оборудования, технологии и т.п.);
- права собственности высшего учебного заведения и его работников на продукцию интеллектуального труда (ноу-хау, патенты, зарегистрированные торговые марки, «раскрученные» бренды, промышленные образцы и т.п.);
- программное, информационное и иное обеспечение компьютерных информационных систем;
- наукоемкие изделия и услуги, технологии их производства;
- средства коммуникации и связи, информационные системы и технологии управления (преимущественно компьютерные);
- имидж и деловую репутация учебного заведения.
Итак, содержание интеллектуального капитала вуза может быть представлен следующим образом (таблица 1):
Проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения действенных методов управления интеллектуальным капиталом высшими учебными заведениями для усиления конкурентных позиций в условиях становления информационной экономики и инновационной модели развития. При использовании интеллектуальных факторов (интеллектуального капитала) высшие учебные заведения имеют возможность получать сверхприбыль в виде интеллектуальной ренты. Она образуется у владельцев лучших по качеству человеческого капитала, патентов на изобретения, других видов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная рента является результатом таланта и инициативы ученых, изобретателей, инженеров, менеджеров и предпринимателей, и является главным стимулом для повышения инновационной активности предприятия [5]. Итак, для стимулирования повышения уровня интеллектуального капитала научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения необходимы (адаптировано [6]):
- формирование общности целей, культуры общих ценностей, взаимопонимания, доверия, участия в совместных разработках для создания совместного интеллектуального продукта;
- создание учебной среды внутри заведения на основе свободной коммуникации и сотрудничества ее членов на всех уровнях учебной организации;
- обучение за пределами высшего учебного заведения, используя различные методы и формы;
- обучение в областях, где оно ранее не проводилось;
- применение в практике обучения того, чему научились, и обучение на практике;
- прогнозирование будущего, создания сценариев и обучение на них;
- обеспечение взаимозаменяемости персонала, плюрализма мнений в организации всех видов деятельности, построении и управлении образовательным процессом;
- предоставление сотрудникам высшего учебного заведения свободы выбора в формах и методах обучения;
- обеспечение перехода от административного контроля в самоменеджмента и самоконтроля;
- создание условий труда для высокого уровня индивидуальной автономии и стимулирования личной инициативы;
- разработка системы мотивации и поощрения творчества работников.
Структура интеллектуального капитала высшего учебного заведения
Таблица 1
Составляющие Элементы
Персонал педагогические и научно-педагогические кадры
научные степени и ученые звания преподавателей
задействованы научно-педагогические кадры в научных и научно-технических работ
Студенты общая численность студентов и студенты-отличники
участие в студенческих конкурсах, олимпиадах и т.д.
печатные студенческие работы
Знания и опыт знания и опыт научно-педагогических и других работников (в том числе как фактические, так и подтверждены дипломами и аттестатами о наличии соответствии ученых степеней и ученых званий)
выполненные научные и научно-технические работы
печатные работы по различным направлениям научных исследований
государственные и другие отличия работников
корпоративная культура и социально-психологический климат в учебном заведении
Документация и права научная, учебно-методическая, техническая, технологическая и другая документация
права собственности на патенты, торговые марки, промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки и т.п.
лицензии и сертификаты соответствия стандартам образования
Наукоемкая продукция изделия
услуги
технологии
биологические активы
Информационные системы и технологии средства коммуникации и связи
информационные системы и технологии
информационное, программное, техническое и другое обеспечение информационных систем
современные информационные учебные программы
Информация и связи экономическая информация
связи с экономическими контрагентами, контактными аудиториями и т.д.
международные связи
награды по результатам конкурсов и выставок
место в отечественном и мировом рейтинге
имидж, репутация
»8
I I
I &
о
Источник: развито идею [4]
Таким образом, необходимы сочетание материальных и нематериальных методов
мотивации к инновационной деятельности научно-педагогических работников высших учебных заведений (таблица 2).
Таблица 2
Мотивация к инновационной деятельности научно-педагогических работников высших
учебных заведений
Методы мотивации Суть
1. Нематериальные мотивы
Самореализация Престиж специальности, имидж и престиж заведения, возможность карьерного роста
Творческие мотивы Познавательный процесс, поиск истины, интерес к выбранной специальности, желание вести научно-исследовательскую деятельность, творческий характер и содержание работы
Социальные мотивы Желание передать знания и опыт молодому поколению, интерес к воспитательной работе, желание принести пользу обществу
Самоутверждение и саморазвитие Возможность повышения квалификации, признание в виде ученых степеней и званий, возможность развития интеллектуального потенциала, принадлежность к семейной династии
Другие мотивы Удобный график работы, длительный отпуск в летний период, работа в государственном учреждении, благоприятные интеллектуальная и культурная среда и т.д.
Материальные мотивы Система денежного вознаграждения в виде премий, надбавок, грантов и т.д.
»8
I I
I &
о
Источник: построено по [6]
В связи с этим, можно выделить следующие задачи исследования мотивации научно-педагогических работников в современном высшем учебном заведении с целью повышения интеллектуального капитала:
- диагностика действующей системы мотивации и установления соответствия ее фактических элементов внутренним мотивам деятельности работников;
- анализ и оценка действующих систем оплаты труда;
- разработка и внедрение системы вознаграждения научно-педагогической деятельности;
- разработка локальных нормативных актов заведения для правового обеспечения системы мотивации научно-педагогических работников, соответствующих инновационной модели образования.
Также приобретает актуальность использования современных методов и приемов мотивирования и стимулирования студентов к учебно-познавательной деятельности в высших учебных заведениях [7]:
1. Методы формирования познавательных интересов и развития положительного эмоционального отношения к учебе:
- коммуникативной атаки - метод быстрого включения, мобилизации аудитории к обучению через использование эффекта новизны, неожиданности.
- вызывание интереса - включение в учебный процесс интересного, захватывающего материала;
- интересных аналогий - базируется на вызове эмоции удивления через умелое сравнение данных;
- создание ситуаций нравственных переживаний - вызывание эмоциональных переживаний студентов при предоставлении учебного материала с помощью средств художественного слова, яркости, эмоциональности изложения;
- опора на жизненный опыт студентов - использование преподавателем в учебном процессе жизненного опыта студентов, вызывает у них интерес, желание познать сущность наблюдаемых явлений;
- создание ощущения успеха в обучении - вызывание у студентов переживаний и радостей успеха, что укрепляет уверенность в собственных силах, пробуждает чувство достоинства, желание учиться;
- закрепление положительного впечатления - метод заключительной мотивации, позволяет составить целостное впечатление об обучении, направить студентов на дальнейшую самостоятельную работу.
2. Методы формирования долга и ответственности в обучении:
- разъяснение значимости обучения - показ, объяснение студентам общественной и личной значимости знаний;
- предъявление учебных требований и практического приучения к их выполнению - предъявление требований к студентам по выполнению ими своих обязанностей, правил, распорядка и обеспечение их соблюдения;
- поощрение проявления активности и самостоятельности - помощь студентам в самостоятельной реализации учебной деятельности в соответствии их потребностям и возможностям;
- делегирование обязанностей - привлечение студентов к любому этапу управления процессом обучения;
- поощрение в учебе - подкрепление, применяемое в целях поддержки и развития положительных начал в поведении студентов, их учебной деятельности;
- наказание в обучении - подкрепление, применяется для прекращения нежелательного поведения студентов или бездействия, используется в исключительных случаях.
3. Методы использования мотивирующего влияния учебной группы:
- взаимного влияния и помощи - создание условий для взаимного стимулирования студентами друг друга;
- организации соревнований - предоставление возможности студентам проявить себя лучше других;
- создание благоприятной социально-психологической атмосферы обучения -содействие проявлению положительных эмоций студентов, формирование чувства психологического комфорта и безопасности.
4. Методы психологического воздействия преподавателя:
- суггестии (внушения) - опосредованное формирование мнения о необходимости обучения через подсознание студентов;
- убеждения - сознательный, аргументированное влияние на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждений, отношений, намерений или решений;
- самопродвижение - открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть достойно оцененным и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, назначении на должность и др.;
- заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение;
- пробуждение импульса к подражанию - вызывание стремление быть подобным
себе.
5. Методы преодоления препятствий в обучении:
- стимулирование время и скоростью - поощрение скорости и своевременности выполнения учебных задач;
- стимулирование неожиданностью - поддержание постоянной готовности студентов к обучению;
- стимулирование неполной информацией - поощрение самостоятельного поиска и нахождения информации.
Таким образом, в условиях формирования инновационного общества перед высшими учебными заведениями стоит вопрос о постоянного повышения уровня интеллектуального капитала, который в качестве накопленного в предыдущие периоды объема знаний и навыков используется не только для передачи студентам в процессе обучения, но и обеспечивает способность к восприятию и использованию на практике новых научных идей, технических инструментов и методов производства, формирование новаторских способностей и жажды к постоянному самосовершенствованию. Поэтому именно от системы управления интеллектуальным капиталом зависит будущее высшего учебного заведения, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и длительное развитие.
Список литературы
1. Чайка Т.А. Особенности формирования интеллектуального капитала в системе высшего образования // Модернизация аграрного образования: интеграция науки и практики: сборник научных трудов по материалам II-ой Международной научно-практической конференции (21-25 октября 2014 г.). - Новосибирск : изд-во НГАУ, 2014. - С. 222-227.
2. Голубкин В.Н., Клеева Л.П., Патока Л.В. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование. 2005. №1 (18). С. 6-12.
3. 1ванов Ю.В. Формування конкурентних переваг вищих навчальних закладiв на ринку освггшх послуг Украши: автореф. дис. ... канд.. екон. наук: 08.00.04. - Полтава, 2008. - 20 с.
4. 1лляшенко С.М. 1нтелектуальний каттал ВНЗ як запорука його шновацшного розвитку: сутшсть, структура, тдходи до оцшки / [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mimi/2011_1/4_2.pdf.
5. Chayka T.O., Yasnolob, I.O., Gorb, O.O., Shvedenko P.Yu., Protas N.M., Tereshchenko, I.O. (2017). Intellectual Rent in the Context of the Ecological, Social, and Economic Development of the Agrarian Sector of Economics. Journal of Environmental Management and Tourism, (Volume VIII, Winter), 7(23): 1442-1450. doi: https://doi.org/10.14505//jemt.v8.7(23).13. — Режим доступу : https://journals.aserspublishing.eu/jemt/article/view/1780.
6. Телегина И.П., Краковецкая И.В. Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности работников высшей школы на основе инноваций // Вестник Томского Государственного Университета. 2010. № 3. С. 59-63.
7. Артюшина М. В. Методи i прийоми мотивування i стимулювання навчально'1 дiяльностi студенев // Вюник Житомирського державного ушверситету. Педагопчш науки. 2013. Випуск 3 (69). С. 25-31.
Информация об авторах:
Чайка Татьяна Александровна
Кандидат экономических наук, доцент, Полтавская государственная аграрная академия, г. Полтава, Украина
Information about authors:
Chaika Tatiana Aleksandrovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Poltava State Agrarian Academy, Poltava, Ukraine