УДК 378.001.76
Н.В. Астафьева
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из важнейших факторов, определяющих формирование интеллектуального капитала и его рациональное использование, является развитие системы высшего образования. В формирующейся российской инновационной экономике усиливаются тенденции, вызывающие
необходимость системного подхода к разработке инновационной политики, направленной на преобразование общества в целом за счет комплексного характера процесса обмена и использования знаний, а также роста интеллектуального капитала, создаваемого в образовательной подсистеме университетских комплексов.
N.V. Astafieva INTELLECTUAL CAPITAL IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
One of the major factors determining formation of the intellectual capital and its rational use is the development of higher education system. The tendencies developing in the forming of the Russian innovation economics require the necessity of the system approach to an innovation politics which has been directed on transformation of society as a whole due to exchange process complex character and use of knowledge, and also due to growth of the intellectual capital which created in an educational subsystem of university complexes.
В современных условиях произошли заметные изменения в структуре факторов, традиционно определяющих конкурентоспособность и позиции стран на мировом рынке. В первую очередь это относится к заметному снижению значения сырьевых факторов и усилению роли образования в инновационной экономике стран и регионов.
Современные приоритеты и перспективы национальной системы высшего профессионального образования как основы развития человеческих ресурсов и созидательного потенциала общества формируются под воздействием сложных, неравномерных и взаимозависимых тенденций развития социально-экономической сферы. Одной из важнейших тенденций является преобладание человеческого и других составных частей интеллектуального капитала в образовании и возрастание спроса на него. Другие тенденции - увеличение открытости высшего и послевузовского образования, дифференциация знаний, развитие новых форм конкуренции и государственно-частного партнерства, осуществление сетевого взаимодействия субъектов различных уровней.
Возрастание роли и значения интеллектуального капитала является основой экономического роста страны, источником формирования и развития национальной инновационной системы, а также фактором обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности фирм, источником повышения квалификации и
профессионализма индивидов и связанного с ними роста их личного дохода. Проблема управления интеллектуальным капиталом все чаще становится предметом экономических дискуссий, в рамках которых активно обсуждается возможность развития и трансформации интеллектуального капитала в процессе создания и использования различного рода благ, активов, технологий, что ставит его на особое место в современной экономической системе.
Одним из важнейших факторов, определяющих формирование интеллектуального капитала и его рациональное использование, является развитие системы высшего образования, а также накопление и использование знаний. Образование и научноисследовательская деятельность по определению являются одними из самых наукоемких областей. Однако, как это ни парадоксально, именно в этих областях деятельность по управлению знаниями и интеллектуальным капиталом даже в развитых странах до сих пор не получила должного признания [1]. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать функционирование университетского комплекса, и в частности его образовательной подсистемы, с точки зрения формирования интеллектуального капитала и управления им.
Формирование нового социального и экономического порядка связано, по мнению японского исследователя Т. Сакайя, с так называемой «knowledge-value revolution» -революцией на основе ценности, воплощенной в знании [2]. Процессы управления знаниями и интеллектуальным капиталом теснейшим образом взаимосвязаны, и некоторые источники определяют их как идентичные. Превращение знания в капитал, позволяющий повысить конкурентоспособность организации и получить реальный социально-экономический эффект, сегодня подчеркивается многими.
Интеллектуальный капитал принадлежит к числу наиболее подвижных и многовариантных категорий, используемых в экономических и социологических исследованиях. Несмотря на то, что эта категория сравнительно недавно была введена в научный оборот, уже сложилось неоднозначное ее понимание. Отметим позиции наиболее известных зарубежных специалистов в области интеллектуального капитала. Так, Т. Стюарт считает интеллектуальный капитал интегрированным образованием и выделяет в нем три составные части - человеческий, структурный и потребительский капитал [3, с.7]. Британская исследовательница интеллектуального капитала Э. Брукинг подходит к его квалификации более детально, выделяя в нем четыре составные части: рыночные активы; интеллектуальную собственность как актив; человеческие активы; инфраструктурные активы [4, с.31]. Следует отметить, что классификации Т. Стюарта и Э. Брукинг широко трактуют интеллектуальный капитал и включают в него помимо человеческого капитала и другие элементы. Известный специалист, один из создателей концепции интеллектуального капитала Л. Эдвинссон представляет интеллектуальный капитал как структуру, состоящую из двух частей: человеческого капитала и структурного капитала [5]. Он рассматривает интеллектуальный капитал как интегрированную категорию только на уровне корпорации и главными проблемами для экономики считает измерение, оценку и учет реального рыночного интеллектуального капитала конкретной компании в системе ее управленческого учета и эффективное управление интеллектуальным капиталом в системе общего менеджмента компании. А. Бутник-Сиверский, украинский исследователь, подразумевает под интеллектуальным капиталом ресурс, который характеризует знания, интеллектуальный потенциал организации и является одним из новых критериев определения конкурентоспособности организации. Он по аналогии с Т. Стюартом отмечает, что на уровне организации интеллектуальный капитал является суммой трех составляющих: человеческого, структурного и потребительского капиталов. По мнению Б. Б. Леонтьева, известного отечественного специалиста по оценке и организации управления интеллектуальной собственностью, под интеллектуальным капиталом понимается стоимость совокупности отчуждаемых и неотчуждаемых интеллектуальных активов, участвующих в
хозяйственной деятельности юридического лица, включая интеллектуальную собственность
[6]. Главная функция интеллектуального капитала, согласно его точке зрения, - существенно ускорять прирост прибыли за счет формирования и реализации необходимых организации систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. Еще один российский ученый А.Н. Козырев предлагает собственный термин интеллектуального капитала, определяя его как собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. В этом значении в структуру интеллектуального капитала он включает человеческий, организационный и клиентский капиталы.
Таким образом, мнения различных исследователей-экономистов относительно трактовки понятия «интеллектуальный капитал» существенно отличаются и рассматриваются, в основном, на уровне предприятий, что приводит к необходимости конкретизировать данное понятие с учетом формы и характера деятельности образовательного учреждения. Рассмотрим особенности структуры и управления интеллектуальным капиталом в университетском комплексе, и в частности в его образовательной подсистеме.
Университетский комплекс - это очень сложный, комплексный феномен, интегрирующий образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и производственную деятельность и существующий в специфической внешней среде. Этим во многом объясняются особенности подхода к исследованию процессов управления интеллектуальным капиталом в рамках университетского комплекса. Особенности функционирования университетских комплексов влияют на выработку концептуальных и методических подходов к классификации и управлению интеллектуальным капиталом. В современных экономических условиях необходимость глубокого анализа проблемы управления интеллектуальным капиталом в университетских комплексах усугубляется сложным состоянием системы высшего образования в условиях хронического недофинансирования. При этом следует отметить, что разработка эффективной системы управления интеллектуальным капиталом в российских университетах могла бы способствовать выявлению скрытых резервов и вовлечению их в производительное использование.
Для идентификации интеллектуального капитала университетского комплекса необходимо рассматривать его как открытую систему, обладающую совокупностью внутренних ресурсов и механизмов и активно взаимодействующую с внешней средой в процессе подготовки квалифицированных специалистов. Это одна из самых сложных по характеру отношений систем, включающая взаимосвязи с обществом в целом и отношения с государством, хозяйствующими субъектами - потребителями продукции университетских комплексов, поставщиками и партнерами в процессе создания и реализации этой продукции
[7].
Все элементы университетского комплекса могут превратиться в различные виды интеллектуального капитала лишь при условии адекватного управления ими, обеспечивающего получение реального эффекта от их применения в оптимальной комбинации. При этом под управлением интеллектуальным капиталом понимается совокупность воздействий на все элементы интеллектуального капитала и их взаимодействия для повышения эффективности его функционирования в соответствии с целями и стратегией университетского комплекса. Инновационный характер деятельности каждой подсистемы университетского комплекса - образовательной, научно-исследовательской, инновационной, производственной - и их интеграция в единый инновационный университетский комплекс -непременное условие формирования и эффективного использования интеллектуального капитала. Необходимо отметить, что в каждой из подсистем университетского комплекса
используются свои формы, методы, направления управления различными типами интеллектуального капитала [8]. Однако общим для всех подсистем, типов и элементов является обязательное наличие внутренней организационной культуры, порождающей непрерывный инновационный процесс, т. е. создание инновационного климата в университетском комплексе.
В связи с тем, что университетский комплекс является многопрофильным учреждением, осуществляющим различные виды деятельности и выпускающим разные типы инновационной продукции, во всех его подсистемах существует специфическая структура интеллектуального капитала.
Образовательная подсистема - это наиболее сложная подсистема университетского комплекса применительно к циркулирующим в нем потокам. Именно она предопределяет возможности развития всей системы в целом и каждого отдельного ее элемента. Структура интеллектуального капитала образовательной подсистемы университетского комплекса представлена на рисунке.
Одна из основных сложностей управления интеллектуальным капиталом в образовательной подсистеме университетских комплексов заключается в том, что наиболее активно используемыми знаниями и умениями в ней являются педагогические, которые зачастую бывают неявными, глубоко личностными, что порождает большие сложности в их кодификации и трансфере. Частично эту проблему снимают разработка и внедрение новых образовательных технологий, ориентированных в большей степени на самостоятельную работу студентов и предусматривающих максимальную кодификацию, систематизацию и четкое изложение знания при помощи опорных конспектов, презентаций, электронных учебников и др. Обучающий в процессе общения с использованием дидактических средств организует познавательную деятельность обучающегося адекватно целям обучения. Изменение парадигмы образования приводит к тому, что приоритет в системе обучения теперь четко обозначается за деятельностью учения, а повышение квалификации профессорско-преподавательского состава выступает в качестве условия реализации образовательной программы и, соответственно, реализации задаваемых ею возможностей развития студента.
Человеческий
капитал
Профессорско-
преподавательский
состав
Административноуправленческий, хозяйственный персонал
Учебно-
вспомогательный
персонал
Докторанты, аспиранты
I
Знания, умения, практические навыки, компетенции, интеллектуальные и творческие способности, уровень образования, профессиональная квалификация, ученые степени и звания, профессиональный потенциал
Структурный
капитал
Организационный
капитал
z
Социальный
капитал
Организационная структура вуза; методы и технологии управления; система менеджмента качества; образовательные технологии; методы преподавания; дидактические средства; педагогические технологии; формы, методы, структуры, позволяющие осуществлять создание, генерирование, трансфер и диффузию знаний
Базы знаний
Электронные и документарные
Г
Культура преподавания, нормы и модели поведения, академические свободы
Регулятивный
капитал
Т.
Законодательные и локальные нормативные документы вуза
Инфраструктурный
капитал
X
Инновационновнедренческие структуры, система аттестации и сертификации обучающихся и персонала и др.
Капитал
отношений
Капитал внешних связей
I
- с государственными структурами управления и контроля в сфере образования (федеральными, региональными и др.);
- с учебными и научными учреждениями;
- с потребителями образовательных услуг, поставщиками, бизнес-сообществом;
- международные связи
Капитал внутренних связей
I
- с внутривузовскими общественными организациями (Попечительским советом, Ассоциацией выпускников и др.), органами местного самоуправления и другими общественными организациями
Интеллектуальная
собственность
Учебно-
методические
материалы
I
Учебники, учебные пособия, методические указания и рекомендации, учебные программы, авторские обучающие программные продукты, авторские образовательные технологии, оценочные средства
Научные разработки
Т.
Патенты, ноу-хау, изобретения, авторские права, инновационная продукция, базы данных, монографии, публикации
Рис. 1. Структура интеллектуального капитала образовательной подсистемы университетских комплексов
Образовательная деятельность преподавателя в настоящее время состоит в создании пространства реальных возможностей развития креативных способностей студентов. На первый план выдвигаются различные формы поддержки и сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов. Использование педагогических инноваций в образовательном процессе приводит к созданию новых педагогических методов и приемов, инновационной образовательной среды, нового стиля работы преподавателей, а также осуществлению структурных изменений в образовательной системе.
Все составные части интеллектуального капитала в соответствии со своей внутренней природой, сочетаясь в различных комбинациях, изменяясь в процессе производства знаний и вновь вовлекаясь в следующий этап воспроизводства знаний, участвуют в кругообороте и обороте интеллектуального капитала [8]. В образовательной подсистеме кругооборот интеллектуального капитала имеет свои особенности. Во-первых, это вызвано тем, что объект воздействия здесь активен, а не пассивен, как в других подсистемах университетского комплекса, - это студенты. Результатом деятельности здесь становятся квалифицированные специалисты. Во-вторых, прирост интеллектуального капитала в конце процесса кругооборота в образовательной подсистеме университетского комплекса отличается определенной спецификой, заключающейся в следующем:
- приросте человеческого капитала, понимаемом как прирост объема знаний и компетенций сотрудников, прежде всего, профессорско-преподавательского состава, который происходит за счет выработки новых педагогических знаний и образовательных технологий, а также совершенствования педагогических навыков преподавателей;
- приросте структурного капитала, происходящем за счет создания новых организационных структур (например, новых кафедр, факультетов, центров, институтов в составе университетского комплекса), расширения баз знаний, повышения культуры качества и обучения;
- приросте капитала внешних связей, происходящем за счет взаимодействия с государственными структурами управления и контроля в сфере образования, возникновения тесных связей с учебными заведениями других уровней (школами, лицеями, колледжами, техникумами и т.д.), другими вузами, научными учреждениями, предприятиями и организациями, нуждающимися в специалистах;
- приросте капитала внутренних связей, возникающем за счет создания внутривузовских общественных организаций (Попечительского совета, Ассоциации выпускников и др.) и др. Например, за рубежом зачастую именно факт окончания солидного учебного заведения является решающим для получения престижной должности, что повышает имидж этого заведения в глазах абитуриентов и общества в целом. В итоге внутри университетского комплекса и вокруг него формируются различного рода ассоциации, постоянно растут сети партнеров, выпускников, поставщиков, заказчиков, расширение которых ведет к получению синергетического эффекта и стимулирует развитие самого университетского комплекса;
- приросте интеллектуальной собственности - за счет разработки новых учебнометодических материалов и опубликования новых учебников и учебных пособий. Вместе с этим реализуется интеллектуальная собственность работников и коллектива образовательного учреждения в виде научных разработок - изобретений, патентов, программ исследований, обучения и выполнения практических работ, а также авторских прав, баз данных и т. п.
Нельзя не отметить, что в университетских комплексах инфраструктура поддержки инновационного процесса играет важнейшую роль. Это приводит к необходимости выделения инфраструктурного капитала, включающего инновационно-внедренческие структуры, систему аттестации и сертификации обучающихся и персонала, сетевые связи и др.
Бесспорно, человеческий капитал доминирует в структуре интеллектуального капитала в любой сфере деятельности, но в образовании его роль особенно велика. Поэтому рассмотрим его особенности в образовательной подсистеме университетских комплексов более подробно.
В целом исследования человеческого капитала в российской экономической науке разделились по двум взаимосвязанным направлениям. В первом из них акцент делается на анализе категории человеческого капитала в качестве фактора производства с переходом на проблемы управления им. Во втором - главным объектом анализа является образование, его роль в формировании человеческого капитала и экономика данной отрасли.
Человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом, собственно фундаментом роста ВВП в сочетании с научно-техническим прогрессом в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существовании значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30%. Причем основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляло государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
По мнению американского экономиста Эдварда Денисона, экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место Денисон поставил качество рабочей силы. Из анализа экономического роста США за 1929-1982 гг. Денисон сделал вывод, что определяющим фактором роста выпуска на одного работающего (производительности труда) является образование. Лауреат Нобелевской премии Саймон Кузнец из всех важнейших факторов роста на первое место также поставил человеческий капитал. Именно высокопрофессиональные специалисты являются решающим звеном в новой экономике, в процессах глобализации мировой экономики, определяют преимущества передовых стран мира.
Наибольший интерес вызывают факторы, определяющие качество человеческого капитала, как составной части интеллектуального капитала, и возможности роста эффективности труда. К числу этих факторов принадлежат образование и наука, находящиеся в тесной взаимосвязи. Для носителя рабочей силы высокое качество человеческого капитала находит выражение в более высоких показателях индивидуальных доходов, с теми поправками, которые вносит в процесс распределения доходов рынок труда. На уровне общественного воспроизводства качество человеческого капитала выражается в эффективности производства и темпах экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал приносят национальной экономике наибольший доход и ведут к ее росту. Они определяют восприимчивость общества к новым знаниям и технологиям, создают мотивацию развития. Поэтому инвестиции в образование рассматриваются нами как одна из наиболее выгодных форм вложений капитала.
Образование занимает особое место в отношении к человеческому фактору и к общественной эффективности. Однако следует отметить, что высокий образовательный уровень населения еще не гарантирует автоматически высоких темпов экономического роста. Многие зарубежные страны и отдельные регионы при прочих равных условиях отстают в своем развитии от стран и регионов с аналогичными или даже более низкими показателями состояния системы высшего образования. Подобная ситуация объясняется рядом причин:
- неэффективным использованием имеющегося человеческого капитала. Примером этого является занятость людей с высшим образованием, где высокой квалификации не требуется;
- нерациональным осуществлением инвестиций в образование и развитие человеческого капитала. Например, можно увеличивать число мест в университетах, продолжать расширять подготовку специалистов по устаревшим программам и учебникам без учета изменяющихся потребностей рынка труда. Эффективность использования нового оборудования в модернизированной лаборатории будет приближаться к нулю, если преподаватели и исследователи не прошли соответствующей переподготовки;
- низким качеством образования, т.е. знания и навыки, полученные во время обучения, могут не соответствовать современным требованиям рынка;
- неверно выбранной стратегией развития страны, что также может привести к снижению темпов экономического роста при сравнительно высоком уровне образования населения.
Политика активного развития интеллектуального капитала в системе высшего образования показывает свою эффективность, в первую очередь, на региональном уровне, что выдвигает университетские комплексы в центр региональной инновационной системы. Инвестиции в высшие учебные заведения в регионах обеспечат не только рост их конкурентоспособности, но в целом будут способствовать росту интеллектуального капитала страны за счет сбалансированного развития местного потенциала и поддержки тенденций ускорения роста в регионах. В свою очередь, эта стратегия должна обеспечить в перспективе прорыв в инновационном развитии регионов, на основе подготовки соответствующих кадров, развития науки и технологий, создания центров трансфера технологий. Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий образовательный сектор. Следует отметить, что эффективность инвестиционных вложений в одну из важнейших составляющих интеллектуального капитала - в образование - зависит от следующих факторов.
1. Соотношение стоимости обучения и рыночной оценки интеллектуального труда выпускников образовательного учреждения. В соответствии с базовыми моделями теории человеческого капитала, инвестиции в образование целесообразны, если поток будущих доходов не меньше совокупных затрат на образование (или норма доходности инвестиций в образование не менее рыночной ставки процента). Не менее выгодными являются частные инвестиции в высшее образование, осуществляемые физическими лицами. Эти инвестиции, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды.
2. Уровень внешней и внутренней эффективности. Внутренняя эффективность показывает соотношение между затратами на образование и его качеством. Для повышения внутренней эффективности необходимо вкладывать средства в обеспечение обучающихся учебной литературой, наглядными пособиями, повышать уровень подготовки преподавателей, совершенствовать учебные программы и формы организации и проведения занятий. Деньги, вложенные в образование, не станут капиталом, приносящим доход, если человек окажется невостребованным на рынке труда. Таким образом, для оценки востребованности специалистов на рынке труда используется такой критерий, как уровень внешней эффективности. При этом низкий уровень внешней эффективности образования способен девальвировать самые высокие показатели внутренней эффективности, поскольку высокие показатели качества знаний могут социально обесцениться низкой реальной востребованностью этих знаний в конкретном обществе и на конкретном рынке труда.
3. Степень узости специализации образовательного проекта. По опыту Мирового банка в сфере образовательных инвестиций, узость специализации образовательного проекта обратно пропорциональна его эффективности [9].
4. Сумма превышения дохода (заработной платы) более высокообразованного работника над доходом менее образованного работника. В настоящее время в практике экономически развитых стран преобладает тенденция более высокой оплаты труда высокообразованной категории населения. Этот тезис основывается на том, что различия в
заработной плате отражают различия в производительности труда этих работников. Считается, что производительность труда более образованных работников выше, чем производительность труда менее образованного персонала. «Денежный доход от
образования» выявляется как разность в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование [10]. В издержки образования, помимо непосредственных расходов на обучение, включают и так называемый упущенный доход. Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился.
Новая роль образовательных систем в обеспечении процесса создания и управления интеллектуальным капиталом выдвигает ряд новых требований к образовательным программам, а также требование повышения уровня знаний работников предприятий относительно принципов эффективного управления экономическими системами. Непрерывное образование, сопряжение интересов государства, бизнес-сообщества и образовательных структур, увеличение объема инвестиций в систему высшего образования открывают новые возможности для образовательного процесса и достижения его соответствия требованиям, выдвигаемым обществом в условиях перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях. Для современных организаций и университетских комплексов это открывает перспективные пути наращивания интеллектуального капитала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Knowledge Management in the Learning Society. Paris, 2000. 254 р.
2. Сакайя Т. Стоимость, созданная знанием или История будущего / Т. Сакайя // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. А. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 340-371.
3. Stewart Т. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations / Т. Stewart. New York: Doubleday / Currency, 1997. 457 p.
4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
5. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях / Л. Эдвинссон. М.: ИНФРА-М, 2005. 248 с.
6. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б.Б. Леонтьев. М.: Издат. центр «Акционер», 2002. 198 с.
7. Тюрина В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность / В.Ю. Тюрина. Самара: Самар. гос. экон. акад., 2004. 132 с.
8. Казакова Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Н.В. Казакова. Саратов: СГТУ, 2002. 272 с.
9. Глинчикова А.Г. Природные ресурсы и человеческий капитал /
А.Г. Глинчикова // Свободная мысль. 1999. № 3. С. 36-37.
10. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В.П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 43-44.
Астафьева Наталия Валерьевна -
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 20.06.07, принята к опубликованию 03.07.07