УДК 330.101
Т. Т. Касаев
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) ул. Ленинградская, 113, Новосибирск, 630008, Россия
E-mail: [email protected]
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Интеллектуальный капитал в современном обществе становится основой богатства и определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом роста и развития. С его помощью экономика страны становится более информационноемкой, технологичной и ориентированной на инновации. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации и ее благосостояние.
Современная экономическая наука уделяет пристальное внимание выявлению роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективного функционирования экономических систем, их интенсивном развитии и повышении качественного уровня производства. Данная проблема особенно актуальна для России, находящейся на этапе трансформации экономической системы. Причем исследования механизмов его влияния на экономические процессы обычно основываются на том факте, что воздействие его составляющих, и в первую очередь человеческих ресурсов, качественно отличается от использования материально-вещественных активов предприятий и организаций.
При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадий развития общества к постиндустриальной стадии изменяются конкурентные преимущества организаций. В современной конкуренции решающую роль играет не столько население, как в доиндустриальном обществе, и не столько доступ к рынкам, как в индустриальном, сколько качество и интенсивность непрерывного обучения людей и организаций. Доминирующей сферой экономической активности становится не столько сельское хозяйство, как в доиндустриальном обществе, и не столько промышленность, как в индустриальном, сколько сфера услуг, в первую очередь интеллектуальных.
Перспектива развития цивилизованных государств в условиях перехода к постиндустриальному обществу связана с решением проблем охраны, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального капитала как одного из важнейших стратегических факторов экономического роста. Во всем мире идет процесс формирования и развития новой отрасли общественного производства - индустрии так называемых «информационно-интеллектуальных продуктов». В этой ситуации главным стратегическим направлением становится развитие рынка информационно-интеллектуальных продуктов и услуг.
Понятие интеллектуального капитала и его роль в современной экономике
По данным Всемирного банка и Программы развития ООН (ПРООН), сегодня на планете физический капитал, или накопленные материальные блага, составляет лишь 16 % общего достояния, природные богатства - 20 %, человеческий же капитал, или накопленные вложения в человека, - 64 %. Во многих развитых странах доля последнего достигает 80 %. Объем мирового рынка высоких технологий по разным оценкам составляет 3-4,5 трлн долл. США. В настоящее время доля России на этом рынке составляет около 0,3-1 %, для сравнения: доля США -39 % [1].
В современном мире капитал условно можно разделить на три вида: интеллектуальный, финансовый и физический. Официально в крупных и средних корпорациях развитых стран на долю
^БЫ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 3 © Т. Т. Касаев, 2007
физического и финансового капитала приходится только 14 %, остальная часть приходится на долю интеллектуального капитала.
Интеллектуальный капитал - это нематериальные активы, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы.
Также можно условно разделить интеллектуальный капитал на две части: первая - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; вторая - структурный капитал включая патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.
Главная функция интеллектуального капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые в свою очередь обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность.
Характеризуя категорию «интеллектуальный капитал», необходимо выделить следующие его особенности [1]:
- в современных условиях именно эта форма капитала определяет главные тенденции экономического роста;
- формирование интеллектуального капитала требует от самого человека и всего общества значительных и все возрастающих затрат;
- накопление его в виде знаний, навыков, опыта персонала предприятия;
- по мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается;
- характер и виды инвестиций в интеллектуальный капитал обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями;
- инвестиции в интеллектуальный капитал должны обеспечивать его обладателю получение более высокого дохода;
- вложения в интеллектуальный капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;
- интеллектуальный капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности, он не является оборотным активом; только его услуги или отдельные элементы, пригодные для патентования знания, могут быть куплены или проданы;
- использование интеллектуального капитала всегда контролируется самим индивидом независимо от источника инвестиций в его развитие;
- функционирование интеллектуального капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической.
Сравнение компаний индустриального и постиндустриального характера наиболее выгодно показывает, что, основываясь на современных информационных технологиях и уникальных способностях работников, компании «новой экономики» при минимальном количестве занятых, не сравнимом с индустриальными гигантами, могут равняться и даже превосходить их по сумме капитализации. Так, средняя стоимость всех компаний, акции которых продаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, в 2,5 раза выше их объявленной балансовой стоимости, а рыночная стоимость компаний, действующих в сфере информационных технологий, в среднем десятикратно превышает их балансовую стоимость. Разрыв между балансовой стоимостью компании и ее рыночной капитализацией получил известность как коэффициент Тобина (д) и был назван Джорджем Гилдером «показателем предпринимательского динамита в акционерном капитале».
В развитых странах рыночная капитализация компаний, представляющих новую экономику, превышает аналогичный показатель компаний традиционных отраслей более чем в три раза, при том что соотношение численности занятых составляет 1 : 40,7 [2].
Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих (преимущественно в форме оборудования, а также технологий, патентов, лицензий) форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:
- наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
- становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего персонала, формирующего и реализующего основные модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности;
- преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.
Интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке.
Специалисты считают, что научно-технический потенциал России составляет не менее 12 % мирового потенциала. Интеллектуальная собственность оценивается экспертами в 400 млрд долл. Сегодня в России реально используется в экономике 2-5 % инновационного потенциала и создаваемых научных знаний. В Японии этот показатель находится на уровне 85 %, в США - 60 % [3].
Экономика, базирующаяся на знании и ориентированная на формирование и использование интеллектуального капитала, становится главным фактором социально-экономического развития стран и отдельных регионов.
Преимущества использования объектов интеллектуальной собственности
Среди составных частей интеллектуального капитала особое место занимают объекты интеллектуальной собственности, являющиеся творениями человеческого разума. Они обычно подразделяются на две группы:
а) произведения, охраняемые авторским правом (научные труды, литературные и художественные произведения, конструкторские чертежи, программы для ЭВМ, базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи и др.);
б) промышленная собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, «ноу-хау» и др.).
Из всех видов собственности, которые являются предметом торговли на рынках наиболее развитых стран, темпы роста торговли интеллектуальной собственностью превышают темпы роста торговли другими видами собственности. Так, мировая торговля лицензиями на право использования промышленной собственности и технологий имеет рост до 12 % в год, в то время как рост мирового промышленного производства не превышает 2,5-3 % в год [4].
Общепризнанны следующие преимущества коммерческих сделок с исключительными имущественными правами на ОИС [5]:
- предоставление законодательством возможностей завоевания и контроля сектора рынка (с помощью продукт-инноваций или процесс-инноваций, создаваемых, используемых и распространяемых фирмой-патентообладателем);
- обеспечение зашиты от посягательств конкурентов (с помощью так называемой «патентной монополии», которая вводит целый ряд ограничений);
- возможность проникновения на ранее недоступные рынки с помощью лицензирования и организации коммерческой концессии (франчайзинга);
- извлечение дополнительных доходов от реализации (уступки) исключительных имущественных прав как активов;
- увеличение рыночной стоимости компании;
- укрепление деловой репутации и партнерских связей.
Именно преимущества, получаемые от использования исключительных прав, являются источником получения высокой прибыли, что придает интеллектуальной собственности особую ценность.
Современный рынок интеллектуальной собственности чрезмерно разнороден и многообразен. Это объекты и промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара), и авторского права (на произведения науки, литературы, искусства, исполнительскую деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау и т. д.). Последние несколько десятилетий наблюдается бурный всплеск рынка интеллектуальной собственности в странах с развитой рыночной экономикой. У нас пока только обозначена эта проблема.
Что побуждает зарубежных производителей регистрировать права на интеллектуальную собственность, а иностранные государства стимулировать развитие ее рынка, почему это выгодно сегодня и для России? Прежде всего, патентование интеллектуальной собственности позволяет осуществить ее владельцу защиту собственных интересов от несанкционированного использования. Но правозащитная и правоприменительная практика в нашей стране еще не развита, поэтому отечественные и зарубежные правообладатели интеллектуальной собственности из-за нарушения их прав терпят огромные убытки. Вместе с тем становление рынка интеллектуальной собственности, приносящего существенные выгоды, как для предпринимателей (производителей), так и для государства и всего общества в целом, сопровождается совершенствованием механизмов его защиты. Наличие зарегистрированных прав на нее в большинстве случаев позволяет их защитить, и прежде всего на международных рынках. Так, владелец охраняемого права в случае его нарушений имеет право требовать от нарушителя компенсации нанесенного ущерба, в том числе и так называемой упущенной выгоды [6].
Выгоды предпринимателя условно можно разделить на три крупных блока: конкурентные преимущества, финансовые выгоды и выгоды от использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал.
Конкурентные преимущества включают, прежде всего, контроль рынка. Обладая монопольным правом на результаты интеллектуальной деятельности, компания может контролировать свой сегмент рынка и заставить всех, кто использует аналогичные, но незащищенные права, приобрести их у владельца для продолжения использования; может не давать таких прав своим конкурентам; может оставить за собой монополию на производство продукции на период ее выведения на рынок.
Далее, это освоение новых рынков. Имея зарегистрированные права на результаты интеллектуальной деятельности, патентообладатель имеет потенциальную возможность занять новые рынки, а также закрепить за собой права на объекты интеллектуальной собственности за рубежом.
Следующий ряд преимуществ рассмотрим на примере фирменных наименований и торговых марок: более высокая цена товара. Общеизвестно, что на мировом рынке цена продукции с товарным знаком в среднем на 15-20 % выше, чем цена анонимных товаров; больший объем продаж и скорость обращения денег. Популярность торговой марки обеспечивает высокий уровень продаж, что в свою очередь означает высокую скорость обращения денег. При производстве товара с наиболее развитым имиджем производитель может рассчитывать на то, что продукты нового поколения будут приняты покупателями быстрее, чем товары под более слабыми марками; сокращение затрат на маркетинг и общее снижение издержек. Первое происходит потому, что покупатель доверяет торговой марке, сохраняет высокую степень лояльности к ней. Именно по этой же причине компании легче расширять свою товарную линию, затрачивая гораздо меньше средств на рекламу нового продукта.
Что же касается снижения издержек, то здесь имеется все тот же эффект масштаба, который работает и в случае снижения затрат по маркетингу (например, минимальные расходы на проведение общенациональной рекламной кампании не зависят от того, какая доля рынка принадлежит фирме, поэтому чем больше объемы продаж, тем меньше затрат приходится на единицу продукции). Сильные марки обеспечивают эффект масштаба на производстве
и распределении. Кроме того, поставщикам и дистрибьюторам выгодно работать с компаниями, имеющими известные марки, что выражается в значительном сокращении запасов, повышении уровня загрузки производственного оборудования, уменьшении усилий по распределению.
К рассмотренным преимуществам относится также защита в случае жесткой ценовой конкуренции. Если на определенном сегменте рынка сложилась ситуация ценовой конкуренции, то наименование известной компании или ее торговая марка могут служить определенным буфером, защитой в конкурентной борьбе. Имея прочное положение на рынке, пользуясь своей репутацией, компания может сохранить цены на приемлемом для себя уровне и т. д.
Любые конкурентные преимущества компании косвенно связаны с получением прибыли. Рассмотрим ряд возможностей, которые напрямую определяют финансовую выгоду предприятия: увеличение дохода предприятия-патентообладателя от продажи прав на интеллектуальную собственность, передачи комплекса прав на нее другому лицу (например, по договору коммерческой концессии), монопольного использования данных прав.
К рассматриваемым возможностям следует отнести увеличение дохода предприятия-приобретателя прав на пользование интеллектуальной собственностью. Яркий пример - работа по франчайзингу, когда одна компания покупает у другой право на использование ее торговой марки. В этом случае покупатель получает возможность использовать рекламный имидж компании-продавца, ее хорошую репутацию, что дает ему выгоду, ведет к быстрому коммерческому успеху, позволяет получить экономию капиталовложений и расходов на разработку и продвижение своего товарного знака. Например, в США франчайзинг охватывает около 40 % торговли и услуг. Для потребителей в Западной Европе и Японии этот показатель пока составляет всего 7 %, однако, по прогнозам специалистов, уже через десять лет франчайзингом будет охвачено 20 % товаров и услуг [6].
Коммерциализация интеллектуальной собственности также способствует уменьшению налогооблагаемой базы путем снижения налога на прибыль - налогооблагаемая база уменьшается на величину амортизации нематериальных активов (амортизационные отчисления относятся на себестоимость произведенной продукции); экономии подоходного налога физических лиц-владельцев интеллектуальной собственности, поскольку вознаграждение владельцу патента не относится к заработной плате. По этой же причине происходит экономия отчислений по социальному налогу при оплате предприятием труда через вознаграждение за создание объектов интеллектуальной собственности; экономия НДС, если сделка оформлена как патентный лицензионный или авторский договор.
Следующий комплекс выгод связан с использованием интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал, что на этапе создания фирмы позволяет: сформировать его значительным по размерам или осуществить пересмотр его структуры в процессе функционирования; увеличить стоимость компании (за счет приращения уставного капитала) при ее продаже, приватизации или реорганизации; привлечь дополнительные финансовые ресурсы, как с внутреннего, так и с внешнего рынка путем эмиссии ценных бумаг компании в счет увеличения объемов ее нематериальных активов, а также получать под залог объектов интеллектуальной собственности доступ к инвестиционным банковским кредитам на выгодных условиях.
Весомая доля интеллектуальной собственности в уставном капитале расширяет права учредителя и возможности влиять на политику фирмы.
Как видно, стоимость нематериальных активов компании может в несколько раз превышать стоимость материальных, увеличивая тем самым общую стоимость активов, инвестиционную привлекательность компании и ее конкурентные преимущества при участии в различного рода конкурсах и тендерах.
Выгоды для государства. Во-первых, внедрение новейших технологических достижений, привлечение инвестиций в экономику за счет наращивания уставного капитала компаний приводят к увеличению темпов экономического роста, а также объема ВВП, часть которого остается в руках государства для выполнения управленческих функций.
Во-вторых, чем ниже уровень правовой защиты рынка интеллектуальной собственности и меньше эффективность правоприменительных мер, тем выше объемы продаж контрактной
продукции, от которой страдают не только правообладатели интеллектуальной собственности, но и государство, несущее огромные потери в размере непроизведенных налоговых платежей.
В-третьих, не способствуя развитию рынка интеллектуальной собственности, государство теряет такой источник дохода, как поступления от пошлин, лицензионных и иных видов платежей, которые осуществляют правообладатели при регистрации прав на интеллектуальную собственность.
Выгоды для общества. Потребители получают возможность покупать продукцию по более низким ценам - коммерциализация способствует существенному снижению налогового бремени, что в свою очередь приводит к снижению цен.
Результаты творческой деятельности в сфере промышленного права оформляются в виде патентов, которые служат богатейшими источниками технической информации. Ученые, предприниматели, государственные чиновники в любой момент могут обратиться к мировым базам данных о патентах и получить информацию о возможных технических улучшениях в конкретной области.
Авторское право, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми технологиями.
Примерно то же можно сказать и о промышленной собственности. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности позволяет владельцу получать существенный доход от ее использования, что способствует дальнейшим творческим поискам, стимулируя развитие научно-технического прогресса, результатами которого постоянно пользуется общество.
Таким образом, интеллектуальная собственность представляет собой неиссякаемый источник благосостояния и активов для любой экономики. И в наших интересах, чтобы государство и производители осознали этот потенциал и сделали бы все возможное для всестороннего развития рынка интеллектуальной собственности.
Интеллектуальный капитал как стратегический фактор экономического роста
В условиях НТР, постоянного изучения и внедрения в производственный процесс новых технологий, в результате повышения уровня программного обеспечения, в связи с постоянным ростом потребности в получении оперативной информации и по множеству других причин необходимо обратить пристальное внимание на значимость интеллектуального капитала предприятия, наряду с основным и оборотным.
Потенциал экономического роста России за счет добывающих отраслей практически исчерпан, возможности разработанных месторождений ограничены, транспортная инфраструктура загружена. Российская экономика не может больше поддерживать высоких темпов роста за счет увеличения экспорта полезных ископаемых без дополнительных масштабных инвестиций. В долгосрочной перспективе рассчитывать на эту сферу нельзя, поскольку природные ресурсы исчерпаемы. В сложившейся ситуации необходимо развивать другие сферы экономики, в первую очередь сферу высоких технологий. Россия обладает высоким интеллектуальным потенциалом и может совершить экономический прорыв за счет активного развития наукоемких предприятий.
Интеллектуальный капитал в современном обществе становится основой богатства и определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом роста и развития, поскольку именно уникальные по своей природе факторы нематериального характера обусловливают конкурентные преимущества предприятий на рынке. В процесс создания, трансформации и использования интеллектуального капитала вовлекаются все субъекты рыночных отношений, включая коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и прочие организации. С его помощью экономика страны становится более информационноемкой, технологичной и ориентированной на инновации.
На современном этапе интеллектуальный капитал приобретает особое значение, он определяет структуру национальной экономики, качество производимой продукции и услуг, эффективность функционирования хозяйства. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере влияет на экономическую силу нации и
ее благосостояние. Возрастающее значение интеллектуального капитала становится ясным не только для руководителей отдельных компаний и организаций, но и для политиков многих стран мира.
Список литературы
1. Корицкий А. В. Экономическая теория. Трансформация теорий человеческого капитала и современность. Новосибирск, 2006. 208 с.
2. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в 21 веке. М.: КомКнига, 2006. 192 с.
3. ЛукичёваЛ. И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л, 2007. 552 с.
4. Пацкалев А. Ф., Шебунина Е. А. Интеллектуальная собственность как фактор ускорения развития экономики // Экономика строительства. 2004. № 2. С. 35-46.
5. Илышев А. М., Воропанова И. Н. Учет интеллектуальной собственности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2004. № 21. С. 26-33.
6. Гаврилова Н. Преимущество использования интеллектуальной собственности // Экономист. 2004. № 4. С. 32-35.
Материал поступил в редколлегию 03.07.2007
T. T. Kasaev
Intellectual Capital as Factor of Innovation Development of Economy
In modem society intellectual capital become the base of wealth and it defines competitiveness of economic systems, and it is basic resource of growth and development. With its help economy of country become more informational, technological and it oriented on innovations. The ability of economy to create and use effectively intellectual capital increasingly defines economical national power and its well-being.