_ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Н.А. Абрамовских Курганский государственный университет
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ
Дошкольное детство - это период первичной социализации, когда развиваются способности, которые будут необходимы человеку в любом виде деятельности. На протяжении дошкольного возраста происходят коренные изменения в восприятии, памяти, мышлении. Из непроизвольных они превращаются в осознанные, произвольные и опосредованные [2;4;5]. Согласно теории швейцарского психолога Ж. Пиаже [6], в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15). По его мнению, интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка к среде обитания, достижение равновесия с ней.
Вклад генетических и средовых фактов в развитие интеллекта неравномерно изменяется по своей интенсивности на протяжении жизни человека. Отмечают два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Во всех теориях когнитивного развития эти периоды выделяются как важнейшие.
Французскими учеными из марсельского университета [7] установлено, что в четыре-шесть лет умственные показатели еще не сформировались и могут эволюционировать, умственное развитие детей не зависит напрямую от наследственной предрасположенности, коэффициент интеллектуальных способностей (Ю) может повышаться при улучшении социально-экономических условий семьи.
В отечественной литературе приводятся данные об изменениях в когнитивной и эмоциональной сферах личности, о психической астенизации детей школьного возраста, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов внешней среды [1;10]. Однако не только природные и техногенные катастрофы, но также и длительное проживание в особо неблагопри-
ятных экологических, неблагополучных социально-экономических условиях способны вызывать нежелательные изменения в психике человека. Так, по данным Сараевой Н.М.и соавт. [9], в кризисной экологической зоне Читинской области - у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста установлено явное отставание по показателям умственного развития от возрастной нормы. Влияние социально-экономических факторов на рост и темпы созревания, определенное в различных странах мира, настолько велико, что часто перекрывает возможные этнотерриториальные и климатогеографические различия [8].
Наш интерес к данному вопросу обусловлен сложившейся в последние 15 лет неблагоприятной социально-экономической ситуацией в Курганской области. Переход России в 90-е годы на рыночные отношения чрезвычайно обострил социальные проблемы и привел к снижению уровня жизни населения. Существенно уменьшилось потребление населением продуктов животного происхождения, содержащих полноценный протеин. Потребление полноценного белка снизилось до уровня, который не обеспечивает научно обоснованные нормы питания [10].
Дефицит белкового питания сопровождался избирательной задержкой роста плода, выражающейся в частности в снижении показателя обхвата головы у новорожденных детей г. Кургана на 8-9% и адекватным изменением показателя шкалы функциональной зрелости по шкалам АПГАР 3.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведено антропометрическое исследование и экспресс-диагностика интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста 1997-1998 года рождения города Кургана (92 девочки и 118 мальчиков), а также их сверстников из трех районов Курганской области (86 девочек и 114 мальчиков). Дополнительно были собраны данные об уровне образования родите-
лей и благосостоянии семей этих детей.
Диагностика интеллектуальных способностей дошкольников проводилась по методике «МЭДИС» [12]. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей была выбрана не случайно, а на основании того, что, во-первых, тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка, и, во-вторых, задания МЭДИС представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития интеллекта в целом и различных сторонах интеллектуальных способностей детей 6-7 лет.
Материальное благосостояние оценивалось относительно официально установленного прожиточного минимума 2004 года по 3-балльной школе (высокий, средний и низкий). Качественные данные были ранжированы, переведены в цифровую форму и проанализированы с помощью прикладного пакета анализа данных программы Excel. При сравнении средних величин использован параметрический t-критерий достоверности различий Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе интеллектуальных способностей детей, родившихся в Кургане в 1997-1998 годах, обнаружены показатели, которые были ниже соответствующие возрастной норме [12]. Так, средний бал IQ городских детей составил 10,23±0,2, сельских 10,59±0,25. IQ сельских детей незначительно выше городских, однако эти различия недостоверны.
Уровень интеллекта городских девочек превосходил соответствующие показатели городских мальчиков. В то же время, по показателям общей осведомленности, словарному запасу мальчики обеих групп превосходили девочек.
Обнаружено, что уровень благосостояния городских семей сравнительно выше. Так, низкий уровень дохода был в 20% семей; средний уровень - в 66% и высокий - в 14%. В сельской местности - соответственно в 35,5%; 57% и 7,5%. Однако процент городских детей, попавших в группу с низким уровнем развития интеллекта, составил 54%, тогда как в селе только 35,5% детей попало в данную группу. Тем не менее, уровень благосостояния семьи влияет на развитие интеллектуальных способностей детей (рис.1).
Уровень образования городских родителей был выше, чем сельских и относительно выше в материально благополучных семьях. При этом зависимость уровня развития интеллекта от образования матери у городских детей была недостоверной, у сельских же был сравнительно выше угловой коэффициент уравнения линейной корреляции и достоверное различие показателей (рис.2).
Развитие различных способностей детей в дошкольный период в неодинаковой степени зависит от генетических и средовых факторов. Согласно генети-54
ческому законуХарди-Вайнберга, в популяции сохраняется постоянное соотношение частот генотипов из поколения в поколение, что практически исключает влияние места жительства или материального положение на наследование темпов интеллектуального развития детей.
♦ _ ♦ ♦
у = -0,0079х2 + 0,2146х 0,6444
R2 = 0,856
10 12 IQ (баллы)
Рис.1. Зависимость коэффициента интеллектуальных способностей от уровня дохода семьи
□ город Псело
е 2
ниже нормы
возрастная норма
выше нормы
Ю (группы)
Рис.2. Влияние уровня образования матери на Ю детей
Таким образом, благоприятная социально-экономическая обстановка, высокий уровень благосостояния семьи, наличие специального образования у родителей оказывают положительное влияние на развитие интеллекта детей дошкольного возраста. В условиях современного информационного общества принципиальных различий в развитии интеллекта между городскими и сельскими детьми в дошкольном возрасте не обнаружено.
ВЕСТНИК КГУ, 2006. №2
Список литературы
I.Екимова В. И. Психология ребенка в условиях экологического неблагополучия // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4.
2.Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопосы психологии ребенка дошкольного возраста. - М, 1995. - С.91-101
3.Исмайлова С.С. Влияние биологических и социально-экономических факторов на рост и развитие новорожденных города Кургана /С.С Исмайлова, В.А.Щуров // Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека: Сб. науч. матер. Российской научно-практ. конф. - Тюмень, 2001. - С. 20-25.
4.Истомина З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М, 1995. - С.72-81
5.Леонтьев А.Н. психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1995. - С.13-25
6.Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - СПб., 1997.
7.По материалам сайта http://www.mttechnica.ru/gr_0_id_3150.html
8.Рост и развитие ребенка /Под ред. Н.Н. Миклашевский. - М, 1973.
9.Сараева Н.М.и соавт. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях // Психологическая наука и образование. - 2002. - №1. - С. 60-67.
10. Уровень жизни населения Уральского Федерального округа: проблемы оценки и анализа: Аналитическая работа. - Курган:
Издательство ККГС, 2004. - 226 с.
II. Хомская Е.Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии // Психологи-
ческий журнал. 1997. Т.18. № 6. 12.Щебланова Е.И. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет /Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина //Вопросы психологии. - 1994. - №4.