Научная статья на тему 'Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования'

Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / INTELLECTUAL-GRAPHIC CULTURE VISUALIZATION OF THE EDUCATIONAL INFORMATION / METASUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аранова Светлана Владимировна

В статье поднимается тема формирования интеллектуально-графической культуры визуализации (ИГКВ) учебной информации как совокупности знаний, умений, ценностей, позволяющих школьникам проектировать, усваивать единицу учебной информации в виде наглядной модели с использованием логических и художественных возможностей. Раскрывается необходимость концептуального, методологического, понятийного обоснования ИГКВ в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main paper theme is formation the school student’s intellectual-graphic culture of visualization (IGCV) of the educational information, which is determined by a set of knowledge, skills, values and concepts, which allow design and assimilate a unit of educational information in the form of a clearly-shaped model using equally logical and artistic capabilities. The necessity of conceptual, methodological, and terminologic foundation of IGCV at school is revealed.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.01:76 ББК 74.202.23:85.158

С.В. Аранова

интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования

В статье поднимается тема формирования интеллектуально-графической культуры визуализации (ИГКВ) учебной информации как совокупности знаний, умений, ценностей, позволяющих школьникам проектировать, усваивать единицу учебной информации в виде наглядной модели с использованием логических и художественных возможностей. Раскрывается необходимость концептуального, методологического, понятийного обоснования ИГКВ в школе.

Ключевые слова: интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации, метапредметные результаты.

S.V. Aranova

the intellectual-graphic culture of visualization of the educational information in the context of modernization of general education

The main paper theme is formation the school student's intellectual-graphic culture of visualization (IGCV) of the educational information, which is determined by a set of knowledge, skills, values and concepts, which allow design and assimilate a unit of educational information in the form of a clearly-shaped model using equally logical and artistic capabilities. The necessity of conceptual, methodological, and terminologic foundation of IGCV at school is revealed.

Key words: intellectual-graphic culture visualization of the educational information, metasubject results.

Постиндустриальное общество предъявляет к процессу и результатам основного школьного образования запросы, которые становятся катализатором его модернизации на всех ступенях. Требования к выпускнику включают умения успешно работать с крупными массивами информации с привлечением различных языков. Безусловно, главным атрибутом целей образовательного процесса в общеобразовательной школе остается восприятие и усвоение учащимися учебной информации и формирование у них

умения самостоятельно ее применять. Научно-педагогическое сообщество видит осуществление модернизации содержания, технологий, средств обучения без разрушения классической, традиционно сложившейся системы, структуры и количества предметных дисциплин [1, с. 171], но предлагая в условиях нарастающей информатизации совершенствование у школьников особых метапредметных интеллектуальных знаний и умений, позволяющих логически обрабатывать, преобразовывать информацию, раскладывая

го m о х го

С od с.)

ее на единицы и синтезируя новые комплексы для дальнейшего использования.

Между тем научно-технические достижения и повсеместное применение высоких информационных технологий, не исключая их пользу и успехи в этой области, влекут чрезмерную технократи-зацию образования, часто противоречат и наносят ущерб при этом его гуманистическим основам. Кроме того, превращение знаний в формально-логическую информационную схему нередко лишает процесс их усвоения школьниками других важных с точки зрения педагогики элементов - эмоций, настроений, интуиции, творческого начала [8]. Поэтому особое значение имеет самостоятельная, без обязательного наличия высокотехнологичного «посредника» работа школьников с информацией в наглядной - образно-визуальной, графической форме.

В истории школьного образования существует много примеров использования наглядности для повышения эффективности учебного процесса, т.е. уменьшения временных затрат на восприятие и передачу большего количества информации. Кроме того, это вносит положительный, стимулирующий элемент в методическую канву урока. Значимость применения наглядности в обучении подтверждена в трудах В.И. Загвязинского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Зан-кова, Т.Г. Рамзаевой, В.А. Артемова и др. Выделяются работы, посвящённые развитию знаково-символической деятельности учащихся, что даёт успешное формирование у них визуального мышления (Н.Г. Салмина, Н.А. Резник, Ю.В. Громыко и др.). Созданы современные классификации, типологии способов визуализации информации по разным основаниям: по когнитивному компоненту, по виду информации, по форме представления и др. (В.Э. Штейнберг, Н. Н. Мань-ко, Г.А. Никулова, А.В. Подобных и др.). Наличие педагогического опыта применения разных типов наглядно-образных единиц, таких как опорные конспекты, структурно-логические схемы, презентации и т.п., предопределяет успешность обучения с использованием визуально-

информационного компонента (В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев, В.Э. Штейнберг и др.). Существуют подходы к разработке учебной наглядности - учебников, пособий, карт и т.д., обозначающие научные ориентиры представления графических элементов как единиц учебного материала (Д.Д. Зуев, В.И. Рывчин, Н.А. Гончарова и др.). Интерес в этом плане представляет опыт инструментальной дидактики (Т.С. Назарова).

Визуализация становится одной из самых популярных форм предъявления информации в последние десятилетия. Наглядный образ приобретает значение полноценной единицы информации, что получает естественный отклик в сфере образования. В связи с этим следует отметить негативность отражения в школьном обучении некоторых общих тенденций:

• заимствование технологий визуализации из сферы бизнеса, рекламы. В случае такого «калькирования» информативные образы либо «сращиваются» со стереотипами, шаблонными примерами, либо преобразуются в избыточно художественные образы с потерей интеллектуальной основы [18, с. 155], одним словом, перестают нести дидактическую и воспитательную нагрузку;

• прямое отождествление методик визуализации учебного материала с предметной областью информатики. Подразумевается обязательное включение компьютерных технологий, так называемой «компьютерной графики». Это приводит к тому, что школьник заведомо связан с уже готовым «посредником» -электронным и программным обеспечением, попадает от него в зависимость и перестаёт самостоятельно действовать. Креативная роль учащегося как создателя графической наглядной модели во многом сужается. Отметим: в некоторых источниках использование компьютерных презентаций называют «смирительной рубашкой», стеклянным барьером и приводят в пример, как вместо слайдов докладчик пользуется маркером и доской, чтобы диалог с аудиторией шёл в открытом, живом режиме графического сопровождения [22];

• возникновение понятийного диссонанса. В различных вариациях и значениях при предъявлении учебной информации в школе используются термины «графика», «наглядность», «визуализация» и - в последнее время - «инфогра-фика» для описания весьма схожих явлений или учебных действий. В результате такого «разнобоя» теряется целостность учебного процесса.

Складывается противоречивая ситуация. Выделим основные аспекты:

• с одной стороны, в школьном обучении фрагментарно используется педагогический опыт визуализации учебной информации в виде наглядно-образных, графических элементов, с другой стороны, в постоянно расширяющемся информационном поле даже с активным привлечением информационных технологий это не обеспечивает получения ме-тапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми постиндустриальным обществом;

• с одной стороны, происходит активное внедрение в образовательный процесс визуальных технологий, с другой - на данный момент не выделены организационно-педагогические условия формирования основ специальной культуры визуализации учебной информации у школьников. Отсутствуют собственные методы обучения школьников самостоятельному проектированию, «рассуждению с карандашом в руке», графическому моделированию наглядных единиц учебной информации в реальном масштабе времени без обязательного наличия электронного «посредника». В лучшем случае учащимся предлагаются способы итогового предъявления информации посредством визуализации - диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.;

• с одной стороны, визуальная коммуникация используется в рамках разных учебных предметов, с другой - у учителей не имеется общего взгляда на этот вопрос, не выделена опорная - в плане формирования навыков визуализации -учебная дисциплина. Также отмечается неспособность учителей эффективно использовать инструменты и способы визу-

ализации информации [5, с. 12; 17, с. 89]. Это часто является одной из причин не-сформированности их профессиональной компетенции, что не может не отражаться на образовательных результатах учащихся.

Таким образом, проблема научного исследования в области дидактики состоит в осмыслении, в концептуальном, методологическом и понятийном обосновании формирования в системе общего образования особой - интеллектуально-графической - культуры визуализации (ИГКВ) учебной информации, сочетающей интеллектуально-логическую и образно-графическую познавательные сферы, обеспечивающей соответствующие ме-тапредметные результаты и являющейся педагогическим базисом востребованной метапредметной области. ИГКВ относится к общеучебной культуре и определяется совокупностью знаний, умений, ценностей и представлений, позволяющих самостоятельно, в реальном масштабе времени, проектировать и/ или усваивать единицу учебной информации в виде наглядно-образной модели, используя в равной степени как логические, так и художественные возможности. Культура в данном случае рассматривается без отрыва от «питательной среды» для формирования полезных качеств личности. Таковой можно считать внешнюю социокультурную среду, внутренний школьный уклад, систему межпредметных связей и т.п.

Имеются объективные позиции необходимости разрешения данной проблемы в ракурсе модернизации общего образования.

1. В материалах Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) описаны конкретные требования к метапредметным образовательным результатам в плане формирования культуры визуализации информации. Познавательное развитие учащихся в Концепции ФГОС ООО предполагает становление «репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения». Метапред-метные результаты освоения основной

0

1 к

ю ^ ф I т го

о

со

гоао « о

^ 2

о 3

СО о

я ^

2 го

ф ч о

к го ¡£ О О) Т <0

ii

0 О

1 ^ .0

го

i

с а

и

ей

го m о х го

С od с.)

образовательной программы основного общего образования обозначены следующими навыками работы с информацией: представлять информацию в наглядно-символической форме; заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Они должны отражать, в том числе, «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», а также «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий». Анализ материалов международных исследований качества образования показывает, что системной оценки результатов образования, отражающих реальный уровень знаний и умений в области визуализации учебной информации в школе, также практически нет. При этом результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA косвенно касаются графических знаний и умений, и исследователи делают вывод о наличии серьёзной проблемы - несфор-мированности у российских учащихся общих навыков работы с информацией [3, с. 182].

2. Возможности формирования и развития подобной культуры в полной мере раскрываются именно у учащихся основной школы. У подростков наблюдается комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса, запланированное получение продукта. Графика выступает как доступный им, эффектный вид изображения, отвечающий их физиологическим особенностям и требованиям к качеству работы [4].

Потенциал синтеза образного и логического определяется психофизиологическими особенностями личности: в решение человеком познавательных задач одинаково включаются логические схемы и образные процессы. Поэтому постоянное обогащение чувственного опыта человека логическим, т.е. иначе -интеграция художественного и логического, выступает как условие органичного и эффективного восприятия информации [4].

В школьном обучении наблюдаются отдельные попытки увязать элементы чувственного и рационального. Эта задача интуитивно осознается, однако не формулируется, ее решение не подкрепляется методологически и методически, не предполагает закрепленного эффекта, не имеет опорной предметной области. В то же время учебная дисциплина «изобразительное искусство» (ИЗО), в особенности, в основной школе, отстает от требований времени и утрачивает общеобразовательное значение. На круглом столе «Художественное образование в школе» в апреле 2017 г. глава Минобрнауки России О.Ю. Васильева предложила профессиональному сообществу участвовать в наполнении образовательных стандартов по художественным предметам реальным содержанием. Есть отдельные примеры привлечения средств ИЗО для сопровождения изучения других предметов, но известные системы обучения не формируют у школьников специального аппарата, позволяющего одновременно использовать чувственные и рациональные возможности в работе с информационными образовательными потоками [3, с. 183].

Очевидно, в процессе визуализации учебной информации слабо используются основы художественной грамоты, получаемые в школе на уроках ИЗО, поскольку употребление терминов, заимствованных из данной области («графика», «композиция», «иллюстрация», «цвет», «картинка», «рисунки», «образ» и др.), не подкреплено актуализацией знаний и умений - строить композицию, устанавливать пропорции и масштабные соотношения, использовать акцент, ритм, симметрию и асимметрию в изображении и т.д. Это разрушает культурологический ряд полученных в школе знаний и умений.

Рассмотрим имеющийся основной терминологический аппарат в данной области. Термин наглядность, как давно используемый, не утрачивает своего значения и подразумевает применение известного дидактического принципа, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредствен-

но воспринимаемых учащимися, а также непосредственное использование специальных средств обучения [2, с. 152]. Визуализацию и наглядность признают синонимичными понятиями, имеющими непосредственное отношение к принципу наглядности [20, с. 81]. В то же время в некоторых исследованиях подчеркивается разница между этими понятиями в связи с развитием информационных технологий. Так, если наглядность подразумевает значительную произвольность в установлении связи между учебным материалом и образом, который вполне может быть избыточным или трудно понимаемым, то, в противовес этому, основой визуализации содержания учебного материала авторы считают «сознательное и целенаправленное использование учебных «гештальтов», специально разработанных и особым образом организованных для стимулирования восприятия учебного материала и работы мышления с ним» [16]. Разница между визуализацией и наглядностью демонстрируется и на предметной основе. Наглядность в методике преподавания математики предполагает демонстрацию уже готового образа предметов, процессов или явлений, а визуализация представляет активную деятельность учащегося в процессе создания и отчуждения «мыслеобраза», затрагивающую психологические процессы отражения и отображения [21, с. 114].

Под визуализацией в образовании понимаются более сложные по виду деятельности и психологически насыщенные процессы и результаты работы с учебным материалом, нежели наглядность. Визуализацию определяют как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ», который может служить опорой для дальнейшей мыслительной и практической деятельности [6]. Ей придается значение особого психологического механизма «перевода невидимого мыслеобраза в видимый, зримый образ» [14, с. 93]. Визуализацию называют также «гносеологическим механизмом» - промежуточным звеном между учебным материалом и результатом обучения, избавляющим от второстепенных деталей [15]. Встречаются разные толкования самого

этого термина. Например, предлагается различать визуализацию информации и визуализацию знаний. Первая определяется как «использование компьютерных приложений для графического представления абстрактных данных», для второй дается определение - опять же в контексте информационных дисциплин - как набора графических элементов и связей между ними, используемого для передачи знаний от эксперта к человеку или группе людей, раскрывающего причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания [13, с. 421]. Употребляется термин когнитивная визуализация - это «визуализация, которая выполняет иллюстративную функцию и способствует естественно-интеллектуальному процессу получения новых знаний» [7, с. 125]. В некоторых исследованиях упоминается визуальная культура, которая имеет отношение, скорее, к профессиональной художественной сфере и лежит в плоскости современных художественных практик [9].

Если визуализация, не имея однозначного толкования, стала привычна в образовании, то инфографика, до недавнего времени прерогатива журналистского жанра, только начинает свой путь в качестве образовательной технологии, средства для распространения концептуальной информации [11; 19]. Инфографику определяют как способ передачи какой-либо идеи, основанный на иллюстративном сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или данных, часто количественных [11, с. 95]. И здесь так же сложно найти принципиальные для школьного образования различия в толкованиях и каким-либо образом соотнести исследуемые термины между собой применительно к учебному материалу. Например, под визуализацией данных в области онлайн-маркетинга понимается «наглядное схематическое представление числовых значений», входящее, как составная часть, в инфографику [12, с. 37]. Встречается ряд других понятий, имеющих отношение к области наглядного представления учебной информации. В контексте компьютерных технологий упоминается когнитивная

0

1 к

ю ^ ф I т го

I8

гоао

^ 2

п 3

СО о

£ ^

2 го

О)

о

ей

к го ¡£ О О)

И ii

0 О

1 ^

л ц

го

i

С а

и

графика как способствующая познанию [10, с. 92].

Таким образом, накоплен значительный объём знаний в данной области, чтобы обосновать собственный терминологический аппарат. Показанный понятийный «разнобой» приводит к неправильному или нерациональному использованию визуально-графических средств представления учебной информации. Анализ существующего аппарата подтверждает необходимость введения

нового упорядочивающего и оптимизирующего термина - интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации.

В итоге отметим, что создание целостной системы формирования ИГКВ учебной информации у школьников должно базироваться на отвечающих современной образовательной парадигме подходах с учётом системного представления, её деятельностной основы и куль-туроориентированности.

го са о х

го

^

<

ш

О

Библиографический список

1. Авраамова, Е.М. Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС [Текст] / Е.М. Аврамова, Д.М. Логинов // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 163-185.

2. Азимов, А.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / А.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Андреева, Н.Д. Лучшие практики отечественного и зарубежного школьного образования [Текст]: коллективная монография / Н.Д. Андреева, С.В. Аранова и др. / под общей редакцией Н.Д. Андреевой. - СПб.: Свое изд-во, 2013. - 188 с.

4. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического [Текст] / С.В. Аранова. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.

5. Байганова, М.В. Семиотика как методологическая основа инфографики [Текст] / М.В. Байга-нова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 2. - С. 12-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

8. Воронецкая, Л.Г. Роль образования в постиндустриальном обществе [Текст] / Л.Г. Воронецкая // Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий: сборник материалов и докладов III всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 8 мая 2016 г. - Екатеринбург: Инфометод, 2016. - С. 18-27.

9. Дубовая, Н.В. Визуальная культура в аспекте современности [Текст] / Н.В. Дубровая // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010. - С. 8-12.

10. Зенкин, А.А. Знание-порождающие технологии когнитивной реальности //Альманах МОИ «Мысли об истине». - 2016. - Выпуск 108. - С. 90-93.

11. Кондратенко, О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления [Текст] / О.А. Кондратенко / / Научный диалог. - 2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. -С. 92-99.

12. Крам, Р. Инфографика. Визуальное представление данных [Текст] / Р. Крам. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.

13. Магалашвили, В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний [Текст] / В.В. Магалаш-вили, В.Н. Бодров // Educational Technology & Society. - 2008. - №11(1). - С. 420-433.

14. Манько, Н.Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося [Текст] / Н.Н. Манько // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 90-105.

15. Рапуто, А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей [Текст] / А.Г. Рапуто // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. -№ 5. - С. 138-141.

16. Резник, Н.А. Визуализация учебного контента в современном информационном пространстве [Текст] / Н.А. Резник // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор повышения качества образования», 01-03 ноября 2007 года, МГПУ / отв. ред. Р.И. Трипольский. - Мурманск: МГПУ, 2007. - С. 24-26.

17. Рубашкин, Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной среды школы: новые квалификации учителя [Текст] / Д.Д. Рубашкин // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 85-100.

18. Серикова, Т.Ю. Трансформация понятий «визуальный» и «художественный» образы в современной культуре [Текст] / Т.Ю. Сериков // Известия Алтайского государственного университета. -2010. - № 2-1. - С. 152-155.

19. Соловьева, Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах [Текст] / Т.В. Соловьева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2010. - № 57. -С. 76-79.

20. Сырина, Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку [Текст] / Т.А. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2016. - № 7 (172). - С. 81-84.

21. Трухан, И.А. Визуализация учебной информации в обучении математике, её значение и роль [Текст] / И.А. Трухан, Д.А. Трухан / / Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. -С. 113-115.

23. LHC Physics Center switches to whiteboard-only forums. Fermilab Today, 2014. March 5. Режим доступа: http://www.fnal.gov/pub/today/archive/archive_2014/today14-03-05.html

Referencеs

1. Avraamova E.M., Loginov D.M. New trends in the development of school education. According to the annual monitoring of research Center of economy of continuous education RANESS. Voprosy obrazova-nia, 2016. № 4.P. 163-185. [in Russian].

2. Azimov E.G., Schukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language training). M.: IKAR. 2009. P. 448. [in Russian].

3. Andreeva N.D., Aranova S.V. et al. Best practices of domestic and foreign schooling. Collective monograph under the general editorship N.D. Andreeva. SPb: «Svoie izdatelstvo», 2013. P. 188. [in Russian].

4. Aranova S.V. The teaching art. The art-logic integration. SPb.: KARO, 2004. P. 176. [in Russian].

5. Bayganova M.V. Semiotics as a methodological basis of the infographic. Samaraskii nauchnyi vestnik, 2013. № 2. P. 12-14. [in Russian].

6. Verbitsky A.A. Active learning in higher school: the contextual approach. M.: Vysshaia shkola. 1991. P. 207. [in Russian].

7. Vishnyakova S.M. Professional education. Dictionary. Key notions, terms, relevant vocabulary. M.: NMC SPO, 1999. P. 538. [in Russian].

8. Voronetskaya L.G. The role of education in postindustrial society. The communicative and educational possibilities of modern technology: the collection of materials and reports of III all-Rus. scient.-pract. conf. (with int. participation), Ekaterinburg, 8 may 2016 y. Ekaterinburg: Infomethod, 2016. P. 18-27. [in Russian].

9. Dubovaya N.V. Visual culture in the aspect of modernity. Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: the coll. of mat. of III int. scient.-pract. conf. № 3. - Novosibirsk: SibAK, 2010. P. 8-12. [in Russian].

10. Zenkin A.A. Cognitive computer graphics. red. Pospelov D.A. M: Nauka, 1991. P. 187. [in Russian].

11. Kondratenko O.A. Infographics in school and University: towards the development of visual thinking. Nauchnyi dialog, 2013. № 9 (21): Psychology. Pedagogika. P. 92-99. [in Russian].

12. Kram R. Infographics. Visual representation ofdata. SPb.: Piter, 2015. P. 384. [in Russian].

13. Magalashvily V.V., Bodrov V.N. Targeting the objectives of the visualization of knowledge. Educational Technology & Society, 2008. № 11(1) 2008. P. 420-433. [in Russian].

14. Manko N.N. Projective visualization of didactic objects is determinants of student development. Obrazovanie i nauks, 2013. № 6 (105). P. 90-105. [in Russian].

15. Raputo A.G. Visualization as an integral part of the learning process teachers. International journal of experimental education, 2010. № 5. P. 138-141. [in Russian].

16. Reznik N.A. Visualization of educational content in the modern information space. Materials of International sc.-pr. conf. "Information educational environment of a modern, University as a factor of improving the quality of education", 01-03 November 2007, Murmansk state pedagogical University. Ed. R.I. Tripolskiy. Murmansk: MGPU, 2007. P. 24-26. [in Russian].

17. Rubashkin D.D. Informatization of education and formation of educational environment of school: training teachers. Voprosy obrazovania, 2010. № 4. P. 85-100. [in Russian].

18. Serikova T.Y. Transformation of the concepts of "visual" and "artistic" images in modern culture. Izvestia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. №. 2-1. P. 152-155. [in Russian].

19. Solov'eva T.V. Infographics in the media and educational texts. Vestnik Novgorodskiogo gosudarstvennogo universiteta imeni YaroslavaMudrogn, 2010. № 57. P. 76-79. [in Russian].

20. Sirina T.A. Cognitive visualization: essence of concept and its role in the language teaching. Vestnik TSPU, 2016. №. 7 (172). P. 81-84.[in Russian].

21. Trukhan A.I., Trukhan D.A. Visualization of training information in the learning of mathematics, importance and role. Uspekhi sovremennogo estestvoznania., 2013. № 10. P. 113-115. [in Russian].

22. LHC Physics Center switches to whiteboard-only forums. Fermilab Today, 2014. March 5. Available at: http:// www.fnal.gov/pub/today/archive/archive_2014/today14-03-05.html

сведения об авторе:

Аранова светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the author: Aranova Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Leading Scientist of Research Institute of the Pedagogical Problems of Education, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 36 ББК 65.9(2)27

У.Н. Бибалаева, Р.Х. Шаймарданов

совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение

В статье рассматривается необходимость совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение. Выделяются технологические компетенции, формируемые у сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение, с последующим проведением диагностики их совершенствования через персональную технологическую карту.

Ключевые слова: технологическая компетенция, внутрифирменное обучение, диагностика совершенствования технологической компетенции, персональная технологическая карта, преимущества внутрифирменного обучения, социальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.