• ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
Интеллектуальная транспортная система как средство повышения эффективности транспортной инфраструктуры
Е.Г. НОГОВА, начальник отдела организации движения и математического моделирования транспортных потоков НИПИ ТРТИ
Согласно данным ERTICO (Европейской ассоциации ИТС), интеллектуальные транспортные системы (ИТС) позволяют: на 20% повысить пропускную способность улично-дорожной сети без реконструкции и строительства новых сооружений, значительно сократить число ДТП, снизить эмиссию СО2, сократить потери времени на передвижения в течение жизни каждого человека на один год.
Интеллектуальная транспортная система — это комплексная система информационного обеспечения и управления на наземном городском автомобильном транспорте и электротранспорте, основанная на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления.
Следует отметить, что ИТС являются одним из наиболее эффективных направлений стабилизации и улучшения транспортной ситуации в городах: срок их окупаемости, как правило, не превышает 2-3 лет, а расходы на создание системы значительно ниже затрат на развитие транспортной инфраструктуры. Важной особенностью современных ИТС является их интегрированный характер, проявляющийся в совместимости информационного, технического, а в ряде случаев и программного обеспечения. Унификация всех видов обеспечений позволяет сократить затраты на внедрение и развитие ИТС, обеспечить модульность ее построения, сократить срок окупаемости затрат.
В феврале 2005 года губернатор В.И. Матвиенко одобрила Концепцию создания ИТС в Санкт-Петербурге на 2005-2008 годы и до 2010 года, разработанную Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры и представленную Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга.
В концепции были обоснованы цели и задачи создания ИТС и определен состав ее приоритетных подсистем.
Целями создания ИТС Санкт-Петербурга являются:
• улучшение качества транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга,
• повышение уровня безопасности населения, в том числе транспортной и экологической,
• снижение затрат городского бюджета на обслуживание городского заказа на пассажирские перевозки общественным транспортом,
• повышение эффективности функционирования автотранспортных предприятий всех форм собственности,
• повышение качества планирования и управления в области транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры.
Основными задачами создания общегородской ИТС в Санкт-Петербурге являются:
• снижение задержек и увеличение скоростей сообщения на всех видах наземного автотранспорта на основе создания системы управления транспортными потоками, действующей в реальном времени;
• сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение уровня эмиссии выхлопных газов;
• обеспечение приоритетных условий движения общественного транспорта;
• организация оперативного контроля движения общественного транспорта на маршрутах и оперативного управления им;
• повышение привлекательности общественного транспорта и уровня собираемости оплаты на основе создания системы электронных платежей и использования гибкой тарифной политики;
• организация контроля движения грузового транспорта по территории города;
• улучшение информационного обеспечения субъектов управления транспортным комплексом;
• улучшение информационного обеспечения всех участников движения;
• создание систем управления парком транспортных средств специальных, ремонтных и аварийных служб;
• снижение затрат на решение перечисленных выше задач путем обеспечения интегрированного подхода к созданию технического, информационного и программного обеспечения, необходимого для их решения.
Исходя из сформулированных выше целей и задач создания ИТС Санкт-Петербурга, в наибольшей степени их скорейшему достижению будет способствовать реализация функций, обеспечивающих автоматизацию управления, в первую очередь оперативного, наземными маршрутизированными видами городского пассажирского транспорта и транспортными потоками на городской улично-до-рожной сети. Реализация этих функций обеспечивается двумя базовыми подсистемами ИТС: автоматизированного управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) и автоматизированного управления дорожным движением (АСУ ДД).
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ •
Создание АСУ ГПТ и АСУ ДД позволит:
На маршрутизированных видах городского пассажирского транспорта общего пользования:
• сократить время ожидания пассажиров на остановках;
• повысить эксплуатационную скорость за счет организации приоритетного пропуска ГПТ;
• повысить регулярность движения;
• повысить оперативность принятия и реализации управленческих решений при нештатных ситуациях (сходы с маршрута, препятствия движению, нарушения работы контактной сети и т.д.);
• обеспечить документируемость последствий нештатных ситуаций (например, задержки движения при ДТП), что создаст основу для требования возмещения ущерба;
• сократить потребность в диспетчерском персонале на конечных станциях и в ревизорах движения на линии;
• в целом повысить привлекательность ГПТ по сравнению с другими видами транспорта;
• обеспечить автоматический сбор информации о пассажиропотоках в системе ГПТ и повысить ее достоверность.
На других видах автомобильного транспорта:
• сократить величину задержек и повысить скорость сообщения по городской улично-дорожной сети;
• сократить количество остановок транспорта;
• обеспечить водителям более комфортные условия движения;
• снизить вероятность возникновения ДТП.
На общегородском уровне:
• сократить вредное воздействие транспортных потоков на окружающую среду;
• создать предпосылки для рационального перераспределения пассажиропотоков межу индивидуальными и коммерческими видами транспорта.
Функции автоматизации управления движением ГПТ и транспортными потоками объективно требуют автоматизации процессов мониторинга объектов управления, поэтому их реализация:
Формирует систему данных, необходимых для информационного обеспечения участников движения, в том числе на коммерческой основе. К таким данным относятся:
• оперативная информация о движе-
нии подвижных единиц ГПТ по маршрутам;
• плановая и оперативная информация о расписаниях движения ГПТ;
• данные об условиях движения транспортных потоков, в первую очередь о скоростях транспортных потоков и наличии заторов.
Создает необходимые предпосылки для обеспечения функций контроля и планирования, в первую очередь таких:
• контроль соблюдения договоров на обслуживание маршрутов ГПТ;
• управление маршрутной сетью на базе информации о величинах пассажиропотоков и пассажирообороте остановок;
• оптимизация режимов светофорного регулирования на базе информации о параметрах транспортных потоков;
• оптимизация планирования работ по реконструкции и ремонту объектов УДС;
• контроль дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.
Таким образом, развитие АСУ ГПТ и АСУ ДД создает предпосылки для создания подсистемы обеспечения транспортной информацией (АСТИ). В АСТИ обеспечивается информирование всех участников движения, включая пассажиров общественного транспорта, о транспортной ситуации, а также реализуются функции формирования информации для транспортного планирования и контроля.
Ряд других функций, например, электронные платежи на наземных видах ГПТ, естественным образом встраиваются в АСУ ГПТ. Развертывание системы электронных платежей на наземных видах ГПТ создает предпосылки для создания интегрированной системы электронной оплаты на всех видах пассажирского транспорта, а впоследствии для всех платных сервисов транспортного комплекса Санкт-Петербурга, к которым относятся парковки и платные дороги.
В Концепции ИТС предложены принципы организации системы связи, предусматривающие организацию на локальном уровне информационного обмена между оснащенными специальным оборудованием транспортными единицами и системой ИТС. Локальный уровень системы связи ИТС представлен оборудованием транспортного узла с расширенными функциями связи. Основным принципом мо-
ниторинга движения подвижного состава ГПТ в ИТС на этапе ее полного развития, таким образом, будет его позиционирование по мере прохождения светофорных объектов.
Этот же принцип может быть использован для реализации ряда функций обеспечения безопасности, в первую очередь таких, как диспетчерское управление парком автомобилей специальных и аварийных служб и контроль движения грузового транспорта по территории города. Эти функции составляют основу автоматизированной подсистемы обеспечения безопасности (АСОБ). Полномасштабное формирование системы связи ИТС создает предпосылки и для реализации в составе АСОБ других функций, изначально не лежащих в сфере управления, таких как развертывание видеонаблюдения за опасными транспортными узлами, автоматизация контроля соблюдения ПДД и др.
Таким образом, приоритетными подсистемами ИТС Санкт-Петербурга являются:
• автоматизированная система управления наземным городским маршрутизированным пассажирским транспортом — АСУ ГПТ;
• автоматизированная система управления дорожным движением на городской улично-дорожной сети — АСУ ДД;
• автоматизированная система обеспечения безопасности — АСОБ;
• автоматизированная система транспортной информации — АСТИ, включающая подсистему информации для контроля, планирования и управления и подсистему информации для участников движения;
• система электронных платежей на ГПТ.
На дальнейших этапах развития ИТС в ее состав включаются:
• система управления городскими скоростными магистралями;
• система управления парковками;
• специализированные системы управления автопарком коммерческих предприятий;
• интегрированная система электронных платежей в городском транспортном комплексе, разворачиваемая на базе систем электронных платежей на ГПТ, метрополитене и пригородной железной дороге.
В настоящее время завершается разработка Программы создания ИТС, которая будет представлена на рассмотрение городского Правительства в конце 2005 года.