ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
%
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37 С. В. МАТЮШЕНКО
Омская академия МВД России
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Интеллектуальную собственность можно рассмотреть и как педагогическое явление. Оно проявляется в виде педагогической интеллектуальной собственности и в виде содержательного компонента образования. В обоих вариантах выявляются субъекты, объекты и источники формирования интеллектуальной собственности в педагогике.
Ключевые слова: педагогическая интеллектуальная собственность, содержательный компонент образования, субъекты, объекты, источники педагогической интеллектуальной собственности.
Интеллектуальную собственность как педагогическое явление можно рассмотреть в двух ипостасях: как реально существующую педагогическую интеллектуальную собственность и как содержательный компонент образования. Такое разделение необходимо вследствие того, что анализ немногих существующих по данному вопросу работ [1, 2, 3, 5, 6, 7] показывает, что исследователи не очень понятно разбирают озвученную проблематику.
Думается, что сложность разработки данной темы заключается в том, что педагог в силу специфики своего профессионального труда является хранилищем чужой и своей интеллектуальной собственности, и они настолько «переплетаются и переплавляются» между собой, что очень непросто отделить их друг от друга. Анализ проблемы будет произведен с точки
зрения учительского труда (так как преподавательский труд отличается по своим интеллектуальным характеристикам от труда учителя).
Рассматривая интеллектуальную собственность как содержательный компонент образования, определимся, что здесь речь мы ведем прежде всего о «чужой интеллектуальной собственности», то есть той, которую педагог-учитель принял и использует в образовательном процессе.
Субъектом интеллектуальной собственности, ее носителем выступает учитель. Он владеет старой интеллектуальной собственностью, известной как прошлый опыт человечества, постоянно принимает новую интеллектуальную собственность, которую изучает и осваивает через настоящий опыт цивилизации. В зависимости от учебной ситуации учитель
использует в образовательном процессе тот или иной вид интеллектуальной собственности. Приоритет включения в образовательный процесс определенных видов объектов интеллектуальной собственности «определяется социально-экономическим развитием того или иного общества» [6, с. 124]. Отражение этого процесса мы находим в стандартах образования.
Объектом для принятия интеллектуальной собственности в этих условиях становится обучаемый (ученик). Он знакомится с предлагаемыми образцами интеллектуальной собственности в процессе образования, осваивает их на необходимом уровне, формирует представления об их назначении в деятельности человека, оценивает их возможный потенциал для своей будущей жизни. Для ученика как объекта принятия интеллектуальной собственности характерна «определенная пассивность». Она объясняется тем, что житейский опыт ученика еще недостаточен, и ему приходится полагаться на прошлый опыт предыдущих поколений, из которого нужно отобрать и оставить лучшие образцы старой и новой интеллектуальной собственности для их перехода дальше по поколению.
Источником содержания образовательного компонента выступает разнообразная интеллектуальная собственность, созданная несколькими поколениями людей. При этом фактически почти не играют роли такие обстоятельства, как: кто создал эту интеллектуальную собственность, когда создал, для чего создал и почему именно она осталась в пространстве человеческой цивилизации. Важен сам факт ее наличия в жизни общества на сегодняшний день.
Как известно, содержание образования тщательно отбирается. Это долгая, кропотливая и трудоемкая работа. Каждый фрагмент содержательной части стандарта образования буквально рассматривается «под лупой», вследствие чего или принимается, или отвергается. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что вся палитра объектов интеллектуальной собственности присутствует в содержательной части стандартов образования, т. е. содержательная компонента стандарта образовании всегда обеспечивалась и обеспечивается всем составом интеллектуальной собственности.
Задачи реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе можно определить как ближние и дальние. Ближние — сделать ученика образованным и научить его пользоваться общераспространенными объектами интеллектуальной собственности. К дальней задаче отнесем задачу «формирования (у ученика) индивидуального и социального интеллекта» [4, с. 93].
Все принципы оформления содержательной части образования, а соответственно и интеллектуальной собственности можно свести к одному: желанию учителя поделиться наличествующей у него интеллектуальной собственностью со своими учениками. Данное желание обычно подкреплено и особенностью интеллектуальной собственности. Учитель при отдаче интеллектуальной собственности ученикам «ее не снижает и не теряет» [3, с. 84].
Процесс передачи интеллектуальной собственности общества ученикам из содержательного компонента образования происходит с помощью различных дидактических и воспитательных систем, причем не играет роли, какую дидактическую или воспитательную систему избрал учитель. Важен результат — интеллектуальная собственность появилась у ученика.
Обеспечение механизма реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе осуществляется с помощью как классического, так и неклассического подходов. Под классическим мы понимаем так называемое «методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса».
Неклассическими формами передачи интеллектуальной собственности ученику можно назвать не закрепленные письменно методы и способы образования.
Отличительной особенностью процесса передачи интеллектуальной собственности общества ученикам из содержательного компонента образования является его поступательность. Она обеспечивается постоянной повседневной работой учителя, который каждый день предлагает своим ученикам все новые и новые объекты интеллектуальной собственности для их усвоения. Все это делается для «движения ученика вперед». Видимым результатом такой деятельности становится изменение ученика в виде повышения уровня его обученности, воспитанности, развитости и образованности.
Таким образом, оценивая интеллектуальную собственность как педагогическое явление в виде содержательного компонента образования, можно констатировать, что в содержательном компоненте образования именно интеллектуальная собственность выступает фундаментом и потенциальным источником его развития, потому что всегда обладает огромным образовательным потенциалом.
Интеллектуальную собственность, как педагогическое явление в виде реально существующей педагогической интеллектуальной собственности подвергнем схожему анализу. Но опять оговоримся об одном условии. Речь пойдет прежде всего о «своей интеллектуальной собственности», т. е. той, которую педагог-учитель создал сам и использует как педагог в образовательном процессе.
Субъектом педагогической интеллектуальной собственности выступает сам учитель. Он является создателем собственной педагогической интеллектуальной собственности, которая появилась в результате его повседневной педагогической деятельности. Теперь он владеет абсолютно новой интеллектуальной собственностью, которая известна пока только ему. Он постоянно ее использует в своей педагогической деятельности. Решение о включении или невключении своей педагогической интеллектуальной собственности в свой педагогический процесс всегда остается за учителя. Но чаще всего после осознания учителем того, что он создал некую новую педагогическую интеллектуальную собственность, он уже не может не использовать ее в процессе образования. Отражение такого положения дел мы находим в уроках, воспитательных мероприятиях, методических разработках, методах и способах обучения.
Объектом педагогической интеллектуальной собственности выступает другой педагог, которому предлагаются новые образцы педагогической деятельности от имени коллеги. Он вправе осваивать предложенные варианты, вправе пробовать их и вправе оценивать результативность предложенной педагогической интеллектуальной собственности. Особенностью педагога как объекта принятия интеллектуальной собственности является ситуация «определенной активности». Она объясняется тем, что житейский опыт учителя достаточен, и в зависимости от собственного мироощущения другой педагог может принять, а может не принять предложенные образцы педагогической деятельности.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009
Источником педагогической интеллектуальной собственности выступает абсолютно собственная интеллектуальная собственность, созданная самим учителем. При этом четко известно, кто создал эту интеллектуальную собственность, когда создал, для чего создал и почему именно она стала вершиной педагогического мастерства.
Отбор педагогической интеллектуальной собственности, которую можно эффективно использовать в педагогической деятельности, осуществляется естественным путем. Это делается методом проб и ошибок.
Нерезультативные приемы учителя постепенно отсеиваются и, в конечном итоге, выкристаллизовывается то новое, что можно отнести к педагогической интеллектуальной собственности.
Задачи создания педагогической интеллектуальной собственности можно определить как повседневные и перспективные. К повседневной отнесем повышение уровня образованности ученика, а к перспективной — повышение качества педагогической практики.
Принципы рождения педагогической интеллектуальной собственности заключаются в реализации творческого начала педагога и желании учителя поделиться с коллегами родившейся у него в процессе педагогической деятельности педагогической интеллектуальной собственности. Тем более что общая особенность интеллектуальной собственности и в этом случае остается в силе. Учитель при передаче своей личной интеллектуальной собственности коллегам сам ее не теряет.
Процесс формирования педагогической интеллектуальной собственности у учителя не зависит от социально-экономического развития общества и происходит обычно с помощью системы «отчуждения знаний». Отличительной особенностью процесса появления педагогической интеллектуальной собственности будет качественный переход от накопленного педагогического опыта к его осмыслению и закреплению. Он происходит по цепочке: от постоянной повседневной работы учителя к выработке новых приемов и способов педагогической деятельности; от выработки новых приемов и способов педагогической деятельности к пониманию того, что новые приемы и способы педагогической деятельности являются методическими достижениями; от понимания того, что новые приемы и способы педагогической деятельности являются методическими достижениями, к закреплению их как результатов творческой деятельности учителя; от закрепления новых приемов и способов педагогической деятельности как результатов творческой деятельности учителя к постоянному их использованию в педагогической деятельности; от постоянного использования новых приемов и способов педагогической деятельности к улучшению качества образования [1 с. 11]; от улучшения качества образования к развитию педагогической науки и практики.
Процесс передачи педагогической интеллектуальной собственности другим педагогам осуществляться может только по желанию автора. При этом автор педагогической интеллектуальной собственности может вести себя по-разному: просто знакомить со своей педагогической интеллектуальной собственностью, обучать пользоваться своей педагогической интеллектуальной собственностью, навязывать свою педагогическую интеллектуальную собственность. Но в любом случае механизм реализации педагогической интеллектуальной собственности отличается незамедлительным влиянием на педагогический ин-
теллект других педагогов. Видимым результатом такой деятельности часто становится желание учителя попробовать себя в таком виде деятельности.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что интеллектуальная собственность как педагогическое явление в виде педагогической интеллектуальной собственности выступает как реально существующее явление. Своим возникновением она обязана педагогам, занимающимся педагогической деятельностью, и представляет собой результаты, продукты и средства этой деятельности.
Поскольку педагогическая интеллектуальная собственность существует, то ее «результаты, продукты и средства творческой деятельности в области образования представляют собой объекты интеллектуальной собственности» [1, с. 12]. В таком случае интеллектуальная собственность как педагогическое явление в виде педагогической интеллектуальной собственности — полноправный субъект общественных отношений в области интеллектуальной собственности, а ее авторы имеют права на результаты своей интеллектуальной педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Бердашкевич, А. Правовой статус объектов интеллектуальной собственности в образовательном процессе [Текст] / А. Бердашкевич // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. — № 9. — С. 10—14.
2. Воробьев, Е. Г. Право интеллектуальной собственности в гуманитарных вузах [Текст] / Е. Г. Воробьев // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. — М., 1998. — С. 89-98.
3. Дороничев, Д. А. Оценка интеллектуальной собственности преподавателей государственного вуза [Текст] / Д. А. Дороничев // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Международ. науч. конф. / под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшо-новой. Нижний Новгород, 25-27 декабря 1997г. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. — С. 82 - 84.
4. Как защитить интеллектуальную собственность в России? : Правовое и экономическое регулирование [Текст]. — М. : ИНФА-М, 1995. — 336 с.
5. Калинкина, Н. Н., Калинкина, Е. Г. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии [Текст] / Н. Н. Калинкина, Е. Г. Калинкина // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Международ. науч. конф. / под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Но-вокшоновой. Нижний Новгород, 25 — 27 декабря 1997 г. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. — С. 91 — 96.
6. Лукьянова Р. С. Интеллектуальная собственность и ее особенности в образовательной сфере [Текст] / Р. С. Лукьянова // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Международ. науч. конф. / под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. Нижний Новгород, 25 — 27 декабря 1997 г. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. — С. 123— 126.
7. Фокина, О. И. Образовательная услуга как одна из форм интеллектуальной собственности [Текст] / О. И. Фокина // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации : материалы Международ. науч. конф. / под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. Нижний Новгород, 25 — 27 декабря 1997 г. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 1998. — С. 124 — 128.
МАТЮШЕНКО Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.
Статья поступила в редакцию 08.12.2008 г.
© С. В. Матюшенко