Научная статья на тему 'Интеллектуальная деятельность курсанта военного вуза в проблемном поле профессионально-служебной адаптации'

Интеллектуальная деятельность курсанта военного вуза в проблемном поле профессионально-служебной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КУРСАНТОВ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА КУРСАНТОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРСАНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ АДАПТАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ / MILITARY CADET GROUP / LEVELS OF DEVELOPMENT OF GROUPS OF CADETS / INTERACTION OF CADETS / TECHNOLOGY OF VOCATIONAL SERVICE ADAPTATION / INTELLECTUAL STRATEGIES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бориев Азамат Каральбиевич

Анализируется роль интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации курсантов военных вузов. Выбор курсантом необходимой интеллектуальной стратегии вызван необходимостью решения проблем коллективного взаимодействия, возникающего в процессе профессионально-служебной адаптации курсантов. В настоящей статье выбор стратегии адаптации означает выбор стратегии интеллектуальной деятельности в контексте оппозиции «ассимиляция аккомодация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of the intellectual structures in the development of the processes of adaptation of cadets of military higher schools. The choice of the necessary intellectual strategy by the cadet is caused by the need to solve the problems of team interaction arising in the process of vocational adaptation of cadets. In this article, the choice of adaptation strategy means the choice of the strategy of the intellectual activity in the context of the opposition “assimilation accommodation”.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная деятельность курсанта военного вуза в проблемном поле профессионально-служебной адаптации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

* * *

1. Mel'nikova L.L. Metodika formirovanija professional'noj go-tovnosti prepodavatelja kolledzha iskusstv k koncertno-prosvetitel'skoj rabote: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.

2. Model'nyj zakon o social'no-kul'turnoj de-jatel'nosti: prinjat v g. Sankt-Peterburge 25 nojab. 2016 g. Postanovleniem 45-15 na 45-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=INT&n=60128#06562248844401632 (data obra-shhenija: 17.02.2018).

3. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'-turnoj politiki [Jelektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot 24 dek. 2014 g. №2 808. URL: http://library.stu.ru/ filesAYkaz_Presidenta_N_808.pdf (data obrashhenija: 16.03.2018).

4. Prosvetitel'stvo [Jelektronnyj resurs] // Ahie-zer A. Sociokul'turnyj slovar'. URL: https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/ahiez/06.php (data obrashhenija: 12.06.2018).

5. Prosvetit' [Jelektronnyj resurs] // Tolkovyj slovar' Ushakova. URL: http://ushakovdictionary.ru/word. php?wordid=60608 (data obrashhenija: 10.06.2018).

6. Prosveshhenie [Jelektronnyj resurs] // Bol'-shoj jenciklopedicheskij slovar'. URL: https://gufo. me/dict/bes/PROSVEShhENIE (data obrashhenija: 12.06.2018).

7. Rudoj E.L. Professional'naja podgotovka pe-dagoga-muzykanta v sfere kul'turno-prosvetitel'skoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2015.

8. Ruchimskaja S.V. Fenomen prosvetitel'stva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

9. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo jazyka. M. - L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1961. T. XI.

10. Jakovleva E.N. Vvedenie v muzykal'noe pro-svetitel'stvo: ucheb. posobie. Kursk: OBUK «Uchastok operativnoj poligrafii», 2016.

11. Jakovleva E.N. Vozrozhdenie tradicij mu-zykal'nogo prosvetitel'stva v molodezhnoj srede (na materiale regional'noj kul'tury Kurskoj oblasti): avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedenija. Saratov, 2016.

12. Jakushkina M.S., Ilakavichus M.R. Pro-svetitel'stvo kak resurs razvitija prostranstva obra-zovanija vzroslyh gosudarstv-uchastnikov SNG // Nauch. dialog. 2016. № 3(51). S. 354-364.

13. DisserCat: nauch. jelektron. biblioteka dis-sertacij i avtoreferatov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kom munikativnoi-gotovnosti-uchitelya-muzyki-k-pedagogi cheskoi-deyatelnosti#ixzz5DTC73Jjz (data obrashhenija: 19.02.2018).

О Бориев А.К., 2018

Musical and educational activity as a condition of improvement of communicative competence of a future teacher of music

The article deals with the process of training professional staff to organize music and educational work with various age groups. The educational practice of a university is focused on the formation of a wide range of vocational competences, and communication skills play a special role among them. In the context of formation of readiness for musical and educational activities of a future teacher of music, the article presents the experience of successful organization and functioning of the student philharmonic as a creative association of students and teachers.

Key words: music educational activity, music teacher, communicative skills, student philharmonic.

(Статья поступила в редакцию 05.06.2018)

А.к. БориЕв

(Саратов)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ АДАПТАЦИИ

Анализируется роль интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации курсантов военных вузов. Выбор курсантом необходимой интеллектуальной стратегии вызван необходимостью решения проблем коллективного взаимодействия, возникающего в процессе профессионально-служебной адаптации курсантов. В настоящей статье выбор стратегии адаптации означает выбор стратегии интеллектуальной деятельности в контексте оппозиции «ассимиляция - аккомодация».

Ключевые слова: воинский коллектив курсантов, уровни развития коллектива курсантов, взаимодействие курсантов, технология профессионально-служебной адаптации, интеллектуальные стратегии адаптации.

1. Введение. Изучению адаптации курсантов военного вуза к профессионально-служебной деятельности посвящена работа И.В. Ревкова [7]. Исследователь понимает

ИЗВЕСТИЯ вгпу

адаптацию курсантов как целенаправленный процесс активного социального и психофизиологического приспособления курсанта к требованиям профессионально-служебной деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, новым типам коллективных отношений при формировании необходимых профессиональных качеств личности будущего военного специалиста [7]. В этой же работе раскрывается значение понятия «профессионально-служебная деятельность»: это взаимодействие участников процесса профессиональной подготовки с целью выработки положительного отношения курсантов к учебной, служебной и другим видам деятельности при обучении в военном вузе, находящего свое выражение в достижении определенного уровня знаний, приобретении умений, навыков и применении их на практике, выполнении служебных обязанностей и основных видов служебной деятельности, а также формировании взаимоотношений в воинском коллективе [Там же]. Целью настоящей работы является исследование выбираемых курсантами интеллектуальных стратегий адаптации к профессионально-служебной деятельности в контексте коллективного взаимодействия курсантов. всего в работе выделено пять интеллектуальных стратегий адаптации. Таким образом, мы имеем два вида взаимодействия: 1) участников процесса профессиональной подготовки и 2) курсантов, образующих первичный воинский коллектив. При этом второй тип взаимодействия мы рассматриваем как результат взаимодействия первого типа. в своем исследовании мы опираемся на учение о роли интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации, получившее развитие в трудах Ж. Пиаже [6].

ж. Пиаже исследовал роль интеллекта в адаптивном поведении человека. Им были выделены два адаптационных вектора - ассимиляция и аккомодация. Ассимиляцию Ж. Пиаже истолковывает как такое интеллектуальное поведение индивида, при котором внешнее воздействие среды идентифицируется индивидуумом с позиции уже сформировавшихся у него ментальных структур. Под аккомодацией понимается процесс образования новых ментальных структур, вызванный воздействием среды на индивида. в настоящей работе идеи Пиаже получают дальнейшее развитие в том смысле, что динамика процессов ассимиляции-аккомодации исследуется в определенном контексте проблемного поля профессионально-служебной адаптации курсантов военных вузов.

во втором разделе статьи обсуждаются особенности взаимодействия в воинском коллективе курсантов (взаимодействия второго рода), вызванные взаимодействиями участников процесса профессиональной подготовки (взаимодействия первого рода). в третьем разделе изучаются интеллектуальные стратегии, выбираемые курсантами в процессе профессионально-служебной адаптации. выбор курсантами интеллектуальных стратегий в процессе активного приспособления курсанта к требованиям профессионально-служебной деятельности влияет на формирование новых типов коллективных отношений.

2. Взаимодействия членов курсантского коллектива. Коллектив курсантов военного вуза и по форме, и по существу мало чем отличается от воинского коллектива. в то же время существование образовательного стандарта и ряда других регламентирующих учебный процесс вуза документов позволяет прослеживать развитие коллектива курсантов и все уровни сплочения коллектива от его создания до расформирования. Формирование коллектива курсантов понимается нами как процесс постоянного обогащения творческого потенциала будущего офицера, пересмотра его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей, социальных ролей, жизненных смыслов [3], осуществляемый в стенах военного вуза посредством коллективного взаимодействия курсантов. Таким образом, сформировать коллектив курсантов - значит образовать коллектив личностей, связанных между собой общими принципами и идеалами.

Если воинский коллектив - это организованная группа военнослужащих, объединенных на основе воинской обязанности для совместного решения служебных, учебных или боевых задач [4], то воинский коллектив курсантов (ВКК) военного вуза представляет собой организованную по формальным принципам в стенах военного вуза группу курсантов, приобретающую со временем общность идейных и морально-нравственных позиций. ВКК характеризуется общностью учебы и службы будущих офицеров.

Отличительными признаками ВКК являются:

- наличие группы курсантов, готовых на основе общности взглядов и интересов к выполнению учебных и иных задач;

- наличие особенностей, характеризующих данный коллектив как воинский.

Главной задачей ВКК является вооруженная защита Отечества. Решение стоящих перед ВКК задач достигается не только благода-

педагогические науки

ря использованию оружия и боевой техники, но и благодаря компетенциям, приобретенным курсантами в процессе обучения в вузе.

ВКК формируется таким образом, чтобы составляющие его будущие офицеры со временем могли органично и безболезненно войти в новый, уже по-настоящему воинский коллектив. Для достижения поставленной цели в военном вузе должны создаваться такие психолого-педагогические условия, которые бы способствовали воспитанию будущих командиров, способных эффективно взаимодействовать в воинском коллективе и эффективно управлять им.

ВКК не является застывшим образованием, он претерпевает качественные изменения. Эти изменения вызваны переменой в характере взаимодействия курсантов. При этом само взаимодействие зависит от роста самосознания курсанта как структурной единицы ВКК. В зависимости от курса обучения меняется характер решаемых ВКК задач. Другими словами, каждый уровень сформированности ВКК характеризуется соответствующим уровнем развития отношений между курсантами. Переход от одного уровня развития взаимоотношений курсантов к другому, более высокому, становится возможным благодаря развитию мировоззрения и личностных качеств курсантов. Следуя сложившимся в педагогической науке представлениям, выделим три уровня развития ВКК: 1) социального единства; 2) войскового товарищества; 3) социальной зрелости.

Каждому уровню развития ВКК соответствует свой тип взаимодействия курсантов. Первому уровню соответствует период становления коллектива. С приобретением сознательного отношения к службе и воинской дисциплине курсант начинает ощущать себя частицей целого. Принимая решение, курсант соотносит его с мнением других курсантов, стремясь в процессе выполнения служебных и учебных заданий следовать единой системе духовных ценностей, не противоречащей сложившемуся в ВКК общественному мнению. На втором уровне развития ВКК происходит упрочнение коллектива. Курсанты не просто узнают друг друга, они проникаются общими целями. На практике такое проникновение означает, что, вступая в служебные или иные отношения за пределами коллектива, курсант в своих действиях следует интересам коллектива, духу товарищества. Используя необходимые педагогические технологии, командиры и преподаватели, учитывая особенности характера взаимодействия курсантов, получа-

ют возможность вносить коррективы в коллективное настроение, укрепляя тем самым сплоченность и дисциплинированность ВКК.

Соответствующий уровень развития ВКК благоприятен для всестороннего развития собственно личности курсанта. Курсант ощущает уважение к командиру, он доверяет своим товарищам и уверен в них. Проявляя сознательность и активность в учебе, курсант старается приобрести авторитет, уважение среди своих сокурсников, командиров и преподавателей.

Для нас является важным то, что новый уровень развития ВКК влечет изменение стиля воспитания и обучения курсантов. Командир ВКК приобретает новое качество, превращаясь в уважаемого руководителя - требовательного и одновременно заботливого старшего товарища. Особую роль в воспитании коллектива играют боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства курсантов и способствуют достижению высоких результатов в службе и учебе [4]. Третий уровень развития ВКК несет на себе признаки социальной и боевой зрелости, достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций [Там же].

В своем исследовании И.В. ревков выделяет пять функций технологии адаптации к профессионально-служебной деятельности [7]. Мы выделяем еще одну функцию - сплочения коллектива. Введенная нами функция призвана побуждать курсантов к конструктивному внутриколлективному сотрудничеству как осознанному поведению, основанному на интеллектуальном анализе проблемных ситуаций.

3. Интеллектуальные стратегии адаптации. В своем исследовании мы опираемся на когнитивно-эмпирический подход, занимающий центральное место в диссертации Н.В. Зеленской [2]. Предметом исследования в указанной работе является формирование педагогической концепции управления качеством подготовки офицерских кадров [Там же]. Н.В. Зеленская исследует адаптацию курсантов военных вузов к требованиям своей будущей профессии, доказывая, что успешность адаптации курсанта определяется уровнем его фундаментального образования, позволяющего будущему офицеру критически осмысливать поступающую извне информацию, определять самостоятельно закономерности наблюдаемых процессов и явлений [Там же].

Выбор курсантом предпочитаемой стратегии интеллектуального поведения определяется, с одной стороны, степенью интеллекту-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

Результаты множественного регрессионного анализа взаимосвязей стратегий интеллектуальной адаптации и компонентов интеллектуальной деятельности

Стратегии интеллектуальной деятельности Компоненты интеллектуальной деятельности

когнитивный мотивационный эмоциональный регулятивный результативный

Пассивно-деформирующий тип 15 11 21 12 6

Активно-репродуктивный тип 18 21 17 14 6

Пассивно-продуктивный тип 16 19 14 13 8

Активно-творческий тип 19 23 19 20 10

Вероятностно-избирательный тип 21 27 20 26 13

ального насыщения проблемы, возникающей в процессе учебно-профессиональной деятельности, с другой - продуктом его ментального опыта. Основными формами организации ментального опыта, который определяет выбор курсантом стратегии адаптивного поведения, являются ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации [8].

Ментальные репрезентации - знания и представления о реальности в виде систем взаимосвязанных фактов и причинно-следственных связей [Там же]. Ментальные репрезентации человека сводятся к его восприятию и пониманию происходящего. Ментальные структуры ответственны за преобразование поступающей информации извне, ее переработку и анализ.

Используя результаты Д.Н. Завалиши-ной [1], мы приходим к своей классификации стратегий интеллектуального поведения в проблемном поле адаптации. Характер ценностно-целевого решения человеком интеллектуальных проблем адаптационного типа допускает измерение в виде оппозиции «ассимиляция - аккомодация», которая обусловливает пять подходов к конструированию стратегий интеллектуальной деятельности:

1) пассивно-деформирующий тип, в основе которого лежит склонность подвергать сомнению уже имеющиеся когнитивные структуры, не создавая взамен новых структур;

2) активно-репродуктивный тип - стремление к сведению возникающих в процессе адаптации ситуаций к уже известным ранее, любовь к стереотипам, стремление во всем увидеть уже известное и хорошо апробированное;

3) пассивно-продуктивный тип - уход от реальности, в качестве самооправдания пас-

сивного поведения изобретаются умозрительные недолговечные и неустойчивые когнитивные конструкции;

4) активно-творческий тип - стремление к усложнению ситуации, к поиску нового смысла в вещах обыденных;

5) вероятностно-избирательный тип - выбор той или иной поведенческой стратегии осуществляется в результате оценки субъектом адаптации вероятности успешности интеллектуальной деятельности в рамках оппозиции «ассимиляция - аккомодация».

Следуя М.М. Мишиной [5], мы выделяем в структуре интеллектуальной деятельности личности когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регулятивный, результативный компоненты. Уровень развития каждого из компонентов, а также выбор курсантом соответствующей стратегии интеллектуальной адаптации определяется с помощью опросников, предлагаемых курсантам в процессе их участия в профессионально-служебной деятельности. В результате проведения множественного регрессионного анализа нами получена взаимосвязь стратегий интеллектуальной адаптации и компонентов интеллектуальной деятельности (см. табл.).

Заключение. Проведенный анализ роли интеллектуальных структур в развитии процессов профессионально-служебной адаптации курсантов военных вузов показал, что выбор курсантом вероятностно-избирательного типа поведения зависит от уровня сформиро-ванности компонентов интеллектуальной деятельности. Изложенные в работе результаты указывают на необходимость совершенствования образовательных технологий, направленных на формирование компонентов интеллектуальной деятельности курсантов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литературы

1. Завалишина Д.Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач // Пси-хол. журн. 1995. Т. 16. № 6. С. 32-41.

2. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.

3. Исаева Н.Н. Педагогические условия формирования воинского коллектива // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 11 ч. Тамбов, 2014. С. 49-51.

4. Комиссаров С.М. Организация внутрикол-лективного взаимодействия курсантов военного вуза в адаптационный период // омск. науч. вестн. 2009. Вып. 2(76). С. 152-155.

5. мишина м.м. основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. 2013. № 2(46). С. 35-40.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.

7. Ревков И.В. Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2015.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

* * *

1. Zavalishina D.N. Polisistemnyj podhod k issledovaniju reshenija myslitel'nyh zadach // Psihol. zhum. 1995. T. 16. № 6. S. 32-41.

2. Zelenskaja N.V. Pedagogicheskaja koncepcija upravlenija kachestvom podgotovki oficerskih kadrov: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2008.

3. Isaeva N.N. Pedagogicheskie uslovija formi-rovanija voinskogo kollektiva // Aktual'nye voprosy obrazovanija i nauki: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 11 ch. Tambov, 2014. S. 49-51.

4. Komissarov S.M. Organizacija vnutrikol-lektivnogo vzaimodejstvija kursantov voennogo vuza v adaptacionnyj period // Omsk. nauch. vestn. 2009. Vyp. 2(76). S. 152-155.

5. Mishina M.M. Osnovnye polozhenija sistem-noj koncepcii intellektual'noj dejatel'nosti lichnosti // Akmeologija. 2013. № 2(46). S. 35-40.

6. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy. Psihologija in-tellekta. Genezis chisla u rebenka. Lo-gika i psihologija. M.: Prosveshhenie, 1969.

7. Revkov I.V. Tehnologija adaptacii kursantov k professional'no-sluzhebnoj dejatel'nosti v voennom vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Orel, 2015.

8. Holodnaja M.A. Psihologija intellekta. Para-doksy issledovanija. SPb.: Piter, 2002.

О Морозова В.В., 2018

Intellectual activity of a military university cadet in the field of vocational and service adaptation

The article deals with the role of the intellectual structures in the development of the processes of adaptation of cadets of military higher schools. The choice of the necessary intellectual strategy by the cadet is caused by the need to solve the problems of team interaction arising in the process of vocational adaptation of cadets. In this article, the choice of adaptation strategy means the choice of the strategy of the intellectual activity in the context of the opposition "assimilation- accommodation".

Key words: military cadet group, levels of development of groups of cadets, interaction of cadets, technology of vocational service adaptation, intellectual strategies of adaptation.

(Статья поступила в редакцию 15.06.2018)

в.в. морозовА

(Луганск, Украина)

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОЛЬЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматривается значение медиакультуры в жизни современной студенческой молодежи. На основании предыдущего научного поиска в области медиакультуры и медиаобразова-ния проведено исследование особенностей ме-диапользования студентов туристских специальностей. Осуществлен анализ ответов на вопросы анкеты. На основе обработанных данных анкетирования установлен уровень медиакультуры будущих специалистов по туризму на первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: медиакультура, медиасред-ства, медиапространство, туристская индустрия, анкетирование, уровень медиапользо-вания.

На современном этапе развития общества проблемы медиа находятся в центре внимания общественности, науки и образования. развитие общества напрямую связано с разработкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.