_ У
^ к =ррк_, р = аг)к_ рк, (1.3)
1 - р 1
где а)к - интенсивность сообщений, поступающих на к-й узел сети, при их адресации (у) и принадлежности 1-му из k кратчайших по времени маршрутов.
Среднее число сообщений в очереди на к-ом узле определится по формуле
_У р2 -'У
Мок = , Р = ) t рк, (1.4)
1 - р 1
Из эвристических соображений, сделаем предположение, что интенсивность для
_У
последующего р-го узла сети следует уменьшить на величину Мок .
, -сти в оценке времени передачи сообщений, т.к. его реальное стохастическое распределение далеко не всегда может быть экспоненциальным, а также в оценках среднего времени задержки, среднего числа сообщений в очереди, т.к. распределения потоков сообщений не всегда могут быть пуассоновским.
Для подтверждения достоверности предполагаемых эвристик выполняется имитационное моделирование процессов передачи сообщений в сети.
Результаты анализа сводятся в таблицу, в которой определены к кратчайших маршрутов для передачи сообщений существующих адресаций и время доставки сообщений поданным маршрутам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева О.А.,Буртименко А.В.,Люарев ВТ. Распределение соединительных линий и сообщений на ГТС, //В сб. «Управление сетями связи и синтез управляющих устройств». - М.: Наука, 1969.
2. Дьяченко В.Ф. и др. Управление на сетях связи. - М.: Наука, 1967.
3. Князева НА. Алгоритмы поиска к кратчайших по времени путей в связвывающей сети с переменной структурой. // В сб. «Синтез управляющих устройств». - М.: Наука, 1976.
УДК 652.012
ИЛ. Розенберг, ГЛ. Гончаренко, М.Ю. Богомаз ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИХ СИСТЕМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ САЬ8-ТЕХНОЛОГИИ
В наши дни условия функционирования предприятий и, как следствие, систем управления ими, претерпевают подлинную революцию. Образование и раздел ми, : доступа и получения исчерпывающей информации о любых товарах, растущая взаимозависимость производителей, насыщение (и пресыщение) общества материальными благами в ведущих странах приводят к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. Решающая
роль переходит от производителя к клиенту. В подобной, ориентированной на клиента, экономической ситуации предприятия сталкиваются со стремительно ме-.
приобретает поиск разнообразия и предложение инноваций. Здесь все чаще предложение не только предшествует спросу, но и формирует его. Заказчики, получившие невиданную свободу выбора, становятся все более требовательными и избалованными. Общие требования к качеству и надежности продукции становятся про, -.
Все это приводит к необходимости заново пересмотреть многие традиционные аксиомы организации предприятий и прежде всего управления ими. Классические представления о хорошем предприятии как о стабильном и полностью (читай, централизованно) управляемой организации с жесткой иерархической структурой ныне уступают место идеям о построении гибкой структуры управления предприятием вокруг деловых процессов и постоянной реорганизации предприятия в условиях динамики рынка. Ранее неоспоримое достоинство процветающих предпри-
- - , поскольку чересчур инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предложить новые продукты и услуги раньше своих конкурентов становится главным козырем в бескомпромиссной .
В связи с вышесказанным весьма важными представляются проблемы разработки методологии построения эволюционирующих систем корпоративного управления в целом и интеллектуальных систем автоматизированного проектирования подобных систем в частности. Последняя задача является насколько актуальной, настолько же - сложной. При её решении неизбежно и необходимо приме-
( ).
Предлагается в основном сделать ставку на опыт, накопленный в рамках использования одной из наиболее перспективных в данном случае методологий проектирования и разработки, чаще всего называемой CALS-технология [1,3].
CALS (Computer Aided Acquisition and Lifecycle Support) - это технология соз-
,
жизненного цикла продукции - от её проектирования до эксплуатации и утилиза.
использование именно данной технологии, признанной наиболее эффективной. Стратегия CALS направлена на формирование единого информационного пространства и базируется на: программно-техническом обеспечении; стандартах на представление и обмен информацией; новых структурах и методах управления .
За прошедший со времени появления CALS в США (в середине 1980-х гг.) период произошла некоторая эволюция содержания самого понятия и даже определения этой аббревиатуры, но общее определение сейчас сформулировано таким образом: CALS - это стратегия промышленности и правительства, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих Жизненный Цикл Изделия (ЖЦИ) с помощью международных , -
.
1990- . -
нию ИТ за счёт совместного использования информации и создания виртуальных предприятий (ВП) [4]. Понятие ВП является одним из центральных в CALS-технологии. Это обуславливается ключевыми областями CALS: реорганизация
; ;
; ; -; .
ВП создаётся из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла . ( -), , -ных проектов (юш ряда взаимодействующих проектов), находясь между собой в отно-, .
ВП организуется путём отбора требующихся организационнотехнологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции с помощью сети Internet в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и её оперативной поставки на рынок.
Для перехода к работе в режиме ВП необходимы:
♦ CALS-ориентированный процесс проектирования организационной деятельно-
, ,
,
ЖЦИ по методике SADT;
♦ организация электронного обмена данными (информационная модель - например, на языке EXPRESS, регламентация документооборота по всем видам циркулирующей информации по стандартам EDIFACT, SGML и др.);
♦ создание многопользовательской БД, содержащей всю необходимую информацию для компьютерной поддержки ЖЦИ и доступной как заказчику, так и
.
Базой CALS-технологии является система единых международных стандартов, в частности ISO 10303 (STEP) и ISO 13584 (P_LIB). Помимо этого CALS предполагает использование для целей анализа организационной деятельности единой и широко используемой методологии системного (структурного) анализа и проектирования (SADT).
Упомянутая выше классификация понятий, характеризующих ЖЦИ, играет фундаментальную роль как логическое средство целостного описания функционально-структурной модели ЖЦИ. Словарь понятий, построенный на основе дан, - -ным результатом концептуального проектирования ЖЦИ. Различные организации (подраделения), входящие в состав ВП, могут использовать "свои" подмножества единой информационной модели изделия. Если эти подмножества определены на языке EXPRESS, то передача информации может быть выполнена без потерь. Язык EXPRESS -
вания, и является достаточно полным для описания любой системы понятий, связанных с производственной деятельностью, достаточно простым для освоения пользователем-непрограммистом и, наконец, достаточно технологичным для работы приложений с языковыми конструкциями.
В самое последнее время мощным инструментом CALS-интеграции данных в
Intranet
основе WEB-технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитров В.И. Опыт внедрения CALS за рубежом. // Автоматизация проектирования. -1997. - Вып.1.
2. Дмитров В.И. CALS, как основа проектирования виртуальных предприятий. // Автоматизация проектирования. - 1997. - Вып.5.
3. Дмитров В.И.,Макаренков Ю.М. CALS-стандарты. // Автоматизация проектирования. -1997. - Вып.2.
4. Тарасов В. Виртуальное предприятие - ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов // Электронный офис. - 1996. - Вып.10.
УДК 518.5:681.322
Н.В. Г орбатюк ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИПЕРГРАФОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АРХИТЕКТУР ГИПЕРТЕКСТОВЫХ СИСТЕМ
1. Введение. Удобство гипертекстовой систе мы определяется пятью характе-ритиками: легкость в изучении, эффективность в использовании, легкость в запоминании, малое число ошибок, приятность в использовании.
Исследования по оценке учебного гипертекста показали, что использование информационных материалов с визуализацией архитектуры гипертекстовой системы помогает в создании более эффективных компьютерных учебных курсов.
Действительно гипертекст имеет огромную гибкость за счет того, что компьютер находит информацию для пользователя. Однако, пригодность компьютерной системы - это комбинация ее практической и социальной приемлемости.
Потенциальной социальной проблемой настоящего времени является преодоление эффекта непоследовательности. Люди нашей культуры привыкли читать текст в линейном порядке. Поэтому студенты ожидают, что, давая задания, их попросят прочитать текст с указанием конкретных страниц. Но когда студенты работают с гипертекстовым курсом, нельзя дать задание в такой форме. В результате может сложиться ситуация, что во время работы студент мог не заметить какую-то ссылку и не прочитать очень важный материал.
Еще одна проблема заключается в том, что студенты не знают в какой последовательности им необходимо читать материал и как долго они должны его читать. Во время чтения студенты могут уйти в сторону к несущественному материалу, , ,
. , , навигации по гиперсистеме.
В данной статье на основе анализа гиперсистем с точки зрения пользователя предлагается использовать гиперграфовые модели с целью полноценного представления структуры сети гипертекстовой системы и решения, указанных выше проблем.
2. Особенности гипертекстовых систем. Иссле дования, которые проводились в области создания и использования гипертекстовых систем, указывают на следующие особенности таких систем [1]:
2.1. , то можно сказать, что автор традиционного текста устанавливает однозначную после-