Образовательные инициативы Intel и Microsoft
в российском образовании
Intel в Марий Эл
Гусакова Татьяна Михайловна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Постоянное совершенствование программ повышения квалификации педагогических работников - актуальная задача, решению которой способствует привлечение в систему повышения квалификации программ профессионального развития учителей, разработанных ведущими компаниями в области информационных технологий. В статье рассматривается реализация программы Intel «Обучение для будущего» в Республике Марий Эл.
Повышение технической оснащенности образовательных учреждений, бесспорно, является положительным фактором развития современной информационно-образовательной среды школы, но тем не менее порождает серьезную проблему: неготовность педагогических работников использовать все возможности среды для повышения качества образования, требование нового уровня компетенций педагогических работников.
Целенаправленное повышение квалификации педагогических работников Республики Марий Эл в области ИКТ началось в 2003 году с открытием образовательного центра при Марийском государственном университете, который сейчас называется Марийский региональный центр информатизации образования (далее МРЦИО). В центре обучение ведется с использованием многих программ и проектов, однако особое место занимает программа Intel «Обучение для будущего», ведущая идея которой «эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке».
Программа пришла в республику в 2005 году, но полномасштабная реализация программы началась в 2007 году в рамках проекта «Информатизация системы образования» (далее ИСО). Именно при реализации проекта ИСО в республике впервые была применена сетевая модель повышения квалификации, созданы учебные площадки в районах республики на базе школ и управлений образования, заработала система тьюторства.
Учебные площадки географически покрывают все территорию республики. Это позволило «приблизить» курсы повышения квалификации работников образования в области ИКТ к муниципальным системам образования и сделать доступными эти курсы для отдаленных районов республики.
Модель «учебная площадка» предназначена для обучения на базе школ. Условия работы «учебной площадки»: наличие в школе компьютерного класса (минимум 10 рабочих станций + рабочее место учителя, проектор, локальная сеть, выход в Интернет); наличие в школе тьютора, чаще всего учителя информатики, прошедшего тьюторские курсы; высокая мотивация администрации и учителей на использование ИКТ в образовательном процессе.
Процесс формирования и совершенствования содержания УМК -непрерывный, поэтому традиционная организация работы преподавателей была заменена работой на принципах работы команды. Каждый член команды выполняет свои конкретные задачи, реализуя при этом принципы педагогики
Образовательные инициативы Intel и Microsoft в российском образовании
305
сотрудничества, ориентированной на слушателей. Из числа преподавателей учебных площадок были назначены консультанты по каждому учебному модулю программ, которые совместно с методистами центра могли и продолжают оказывать необходимую и оперативную методическую поддержку педагогов. Именно так проходила работа по включению модулей программы Intel «Обучение для будущего» в программы ИСО.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей учебных площадок осуществляется в рамках постоянно действующего методологического семинара. Семинары направлены на то, чтобы помочь преподавателям и методистам наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и стремление к самосовершенствованию в процессе деятельности в целях повышения эффективности реализации учебных программ.
Реализация проекта ИСО помогла нам в построении системы подготовки тьюторов системы повышения квалификации республики, которая сегодня успешно реализуется не только в области ИКТ. Одним из основных этапов при подготовке тьюторов являются научные исследования в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: обобщение собственного опыта педагогов в применении ИКТ, в частности, обязательная публикациях тьюторов на Всероссийской научно-практической конференции «Применение ИКТ в образовании» (ИТО-Марий Эл), которая ежегодно проводится в конце учебного года.
Ярким инструментом подготовки тьютора является проведение мероприятий, позволяющих осуществить погружение в конкретную проблему, например, в рамках летней школы или тренинга. При поддержке Intel в 2008 году прошла Летняя школа «Учимся с Google», в 2009 году тренинг «Программа Intel "Обучение для будущего" в российском образовании: компетентностный подход».
Однако сложность 10-й версии основного курса Intel «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» (V 10.0) не позволяла в полном объеме использовать возможности учебных площадок для проведения повышения квалификации. Не все тьюторы могли реализовать и программу основного курса Intel в очно-дистанционной форме (Teach Essential Online, TEO). Расширение программы за счет курса для руководителей «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» и курса для начинающих «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века» позволило вернуть в программу всех тьюторов и привлечь новых. Тренинг для них по новым программам прошел с использованием сетевой среды Опенкласс в педагогическом сообществе учителей республики.
2010 год внес коррективы в реализацию программы Intel «Обучение для будущего» - возможность включения региональных курсов повышения квалификации, отвечающих основной идее программы. В республике появилась возможность вернуться к такой важной категории, как школьные библиотекари. Программа для их обучения была разработана специалистами МРЦИО в рамках проекта ИСО, издано методическое пособие «Информационные технологии в деятельности школьного библиотекаря».
Однако, анализируя заявки образовательных учреждений, следует отметить, что необходимо включение других целевых групп системы образования для обучения в области ИКТ:
- социальные педагоги;
- работники дошкольных учреждений;
- педагоги дополнительного образования;
- работники специальных (коррекционных) учреждений;
- логопеды;
- педагогические работники учреждений здравоохранения для детей с длительным пребыванием (санаторные школы-интернаты, медицинские центры и т. п.);
- педагогические работники учреждений среднего и высшего профессионального образования.
МРЦИО были разработаны более 20 программ повышения квалификации для различных категорий работников образования.
Таким образом, программа Intel «Обучение для будущего» послужила толчком к расширению спектра программ и категорий слушателей курсов повышения квалификации в области ИКТ. Как пролонгированный результат программы, это разработка и внедрение в систему повышения квалификации современных средств коммуникации, что предполагает построение и апробацию соответствующей
306
ИТО Марий Эл -2010
модели, состоящей из целей (непрерывное образование), содержания (дистанционная образовательная технология), взаимосвязанных и последовательных этапов учебной деятельности, организационных форм, методов и средств обучения. Модель системы строится и реализуется с учетом того, что, с одной стороны, она сама представляет собой сложную систему, с другой стороны, является компонентом более широких систем, в том числе такой значимой системы, как информатизация образования.
Организация самостоятельной работы студентов
как части рабочей программы средствами метода проектов,
рассматриваемого в курсе Intel «Обучение для будущего»
Коновалова Татьяна Васильевна ([email protected]), Семенова Дина Алексеевна ([email protected])
ГОУВПО «(Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к организации самостоятельной работы студентов с помощью проектного метода обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Анализируется деятельность преподавателя по управлению самостоятельной работы традиционными методами и методами, предложенными в курсе Intel.
Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. Кроме того, специфика обучения в вузе, в отличие от обучения в школе, состоит в том, что в вузе решающее значение приобретает самостоятельная работа как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса. Внутренняя установка студента на самостоятельную работу делает его учебную и научную деятельность целеустремленным, активным и творческим процессом, насыщенным личностным смыслом обязательных достижений. Студент, пользуясь программой, основной и дополнительной литературой, сам организует процесс познания. В этой ситуации преподаватель лишь опосредованно управляет его деятельностью.
Справедливо отводя самостоятельной работе (индивидуальной или в группе) много времени в учебном процессе, следует обозначить проблемы в ее организации. Учитель (преподаватель), как правило, - это носитель «застывшего» знания, собрания фактов, переданного образованию наукой. Он не всегда умеет научить технике самостоятельного приобретения нового знания.
Программа Intel «Обучение для будущего», разработанная американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org), может рассматриваться как один из подходов, способов, помогающих организовать самостоятельную деятельность студентов по изучению курса.
Курс ставит целью подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий.
Программа «Обучение для будущего» в России синтезирует преимущества проектно-исследова-тельского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся.
Курс состоит из 10 модулей аудиторных занятий (40 часов). Учителя, осваивая в процессе обучения некоторые педагогические технологии (проектную методику, организацию самостоятельных исследований школьников, работу по формулированию вопросов, «критериальный» подход к оценке уровня получаемых учащимися знаний), учатся организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал значительному повышению качества обучения. Курс Intel призван помочь обеим сторонам образовательного процесса выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество. По завершении курса слушатель должен разработать индивидуальный учебный проект по тематике преподаваемой дисциплины, на практике освоив проектно-исследовательский метод.
Учебный проект представляет собой организованную форму работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Проект можно рассматривать как совместную учебно-познава -тельную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую