Научная статья на тему 'Интегрирующие формы изучения инфраструктуры в школьной и вузовской географии России'

Интегрирующие формы изучения инфраструктуры в школьной и вузовской географии России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрирующие формы изучения инфраструктуры в школьной и вузовской географии России»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ И ВУЗОВСКОЙ ГЕОГ1

--^--1--,

Тверского государственного университета

географии

Популярное междисциплинарное и международное понятие инфраструктура пока не имеет общепризнанного определения. Вероятно, это одна из причин отсутствия данного комплексного географического понятия в учебном стандарте. В школьных учебниках географии России даются понятия инфраструктуры и ее функций, инфраструктурных связей и комплекса (см.: География // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под

М.Н. Лазутовой. М., 1998. С. 164 -194). Последний изучается как о&ин из важнейших межотраслевых комплексов только по учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова (см.: Ром В.Я., Дро-нов В.П. География России. Население и хозяйство. М., 1997). В вузовской географии формируется система понятий территориальной организации инфраструктуры (отрасли, предприятия и учреждения, сети, территориальные системы/комплексы, связи, морфология, территориальная структура, районы, центры, коридоры). Сложились разные, в том числе интегрирую-

форм

ред. B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, ной инфраструктуры (см. таблицу).

Формы изучения инфраструктурной тематики в школьной и вузовской социально-экономической географии России

Разделы (темы) школьной географии Формы изучения инфраструктуры Учебные предметы (разделы, темы) вузовской географии

1 2 3

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география: инфраструктурный комплекс*

Хозяйство России. Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт. Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Транспортные узлы

Общий обзор России; хозяйство. Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география: инфраструктурный комплекс*

Отраслевая тема (аспект) региональной географии, в том числе географии своей местности

Отраслевые темы (аспекты) региональной географии, в том числе географии своей местности

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

Хозяйственные функции и состав производственной инфраструктуры Функции и состав социальной инфраструктуры

Отдельные отраслевые направления изучения производственной инфраструктуры

Изучение комплекса услуг населению

Изучение инфраструктурного

ком пл екса

Комплексное изучение территориальной инфраструктуры* ^сочетаний транзитных и местных сетей инфраструктуры конкретных стран, регионов)

Изучение отдельных видов инфраструктурной деятельности -строительной, рекреационной и пр.

Изучение конкретных инфраструктурных объектов (предприятий и учреждений, коммуникаций и др.)

Экономическая и социальная география России. Народное хозяйство России: структурно-территориальные особенности

Отраслевые разделы экономической географии России: география транспорта, энергетики, водного хозяйства, строительства

Отраслевые разделы социально-экономической географии Рос-сии — география сферы обслуживания, или социальной инфраструктуры; рекреационная география (рекреационная сфера)

Отраслевой раздел (тема) региональной географии, в том числе географии своей местности

Отраслевые разделы (темы) региональной социально-экономической географии, в том числе географии своей местности

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

О С.И. Яковлева, 2002

№ 2/3, 2002

Окончание

1

2

З

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

Изучение инфраструктурных «коридоров» * *

Изучение территориальных функций инфраструктуры**

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

Региональная социально-экономическая география, в том числе география своей местности

*При использовании в качестве базового учебника: Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. М., 1997.

** Интегрирующие формы изучения территориальной инфраструктуры

Важно подчеркнуть, что изучение ин- нии условий для обеспечения жизнедея-

фраструктуры начинается с функцио- тельности людей и жизнеспособности

налъного определения (см.: Яковлева С.И. экономики, поддержания экологическо-

Инфраструктура в системе территориаль- го равновесия, сохранения, воспроизвод-

нои организации старопромышленных районов России: Моногр. Тверь, 2000; Она же. Функциональное определение инфраструктуры в региональных науках // Регионология. 2002. № 37/38. С. 256— 260). Через описание ее функций удается наиболее полно раскрыть сущность

ства и развития культуры, т.е. условии комплексного социально-экономического и эколого-культурного развития территории (страны, региона). Инфраструктурная обусловленность расселения, процессов территориального перераспределения населения, формирования карка-

инфраструктуры. Обычно указываются сов территории, экономического райони-

хозяйственные и социальные функции, или социально-экономические функции

рования и других аспектов территориального развития страны (региона) и его

инфраструктуры в территориальном компонентов (населения, хозяйства, при-

развитии конкретной страны, региона. Социально-экономическая роль (и фун-

родопользования, культуры) может быть названа пространственной ролью инф-

кции) инфраструктуры состоит в созда- раструктуры со следующими функция-

г

2

О*

и

а

о.

-Є-

х

а

*

я

-©•

5

'X

и

г

*

о

X

0 *

1

о

X

£

сз

а —*

о

О

Обслуживание хозяйственного

оборота

Распределение и обмен материальных благ

Оказание потребительских услуг (обслуживание и удовлетворение потребительского спроса населения)

Охрана здоровья людей

Охрана и оздоровление окружающей среды

Формирование общественного сознания и научного _______мировоззрения_________

Информационно-консультативное обслуживание и обеспечение научной деятельности

Управление и производство

деловых услуг

Охрана общественного порядка, объектов продукции, имущества, обеспечение деятельности вооруженных сил и военных действий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

о*

о

ез

г

си

о

5

3

си

н

я

о

я

£

4/

гД

ю

О

о

2

X

&

о.

Б

а

-©•

ж

5

«Размещен-

ческая»

Дифферен-

цирующая

Коммуника-

ционная

Интегриру-

ющая

Процессу-

альная

Морфоло-

гическая

Управлен-

ческая

4

О.

а.

н

и

сз

а.

х

X

X

X

я

X

X

«е-

о

2

X

X

о

00

н

и

X

сз

а

н

о

о

а.

С

Рис. 1. Система ролевых (территориальных) функций инфраструктуры в социально-экономическом и пространственном развитии регионов

В88Й88888ЯЙ8Я8& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ми: «размещенческой», дифференцирующей, коммуникационной, интегрирующей, процессуальной, морфологической и управленческой. Система территориальных (социально-экономических и пространственных) функций инфраструктуры показана на рис. 1.

Функциональный подход в сочетании с типологическим и картографическим исследованием позволяет получать емкий и наглядный образ не только территориальной инфраструктуры, но и пространственной структуры самого региона, страны. На рис. 2 графическая транс-

Транспортный каркас и инфраструктурные

межстоличного

области

формация общегеографической карты Тверской области демонстрирует рисунок каркаса территории (железные дороги + города), транспортный каркас и транзитные инфраструктурные коридоры, пересекающие межстоличный транзитный регион. Коридор Москва - Санкт-Петербург является главным коридором развития Тверской области. На рис. 3 типология наглядно характеризует значительную дифференциацию администра-

тивных районов области по инфраструктурной оснащенности, а значит, и очень контрастные условия территориального развития данного региона. Эти рисунки автор использует в практике преподавания курса «География Тверской области» в университете и институте усовершенствования учителей.

1-й тип представлен районами с высокоразвитой инфраструктурой. В транспортной инфраструктуре - магист-

*

Восьегонск

Сандово

Лосмоо

Молоково (

Красный Холм

Удом ля

Бологое

Сонково

Бежецк

Максатиха

Втішний

Волочек

Фирово

Слирово

Кашин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рамошки

Лихославль

Каляэин

Осташков

Кувшиново

Торжок

Поно

Селижарооо

Андреалоль

Конаково

Торолец

Старица

Ржев

Западная Двина

Нелидово Оленино

Зубцов

Жарковский\'/ Болый

Рис. 3. Типы административных районов Тверской области по

инфраструктурной оснащенности

Условные обозначения:

1-Й

2-й

3-й

4-й

5-й

ральные транспортные (железные доро-

2-й тип составляют районы с разви-

нефтепрово- той инфраструктурой. В транспортной ;ы), энергетические (ЛЭП высокого на- инфраструктуре - сочетания транзитных

пряжения) и информационные коммуникации в сочетании с густой сетью местных автодорог и водными путями. Развиты инфраструктура ведущих отраслей хозяйства, финансовая инфраструктура

железных дорог и автомагистралеи с подъездными и прочими местными автодорогами. Развиты инфраструктура ведущих отраслей хозяйства, межрайонные строительные базы. В районах развита

финансовые социальная инфраструктура, в ряде рай-учреждения). Созданы межрайонные онов формируется рекреационная, строительные базы. В районах развита 3-й тип представлен районами со социальная инфраструктура, формирует- среднеразвитой инфраструктурой. В ся рекреационная. транспортной инфраструктуре - соче-

г$88888Й888888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тания транзитных и/или местных железных дорог и автомагистралей с сетью местных автодорог, в ряде районов — и водных путей. Модернизиру-

автомагистралеи

районы проходяї и нефтепроводы

высокого напряжения. В Удомельском районе расположена АЭС. В производственной инфраструктуре преобладают сельскохозяйственная, промышленная и лесохозяйственная. Межрайонных строительных баз нет. Социальная инфраструктура развита плохо.

5-й тип составляют районы с неразвитой инфраструктурой. В транспорт-

добычей минерально-строительного ной инфраструктуре - редкая сеть местных автодорог. В производственной преобладает лесохозяйственная и/или

ется существующая и формируется современная рекреационная инфраструктура (отдыха и туризма, бальнеологическая). Оснащенность экономики основными фондами - на среднем уровне с преобладанием промышленной и сельскохозяйственной. Строительные базы не созданы (или представлены

сырья). Социальная инфраструктура развита недостаточно.

4-й тип районов имеет слаборазвитую инфраструктуру. В транспортной инфраструктуре - сочетания транзитных уровень рг и/или местных железнодорожных линий, структуры.

сельскохозяйственная. Межрайонных строительных баз нет. В районах низкий уровень развития социальной инфра-

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ УДЕ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНТЕГРАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. В. Ульянова, аспирант кафедры методики преподавания математики

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

Термином интеграция

(лат

tntegratio — восстановление, восполне ние, от integer — целый) обозначают со

Наиболее широкое распространение теория УДЕ получила в работах методи-ста-математика П.М. Эрдниева. Однако,

стояние связанности отдельных диффе- как показывает анализ научной литера-ренцированных частей в целое, а также туры, сама идея укрупнения существует процесс, ведущий к такому состоянию, или, другими словами, процесс сближе-

диффере

уже достаточно давно, она развивается как часть фундаментальной философской проблемы целостности (проблемы

ванных частей. Данный термин лежит в соотношений части и целого), поставлен-основе содержания таких понятий, как ной еще античной наукой. Наряду с фи-интегрированные курсы, интеграция методов, приемов, интеграция образо-

лософией различные аспекты этой идеи

вания и Tj

нашли отражение и в других научных областях, например в дидактике, где они Последнее понятие в научной лите- проявлялись главным образом в направлении укрупнения знаний через усиление их обобщения и систематизации, а так-

ратуре не определяется однозначно. Тем не менее в настоящее время можно выделить несколько основных направлений исследования проблем, касающихся, в частности, интеграции математического образования, одно из которых связано с теорией укрупнения дидактических единиц (УДЕ).

же формирования у учащихся качества их системности. В психологии такое же дидактическое направление поддерживал, в частности, Д.Б. Эльконин, отмечавший, что усвоение большого количества информации за одну и ту же единицу вре-

© И.В. Ульянова, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.