привычная последовательность и систематичность деятельности; правильное чередование труда и отдыха. Все эти факторы влияют на вид мотивации студентов. Устойчивая мотивация студентов на самостоятельную работу прогнозирует успешность дальнейшей профессиональной деятельности, что требует от преподавателя учета ряда аспектов, активизирующих, активность ее выполнения. Во-первых, это полезность выполняемой работы; во-вторых, это творческий характер деятельности; в-третьих, это применение активных методов; в-четвертых, использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
Выводы. Таким образом, эффективность самостоятельной работы обусловлена методикой ее организации, особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальными свойствами студентов, сформированностью информационной культуры. Отметим, что технологическое и методическое обеспечение при организации самостоятельной работы студентов университета играет важную роль на качество обучения. Технологические системы и программные продукты, обеспечивают своевременной анализ, обработку и передачу актуальной информации при взаимодействии студентов и преподавателя. Это взаимодействие должно быть жестко регламентировано [2], что требует четкой синхронизации самостоятельной работы по срокам выполнения, по объему и содержанию, по качеству полученного учебного продукта. Основная доля работы по синхронизации деятельности студентов в соответствии с календарным планом освоения учебной дисциплины отводится преподавателя. В результате эффективность внедрения педагогических инноваций напрямую зависит от осознания как преподавателями, так и студентами необходимости нововведений и, как следствие, готовности пользоваться новыми технологиями [5]. В ходе опроса студентов было выявлено, что наибольшие трудности при выполнении самостоятельной работы возникают на подготовительном этапе 67%, когда происходит конкретизация формулировки учебного задания. Около трети студентов отмечают, что первоначальная формулировка учебного задания, вынесенного на самостоятельное выполнение, им не понятна и практически всегда требует устного пояснения. Больше половины студентов признают, что, если сроком выполнения учебного задания является конец семестра, то к выполнению данного задания они приступят ближе к окончанию сроков сдачи, что приводит к снижению качества выполнения задания из-за необъективной оценки его сложности и объема. Соответственно процедура синхронизации и регламентации выполнения учебных заданий самостоятельно является обязательной и требует соблюдения принципов открытости и доступности, чему способствует открытая электронно-образовательная среда университета, а эффективность самостоятельной работы достигается при сформированности информационной культуры обучающихся за счет органичного включения студентов в социально-технологическую деятельность в ходе учебного процесса.
Литература:
1. Бугаева А.Л., Руднева Т.И Средства формирования методической компетентности преподавателя // Среднее профессиональное образование. 2012. № 7. С. 40-42
2. Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. 3-е изд. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 1999. 289 с.
3. Вохрышева М.Г. Рациональный синтез рационального знания // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 120-122.
4. Никулина И.В. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1.2 (82). С. 192-195.
5. Стрекалова Н.Б. Самостоятельная работа студентов в контексте управленческой триады // Информатика и образование. 2014. № 4 (253). С. 34-36.
6. Соловова Н.В., Калмыкова О.Ю. Организация и управление самостоятельной работой студентов в рамках ФГОС ВПО // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 1. С. 87-91.
7. Санько А.М. Факторы эффективности самостоятельной работы студентов// Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сборник научных статей / под редакцией Т.И. Рудневой. Самара: Издательство: Институт анализа экономики города и региона, 2014. С. 80-85.
Педагогика
УДК:373
кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей интегрированного урока в развитии познавательного интереса младших школьников к русскому языку.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития познавательного интереса младших школьников к русскому языку. Охарактеризован потенциал интегрированного урока в начальной школе. Выявлены возможности интегрированного урока в развитии познавательного интереса младших школьников.
Ключевые слова: познавательный интерес, интегрированный урок, развитие познавательного интереса младших школьников.
Annotation. This study is devoted to the study of the possibilities of an integrated lesson in the development of cognitive interest of younger students to the Russian language. On the basis of the study and analysis of psychological and pedagogical literature revealed the essence of the development of cognitive interest of younger students to the Russian language. The potential of the integrated lesson in primary school is characterized. The possibilities of integrated lesson in the development of cognitive interest of younger students.
Keywords: cognitive interest, integrated lesson, development of cognitive interest of younger students.
Введение. За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.
В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся.
Уроки, проведённые в одной и той же форме, утомляют учащихся. Однообразие уроков и для ученика, и для учителя снижает результативность учебной деятельности. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, желание к постоянному получению знаний - вот задача учителя [1].
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности [3].
Поскольку традиционные способы обучения не всегда могут обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию.
Изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы и другие формы уроков - их занимательные разновидности, создавая в итоге нетрадиционные уроки.
Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности.
Таким образом, учителю нельзя руководствоваться только формальными требованиями к уроку. Для совершенствования своей методической деятельности учителю нужно знать структуру и особенности интегрированных уроков русского языка в системе развивающего обучения.
Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у младших школьников и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса в общеобразовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей интегрированных уроков для развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование интегрированным урокам в начальной школе как средству развития познавательного интереса к русскому языку.
Изложение основного материала статьи. В последнее время многие младшие школьники теряют интерес к изучению русского языка, заметно снизилась грамотность, качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится особенно актуальной. Всё чаще можно встретить учащихся, у которых небогатый словарный запас, они не могут подобрать соответствующие слова для передачи своей мысли и затрудняются грамотно изложить полученную информацию. Дети с раннего детства должны изучать свой родной язык. И особое внимание этому необходимо уделять в начальной школе. Знания по русскому языку, которые учащиеся получат в начальной школе, дадут им ключ к познанию, к образованности, к развитию интеллекта, обеспечат формирование мировоззрения. Дадут почву для развития абстрактного мышления учащихся и теоретической базы для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников, обеспечит хорошее усвоение знаний в будущем [4].
Для повышения и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно стимулировать. В школьный период жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем в мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний, где главную роль можно отвести интегрированному уроку, представляющему собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве. Он сможет решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка [7].
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие. Это неустойчивый, ситуативный интерес [11].
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае учащийся обычно активен на уроке, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие [10].
Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для их решения, концентрация внимания во время деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особое внимания заслуживает систематическое использование интегрированных уроков русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, снижает стрессогенный фактор при проверке уровня развития, позволяет детям с повышенной тревожностью в полной мере продемонстрировать свои знания и умения [10].
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы [6].
Особенности интегрированных уроков:
— предметом изучения и анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, материал таких уроков демонстрирует единство процессов в окружающем мире, позволяет обучающимся видеть взаимосвязь разных наук;
— содержание интегрированных уроков включает в себя не только основной изучаемый материал из разных дисциплин, но и новое содержание, которое создается на основе осмысления и обобщения этого материала обучающимися;
— конечной целью интегрированного урока является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на практике, в ходе чего происходит осмысление целостности окружающего мира, формируются творческие способности обучающихся [9].
Первым шагом в подготовке интегрированного урока является анализ и сопоставление материалов программы, календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выявления тем, которые близки по содержанию или цели применения.
Интегрированный урок более эффективен в начале изучения раздела, вследствии чего на последующих разделах уроках по каждой дисциплине будет проведена углубленная проработка содержания учебного материала, а также в конце изучения раздела с целью обобщения и интеграции с другими областями знания [5].
Интегрировать на уроке можно любые составляющие педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Интегрированные уроки могут объединяться по содержанию самых разных дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одной из них. При этом объектом интеграции содержания могут являться:
— общие понятия;
— общие идеи;
— проблемы различных дисциплин;
— обобщенные способы действий;
— приемы, имеющие обобщенный характер [5].
Эти составляющие из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг которых собирается и приводится в новую систему учебный материал. Методика и технология проведения урока зависит от системообразующего фактора, который является главным в организации интегрированного урока.
Способы структурирования интегрированного урока могут быть разными:
— можно составить интегрированный урок из мини-уроков, построенных на материале других образовательных областей;
— можно сделать целостный урок с единой методической структурой;
— можно построить интегрированный урок как серию модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки [2].
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются разделы знаний двух-трех различных предметов, поэтому очень важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разные виды деятельности в ходе урока. При планировании нужно четко определить оптимальную нагрузку по различным видам деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется четкая координация действий [11].
Длительность интегрированного урока тоже может быть разной. Чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, должен соответствовать понятийно-терминологической системе и методу познания. Все виды деятельности на уроке не должны превышать лимит учебной нагрузки. Учащиеся и так получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить переутомляемости.
На интегрированном уроке можно расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить знания, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Структура интегрированных уроков требует особой четкости и ясности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных технологий и способов организации изучения учебного материала [2].
На сегодняшний день существуют различные способы, помогающие учащимся изучать русский язык, но не все способы могут заинтересовать, развить любопытство и творческий интерес к изучению русского языка. Интегрированный урок поможет в развитии творческого интереса младших школьников к русскому языку. При изучении данного предмета будет проявляться самостоятельность, творчество, смекалка, а также появится потребность в самовыражении. В рамках самостоятельной деятельности учащиеся осваивают работу на уроке в группе, где они могут обсуждать проблему или делать выводы со своими одноклассниками. Творческий интерес поможет учащимся проверить свои знания, которые они получили на предыдущих
уроках русского языка, проявить инициативу и первым ответить на вопрос учителя, а также появится интерес к изучению русского языка [7].
Урок русского языка с применением интеграции помогает учащимся развивать интерес к изучаемому предмету, развивается творческое воображение при ответе на вопросы, а также у учащихся появится сосредоточенность на уроке и желание изучать данный предмет.
Изучая русский язык, учащиеся развивают любознательность к данному предмету. Развитие любознательности приводит к стремлению и желанию учить русский язык, а также находить новые знания по заданию, который дал учитель. Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, не просто пользуясь информацией из учебника, но и пытаются найти ответы в дополнительной литературе. На стадии любознательности учащихся можно легко удивить, появляется радость в изучении предмета, и в этом нам помогут интегрированные уроки [8].
Интегрированные уроки русского языка развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей. Они в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы [9].
Форма проведения интегрированных уроков всегда нестандартна и увлекательна. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о результативности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Именно на таком уроке младший школьник чувствует себя более комфортно при изучении русского языка. Учащиеся, у которых хорошо развита любознательность, всегда находятся в поисковой деятельности. Поиск дополнительной информации поможет правильно выполнить задания на уроке, ответить на вопросы учителя. Поиск знаний приводит к сосредоточенности, к правильному выполнению задания, развитию интереса к изучению русского языка.
Единство мира во всех его проявлениях, разностороннее развитие личности, формирование ее творческих способностей говорит о необходимости использования интегрированных уроков в обучении русскому языку. Поскольку на интегрированных уроках рассматриваются разнообразные междисциплинарные темы, расширяющие рамки действующих программ и учебников, то следует отметить, что при проведении интегрированного урока происходит формирование творческих способностей и развитие познавательного интереса обучающихся за счет систематизации знаний и создания единого целостного представления об изучаемом объекте из содержания разных областей знания.
Выводы. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы можно утверждать, что познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательного интереса младших школьников - одна из важнейших задач современной школы.
Развитие познавательного интереса имеет огромное значение для младшего школьного возраста, так как:
—познавательный интерес пробуждает к изучению русского языка;
— развитие познавательного интереса необходимо для развития сосредоточенности, воображения и творческого интереса.
Одним из важнейших путей формирования познавательного интереса младших школьников является проведение интегрированных уроков.
Интегрированные уроки в начальной школе являются важным средством обучения, так как они формируют у школьников устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние на школьников, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания. Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Такие уроки снимают напряжение, с их помощью оживляется мышление, повышается интерес к занятиям в целом.
Интегрированные уроки в начальной школе являются средством развития познавательного интереса к русскому языку, содержат различные возможности в обучении:
—активизируют познавательные процессы (мышление, память, воображение);
—повышают интерес и развивают сосредоточенность младших школьников на уроках русского языка;
—развивают воображение при ответе на различные вопросы учителя;
—развивают любознательность к изучению русского языка.
Таким образом, интегрированные уроки будут являться средством развития познавательного интереса младших школьников, так как у обучающихся появляется любопытство к изучению русского языка, влияют на любознательность и развивают творческий интерес.
Использование интегрированных уроков позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Интересные задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует познавательный интерес учащихся.
Литература:
1. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.Н. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
2. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст] / М.И. Балагурова. — М.: Просвещение, 2006. — 3 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. —Спб.: Союз, 1991. — 94 с.
4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Красанд, 2010. — 216 с.
5. Лялина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам. // Нач. школа. —1995. - №11.—С. 21—25.
6. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / Е.Ю. Сухаревская. — Ростов н/Д.: РПИ, 2007. — 165 с.
7. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова — М.: Просвещение 1976. — С. 9 —18.
8. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах / Н.Н. Ушаков. — М.: Просвещение, 1986. — 83 с.
9. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку / Н.Н.Ушаков, Г.И. Суворова. — М.: Просвещение, 1985. —173 с.
10. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2001. — С. 142
11. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2006. —384 с.
Педагогика
УДК 377
доктор педагогических наук, профессор кафедры
«Педагогика, психология, право, история и философия» Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет
имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Элиетта Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Щадринск)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Тема девиантного поведения, рассматриваемая в данной статье, не характеризуется принципиальной новизной, однако в данный исторический момент, столь ответственный для нашего социума, ее изучение становится еще более актуальным. В контексте данного исследования проведены обзор и анализ девиантного поведения в рамках образовательного процесса среднеспециального учебного заведения, с чем связано использование понятия «воспитательно-профилактическая работа». Данная деятельность трактуется автором как целенаправленный контролируемый процесс взаимного духовного обогащения педагогов и учащихся, направленный на социализацию личности через превенцию и элиминацию негативных факторов, обусловливающих девиантность ее поведения. Выделены принципы, лежащие в основе профилактической деятельности в среднеспециальном учебном заведении.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая работа, социальная норма, среднеспециальные учебные заведения.
Annоtation. The theme of deviant behavior, considered in this article, is not characterized by fundamental novelty, but at this historical moment, so responsible for our society, its study becomes even more relevant. In the context of this study, the review and analysis of deviant behavior in the educational process of secondary educational institutions, which is associated with the use of the concept of "educational and preventive work". This activity is interpreted by the author as a purposeful controlled process of mutual spiritual enrichment of teachers and students, aimed at the socialization of the individual through the prevention and elimination of negative factors that determine the deviance of her behavior. The principles underlying the preventive activity in the secondary specialized educational institution are highlighted.
Keywords: deviant behavior, preventive work, social norm, secondary specialized educational institutions.
Введение. Изменения в социальной и экономической сферах, имеющие место в последние несколько десятилетий, оказали влияние на самые разные аспекты жизни россиян. Наряду с положительными преобразованиями, способствующими совершенствованию личности в различных областях, в социуме наблюдается интенсификация таких отрицательных факторов, как социальное расслоение, отсутствие работы у представителей трудоспособного населения, игнорирование духовных благ при повышенном внимании к ценностям материального характера, вследствие чего усилилась социальная растерянность молодежи и снизился возраст преступности. В настоящее время описанная ситуация связана с отсутствием национальной идеи и четких критериев правильного поведения в обществе, а также со склонностью молодых людей к асоциальному образу жизни (не в последнюю очередь «благодаря» воздействию СМИ). Таким образом, весьма перспективным направлением можно считать проведение воспитательных бесед с учащимися школ, защиту их гражданских прав, а также подготовку к данной деятельности учителей, родителей и руководителей образовательных учреждений.
Особую роль в области предотвращения правонарушений играет знание психологического и педагогического характера, основанное на изучении сущности и причин девиантного поведения (далее -ДП), а также средств и способов воспитания. Различным аспектам воспитательного процесса (теоретическим, методологическим и т.д.) посвящены труды классиков отечественной педагогики: Надежды Константиновны Крупской, Антона Семёновича Макаренко, Константина Дмитриевича Ушинского и других.
Изложение основного материала статьи. Проблемы социального воспитания стали объектом пристального исследования в раннесоветский период (1920-е - 30-е годы) в связи с неудовлетворительным социальным положением несовершеннолетних граждан (огромным количеством беспризорных и сирот) и увеличением количества незаконных деяний среди молодежи. Например, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий рассматривают основные теоретические аспекты социального воспитания, а О.С. Газман и Л.И. Новикова уделяют внимание национальной специфике воспитания, позиционируя учебное заведение в качестве основного источника социального воспитания детей [2, 3].
С 1980-х годов социальные, психологические и педагогические вопросы, связанные с работой воспитательно-профилактического типа, разрабатывались в рамках исследований, посвященных профилактике ДП учащихся школ и повышению уровня их правовой грамотности.
По мнению большинства социологов, психологов и педагогов-теоретиков, ключевое значение при профилактике ДП имеет проведение профилактических мероприятий в детской и подростковой среде. Это связано с тем, что в данном возрасте происходит формирование человеческой личности, ее склонностей,